Урок - игра по профориентации
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Урок - игра по профориентации в 5-х классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc620 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - игра по технологии в 5 классе «Экскурс в мир профессий»

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда.

Задачи:

воспитательная:

  • развивать творческую активность;
  • развивать умение работать в группе;
  • воспитывать уважение к представителям различных профессий;
  • профессионально ориентировать и готовить учащихся к выбору будущей профессии;

образовательная:

  • проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков
  • развивать умение выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли, отстаивать свое мнение

развивающая:

  • расширение кругозора;
  • развивать внимание, память, сообразительность

Оборудование и реквизит: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал на карточках.

Предварительная подготовка: попросить детей найти частушки, песни, стихи о профессиях.

Класс делится на 3 команды. Дети, заходя в класс, выбирают себе звёздочку, красную, синюю или желтую. Учитель: Ребята разделитесь на команды по цвету той звёздочки, которую вы взяли. У кого красная звездочка это1 команда, синяя звёздочка 2 команда, желтая 3 команда. Прошу вас рассаживаться на места.

Ход урока

1. Приветствие участников.(Снятие эмоционального напряжения). Ребята сейчас вы каждый сидите друг напротив друга, улыбнитесь и пожелайте удачи вашей команде. А теперь повернитесь к своим соперникам улыбнитесь и пожелайте им удачи. У вас на столах лежат жетончики: красные, желтые и синие. Поднимите красный жетончик те, кто уже определился с выбором профессии, желтый жетончик те, кто определился, но сомневается, и синий жетончик те, кто еще не знает кем быть. Спасибо. (Подсчитывается количество красных жетончиков и записывается на доске, для того чтобы по окончанию урока сравнить)

2. Вступительное слово:

Ученица: Кривенко Настя читает стихотворение «Трудится Земля»

Сколько нужного на свете

Люди делают вокруг:

Те плетут морские сети,

Те с рассветом косят луг,

Варят сталь, штурмуют космос,

За станком в цеху стоят,

Миллионы умных взрослых

Учат грамоте ребят,

Кто-то нефть в тайге качает

Из глубин земных пластов,

А другие листья чая

Аккуратно рвут с кустов.

Ежедневно дел в достатке

Для меня и для тебя.

Будет все всегда в порядке,

Если трудится Земля.

Учитель: Ребята, урок у нас сегодня не совсем обычный, мы с вами проведем викторину «Экскурс в мир профессий» вспомним, что такое профессия, какие профессии бывают, а также закрепим все знания, которые вы получили на прошлых уроках. Внимание! Внимание! Начинаем соревнование. А судит наше соревнование будут: ( Представление жюри). В мире профессий – тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? При многих обязанностях человека в обществе о нем судят прежде всего, по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Мы с вами уже изучили многие профессии, но оказывается, что в мире есть необычные профессии, такие как Гид по канализационной системе в Париже; Охотники, которые ловят убежавших у пассажиров птиц и зверей в Швейцарии; Кокосовый инженер по технике безопасности – следит, чтобы падающие кокосы не нарушали покой постояльцев отеля на Виргинских островах; Должность обезьянщика, который отгоняет приматов от кушающих туристов в Индии; Тренер уток, который организует церемониальные шествия своих подопечных по отелю – от крыши до фонтана в США (презентация, слайд 2,3,4)

  

  • 1 конкурс: Приветствие.(презентация, слайд 5)

Задание: В течении трех минут вам необходимо придумать название команды, которое должно отражать название профессии, которая, по-вашему, еще не существует и представить ее нам.

 

Учитель: Молодцы ребята. Вы прекрасно справились с нашим первым заданием. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что такое профессия? (ответы детей). Профессия –это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений. Может ли человек получить профессию сразу же, без подготовки? (ответы детей). Совершенно верно, сначала нужно учиться в институте, техникуме или других учебных заведениях. А какие профессии бывают? Чтобы вспомнить это сыграем с вами в игру.

  • 2 конкурс: Угадай профессию.

Учит ель: Ребята как вы помните, все профессии делятся на 5 типов профессий: вспомните их. (Ответы детей: человек-человек, человек – знаковая система, человек – техника, человек – природа, человек - искусство). Правильно. И в этом задании вам необходимо будет угадать профессию. Если вы уже заметили, задания расположены по уровню сложности. И здесь вы можете выбрать себе вопрос от 10 до 50 баллов.(презентация, слайды: 7-32). Отвечает та команда, которая выбирала вопрос, если команда не знает ответа, то отвечает та команда, которая первая подняла флажок. А начинает наш конкурс команда, которая по итогам первого конкурса набрала наивысший балл. (слово жюри).  (По ходу игры на некоторых вопросах будет музыкальная пауза, здесь команды тоже могут заработать баллы, за исполнение песен, частушек о труде).

Загадки:

Человек – природа:

10 баллов:

Груши, яблони, крыжовник

Посадил весной (Садовник)

20 баллов:

Поёт рожок, поёт рожок!

Мы гоним стадо на лужок.

Пасём коров мы целый день,

Лишь станет жарко – гоним в тень. (Пастухи)

30 баллов:

Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек. (Лесничий)

40 баллов

Он, собираясь в свой обход,

Халат врачебный надевает,

Лекарства в саквояж кладёт,

На скотный двор потом шагает. (Ветеринар)

50 баллов

Занят важной он работой:

Урожай – его забота,

Чтоб сумели уродиться

Рожь, овес или пшеница. (Агроном)

Человек – техника

10 баллов

Под весенний птичий свист

Пашет землю… (Тракторист)

20 баллов

Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку.

Крути, вертит так и сяк,

Но не съесть её никак! (Шофёр)

30 баллов

Вот из тире и точек слово.

Кому же это всё знакомо?

В эфир кто чаще всех выходит

И дни и ночи там проводит? (Радист)

40 баллов

На станке детали точит

Этот кадровый рабочий.

Без его умелых рук

Не собрать ни танк, ни плуг. (Токарь)

50 баллов

Где дорогу проложить?

Из чего деталь отлить?

Как конфеты начинить?

Сколько пуговиц пришить?

Кто на это даст ответ?

Чей поможет нам совет?

Первым кто найдет решенье?

Кто проверит исполненье?

Знай, малыш, бери пример

Заводской он (Инженер)

Человек – человек

10 баллов

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой;

К кому прикоснется,

Тот станет красивый. (Парикмахер)

20 баллов

Этот доктор удалит

Мне легко аппендицит.

Скальпель – лучший его друг,

Кто же доктор тот?...! (Хирург)

30 баллов

Назубок законы зная,

Все права нам разъясняя,

Споры разрешает,

А виновных осуждает. (Судья)

40 баллов

Он весь город нам покажет,

Всё о нём к тому ж расскажет.

И от нас вопросов ждёт.

И на всё ответ найдёт. (Гид)

50 баллов

Он - начальник  факультета,

Знают все студенты это.

В вуз учится, коль пойдёшь,

То его ты там найдёшь. (Декан)

Человек – знаковая система

10 баллов

С другого языка переведёт

Нам книжки. И будем  

Читать с братишкой. (Переводчик)

20 баллов

Расчёт зарплаты – знать пора! –

Проводят в срок…(Бухгалтер)

30 баллов

От вирусов злобных компьютер наш чист:

Программы и файлы спас…(Программист)

40 баллов

В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

50 баллов

Самолёт он долго создавал,

Сколько раз менялись очертания!

Скоро сядет  лётчик за штурвал,

Труд его закончит испытанием. (Конструктор)

Человек – искусство

10 баллов

Пес с душою, молодец!

Будешь знатный ты.. (Певец)

20 баллов

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре – президент! (Дирижер)

30 баллов

Он спектаклем заправляет,

Назубок все сцены знает.

Учит он, как роль играть.

Как его, друзья, назвать? (Режиссер)

40 баллов

Если роль забыл актер

И без слов руками машет,

Кто на выручку придёт

И слова ему подскажет? (Суфлер)

50 баллов

Он где-то в студии сидит

И в микрофон свой текст читает.

А слышат, что он говорит,

Лишь те, кто радио включает. (диктор)

                   

 

Учитель: Каждый из нас когда – нибудь задумывался над вопросом: Откуда произошла моя фамилия? Почему мои предки не Кузнецовы, а например Стрельцовы? И что означают наши фамилии, правда ли, что многие фамилии отражают ремесло, которым занимались наши прадеды? Послушайте  стихотворение «Прадеды», которое нам прочитает Есипенко Ксения.

Ученица читает стихотворение «Прадеды»

Кем был твой прадед на Руси –

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва – дёготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись -  и ты увидишь в них

Историю России.

Учитель: Мы просим уважаемое жюри озвучить итоги 2 тура. (Слово жюри). О труде сложено много пословиц и поговорок . А вот знаете ли вы их – это мы сейчас проверим.

  • 3 тур. Ребусы

Задание: Сейчас я каждой команде раздам ребусы, на которых зашифрована пословица о труде, а вы должны будете ее разгадать. На этот конкурс вам отводится 2 минуты. (слайд 34). (Ответы: Поспешишь, людей насмешишь; Делу время, а потехе час; Дело мастера боится.)

Учитель: Молодцы ребята, вы блестяще справились и с этим заданием.

Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии – слава и честь.

Ребята как вы понимаете это выражение (ответы детей).

Ученица Горбенко Александра читает стихотворение.

Какие на свете профессии есть?

Их много, их море, их просто не счесть:

Учитель, водитель, врач, адвокат,

Политик, чиновник и бюрократ,

Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,

Юрист, парикмахер, разносчик газет…

Их много, их море, их просто не счесть!

Все важные в мире профессии есть!

  • 4 тур Головоломка

Задание: Ребята мы сегодня с вами вспомнили много профессий. Давайте с вами перейдем к 4 конкурсу нашего урока. Я сейчас каждой команде раздам головоломку, в которой на каждую букву заданного слова необходимо подобрать названия профессий и специальностей так, чтобы они не повторялись. На это задание вам отводится 3 минуты. (Ответы команд)

http://kollegi.kz/_pu/19/s39342275.jpg

Учитель: Молодцы! С заданием справились отлично. И мы переходим с вами к заключительному туру нашей игры, который называется «Качества профессии». Но сначала дадим слово нашему уважаемому жюри. ( Слово жюри)

  • 5 тур «Качества профессии»

Задание: Каждая команда получает задание на карточках, на которых написана профессия, (парикмахер, официант, учитель). Ваша задача обыграть данную профессию и ответить на вопрос: Какими качествами должен обладать представитель вашей профессии. На обдумывание задания  вам дается 3 минуты. Постарайтесь задействовать максимальное количество участников.

 Учитель:  Вот и закончилась наша игровая программа. И жюри готовы подвести итоги игры. (Слово жюри) Награждение победителей.

Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас должна стать учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Потому уже теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии. Каждая профессия полезна, нужна, уважаема. А я хочу закончить наше занятие такими словами, в которых отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:
Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься,
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне

Рефлексия: Наше занятие окончено, но я надеюсь, что после нашего урока хотя бы один из вас определился с выбором профессии и я прошу вас опять поднять жетончики. Поднимите красный жетончик те, кто уже определился с выбором профессии, желтый жетончик те, кто определился, но сомневается, и синий жетончик те, кто еще не знает, кем быть. (Опять подсчитывается количество красных жетончиков и практика показывает, что после таких занятий несколько ребят определяются с выбором профессии. А значит не зря проводятся такие уроки).

 Спасибо за интересную игру.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

своя игра по профориентации

профориентация 8 класс...

Игра по профориентации "Я и мир профессий"

С.С.Самарова, воспитатель высшей категорииМероприятие было проведено в форме игры. Выбранная форма  проведения  соответствует возрасту детей.Выбор темы обусловлен  системой воспитательн...

Урок-игра по профориентации "Мой выбор"

Материал будет полезен классным руководителям 9-х классов, психологам, работающим в выпускных классах. Урок основан на предварительном анализе диагностических данных по тесту Голомштока, а такж...

Урок-беседа с элементами игры по профориентации, 8 класс

Ребята, вы сейчас – ученики школы, но не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие –  это база вашей дальнейше...

Урок-игра "Азбука профориентации" для 6-7 классов

Проблема выбора профессии в небольших городах носит специфический характер. Доход у населения  зачастую не велик, и родители боясь больших материальных затрат не решаются детей отправлять в город...

Мультимедийная игра по профориентации " Своя игра"

Мультимедийная игра позволит в интересной форме провести обобщение и систематизацию знаний обучающихся по профориентации....