Разработка урока швейного дела. 6 класс "Определение шерстяных и полушерстяных тканей"
план-конспект занятия по технологии (6 класс) по теме

Куликова Светлана Владимировна

Разработка урока швейного дела по теме "Определение шерстяных и полушерстяных тканей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока23.86 КБ
Файл Приложение к уроку737.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА "Определение шерстяных и полушерстяных тканей"

7 класс (швейное дело)

Цели:

  1. закрепить знания учащихся о шерстяных и  полушерстяных тканях, их получении, свойствах; научить определять чистошерстяные и полушерстяные ткани, знать особенности тканей и учитывать их при шитье.
  2.  развитие мышления – через сравнение и анализ образцов волокон и тканей, памяти, внимания – через заполнение таблицы и диктанта, воображения – через подбор ткани для юбки, развитие речи – через проговаривание свойств ткани.
  3. расширять кругозор учащихся – через знакомство с волокнами и тканями из шерсти, их получением; воспитывать положительные личностные качества – через создание ситуаций успеха, положительный психологический настрой, рефлексию, повышение познавательной активности к предмету и уровня мотивации.

Оборудование: наглядные пособия «Синтетические и натуральные волокна», образцы тканей и волокон, лупа, клей, рисунки фасонов юбок (приложение 2), индивидуальные таблицы (приложение 1), свеча, нить х\б и шерстяная, оборудование для проведения опыта (спиртовка, пинцет, подставка из фарфора), белые халаты.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: исследование.

План урока:

  1. Организационный момент, сообщение темы урока
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Изложение нового материала (физкультминутка)
  4. Практическая работа
  5. Заключительная часть.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

1.Организационный момент (сообщение темы и цели урока)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Изложение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Физкультминутка

4.Практическая работа

-листочки с таблицей для заполнения, 2 образца ткани (п\ш и ч\ш), листочки с фасонами юбки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Заключительная часть

Активизация ранее полученных знаний и повторение. 

Подведение итогов

Рефлексия:

клубочек

Встать в круг, по кругу передать шерстяной клубочек, желая хорошего настроения и успехов.

Сегодня у нас не просто урок, а исследование, и я вас приглашаю в лабораторию . А кто из вас знает, что такое «лаборатория»? (ответы учащихся) Лаборатория – это помещение, где проводят опыты, исследования, ставят эксперименты, изучают и проверяют состав чего-либо. Работники лаборатории называются «лаборанты». Они работают в белых халатах, поэтому мы, сегодня в белых халатах. В лаборатории у лаборанта много пробирок, колб и т.д. У вас на столах: лупа, образцы тканей, клей . Комбинат по производству тканей просит нас ему помочь. Нужно определить образцы тканей по волокнистому составу и рекомендовать ткани к фасонам юбок. Итак, уважаемые, лаборанты, ваша цель: определить шерстяную и полушерстяную ткань и подобрать ткань к фасону юбки .

- Давайте вспомним, из чего получают шерстяную ткань? (из волокон шерсти).
- Как получают волокна шерсти? (состригают волосяной покров животных).
- Эти волокна натуральные или химические? (натуральные).
- Шерсть – натуральное волокно, животного происхождения.
- Далее из волокна на прядильной машине прядильщица получает пряжу .
- Перед вами образец шерстяного волокна. Рассмотрите его по внешнему виду и на ощупь, определите свойства:

  • Мягкое
  • Пушистое
  • Сильно извитое
  • Упругое
  • Короткое
  • Не прочное
  • Горит слабо, на конце образуется шарик черного цвета
  • Запах жженого пера (слайд № 7).

- Если из этого волокна (чистой шерсти) сделать ткань, она будет обладать такими же свойствами? (да).
На ткацких фабриках из шерстяной пряжи получают шерстяную ткань. Эту работу выполняют ткачихи, работая на ткацких станках.
Ткани делятся на 2 группы: 
чистошерстяные и полушерстяные.

Чистошерстяные ткани обладают такими же свойствами, как шерстяное волокно. (Образец ч\ш ткани).
Полушерстяные ткани вырабатывают с добавлением таких волокон как хлопок, лавсан, вискоза. (образец п\ш ткани). Например, возьмите одну нить шерстяную и присоедините к ней х\б или синтетическую нить. Потяните, изменилась ли прочность, мягкость, внешний вид? (Сопровождать рассказ показом образцов ч\ш и п\ш ткани).

- Что изменилось? (Нить стала прочнее, более упругая, поменялся цвет).
- То есть, изменились свойства? (да).
- Глядя на образец из чистошерстяной ткани, назовите свойства чистошерстяных тканей . Свойство: 
драпируемость – это способность ткани образовывать складки.
- Назовите свойства полушерстяных тканей .
Значит, свойства тканей зависят от свойств волокон? Предлагаю проверить это утверждение в нашей лаборатории.

Зарядка для глаз, для пальцев рук

- Возьмите два образца ткани (№1 и №2). Определите ч\ш и п\ш ткань:

  1. По внешнему виду (поверхность образца блестящая или матовая);
  2. На ощупь (мягкий или упругий; гладкий или шероховатый);
  3. Отделите от каждого образца по одной нити, сравните нити по внешнему виду (толщина, извитость, мягкость, гладкость, прочность, упругость, ровность).
  4. Разорвать каждую нить. Рассмотреть в лупу, как выглядит разрыв. По концу обрыва нити (кисточке) определить шерстяную ткань (если шерсть – извитые волокна, если синтетика – прямые).
  5. Наблюдая  за горением нитей (опыт проводит учитель), определить по характеру горения шерстяную ткань. Если запах горелого пера – шерсть, если запах рога, пластмассы – синтетика.
  6. Определить покрой юбки, назначение. Записать на листочках с фасонами. Выбрать подходящий образец ткани к фасону, приклеить.

При обработке изделий из чистошерстяных тканей возникают трудности:

  • При раскрое сильно тянутся;
  • Срезы осыпаются;
  • При стачивании прорубаются;
  • Дают большую усадку;
  • Пылеёмкие.

-Результаты наблюдений записать в таблицу. Поставить «+» или «-».

Выполнение задания учащимися. Проверка результата с опросом учащихся.

-Назовите, какие изделия можно изготовить из шерстяных тканей? (пальто, костюмы, платья, штучные товары: валенки, пледы, шарфы, платки) . Ассортимент шерстяных тканей очень большой (более 2000 видов тканей), но чистошерстяных тканей не много, большая часть тканей – полушерстяные. Все шерстяные ткани делятся на 3 группы: плательные, костюмные, пальтовые (образцы) . Покажите мне образец плательной ткани (дети показывают), костюмной, пальтовой.

 Внимание, в лабораторию проник ВИРУС!

Чтобы удалить вирус нужно ответить на вопросы:

Отвечать нужно «Да» или «Нет».

  1. Шерстяные ткани делятся на чистошерстяные и полушерстяные (да).
  2. Шерстяные ткани делятся на 2 группы: платьевые и пальтовые (нет)
  3. Чистошерстяные ткани гладкие, жёсткие, прочные (нет).
  4. П\шерстяные ткани вырабатывают с добавлением вискозы, лавсана (да).
  5. Шерстяные ткани используют для пошива нательного и постельного белья (нет).

Вирус мы преодолели.

 Уход за изделиями из шерсти. На уроках СБО вам уже рассказывали о правилах ухода за изделиями из шерсти, а кто помнит, как нужно стирать и сушить шерстяные вещи (свитера, кофты…)? При какой температуре утюжить?

Наша лаборатория выполнила поставленную задачу.

-Оценки за работу на уроке (комментарии).

От имени предприятия вручаю вам памятные призы.

Итак, вручается приз лаборанту (имя)

  • за наблюдательность;
  • за быстрое и верное выполнение задания;
  • за активную работу;
  • за правильные ответы на вопросы;
  • за помощь товарищу;
  • за примерное поведение;
  • за находчивость и т.д.

Прошу вас встать в круг.

Передаем шерстяной клубочек по кругу и отвечаем на вопрос: «Что нового вы узнали на уроке?» и «Что понравилось?».

Благодарю вас за работу. Урок окончен.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

СВОЙСТВА ТКАНЕЙ Чистошерстяные ткани Полушерстяные ткани Блеск Прочность Мягкость Сминаемость Драпируемость Пылеемкость Осыпаемость Гигроскопичность ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока швейного дела "Определение хб и льняных тканей"

Цели урока Образовательные:  Познакомить детей с миром тканей.Научить определять хлопчатобумажные, льняные ткани по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей....

конспект урока швейного дела "Определение хб и льняных тканей"

Цели урока Образовательные:  Познакомить детей с миром тканей.Научить определять хлопчатобумажные, льняные ткани по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей....

Методическая разработка урока материаловедения 6 класса "Шерстяные и шелковые ткани"

На уроках материаловедения в 6 классе можно использовать презентацию урока "Шерстяные и шелковые ткани". Представлена классификация волокон, способы получения шерстяных и шелковых волокон;  издел...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."

Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Составление коллекции-аппликации тканей, выработанных атласным переплетением" (12.12.21)

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Составление коллекции-аппликации тканей, выработанных атласным переплетением"...

Разработка урока швейного дела в 5 классе по теме: "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани" (12.12.22)

Разработка урока швейного дела в 5 классе по теме: "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани" (12.12.22)...