ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
статья по технологии на тему

     Эта статья - одно из выступлений на методическом объединении учителей технологии, на котором рассматриваются вопросы повышения качества образования и освоения новых образовательных технологий. Коммуникативная компетенция - важная составляющая образовательного процесса, которая позволяет организовать продуктивное общение в рамках урока технологии для девочек при занятиях рукоделием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunik_kompetentnost.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

       На уроках технологии важную роль играет  коммуникативная деятельность, которая позволяет организовывать непосредственный диалог при решении учебных задач. Кроме этого, уроки технологии для девочек – это прежде всего  уроки рукоделия, во время которого хочется вести неспешный разговор не только о настоящей деятельности, но и о том, что волнует подростков. Поэтому формирование коммуникативной компетентности приобретает важное значение.

       Коммуникативная деятельность - это система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некоторый "шаг" в направлении к цели общения.

Коммуникативная деятельность - это сложная многоканальная система взаимодействия людей, основными сторонами которой является:

- коммуникативная;

- интерактивная - организация общения;

- перцептивная - взаимопонимание.

Выделяют два типа коммуникативной деятельности:

а) личностно-ориентированный;

б) социально-ориентированный.

Эти два типа отличаются:

-коммуникативной;
       -функциональной;
       -социально-психологической;
       -речевой структурой.

Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая характеристика. Она проявляется в репрезентативности этого процесса - социальной и индивидуально-психологической.

Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может быть только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.

Опираясь на концепцию А.Н.Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим ее основные структурные компоненты: предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке. Коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение. Действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные). Задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения. Продукт общения - образования материального и духовного характера, создающихся в итоге общения.

Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных актов» (Б.Ф. Ломов). Каждый такой «сопряженный акт» - это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностями к инициативному общению людей. В этом проявляется диалогичность коммуникативной деятельности, согласно М.М. Бахтину, а диалог может рассматриваться как способ организации  обшения.

Таким образом, диалог - это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако в практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта - организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать: отдельная личность, группа людей, масса.

Общение личности как субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) - как личностно-групповой, общение с массой - личностно-массовой. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия основываются на едином организационно-методологическом подходе социальной практики личности, а именно: на личностно-деятельностном. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку ее процессов как организацию и управление формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. Это достигается в трех основных коммуникативных формах:

а)монологической, где преобладают коммуникативные действия высказывания у личности как субъекта - организатора действий слушания у других субъектов - участников общения;

 б) диалогической,  в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны;

в) полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации.

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

а) субъектом - инициатором общения,

б) субъектом, которому адресована инициатива,

в)нормами, по которым организуется общение,

г)целями, которые преследуют участники общения,

д)ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения состоит из цели взаимосвязанных коммуникативных действий.

1.Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию.

2.Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.).

3.Ориентация в коммуникативной ситуации.

4.Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.

5.Постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей ситуации общения.

6.Подход к субъекту взаимодействия.

7.Пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию.

8.Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера.

9.Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие.

10.Настройка субъектом-инициатором на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера.

11.Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона.

12.Коммуникативное воздействие субъекта-инициатора общения на субъекта-партнера.

13.Оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие.

14.Стимулирование ответного хода субъекта-партнера.

15.Ответный ход субъекта-партнера по общению.

Из пятнадцати названных действий и организуется акт общения. Заметим, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами «субъект-инициатор».

А субъект, который эту инициативу принимает, определяется как субъект-партнер.

Основные характеристики общения

Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.

Содержание общения. Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем:

1.Передача от человека к человеку информации.

2.Восприятие партнерами по общению друг друга.

3.Взаимооценка партнерами по общению друг друга.

4.Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга.

5.Взаимодействие партнеров друг с другом.

6.Управление групповой или массовой деятельностью и т.д.

Функции общения.

 Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Различают четыре основные функции общения.
Реализация личностью своей субъективности в общении связана:
Во-первых, с наличием необходимого уровня коммуникативной компетентности;
Во-вторых, с владением опытом ролевой самоорганизации в ситуациях общения;
В-третьих, с отсутствием психофизических зажимов.

Компетентная компетентность складывается из способностей:
- давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в  которой предстоит общаться;

- социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на специфику ситуации;

- осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

В общении руководителю необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную «пристройку» к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигало необходимой цели. Особенно это важно в ситуации делового общения.

Современная аудитория делового общения - это не сумма слушателей, это общность людей, где каждый обладает определенным уровнем
информированности (т.е. осведомленности о текущем моменте) персонифицированности (выражающейся в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды).

Чтобы эффективно взаимодействовать, человеку  необходим социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, т.е. той ситуации, в которой предстоит организовать общение.

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне

Коммуникативных установок (уровень отношения людей (т.е. партнеров) к общению в целом). Коммуникативная установка партнера - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения.

Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления
предметно-тематических интересов партнера, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношения к форме общения; включенности партнеров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения
частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений; эмоциональных оценок форм общения. Обобщенные эмоциональные реакции типа «интересно – неинтересно», «удовлетворен - не удовлетворен»  характеризуют эмоциональные суждения о публичном общении.

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетенции целесообразно рассмотреть общение как системно-интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:
а) коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической ситуации и условий будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми, возможно, предстоит столкнуться личности в общении);

б) коммуникативно-прогностическую (оценка положительных и отрицательных сторон предстоящего общения);

 в) коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения);

г) коммуникативно-организационную (организация внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной активности, управление процессом общения и т.д.);
(д) коммуникативно-исполнительскую (диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

 Знание основ формирования коммуникативной компетенции позволяет учителю организовать на уроке продуктивный диалог с целью развития общения, выявления психологических затруднений у обучающихся.


RLE Banner Network


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...

Научно-методическая разработка "Формирование коммуникативной компетентности в процессе применения технологии дискуссии"

Работа состоит из четырех глав. В первой главе кратко изложены теоретические основы компетентностного подхода, определены понятия «компетенция» и «компетентность», «коммуникативная компетентност...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА

Статья  по материалам  представления опыта работы на педагогическом совете может быть полезна  при подготовке к педсовету, родительскому собранию, при выступлении  перед коллегами ...

Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках математики в основной школе

Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках математики в основной школе (выступление на школьном семинаре)...

Педагогический проект по русскому языку: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»

При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартны...

Формирование ИКТ-компетентности учащихся и информационной образовательной среды основной школы.

В статье даётся определение ИКТ - компетентности, рассматриваются ее структура, элементы, функции, технические средства, программные инструменты, условия и средства формирования универсальных учебных ...