Урок-игра по профориентации "Мой выбор"
план-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме

Кунаева Ирина Юрьевна

  Материал будет полезен классным руководителям 9-х классов, психологам, работающим в выпускных классах. Урок основан на предварительном анализе диагностических данных по тесту Голомштока, а также на изучении рынка труда в регионе проживания. Вы здесь вносите свои коррективы, в соответствии со спецификой своего региона. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок -игра по профориентации29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по профориентации:

«Мой выбор»

 

  Цели урока:

1.Ознакомление учащихся с житейским и аналитическим способом выбора профессий.

2. Информирование о требованиях, которые профессия предъявляет к человеку.

Задачи:

  1. Ознакомить с теоретической частью: способы выбора профессии, житейский и аналитический. Показ презентации.
  2. Провести игровую разминку.
  3. Провести игру «Угадай профессию».
  4. Провести игру «Изобрази профессию»
  5. Провести самопрезентацию «Я могу стать…, потому что».

              Оборудование: компьютер, проектор, карточки с буквами, карточки с названиями  профессий, карточки с личностными характеристиками.

         

       Ход занятия:   Ребята,  сейчас перед вами стоит самый сложный и важный выбор в жизни – выбор профессии. Каждый, выбирая, идет своим путем, как ему кажется. Но в сущности все прибегают к двум способам выбора, с которыми мы сегодня познакомимся: это житейский и аналитический способ выбора. Кроме того, мы проведем небольшую игру и вспомним, какими качествами должен обладать тот или иной профессионал.

 

             Итак, обратимся к таблице.  Вы можете увидеть особенности  житейского и аналитического способов выбора. Критериями этих способов являются:

 

Житейский

Аналитический

  1. Внимание к тому, насколько доходной является профессия.

  1. Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.

  1. Значение внешней атрибутики:

«Хочу носить военную форму»

  1.  «Полезность « профессии для самого человека : «Будешь поваром – голодным не останешься».  «В семье должен быть собственный доктор..»  и т.д.

  1. Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.
  2. Информированность о профессиях через книги, интернет, общение со специалистами.
  3. Объективные знания о своих способностях, личных качествах и здоровье.
  4. Осознание собственных интересов.
  5. Сформировавшаяся профессиональная идентичность.

             Вот, что представляют собой два способа выбора: житейский и аналитический.

           Каким же способом выбирают профессии выпускники наших 9-х классов.

            Анкетирование показало, что лишь  15% учащихся применяют аналитический подход, соответственно, 85% -житейский.          

             Посмотрим, какие профессии выбирают  9-классники (по результатам теста Голомштока).

           

             Как вы думаете, каким способом они руководствуются?

           Если же руководствоваться аналитическим способом, то следует обязательно проанализировать рынок труда. Какие же специальности востребованы  в Туве (в нашем регионе, городе и тд.)? Информацию вам представит ваша одноклассница.

     

              Как вы видите, наиболее востребованы такие профессии, которые, к сожалению, нашими выпускниками почти не выбираются.

 Следующий критерий аналитического подхода – соответствие  личных качеств профессии.  Мы сейчас проведем игру и повторим материал предыдущих занятий.

  Итак, у нас есть две команды. Чтобы придумать название команды, представитель от каждой вытягивает карточку с буквой. Придумайте название профессии на данную букву, так и будет называться ваша команда

           Итак, проведем небольшую игру, в которой будут следующие этапы:

  1. Игровая разминка
  2. Игра «Угадай профессию».
  3.  Игра «Изобрази профессию».

1.Игровая разминка. Охарактеризуйте вашу профессию (название) по следующей схеме (схемы раздаются участникам).

 Время выполнения – 3 минуты.

- предмет труда

   -цели труда

   -средства труда

   -условия труда

  -типичные трудности

  -важность и нужность профессии.

   Команды получают жетоны за правильное выполнение.

  1. Следующая игра «Угадай профессию». Мы с вами знаем, что каждая профессия требует от человека наличия каких-то качеств (личных и профессиональных). Итак, команды, перечислите качества, которыми должен обладать:

- военный

-юрист

-экономист.

  Это те профессии, которые предпочитают выпускники нашей школы.

  Время выполнения – 3 мин.

   Зачитываем качества.

         Военный:

  Физическая подготовка

Дисциплина

Решительность

Находчивость

Самосовершенствование

Собранность

Ответственность

Отвага

Патриотизм

Знание техники и оружия

Юрист:

Эрудированность

Хорошая грамотная речь

Честность

Порядочность

Непредвзятость

Информированность

Тактичность

Ответственность

Собранность

Коммуникабельность

Интуиция

Знание законов

Экономист:

 Терпение

Собранность

Информированность

Коммуникабельность

Точность

Образованность

Находчивость

Тактичность

Интуиция

Ответственность

Умение оперировать цифрами, информацией.

 

  3. Игра «Изобрази профессию.» Сейчас представители каждой команды будут вытягивать карточки с названиями профессий, будут как можно точно изображать действия представителя этой профессии, а противоположная команда должна отгадать профессию. Возможные варианты профессий для инсценировки: плотник, строитель, программист, столяр, маляр, повар, парикмахер, учитель, геолог, управляющий и др.)

     Итак, мы убедились, что каждая профессия предъявляет  достаточно серьезные требования к его личности, уровню подготовки, здоровью. Ваша задача выбрать именно ту, которая подойдет именно вам. Некоторые ваши одноклассники уже сделали свой осознанный выбор. Давайте их послушаем.

Самопрезентация.

   Спасибо командам за активное участие. Что нового вы узнали на сегодняшней игре? Что бы вам хотелось узнать еще?

 Всем вручаются призы: информационные проспекты, где вы можете прочитать алгоритм аналитического подхода, список средних учебных заведений г. Кызыла.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Лесные выборы"

Урок – игра «Лесные выборы»  предназначен для учащихся 3-4 классов. Материал может использоваться на  уроках светской этики, окружающего мира, литературного чтения. Так же урок можно п...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Урок-игра в 9 классе «Выбор профессии»

Задачи:1) Формирование лексических навыков говорения и чтения.              2) Расширение кругозора, осветив профессиональное образован...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...