Развитие творческих способностей с применением ИКТ
статья по технологии (5 класс) на тему

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

Творчество представляет собой деятельность, результатом которой является создание какой-либо новой материальной и духовной ценности. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологические аспекты: личностный и процессуальный. Оно основывается на присутствии у личности таких способностей, мотивов, знаний и умений, с помощью которых создается некий продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fayl.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

Творчество представляет собой деятельность, результатом которой является создание какой-либо новой материальной и духовной ценности. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологические аспекты: личностный и процессуальный. Оно основывается на присутствии у личности таких способностей, мотивов, знаний и умений, с помощью которых создается некий продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью[4, с.45].

Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Гибкость – это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам.

Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией[1, с.29].

Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей Торренс говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте[5, с.15].

Обучение представляет собой одно из определяющих и самых длительных этапов жизни каждой личности, оно является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.

Именно обучением закладываются основы разумной и творческой личности. Модернизация в системе образования России нацелена на создание условий для повышения качества общего образования, в том числе обновлений и организационных форм, технологий и других механизмов. Одной из таких технологий выступает научно-исследовательская деятельность обучающихся.

Программа кружка (дерево)

Рабочая программа кружка Декоративно-прикладного творчества

«Очумелые ручки»

Пояснительная записка

С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево.

Используя дары природы, педагог создаёт условия для развития художественно-творческих способностей школьников посредством ремесла как широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую творческую личность.

Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, воспитывая у них здоровые нравственные начала, любви и уважения к труду.

Занятия в объединении формируют такие черты, как трудолюбие, креативность, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер. Постоянная работа с природоматериалом способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относиться к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей. Необходимо постоянно подчёркивать, что польза леса не только в том, что он даёт многообразное сырьё для промышленности; лес выполняет в природе и другие функции: сохраняет водные ресурсы, предупреждает эрозию почв, очищает воздух и т.д.

Дерево – один из самых популярных поделочных материалов. Оно сравнительно легко обрабатывается самыми простыми инструментами.

Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья.

Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из неё делалось практически всё необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, музыкальные инструменты, мельницы, лодки и многое другое.

Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева и усилив её.

Выпиливание и резьба, работа на токарных станках по дереву – это общедоступные, основные виды обработки и способы показать дерево во всей красе.

Выпиливание – один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяет учащимся всех возрастов заниматься выпиливанием.

Художественное выпиливание – это сочетание искусства с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять, готовность трудиться, на воспитание чувства красоты, способность видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни, на приобщении к культуре, рационально использовать свободное время учащихся.

Красота и законченность форм, широкая возможность ритмической организации узлов, простота и быстрота изготовления изделий – вот что притягивает не только мастеров, но и широкий круг школьников к точению древесины.

Цель данной программы:

создание условий, обеспечивающих независимый выбор школьником поступков, способов, деятельности, творческих возможностей;

воспитание созидательных качеств;

раскрыть и развить потенциальные особенности, заложенные в ребёнке.

При планировании работы на учебный год упор следует делать на практические занятия. Сам характер ремесла таков, что премудрости начинающие могут усвоить только “через руки”. С первых дней занятий учащихся надо приучать к аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию материала. С самого начала следует так же формировать навыки бережного отношения к инструменту и надлежащего ухода за ним.

Объединение “Юный умелец” комплектуется из учащихся 5-6 классов

Задачи обучения:

расширение политехнического кругозора;

опираясь на школьную программу, введение технического моделирования;

формулирование навыков в графическом изображении при изготовлении изделий / первые модели учащиеся выполняют с помощью шаблонов, а затем и учатся работать по чертежу/;

правильное употребление технических терминов и использование их в работе;

предоставление обучающимся возможности самостоятельного выбора путей работы, средств для достижения цели, темпа деятельности;

предоставление детям возможности активно задавать вопросы;

формирование умений и навыков работы с различными материалами и ручными инструментами;

создание условий для проявления самостоятельности и творчества при изготовлении изделия, поощрение высказывания оригинальных идей;

обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок и выходов на природу;

воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость;

прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;

воспитание культуры труда и эстетическое просвещение.

Деятельность объединения “Юный умелец” носит поисковый характер. На занятиях руководитель предлагает детям ситуации, выдвигает задачи, которые решаются в ходе работы самостоятельно. При подборе группы учащихся для занятий необходимо учитывать интересы и соблюдать принцип добровольности.

На 1 год занятий отводится

72 учебных часа, 2 часа в неделю ;

По каждой теме, входящей в программу, даётся сумма теоретических сведений и перечень практических работ.

П Л А Н

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «Очумелые ручки»

Тема

Количество часов

всего

теоретические

практические

1. Организационный период  

2. Вводное занятие

3. Художественное выпиливание

4. Художественная обработка древесины

5. Комбинация древесных материалов

6. Начальное моделирование

7. Азбука геометрической резьбы

8. Принципы токарной обработки деталей из древесины

9. Заключительное занятие

-

1

32

8

8

6

4

12

1

-

1

2

1

1

1

1

2

1

-

-

30

7

7

5

3

10

-

ИТОГО:

72

10

62

 

ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся

 на уроках технологии.

 Анализ проблемы развития творческих способностей во многом определяется тем, что мы вкладываем в это понятие. Очень часто в повседневной жизни творческие способности рассматриваются как способностями к различным видам художественной деятельности, т.е. умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.

 Что такое творческие способности на самом деле? Это понятие тесным образом связано с понятием «творчество» и «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

 В поведение человека, его деятельности можно выделить два основных вида поступков. Первый: воспроизводящий или репродуктивный. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и повторением уже знакомых приемов, навыков. Второй: творческий, результатом которого является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.

 Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

 Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, которая требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

 Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического характера.

 Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных. Творческие способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и формирование интереса к самостоятельному обучению учащихся в процессе игровой деятельности с применением информативно-коммуникационных технологий.

Данная статья рассматривает виды игровой деятельности развивающие творческие способности  ребенка и формирующие интерес к самостоятельному обучению, непосредственное участие в которых принимают и...

развитие творческих способностей с применением элементов арт-терапии

Развитие творческих способностей с применением элементов арт-терапии"ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕОБХОДИМАВ ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"(К.С. Станиславский - актер, режиссер, теоретик театра)....

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»

Рассматриваются различные способы развития творческих способностей учащихся, использумые мною на уроках биологии, в том числе  элементы ТРИЗ. Материал  предстваляет собой обобщение  ...

Применение различных акварельных техник во внеурочной деятельности по изобразительному искусству для развития творческих способностей обучаемых. Мастер-класс

Цель данного мастер - класса: Познакомить  вас  с возможностями использования некоторых техник работы акварельными красками, позволяющих повысить  творческую активность обучаемых в...