Учебно-исследовательская деятельность учащихся
статья по технологии на тему

Абузарова Марина Сергеевна

Статья посвящена учебно-исследовательской деятельности в школе, которая осуществляется через проектную деятельность и участия обучающихся в различных научно практических конференциях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учебно – исследовательская деятельность учащихся»

М.С. Абузарова, учитель технологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа  №9», г. Братска иркутской области.

  Учебно-исследовательская деятельность учащихся – залог успеха науки ХХI века. С древнейших времен до наших дней наука служит обществу в целом и каждому человеку в отдельности. Все, что нас окружает сегодня – плоды умственной работы, воплощенной в материальные ценности через технологии и производственный процесс, которые являются прикладными формами научной деятельности человека. Целью исследовательской деятельностью школьников является не столько добиться собственных результатов, сколько получить основные представления о методах исследования, научиться системной, целенаправленной работе над темой, логичности построения материала и получению аргументированных выводов.

   В настоящее время исследовательская деятельность учащихся становится популярной формой учебной работы и необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода учащихся к жизни.

   Учебное исследование рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности, на основе самостоятельного приобретения учащимися субъективно новых, значимых для них знаний. Цель учебного исследования, по мнению Е.Н. Кикоть, не только конечный результат (знания), но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых, расширение кругозора.

   Задачи учебно-исследовательской деятельности Г.А. Русских определяет следующим образом:

  • формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально -                   исследовательской  деятельности;
  • создание условий для социального и профессионального самоопределения школьников;
  • совершенствование исследовательских умений школьников;
  • развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся;
  • способствовать мотивированному выбору профессии, профессиональной и социальной адаптации.

  Полученная в процессе учебного исследования информация может быть новой только для того, кто ее получил, что не умаляет значимости учебно-исследовательской работы. С.Л. Рубинштейн писал: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает своим трудом».

   

 Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:

  • проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
  • аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
  • диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем , явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем.
  • Изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
  • Экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
  • Проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

 

Классификация проектов.

По содержанию:

  • Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешних заказчиков.
  • Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
  • Ролевой проект. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высока.
  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

По предметной области:

 монопроекты и межпредметные проекты.

 По продолжительности:

   

  • Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
  • Недельные проекты выделяются в ходе проектной недели.
  • Годичные проекты выполняются в течение учебного года.

Программа по технологии для 1-11 классов, рекомендованная Министерством образования РФ  обращают внимание учителя на то, что школьники должны овладеть определенными трудовыми знаниями, умениями и навыками. В программе отмечается, что главная цель образовательной области «Технология» - подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики. При этом перечисляются общетрудовые умения, элементы техники (правила снятия мерок, построение основы изделия, правила кроя и т п.), которыми должны овладеть учащиеся. Метод проектов можно использовать по каждому разделу программы. Проект можно использовать не только как итоговую самостоятельную работу учащихся, но и как метод, позволяющий им приобрести и закрепить навыки в процессе проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих потребности личности и общества. Основная методическая идея построена на том, что смысловым ядром курса «Технология» выступает овладение методом проектов при изготовлении любого изделия. При этом полностью сохраняется обучение учащихся конкретным трудовым умениям и навыкам.

   Наша школа в течении последних лет  активно использует метод проектов в своей работе. За эти годы мы прошли сложный путь от предметных, воспитательных и  интегрированных до социальных.

  Учащиеся нашей школы активно участвуют в городских мероприятиях: «Проект – Фантазия» (творческая олимпиада для учащихся 7-х классов; 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 уч. годы); «Технология – проект – исследование» (научно-практическая конференция для учащихся 5-11 классов; 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 уч. годы). На базе нашей школы были проведены два больших проекта: «День смеха» и «День науки», «Сто классных проектов».

   Критерии оценки учебно-исследовательской деятельности учащихся:

  • Актуальность выбранного исследования.
  • Качественный анализ состояния проблемы.
  • Умение использовать известные результаты и факты.
  • Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
  • Практическая и теоретическая значимость исследования.
  • Четкость выводов, обобщающих исследование.
  • Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

Участие школьников в учебно-исследовательской деятельности открывает путь в большую науку, которая может стать смыслом жизни и, возможно, в будущем – материальной базой для достойной жизни.

Примечания:

  1. КикотьЕ.Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов. Калининград, 2002. С. 420.
  2. Кикоть Е.Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов. Калининград, 2002. С.22.
  3. Русских Г.А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся // Дополнительное образование. 2001.№7-8. С.3-14.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Соч. в 2 тт. Т.1.М., 1989.С. 34.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ

Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его.  Любить и у...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)

В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 9-11 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАСТРОФ СОВРЕМЕННОСТИ)

Согласно проекту Федеральных Государственных Образовательных стандартов для старшеклассников все школьные предметы могут быть поделены на обязательные предметы (40 % образовательной программы) и предм...

Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).

       В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...