Разработка урока швейного дела. 6 класс "Хлопчатобумажные ткани"
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

Куликова Светлана Владимировна

Разработка урока швейного дела

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока31.36 КБ
Office presentation icon презентация к уроку2.71 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Хлопчатобумажные ткани: производство, ассортимент, свойства.

ЦЕЛИ: 

Обучающие: 1) закрепление знаний о получении хлопчатобумажного волокна и изготовлении хлопчатобумажных тканей; 2) закрепление и расширение знаний об ассортименте хлопчатобумажных тканей; 3) формирование у учащихся знаний о свойствах хлопчатобумажных тканей, о применении хлопчатобумажных тканей в швейном производстве.

Коррекционно-развивающие: 1) коррекция устойчивости внимания; 2) коррекция и развитие тактильного восприятия; 3) развитие терминологической речи; 4) коррекция недостатков мышления (умения анализировать, делать выводы, установления логических и причинно-следственных связей).

Воспитательные: 1) развитие наблюдательности, воспитание аккуратности, развитие интереса к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ: белые халаты, презентация, демонстрационный материал, таблицы, ручки, карандаши, образцы ткани, утюг, гладильная доска, стаканы с водой, металлические тарелочки, спички, образцы одежды из хлопчатобумажной ткани (халат, детское платье, ночная сорочка и др.)

ХОД УРОКА:

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуальная работа  учащимися

1. Организационный момент

1) Приветствие учащихся:

- Здравствуйте, поздоровайтесь с гостями.

2) Проверка готовности к уроку.

- Проверьте, все ли готово к уроку. У вас должны быть лоскуты хлопчатобумажной ткани.

3) Постановка задач урока:

- Тема урока сегодня: «Хлопчатобумажные ткани. Производство, ассортимент, свойства».

- Сегодня на уроке мы вспомним, как производят хлопчатобумажные ткани, их ассортимент, будем изучать свойства хлопчатобумажных тканей и учиться отличать эти ткани от других.

Учащиеся здороваются, садятся на свои места.

Учащиеся проверяют свою готовность (на столах должны быть приготовлены лоскуты хлопчатобумажных тканей)

2. Словарная работа

Хлопчатобумажная ткань

Хлопчатник

Семенные коробочки

Волокна

Пряжа

 (Слайд2)

Учащиеся вместе с учителем читают слова хором

3. Актуализация знаний учащихся

- Из чего и как последовательно изготавливается ткань?

Задание:

Составить из слов последовательность изготовления ткани

(Слайд 3)

Учащиеся составляют

- Волокна – пряжа – нити – ткань

У Храповой Д. и Сытник Д. таблички с образцами без надписей

4. Повторение изученного на предыдущих уроках

- На предыдущих занятиях и в прошлом году мы с вами изучали, как изготавливают хлопчатобумажную ткань. А теперь вспомним:

Фронтальный опрос с пояснениями учителя и показом слайдов презентации.

- Из какого растения получают волокна хлопка?

 (слайд 4)

Хлопчатник – теплолюбивое растение высотой от 70 до 200 см.

- В каких странах произрастает хлопчатник?

- Хлопчатник выращивают в Узбекистане, Туркменистане, Киргизии, Казахстане, Индии, Пакистане, Бразилии и др. В России больше используют хлопок из стран Средней Азии. Так как с ними больше развиты торговые отношения. Хлопчатник даже изображен на гербах Узбекистана, Туркменистана, Киргизии.

(слайд 5)

- В какой части растения появляется хлопковое волокно?

(слайд 6)

После цветения хлопчатника образуются плоды – коробочки. Внутри коробочки образуются семена, покрытые тонкими волокнами.

Когда плоды созревают, коробочки раскрываются, и из них выходит пушистая масса – волокна хлопка.

(слайд 7)

- Что делают дальше с волокнами хлопка?

 (слайд 8)

Там отделяют от семян.

(слайд 9)

Получают хлопок-сырец.

- Что делают с волокнами после чистки на прядильных фабриках?

(слайд 10)

- Что делают из пряжи?

- Что делают из нитей?

(слайд 11)

- Как называется ткань, только что вышедшая из-под ткацкого станка?

- Что дальше делают с тканью?

- Кроме ткани из хлопкового волокна также делают швейные и вязальные нитки, кружево, медицинскую вату (показ образцов).

- Какие нити идут вдоль готового полотна ткани?

- Какие нити идут поперек полотна?

- Что есть по краям полотна ткани?

- Как называются стороны ткани? Чем они отличаются?

- Хлопчатобумажные ткани бывают разные. Предлагаю отгадать кроссворд и вспомнить ассортимент хлопчатобумажных тканей:

1. Тонкая, легкая х/б ткань, из нее вы шили фартуки и косынки.

2. Мягкая теплая х/б ткань в двусторонним ворсом.

3. Теплая, мягкая х/б ткань с небольшим ворсом на одной стороне.

4. Х/б ткань с сатиновым переплетением нитей. Используется при пошиве постельного и нательного белья.

5. Плотная х/б ткань, используется при пошиве постельного белья, из нее  вы шили наволочки.

(слайд 12)

- Что вы шили из ситца?

- Что вы шили из бязи?

- Что шьют из фланели?

- Посмотрим, что еще шьют из хлопчатобумажных тканей.

 (слайд 13 – 18)

Учащиеся фронтально отвечают на вопросы учителя:

- Волокна хлопка получают из растения хлопчатник.

 - Хлопчатник растет в теплых южных странах: Узбекистан, Киргизия, Таджикистан…

- Хлопковое волокно появляется в семенных коробочках.

- Волокна хлопка собирают и отправляют на хлопкоочистительные заводы.

- Волокна чешут и получают  ровницу или пряжу.

- Из пряжи делают нити путем их скручивания.

- Из нитей на ткацких фабриках делают ткань.

- Такая ткань называется суровая.

- Ткань отбеливают и красят.

Учащиеся рассматривают.

- Долевые нити.

- Поперечные.

- Кромка.

- Лицевая и изнаночная стороны. На лицевой стороне рисунок более яркий и выразительный, а на изнаночной – бледный, тусклый.

Учащиеся отгадывают кроссворд.

(Ситец)

(Байка)

(Фланель)

(Сатин)

(Бязь)

- Из ситца мы шили фартуки, косынки, салфетки.

- Из бязи мы шили наволочки.

- Из фланели шьют домашние халаты, пижамы, детскую одежду, пеленки 

Рассматривание изделий, сшитых старшеклассниками

Рассматривание слайдов

Сытник Диана и Храпова Даша повторяют: «Из растения хлопчатник»

Сытник Диана и Храпова Даша повторяют: «В семенных коробочках»

Сытник Диана и Храпова Даша повторяют: «Из пряжи делают нити», «Из нитей делают ткань».

Сытник Д. – показать на образцах лицевую и изнаночную строны ткани.

ФИЗМИНУТКА:

Для начала мы с тобой крутим только головой

Корпусом вращаем тоже

Это мы, конечно, сможем

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны прогнулись

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели

Вращение головой

Повороты вправо и влево

Потягивания вверх и в стороны

5. Лабораторная работа

1 часть.

- Сейчас мы с вами станем лаборантами и побываем в настоящей лаборатории.

- Подробнее изучим свойства хлопчатобумажных тканей и запишем их в таблицу.

По мере выполнения опытов таблицы заполняются.

Опыт 1.

- Хлопчатобумажная ткань прочная или нет?

Выставляется надпись в таблицу.

Опыт 2.

- хлопчатобумажная ткань легкая или тяжелая?

Опыт 3.

- Хлопчатобумажная ткань мягкая или жесткая?

Опыт 4.

- При носке легко мнется?

Опыт 5.

- Хорошо ли пропускает воздух хлопчатобумажная ткань?

Опыт 6.

- Хорошо ли хлопчатобумажная ткань впитывает влагу?

Опыт 7.

Быстро ли хлопчатобумажная ткань сохнет и как утюжится?

- Вспомним правила т/б при работе с утюгом.

Опыт 8.

- Какой запах чувствуется при горении хлопчатобумажной ткани?

- Пользоваться спичками можно только со взрослыми!

- Повторим хором свойства хлопчатобумажных тканей.

- Какие изделия шьют из хлопчатобумажных тканей?  Почему?

(слайд 35)

2 часть.

- А теперь будем определять и находить, какая ткань хлопчатобумажная, а какая – нет.

- Перед вами два образца ткани, из них нужно выбрать образец хлопчатобумажной ткани.

1) прочные

2) легкие

3) мягкие

4) мнутся при носке

5) впитывают влагу

6) быстро сохнут

7) легко утюжатся

Учащиеся надевают белые халаты

Далее учащиеся записывают свойства с доски по мере заполнения таблицы

Учащиеся берут надорванный образец ткани в две руки и тянут его в месте разрыва.

Вывод: хлопчатобумажные ткани – прочные.

Учащиеся берут образец ткани, поднимают его вверх, отпускают и прослеживают, как быстро он падает. То же выполняют с образцом шерстяной ткани.

Вывод: хлопчатобумажные ткани – легкие.

Учащиеся трогают на ощупь и сравнивают с льняной тканью.

Вывод: хлопчатобумажные ткани – мягкие.

Учащиеся сминают в руках образец ткани. Наблюдают, как сильно ткань сминается.

Вывод: хлопчатобумажные ткани мнутся при носке.

Учащиеся с помощью учителя дуют феном на образец хлопчатобумажной ткани и на образец шерстяной ткани. Наблюдают, хорошо ли ткани пропускают воздух.

Вывод: хлопчатобумажные ткани хорошо пропускают воздух.

Учащиеся опускают образец ткани в емкость с водой и наблюдают, как быстро он намокнет.

Вывод: хлопчатобумажные ткани хорошо впитывают влагу.

Учащиеся отжимают мокрый образец ткани и просушивают его утюгом.

Учащиеся рассказывают правила.

Вывод: хлопчатобумажная ткань быстро сохнет, легко утюжится.

Учащиеся кладут образец на металлическую тарелку, и учитель поджигает его.

Вывод: при горении чувствуется запах жженой бумаги.

Учащиеся вместе с учителем читают хором.

Вывод учащихся:

- Из хлопчатобумажных тканей шьют рабочую одежду, потому что эти ткани прочные.

- Из них шьют постельное белье, потому что они прочные и хорошо впитывают влагу.

- Из них шьют летнюю одежду, потому что они легкие, мягкие, хорошо пропускают воздух, и впитывают влагу.

Учащиеся читают по прядку свойства, исследуют образцы и ставят в таблице «++» и «--«

Потянули

Подбросили

Потрогали

Смяли в кулаке

Намочили

Приутюжили

Приутюжили

Для Сытник Дианы  - таблица с вопросами, которые читает учитель. Отвечая на вопросы, она раскрашивает знаки в таблице.

6. Итог урока.

- сегодня на уроке мы повторили, как изготавливают хлопчатобумажную ткань, что из нее шьют и изучали свойства хлопчатобумажных тканей.

- Из чего изготавливают хлопчатобумажную ткань?

- Какими свойствами обладают хлопчатобумажные ткани?

- Какие хлопчатобумажные ткани вы знаете?

- Какие изделия шьют из хлопчатобумажных тканей?

- Хлопчатобумажную ткань изготавливают из волокон растения хлопчатник.

 Чтение хором.

- Ситец, бязь, фланель, байка, сатин.

- фартуки, косынки, халаты, постельное белье, летние платья, юбки, блузы, детскую одежду.

7. Оценивание.

Оценивание работы учащихся на уроке с комментарием.

8. Рефлексия.

- Приклейте шарик:

если было интересно на уроке – красный,

если не очень – зеленый,

если было скучно, неинтересно – синий.

Учащиеся приклеивают.

9. Домашнее задание.

Вклеить в альбом образцы х/б тканей 10х10 см.

Записывают  задание в дневники

Лабораторная работа

«Свойства хлопчатобумажных тканей»

Вопросы

Ответы

1

Хлопчатобумажная ткань прочная?

2

Хлопчатобумажная ткань легкая или тяжелая?

3

Хлопчатобумажная ткань мягкая или жесткая?

4

При носке легко мнется?

5

Хорошо ли пропускает воздух хлопчатобумажная ткань?

6

Хорошо ли хлопчатобумажная ткань впитывает влагу?

7

Быстро ли хлопчатобумажная ткань сохнет и как утюжится?

8

Какой запах чувствуется при горении хлопчатобумажной ткани?

Лабораторная работа: «Свойства хлопчатобумажных тканей»

Прочная

Непрочная

Тяжелая

Легкая

Мягкая

Жесткая

Не мнется

Мнется

Хорошо пропускает воздух

Плохо пропускает воздух

Плохо впитывает влагу

Хорошо впитывает влагу

Быстро сохнет и легко утюжится

Медленно сохнет, плохо утюжится

При горении – запах жженой бумаги

При горении – запах жженой резины


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: Хлопчатобумажные ткани: производство, ассортимент, свойства.

Слайд 2

Словарная работа: Хлопчатобумажная ткань Хлопчатник Семенные коробочки Волокна Пряжа

Слайд 3

ВОЛОКНА – ПРЯЖА – НИТИ - ТКАНЬ

Слайд 5

Хлопчатник выращивают в Узбекистане, Туркменистане, Киргизии, Казхстане, Индии, Пакистане, Бразилии…

Слайд 10

Ассортимент хлопчатобумажных тканей: Ситец Бязь Фланель Байка Сатин

Слайд 11

Швейные изделия из хлопчатобумажных тканей:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока швейного дела 8 класс "Вышивка лентами"

Разработка урока по теме "Вышивание швейных изделий"...

Презентация к уроку швейное дело "Получение ткани. Ткачество"

Материал к уроку трудовое обучение (швейное дело)...

Разработка урока швейного дела. 6 класс "Определение шерстяных и полушерстяных тканей"

Разработка урока швейного дела по теме "Определение шерстяных и полушерстяных тканей"...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."

Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Составление коллекции-аппликации тканей, выработанных атласным переплетением" (12.12.21)

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Составление коллекции-аппликации тканей, выработанных атласным переплетением"...

Разработка урока швейного дела в 5 классе по теме: "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани" (12.12.22)

Разработка урока швейного дела в 5 классе по теме: "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани" (12.12.22)...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий" (12.03.23)

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Виды отделки швейных изделий"...