Использование методов проблемного обучения на уроках технологии
учебно-методический материал по технологии на тему

Проблемное обучение – один из методов развития у учащихся самостоятельного творческого мышления. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель создает определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metodov_problemnogo_izucheniya.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов проблемного обучения

на уроках технологии

Проблемное обучение – один из методов развития у учащихся самостоятельного творческого мышления. Постановкой проблем, проблемных вопросов или проблемных ситуаций учитель создает определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия. Проблемные уроки актуальны, так как способствуют активизации познавательного потенциала обучения, обеспечивают самостоятельную поисковую деятельность и высокий познавательный уровень, личностную включенность всех участников в процесс обучения, его практическую направленность. Учебный предмет технология в силу своей практической направленности в полной мере способствует достижению главных целей проблемного обучения:

* развитию мышления и способностей учащихся, творческих умений;

* усвоению учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

* воспитанию активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

* развитию профессионального проблемного мышления.

Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30-х гг. ХХ века в советской и зарубежной школе.

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит развитие мыслительных способностей.

        Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

        Проблемная ситуация – сложное психическое состояние, затрагивающее познавательно-эмоциональную сферу. Внешне – затруднительное положение, ясно или смутно осознаваемое учеником, побуждающее к поиску новых знаний и способов деятельности для его преодоления. Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемыми к решению, перерастает в проблему.

        Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли или проблематизированное высказывание.

        Проблемная задача – это проблема с указанием параметров условий решения. Проблемная задача отличается от проблемы тем, что в ней заведомо ограничено поле поиска решения; состоит из трех компонентов: условия, проблемного вопроса и искомого. Проблемная задача – один из самых сложных типов заданий с «открытыми ответами».

        Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов проблемного обучения на уроках химии

Большинство современных публикаций по теории  обучения  связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Высоки...

Использование методов проблемного обучения на уроках химии

Использование методов проблемного обучения на уроках химии...

Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания

Использование методов проблемного обучения на уроках обществознания в условиях нового ФГОС. Какие приемы проблемного обучения можно использовать для обучения в системе СПО нва первом курсе....

Использование методов проблемного обучения на уроках технологии

Предлагается разработка урока технологии в 8 классе "Домашняя экономика. Платье-трансформер - как решение проблемы снижения затрат на одежду". Вместе с кратким конспектом урока прилагаются: технологич...

Использование методов проблемного обучения на уроках технологии для развития интеллектуального и творческого мышления учащихся

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь ...

публикация 17.12.2018 г. мастер класс по теме«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

мастер класс по технологии по теме:«Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»...

МАСТЕР-КЛАСС учителя Шапочкина А.А. по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии»

Мастер- класс по теме «Развитие креативного мышления у учащихся 5 класса через использование метода проблемного обучения на уроках технологии». Мероприятие подготовленно и проведено н...