Разработка урока 5 класс "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Сайдашева Елена Шагидулаевна

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган

Учитель технологии Сайдашева Елена Шагидулаевна

Предмет технология________Класс___5_______

Тема урока:

Классификация текстильных волокон.

Производство натуральных тканей.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей.

Задачи урока:

Образовательная: 

  • получить новые сведения о тканях и их свойствах;
  • сформировать у учащихся четкое представление о  производственных этапах изготовления ткани;

Развивающая: 

  • формирование устойчивого интереса к предмету,
  • развитие внимания,
  • логического мышления.

Воспитательная: 

  • формирование у обучающихся навыков совместной деятельности, умение работать в группах;

Методы обучения: исследовательский, поисковый, практическая работа.

Оборудование: проектр, папка с образцами ткани, презентация «Классификация текстильных волокон», презентация «Получение ткани»

Ход урока

Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания:

  1. Назовите основные материалы, с которыми работают в швейной мастерской.
  2. Какие инструменты используют для швейных работ?
  3. Как правильно подобрать нитки в зависимости от ткани?
  4. Что такое фурнитура, приведите примеры.

Изучение нового материала.

На уроках технологии мы с вами выяснили, что  есть потребности, без которых человек не может прожить. И одна из них – это одежда.

 Интересно,  из чего же шьют  одежду?  (ответ детей -   из ткани).

Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.

А где еще применяется ткань? (для изготовления постельного белья, штор  и т.д).

Как вы думаете, надо  разбираться в тканях?

 Вы хотите узнать – из чего состоит ткань и как она изготавливается?

Рассмотрим коллекции тканей  и попробуем определить, из чего они состоят .

(дети рассматривают ткань с помощью лупы)

Из чего состоит ткань?  - из нитей.

Если распушить конец нити, то мы увидим тонкие волоски – это волокна.

 А как получают волокна ваши бабушки? (они прядут шерсть). Посетив школьный музей, вы сможете увидеть выставку прялок и даже попробовать прясть.

Принцип  ткачества не изменяется в течение веков, только сегодня ткачество выполняется машинами на фабриках.

 Вначале на прядильных, а затем на ткацких. Если мы еще раз внимательно рассмотрим ткань, то увидим, что с двух сторон ткань не осыпается – это кромка, обработанный, неосыпающийся край.

Почему это происходит?  Что такое ткачество? (работа с учебником).

 Вернемся к образцам тканей, они не все одинаковые, а почему? Чтобы узнать, какие волокна существуют, познакомимся с материалом учебника  «Классификация текстильных волокон» Презентация Классификация текстильных волокон»

  • Как делятся текстильные волокна? –  натуральные и химические.
  • Как делятся натуральные волокна? – на волокна растительного происхождения и волокна животного происхождения.
  • Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения? – хлопок и лен.

Сейчас откройте свои тетради и мы составим классификацию волокон. Презентация «Классификация текстильных волокон»

 Сегодня на уроке мы познакомимся с тканями из натуральных волокон растительного происхождения. Посмотрите на образцы ткани .Вам также надо будет принести папку с файлами и  каждый создаст свои папку с образцами ткани.

Заслушаем сообщение «История появления хлопчатобумажных тканей».

Слайд 1

Хлопчатник – кустарниковое растение высотой от 70 до 200см. после цветения хлопок образует коробочки, внутри которых находятся семена, покрытые волокнами.

Когда они созревают, то коробочки раскрываются и их убирают комбайнами или вручную,

Слайд 2 после чего очищают, изготавливают пряжу, из которой на ткацких фабриках ткут ткани.

Слайд 3 Пряжа – тонкая нить, выработанная из коротких волокон путём их вытягивания и скручивания.

Ровница – слабоскрученная нить.

А теперь рассмотрим другое волокно растительного происхождения – лен и заслушаем сообщение.

Слайд 4Лен,  так же как и хлопок убирают с помощью специальных комбайнов.

Слайд 6-10 Основные этапы получения льняных тканей:

1.    Сбор и получение льняной соломы

2.    Вымочка льняной соломы

3.    Производство первичной обработки

4.    Сушка

5.    Мятье

6.    Трепание

7.    Прядильные производства: получение пряжи

8.    Ткацкое производство: получение ткани

9.    Отделочное производство: отбеливание, окраска

Практическая работа.

Сравнительная характеристика свойств тканей из хлопка и льна.

Хлопок обладает высокой гигроскопичностью, горит ярко- жёлтым пламенем образуя серый пепел и запах жжёной бумаги.

Лён горит так же, как хлопок. Гигроскопичность выше, чем у хлопка. Переносит большой нагрев утюга.

Льняные ткани прочнее хлопчатобумажных. Они жёсткие, имеют большой вес и толщину, гладкую поверхность с блеском. Лён холодит кожу, создавая впечатления прохлады. Ткани из чистого льна и хлопка осыпаются, сильно сминаются, но легко гладятся.

Хлопок:

Свойства ткани.

Положительные:

экологичная; гипоаллергенная; хорошо впитывает влагу; мягкая, комфортная, не раздражает кожу; обладает двусторонней проницаемостью для воздуха и влаги; легко отбеливается; не электризуется.

Отрицательные:

высокая степень усадки; сильная сминаемость; низкая устойчивость к истиранию при частой стирке (быстро теряет внешний вид); неспособность регулировать тепло- и влагообмен; медленное высыхание.

Лен:

Свойства ткани.

Положительные:

экологичная; особо прочная, изделия из льна долговечны; устойчива к загрязнению; мало подвержена пиллингу.

Отрицательные:

сильно сминается, но меньше, чем хлопок; при стирке может дать усадку.

Особенности ухода.

Стирать при температуре 40-60 С в щадящем режиме. Изделия из цветного льна лучше стирать с использованием моющего средства без отбеливателей. Утюжат изделия хорошо нагретым утюгом с увлажнителем.

Самостоятельная работа.

В основном хлопчатобумажные и льняные ткани изготовлены полотняным переплетением.

13 -- 14 с. - Выполнение переплетения из цветного картона.

Рефлексия учебной деятельности.

14 с. Сегодня на уроке я узнала …

  1. Мне было интересно …

  Оценка за работу, за активность на уроке.

Домашнее задание.

Подготовить  сообщение о других волокнах растительного происхождения.

Принести образцы ткани , папку с файлами .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей".

Методический материал по теме «Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей». Урок разработан для учащихся 5-х классов. На данном уроке учащиеся знакомятся с процессом изготовлен...

разработка урока "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей." 5 класс

Презентация и разработка урока в 5 классе по теме "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."...

Конспект урока "Виды текстильных волокон. Процесс получения ткани" 5 класс

Цель: Формирование понятия о процессе получения тканиЗадачи:·...

Разработка урока «Классификация текстильных волокон. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».

Цели: Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей ; дать понятия о пряже и прядении, ткани и ткачестве...

Разработка урока биологии в 5 классе Клетка. Ткани.

Разработка урока по ФГОС. Интересный урок биологии....