Выступление на заседании предметной кафедры.
статья по технологии по теме

Ловчикова Елена Борисовна

Выступление на заседании предметной кафедры по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_zasedanii_kafedry.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании кафедры 03.10 2012 .

Развитие творческих способностей на уроках технологии.

Одной из педагогических задач на сегодня является внедрение в образовательный процесс таких приемов и методов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

   Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой.

С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.

Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

    Как известно, творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства  и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

   Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность» выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

   На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся.

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;
  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;
  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, их моделирование.

Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал «зоной потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение, формирует устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализация идеи).

Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств  творческой личности», умственной активности;  смекалки и воображения; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность – это человек, овладевший подобной деятельностью.

Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста», - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. «Школа и всестороннее развитие детей»).

Что же мы предпринимаем для развития способностей учеников, для повышения их творческого потенциала?

Урочная деятельность.

В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов, рефератов об истории развития различных наук, о жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам , задачам, сочинениям, сказкам.

Плодотворно работают по развитию творческих способностей в этом направлении учителя физики, математики, биологии, географии, русского языка и литературы, истории, информатики.

Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.

    На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над выбранной заранее темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Внеурочная деятельность.

Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах – эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.

Чем же для нас привлекательна эта форма работы:

Во-первых, привлекательность участия для учеников и учителей  в менее традиционных видах деятельности, нежели урок.

Во-вторых,  ученик является активным участником педагогического процесса.

В третьих, праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и учащихся ,это творческий процесс, увлекающий как одних, так и других.

Предметные секции как одна из форм развития творческих способностей учащихся.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но самое главное, у ребенка развивается эмоциональная  сфера – его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление , а думающий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Основой моего обучения является развитие творческих способностей у учащихся на уроках технологии. Это процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Но, к сожалению, до сих пор в начальном трудовом обучении репродуктивные  методы. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно.

Бесталанных детей нет. Важно только научить их , раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

    Уроки технологии – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает учащимся  знания и умения, которые необходимы в повседневной жизни. В наш век, когда у родителей не хватает времени посидеть со своей дочерью, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей детей.

Сегодня для того, чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало, надо овладевать педагогическим мастерством, изучать психологические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при освоении учебного материала, учитывать особенности детей и т.д. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую  работу по формированию у школьников нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету.

Дифференцированный подход к учащимся предполагает наличие достаточного количества инструкционных и технологических карт, карточек-заданий, раздаточного материала, различных по степени сложности.

Продуманное оформление класса (со вкусом подобранные и ухоженные цветы, стенды с поделками), обеспеченные всем необходимым места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала – все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в кабинете служат для воспитания аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное – вызывает желание учащихся делать красивые вещи своими руками.

   В начале учебного года провожу экскурсию.  Рассказываю девочкам, чем они будут заниматься на уроках, показываю работы учеников, сообщаю, что надо подготовить для уроков.

К началу занятий  подготавливаю стенды для всех классов с изделиями, которые с учащимися предстоит выполнить в учебном году. На первом занятии в 5 классе провожу беседу о культуре поведения и общения, знакомлю с историей этикета. Стараюсь провести урок в форме диалога, выслушать мнения учащихся.

   Закрепить у школьников интерес к изучаемому материалу могут советы учителя сделать сюрприз своим близким: приготовить еду, красиво сервировать стол, подарить к празднику какую-либо изготовленную своими руками вещь. При этом учителю стоит обращать внимание на трудоемкость того или иного изделия. Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

    Тема над которой я работаю «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии».  В ней реализован принцип преемственности трудового обучения в начальной  и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей. Содержание ее в отвечает реальным возможностям учащихся. При изучении раздела «Рукоделие» использую дополнительные разделы, например: «Вязание», «Вышивка», «Аппликация», «Бисероплетение», «Лепка из теста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступления на заседании кафедры естественно-математических наук школы

Выступления на заседании кафедры естественно-математических наук школы по проблемам "Технология проведения зачетного урока по математике", "Контроль знаний учащихся на уроках математики" предст...

Выступление на заседании предметной кафедры.

Выступление на заседании предметной кафедры по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"....

Выступление на заседании школьной кафедры ЕМЦ "Уроки новой типологии - тренды в образовании"

Представлено выступление на заседании школьной кафедры естественно-математического цикла.  Выступление сопровождалось материалами, размещенными в локальной сети учреждения....

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)

В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....

Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)

В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....

"Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка" (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин)

В выступлении приведена информация о возможностях, формах использования ИКТ на уроках русского языка, результативности и целесообразности применения ИК-технологий в учебно-воспитательном процессе....

Материалы выступления на заседании кафедры физической культуры

Материалы выступления на заседании кафедры физической культуры...