Рабочая программа по трудовому обучению «Цветоводство и декоративное садоводство» 6 класс специального (коррекционного) обучения
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему

Кияткина Галина Александровна

Тип программы: программа специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений  VIII вида.

 

Статус программы: рабочая программа   учебного курса.

 

Назначение программы:

 

-          для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

 

-          для педагогических работников ГБС(К)ОУ школы - интерната г. Отрадного,  программа определяет приоритеты в содержании специального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования.

 

Категория обучающихся:  учащиеся  6 класса  ГБС(К)ОУ школы – интерната г. Отрадный.

 

Сроки освоения программы: 1 год.

 

Объем учебного времени: __267___часов.

 

 

Режим занятий:  8 часов в неделю.

 

Формы контроля:  различные виды практической работы, тесты, контрольные и самостоятельные работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovaya_programma_6_klass_.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Отрадный

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УР

Баляева Е.А._____________

«____»________2013 г.

                                «УТВЕРЖДАЮ»

                                        Директор

ГБС(К)ОУ школы – интерната

 г. Отрадный

_______________ Андреев Е.А.

«____»________2013 г.

                                                                                                                                                                                                                                             

Рабочая   программа

 по трудовому обучению

«Цветоводство и декоративное садоводство»

 6  класс

специального (коррекционного) обучения

Учитель:

Кияткина Г. А.

Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей математики и трудового обучения.

Протокол от «____»____________2013 г № __________

Руководитель  МО __________________  (__Кияткина Г.А.__)

                                                     подпись                      расшифровка  подписи

          

г. Отрадный, 2013 год

1. Паспорт рабочей программы по трудовому обучению «Цветоводство и декоративное садоводство».

Тип программы: программа специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений  VIII вида.

Статус программы: рабочая программа   учебного курса.

Назначение программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников ГБС(К)ОУ школы - интерната г. Отрадного,  программа определяет приоритеты в содержании специального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования.

Категория обучающихся:  учащиеся  6 класса  ГБС(К)ОУ школы – интерната г. Отрадный.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: __267___часов.

Режим занятий:  8 часов в неделю.

Формы контроля:  различные виды практической работы, тесты, контрольные и самостоятельные работы

2.1. Пояснительная записка

        Миссией  школы-интерната VIII вида является  обеспечение  права на получение  доступного образования  всем детям и подросткам, независимо  от степени  выраженности  дефектов  интеллектуального  развития  с 7  до 18 лет.

Рабочая программа по трудовому обучению (профиль «Цветоводство и декоративное садоводство») составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от  29.12.2001г.

  1. Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).

  1. Базисного учебного плана для специальных (коррекционных)  образовательных учреждений   VIII  вида    (приложение  к  приказу   Министерства   образования  РФ  от 10.04. 2002г.  № 29/ 2065 – п.).

  1. Учебного плана ГБС(К)ОУ школы – интерната г. Отрадный на 2013-2014 учебный год.

  1. Авторской программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида  под редакцией В.В. Воронковой  (автор Е. А. Ковалёва), Москва, изд-во ВЛАДОС, 2001г.

2.2. Обоснование выбора системы обучения и  различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы

  • Рабочая программа по трудовому обучению (профиль  «Цветоводство и декоративное садоводство») разработана  на основе  примерной авторской  программы под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки  РФ. Цель программы - успешная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда.

  • Трудовое обучение, как учебный предмет,  является одним из ведущих в системе подготовки  школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся с ОВЗ, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его  специфику: все  получаемые  учащимися  знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.

  • Логика изложения  и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта специального (коррекционного)  образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.

Цель уроков трудового обучения «Цветоводства и декоративного садоводства»: направленность на социализацию детей с ОВЗ, коррекция и  формирование знаний, умений и навыков,  ориентирующих учащихся на трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.

  • Уроки трудового обучения в 6  классе коррекционной школы VIII вида организуются как уроки усвоения теоретических знаний и практических умений.  В процессе обучения  решаются следующие задачи:
  • Развитие мыслительных операций, познавательной деятельности в целом, коррекция  речи и мышления.
  • Формирование навыков самоконтроля.
  • Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире.
  • Формирование положительных личностных качеств учеников (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
  • Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.
  • Воспитание уважения к рабочему человеку.

Программа по профилю « Цветоводство и декоративное садоводство» рассчитана на подготовку учащихся коррекционной школы VIII типа к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.

Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики  детей с ОВЗ (например, все операции, связанные с цветочными семенами).

Неизменной остаётся задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних культур, комнатных растений, научить их приёмам выращивания.

Для организации обучения школа располагает территорией, достаточной для разбивки цветников, посадки кустарников и деревьев. В самой школе под занятия отведён просторный светлый класс с приспособлениями для черенкования растений, обмолота и сортировки цветочных семян. В классе предусмотрено место для большого количества комнатных растений.

Исходя из местных условий  в 6 классе в программу  по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство»  добавлены темы из программы по профилю  «Сельскохозяйственный труд», чтобы учащиеся знали полевые культуры, выращиваемые в местных условиях и продукцию, получаемую из них.

Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на  изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности. Рабочая программа  направлена на достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства  и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования  технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения,  творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Для эффективного достижения целей  при организации уроков трудового обучения используются  вербальные методы (рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек, наглядные методы (наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов, презентаций), практические методы (упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий).

        В первые два-три года профессионального обучения первостепенное внимание уделяется правильности выполнения учащимися практических умений и технологических приемов. В последующем наращивается степень овладения трудовыми навыками и темп работы. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся выполняют изученные виды работ.

Уроки трудового обучения организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд.

Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2 - 3  учебных часа:

Теоретические занятия

Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, цветоводческих, технологических и др.).

По содержанию теоретические занятия делятся на следующие группы:

1. Изучение устройства орудий труда.

2. Первоначальное усвоение новых технологических операций.

3. Изучение производственных технологических процессов.

Комплексные практические работы

Происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.

Самостоятельные и контрольные работы

Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.

Программа содержит темы   по цветоводству и декоративному садоводству.

Межпредметная интеграция  занятий по трудовому обучению осуществляется с:

Математикой («Инвентарь для работы в цветнике (мерные инструменты)»);

Русский язык  (обогащение словарного запаса, развитие речи);

Естествознанием («Строение цветкового растения»);

Историей (история возникновения комнатных растений и т.д.);

Чтение и развитием речи  (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);

Обществоведением (основные права и обязанности рабочих, трудовая дисциплина).

Труд – профиль «Переплетено - картонажное дело» («Изготовление тары для хранения семян»).

При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.

Программа не только способствует профориентации и социальной адаптации учащихся, не только развивает их умственный и сенсомоторный потенциал и положительно влияет на личностные свойства, но и открывает учителю широкий простор для творчества, что обычно благотворно сказывается на качестве обучения.

             Программа имеет коммуникативную направленность. В связи с этим выдвигаются задачи развития речи учащихся, как средство общения  и как способа  коррекции их мыслительной деятельности.

           Содержание обучения трудовому обучению имеет и  практическую направленность: все знания учащихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Обучение в коррекционной  школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала по трудовому обучению учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

2.3. Обоснование разбивки  содержания   программы на отдельные темы, а также обоснование  выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно - тематическим планом

        

        Тематический план рабочей программы включает в себя основное содержание всех разделов курса с указанием бюджета времени на их изучение.

Логика изложения и структура курса уроков трудового обучения (профиль «Цветоводство и декоративное садоводство») в рабочей программе полностью соответствуют авторской программе.

        При планировании курса  учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество  часов  по трудовому обучению (профиль «Цветоводство и декоративное садоводство»)  в 2013-2014 учебном году  составляет – 267 ч.

         В  первой четверти  -        72 ч.

         Во второй четверти  -       56 ч.

         В третьей четверти  -        80 ч.

         В четвёртой четверти –   59  ч.

         Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему,  определяется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

             В 6 классе  продолжается знакомство с комнатными растениями.  Учащиеся овладевают агротехникой возделывания цветковых растений.

                 После изучения тем и в конце каждой четверти, а также за год программой предусмотрено проведение  самостоятельных практических работ.

       

3. Перечень компонентов учебно – методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.    

Базовый учебник: нет

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  • С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»;

  Минск « Харвест», 2003.

  •  А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»;

Ростов-на-Дону      «Феникс»,2003.

  • В.И.Серпухова, Г.К.Тавлинова «Комнатные и балконные растения»;

Москва «Прейскурантиздат», 1991.

  • В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.
  •  О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.
  •  Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005.
  • Е.А.Ковалёва «Сельскохозяйственный труд. Учебник для 6 класса специальных  

  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;

 Москва «Просвещение», 2007.

Перечень Интернет-ресурсов и других электронных  информационных источников, обучающих, справочно - информационных, контролирующих компьютерных программ.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших  рабочую программу

        Уроки трудового обучения в коррекционной школе VIII вида проводятся с учетом особенностей развития детей с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития по сравнению с предыдущими годами обучения.
        В результате прохождения программного материала за 6 класс учащиеся как цветоводы и декоративные садоводы
 должны  уметь:

  • проводить сбор плодов и семян;
  • различать растения, подземная часть которых подлежит выкопке и хранению до весны будущего года;
  • работать лопатой;
  • составлять земляные смеси;
  • распознавать песчаную и глинистую почву;
  • ухаживать за садовыми дорожками и площадками на территории школы;
  • проводить обмолот и очистку семян;
  • уметь самостоятельно определять приёмы ухода за  комнатными растениями  и выполнять их;
  • проводить перевалку комнатных растений;
  • пользоваться мерными инструментами (лентой, шнуром, маркером);
  • распознавать и называть органы  цветкового растения;
  • выращивать однолетние и многолетние цветковые растения и ухаживать за ними;
  • распознавать виды зимующего многолетнего цветкового растения;
  • проводить осенний и весенний уход за кустарниками.

         Учащиеся должны знать:

  • значение растений в природе и жизни человека;
  • основные правила и инструкции по безопасности труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии;
  • видовой состав растений в цветнике;
  • декоративные кустарники школьного двора;
  • основные полевые культуры;
  • правила ухода за городским сквером, парком, школьным двором в зимний период;
  • состав почвы;
  • правила заготовки земляных смесей и их применение;
  • многообразие комнатных растений;
  • основные правила ухода за комнатными растениями;
  • виды осенних, зимних и весенних работ в цветнике;
  • знать и соблюдать правила личной гигиены;

  1. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся

        

В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений качественно, в полном объеме программный материал способны усвоить отдельные ученики. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений.

Стремление ученика достигнуть более высоких результатов в учении проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивости, затрате времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недостаточный уровень умственного развития могут помешать ученику иметь значительные достижения в овладении программным материалом. Поэтому перед учителем коррекционной школы не стоит задача дать всем детям даже приблизительно одинаковые знания. Будет достаточно того, что некоторые учащиеся получат  практические навыки по уходу за цветковыми растениями, привыкнут находиться и трудиться в коллективе, окажутся способными по окончании школы включиться в общественное производство, существовать самостоятельно, обеспечивая себя, свою семью. Таким образом, будет решена главная задача коррекционной школы — сделать из ученика полезного члена общества.

На уроке  трудового обучения в коррекционной  школе главной формой контроля является наблюдение за деятельностью школьников. Педагог обращает внимание на быстроту включения каждого ученика в работу, умение сосредотачиваться, активно трудиться, быть самостоятельным в выполнении заданий, доводить работу  до конца.

         Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного опроса.  Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются  тестовыми заданиями.

Учебный план рабочей программы

по трудовому обучению

 «Цветоводство и декоративное садоводство».

№ п/п

Тема.

Всего часов

Теория

Практика

Контроль

«Цветоводство и декоративное садоводство» (267 ч.)

(8 часов в неделю)

1.

Вводное занятие.

12

12

-

Устный опрос.

Цветоводство.

2.

Однолетние и многолетние цветковые растения.

18

6

12

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

3.

Сбор семян садовых цветковых растений.

19

9

10

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

4.

Цветковые культуры размножаемые вегетативно.

8

5

3

Устный опрос.

 Качество выполненной работы.

5.

Зимующие многолетние цветковые растения.

38

17

21

Устный опрос.

 Качество выполненной работы.

6.

Обмолот и расфасовка цветочных семян.

13

5

8

Устный опрос. Качество выполненной работы.

7.

Строение цветкового растения.

27

6

21

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

8.

Подготовка цветника к весенне-летнему сезону.

14

4

10

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

Тест.

9.

Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике.

11

3

8

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

10.

Уход за однолетними цветковыми растениями.

11

2

9

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

Садоводство.

11.

Осенний уход за декоративными кустарниками.

16

4

12

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

Тест.

12.

Зимние работы в сквере и парке.

18

8

10

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

Тест.

13.

Почва.

14

8

6

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

Полеводство.

14.

Основные полевые культуры.

16

10

6

Устный опрос.

Тест.

15.

Самостоятельная практическая работа

8

-

8

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

Комнатное цветоводство.

17.

Уход за комнатными растениями.

24

12

12

Устный опрос.

Качество выполненной работы.

Итого

267

111

156


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению «Цветоводство и декоративное садоводство» 5 класс специального (коррекционного) обучения

Миссией  школы-интерната VIII вида является  обеспечение  права на получение  доступного образования  всем детям и подросткам, независимо  от степени  выраженности...

Рабочая программа по учебному предмету: «Цветоводство и декоративное садоводство» 8 класс

Цветоводство и декоративное садоводство 8 классПояснительная запискаРабочая программа по цветоводству и декоративному садоводству для 8 класса составлена на базе авторской программы для специальной (к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Физическая культура» по ФГОС второго поколения Ступень обучения - основное общее образование 5 класс Уровень обученности - базовый

Рабочая программа « Физическая культура для 5-9 классов  разработана в соответствии  с требованиями федерального государственного стандарта второго поколения  на основе авторской програ...

Рабочая программа по учебному курсу "Трудовая подготовка. Профессионально-трудовое обучение" (цветоводство и декоративное садоводство) 7 класс

Рабочая программа учебного предмета «Цветоводство и декоративное садоводство» для 7  класса составлена на основе   авторской программы курса ««Цветоводство и дек...

Адаптированная образовательная программа по трудовому профилю "Цветоводство и декоративное садоводство" - 7 класс.

Адаптированная образовательная программа по трудовому профилю "Цветоводство и декоративное садоводство "....

Адаптированная образовательная программа по трудовому профилю "Цветоводство и декоративное садоводство" - 6 класс.

Адаптированная образовательная программа по трудовому профилю "Цветоводство и декоративное садоводство"....

Адаптированная образовательная программа по трудовому профилю "Цветоводство и декоративное садоводство" - 8 класс.

Адаптированная образовательная программа по трудовому профилю "Цветоводство и декоративное садоводство"....