Тема: Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Литвиненко Лариса Борисовна

 

Цели: ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; воспитывать  внимательность; прививать эстетический вкус; развивать пространственное мышление; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.4.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Классификация текстильных волокон.

Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.

Цели: ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; воспитывать  внимательность; прививать эстетический вкус; развивать пространственное мышление; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство)

Оборудование: наглядные пособия коллекций «Хлопок», «Лён», «Текстильные волокна»; плакаты и схемы получения ткани в текстильном производстве, образцы хлопчатобумажной и льняной тканей, учебник, рабочая тетрадь, лупы, ножницы, цветная бумага.

Ход урока

  1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Изучение нового материала.
  1. Чтение вступительной статьи к п.1 (с.5 учебника)
  2. Рассказ учителя.

Ткань -  это материал, с которым вы сталкиваетесь ежедневно.

  • Как вы думаете, какой материал мягче – ткань или бумага?

        Чтобы правильно изготовить изделие, правильно его эксплуатировать и ухаживать,     необходимо знать элементы материаловедения.

         Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

           Сырьем для получения тканей служат волокна.

       Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.

            Текстильные волокна очень разнообразные, но все они подразделяются на два основных класса : натуральные и химические. (рассмотреть таблицу «Текстильные волокна»)

    Натуральное волокно создает сама природа, а процесс формирования химических  волокон осуществляется на химических заводах специальными машинами путем продавливания раствора, полученного из древесины, угля, газа и др. исходного сырья.

  • Как вы думаете, можно ли получить чулки и платье из дерева? (ответы учащихся)

                 Вот что об этом рассказывает Н.Верзилин в своей книжке «Растения в жизни человека».

                 «Ученые давно пытались разгадать, из чего образует шелк гусеница тутового шелкопряда.      

  Гусеница питается листьями тутового дерева – значит, из веществ, содержащихся в листе, и  получается шелк. При проверке химического состава листьев и шелка выяснилось: листья

Состоят из углевода, кислорода и водорода, содержит еще и азот».

Значит, если целлюлозу обработать азотной кислотой, из нее можно получить шелковые нити. Такой искусственный шелк люди получили и назвали его нитрошелком. Но платье, сделанное из нитрошелка, опасно носить. Оно может легко воспламениться даже от горящей папиросы.

А мысль получить искусственный шелк из дерева не оставляла ученых. Наконец был  придуман способ, когда из целлюлозы путем обработки химическими веществами удалось получить вискозу.

    На заводах искусственного шелка жидкая вискоза выдавливается через мельчайшие отверстия аппарата, который называется «шелкопрядом».

     Струйки вискозы в растворе серной кислоты превращаются в тончайшие нити, а потом скручиваются в крепкую шелковую нить.

      Каждый «шелкопряд»  на фабрике заменяет работу полумиллиона гусениц тутового шелкопряда.

      А из одного кубометра древесины можно получить 200 кг целлюлозы.

       Из 200 кг целлюлозы – 160 кг шелковых ниток.

       Из этих ниток можно сделать 4000 пар шелковых чулок или выткать 1500 метров шелковой ткани и сшить 600 платьев. (Более подробно мы познакомимся с химическими волокнами в 7 классе).

С древнейших времен и до конца 19 века единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений. Сначала это были волокна дикорастущих растений, а затем волокна льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно.

   Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений, их называют лубяными. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие – это волокна кенафа, джута, конопли и др. растений. Из льна получают более тонкие волокна, из которых вырабатывают ткани для изготовления одежды и белья.

Кенаф  возделывается в основном в Индии, Китае, Иране, Узбекистане и др. странах.

Волокно кенафа отличается высокой гигроскопичностью и прочностью. Из него изготавливают мешковину, брезент, шпагат и т.д.

Конопля – очень древняя культура, выращивается для получения волокна преимущественно у нас  в стране, Индии, Китае и др.  в диком состоянии произрастает в России, Монголии, Индии, Китае. Из стеблей конопли получают волокно (пеньку), из которой делают морские канаты, веревки, парусину.

Джут возделывают в тропических районах Азии, Африки, Америки и Австралии. Джут на небольших площадях выращивают в Средней Азии. Волокна джута используют для изготовления технических, упаковочных, мебельных тканей и ковровых изделий.        

Из волокон растительного происхождения наиболее известны хлопок и лен.

  • Что вы знаете о растении, из которого делают ситец?

                  (Сообщение о хлопке)

  Свои листья хлопчатник всегда поворачивает к солнцу, будто именно листьями ловит солнечные лучи. Вероятно, поэтому его называют «дитя солнца».

    Но главное у этого растения не листья, а цветы. И даже не сами цветы, а коробочки, полные белой шелковистой ваты, которые образуются из завязей увядших цветов.

     Цветы хлопка похожи на широкие колокольчики. В течение дня они несколько раз меняют окраску. Сначала желтые, они становятся затем розовыми, через некоторое время краснеют, а к вечеру, уже совсем отцветая, делаются лиловыми.

      Вата из коробочки хлопчатника идет на производство хлопчатобумажных тканей, в том числе и на производство ситца, из которого мы будем шить себе различные изделия.

       Хлопок очень древняя культура. Его начали возделывать в Индии более 4000 лет назад. Остатки хлопковых тканей нашли в могилах древних перуанцев, раскопанных в пустынях Перу и Мексики. Значит, еще раньше, чем в Индии, перуанцы знали хлопчатник и умели делать из него ткани.

Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в теплых южных странах. Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка колеблется от 5 до 50 мм. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок – сырец.

      При первичной обработке хлопка волокна отделяются от семян и очищаются от различных примесей. Сначала отделяются самые длинные волокна (20-50 мм), затем короткие или пух (6-20 мм) и, наконец, подушка (менее 6 мм). Длинные волокна используются для производства пряжи, пух – для изготовления ваты, а смеси с длинным хлопковым волокном – для производства толстой пряжи. Волокна длиной менее 12 мм подвергаются химической переработке в целлюлозу для получения искусственных волокон.

  • Что называют былинкой с голубыми глазами? Затрудняетесь ответить? Тогда послушайте небольшую историю.

(Сообщение о льне)

Эту былинку легко вырвать из земли вместе с корнями, но очень трудно разорвать пополам. Что же придает крепость и удивительную упругость тоненькому стеблю? Лубяные волокна, из которых  стебель состоит и  которые разделяются на отдельные прочные нити.

    Пшеница и лён – наиболее древние культурные растения. Лен начали возделывать девять тысяч лет назад. В горных областях Индии из него впервые стали изготовлять ткани, красивые и тонкие.

     Семь тысяч лет назад лен уже был известен в Ассирии, Вавилонии. Откуда он проник в Египет. Льняные ткани стали там предметом роскоши, вытесняя распространенные прежде шерстяные. Только египетские фараоны, жрецы и знатные люди могли позволить себе одежду из льняных тканей.

       Позднее финикийцы, а затем греки и римляне стали делать из льняного полотна паруса для своих кораблей.

        Наши предки, славяне, любили белоснежные тяжелые ткани из льна. Они умели возделывать лен, отводя под посевы лучшие земли. У славян льняные ткани служили одеждой для простого народа.

       Из льняных волокон получается тяжелое, прочное белое полотно. Оно великолепно для скатертей, носильного и постельного белья.

        А лён, посеянный густо и снятый с поля во время цветения, дает очень нежное волокно, которое идет на тонкий и легкий батист.

Лён – однолетнее  травянистое растение, которое дает волокно того же названия. Волокно льна находится в стебле растения и может достигать 1 метра. Уборку льна производят в период ранней  желтой спелости. Полученное сырье для производства пряжи (нитей) подвергается дальнейшей обработке.

     Первичная обработка льна состоит из замачивания льняной соломы, сушки тресты, мытья и трепания, чтобы отделить примеси.

     Из очищенных и рассортированных волокон получают пряжу.

  1. Работа по учебнику.

Учитель. Откройте учебник, с. 8.

Какие основные понятия вы должны знать по теме урока?                                           (Швейное материаловедение, волокна, текстильные волокна (натуральные и химические).

  • Найдите в тексте п. 1 на с. 5-6 учебника определение этих понятий, запишите в рабочую тетрадь.
  • Какие показатели лежат в основе классификации волокон?
  • Рассмотрите схему классификации текстильных волокон на с. 5 учебника.
  • Дополните схему примерами натуральных и химических волокон.
  • Как получают натуральные волокна? Прочитайте ответ на с. 6 учебника.

  1. Закрепление изученного материала.

Практическая работа №1 «Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения» (учебник, с. 7)

Практическая работа выполняется в рабочее тетради.

  1. Итог урока.

1. Коллективная проверка заполненной таблицы «Сравнительная характеристика волокон льна и хлопка».

2. Обобщение по теме:

- Для чего нужно знать основы материаловедения?

- Что изучает швейное материаловедение?

-Какие волокна получают искусственным путем?

- Предположите, что можно сшить из хлопчатобумажной ткани, а что лучше пошить из льняных тканей. Объясните, почему вы так решили.

3. Уборка рабочих мест.

     

5. Домашнее задание: п.1, с. 5-6 читать; ответить на вопросы 1-3 на с. 8; знать основные понятия по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопчатобумажных и льняных тканях.

Цели: ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон; дать понятие  о пряже и прядении, ткани и ткачестве; научить определять направление нитей основы и утка, полотняное переплетение, о...

«Классификация текстильных волокон. Получение ткани»

Данный урок технологии  проводится в 5 классе в разделе  «Основы материаловедения по теме «Классификация текстильных волокон. Получение ткани». Урок позволяет сформировать представление учащ...

Разработка урока 5 класс "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей....

Раздел: Материаловедение. Тема урока: Классификация текстильных волокон. ПР Определение направления долевой нити в ткани.

Урок разработан по разделу: Материаловедение.Тема урока: Классификация текстильных волокон.ПР Определение направления долевой нити в ткани.Знать:- волокна растительного происхождения,- прядильно...

Урок по теме: "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей".

Методический материал по теме «Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей». Урок разработан для учащихся 5-х классов. На данном уроке учащиеся знакомятся с процессом изготовлен...

разработка урока "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей." 5 класс

Презентация и разработка урока в 5 классе по теме "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."...

Разработка урока «Классификация текстильных волокон. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».

Цели: Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей ; дать понятия о пряже и прядении, ткани и ткачестве...