Рабочая программа по МДК 01.01 "Слесарное дело и технические измерения" профессия "Автомеханик"
рабочая программа по технологии на тему

Левберг Александра Петровна

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»

                                                                                                       

                                                                                           «У Т В Е Р Ж Д А Ю»

                                                                                                     ДИРЕКТОР ГОАУ НПО ПКСЛ

                                                                                                                           Н.О. НЕРСЕСЬЯН

                                                                                                            «______» ___________2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МДК.01.01   «СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО

                        И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»

                  по профессии  190631.01 Автомеханик

г. Белогорск

2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины МДК 01.01 разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального  профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик для обучающихся на базе среднего (полного) общего образования.

Организация-разработчик:

Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования  «Профессиональный коммунально-строительный  лицей»  г. Белогорска, Амурской области.

Разработчики:

Михайлова Наталья Ивановна, зам. директора по УПР

Левберг Александра Петровна, преподаватель  

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МДК 01.01 «Слесарное дело  и технические измерения»

1.1Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины МДК  «Слесарное дело  и технические измерения» является частью  основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 года №555, по профессии НПО 190631.01 Автомеханик в части освоения общепрофессионального цикла.

        Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников по профессии 190631.01Автомеханик, входящей в состав укрупненной группы профессий 190000 по направлению подготовки 190600 «Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов»:

190631.01 Слесарь по ремонту автомобилей

190631.02 Водитель автомобиля

190631.03 Оператор заправочных станций

 в части освоения основного вида профессиональной деятельности; транспортировка грузов и перевозка пассажиров, при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в  профессиональный модуль (ПМ 01), является  дисциплиной МДК 01.01 данного модуля.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • распознавать и классифицировать виды слесарных операций;
  • определять по внешнему виду инструменты и приспособления, уметь пользоваться ими и использовать их по назначению;
  • выбирать слесарный  и  контрольно – измерительный инструмент для профессиональной деятельности;
  • использовать приёмы работы с инструментами в  профессиональной деятельности;

 знать:

  • виды слесарных операций, их назначение, применяемые в профессиональной деятельности;
  • классификацию инструментов,  их назначение и применение,  приёмы  работы с ними;
  • контрольно - измерительные инструменты, приборы, приёмы работы с ними;
  • основные понятия о видах технических измерений, о допусках  и посадках.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа;

самостоятельной работы обучающегося 1 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:

        лабораторные работы

*

        практические занятия

*

        контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

1

в том числе:

       подготовка рефератов

       внеаудиторная самостоятельная работа

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного  зачета


2.2. Тематический план  и содержание  МДК 01.01  «СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»

Наименование разделов   и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 01.01 Слесарное дело и технические измерения

75

Раздел 1. Слесарное дело.

46

Тема 1.1. Введение. Разметка и её назначение

Содержание предмета

5

2

  1. Введение.

2.

Инструменты и приспособления, применяемые при разметке.

3.

Основные виды и  способы  разметки.

4.

Подготовка металла к разметке. Базовая поверхность.

5.

Безопасность труда.

Практические занятия (не предусмотрены)

*

Тема 1.2 Рубка металла  

Содержание предмета

4

2

1.

Рубка металла. Инструмент для рубки и приёмы пользования им.

2

 Приёмы рубки в тисках, на плите и наковальне. Виды ударов.

3.

Механизация процесса рубки. Безопасность труда при рубке металлов.

Практические занятия (не предусмотрены)

*

Тема 1.3 Резка металла

Содержание предмета

4

2

1.

Понятие о резке металла. Инструменты для резки.

2.

Резка металла ножницами по металлу. Приёмы резки.

3.

Резка металла ножовкой. Технология резки.

4.

Безопасность труда при резке.

Практические занятия  (не предусмотрены)

*

Тема 1.4 Правка и гибка металла  

Содержание предмета

4

2

1.

Инструменты и оборудование, применяемые при правке и гибки металла.

2.

Разновидности процессов правки. Рихтовка.

3.

Механизация  гибочных работ. Безопасность труда.

Практические занятия  (не предусмотрены)

*

Тема 1.5 Опиливание

Содержание

4

2

1.

Понятие об опиливании.

2.

Конструкция и классификация напильников.

3.

Приёмы и правила опиливания.

4.

Правила обращения с напильниками и уход за ними.

5.

Механизация опиловочных работ. Безопасность труда

Практические занятия (не предусмотрены)

*

Тема 1.6 Слесарная обработка отверстий

Содержание предмета

6

2 - 3

1.

Инструменты и приспособления, применяемые при слесарной обработке отверстий.

2.

Сущность процесса сверления. Ручное и механизированное сверление.

3.

Сверление, зенкерование и развёртывание отверстий.

4.

Брак при обработке отверстий. Безопасность труда.

Практические занятия (не предусмотрены)

*

Тема 1.7 Резьба и её элементы  

Содержание предмета

6

2 - 3

1.

Понятие о резьбе и её элементах. Виды и назначения резьбы. Классификация резьб.

2.

Инструменты для нарезания резьбы.

3.

Подбор свёрл для сверления отверстий под резьбу и выбор диаметра стержня при нарезании резьбы.

4.

Брак при нарезании резьбы и способы его предупреждения. Безопасные приёмы труда.

Практические занятия (не предусмотрены)

*

Тема 1.8 Клёпка.

Тема 1.9. Пайка и лужение.

Содержание предмета

4

2 - 3

1.

Понятие о клёпке. Заклёпки и заклёпочные соединения.

2.

Инструмент и приспособления, применяемые при клёпке.

3.

Ручная и механизированная клёпка. Безопасные приёмы труда.

Практические занятия (не предусмотрены)

*

1

Пайка мягкими припоями. Флюсы.

5

2-3

2

Пайка твердыми припоями. Флюсы.

3.

Инструменты для пайки.

4.

Лужение

Практические занятия (не предусмотрены)

*

Тема 1.10 Склеивание

1. Склеивание.

2.Контроль качества клеевых соединений.

2

2

Контрольная работа №1,2 по разделу «Слесарное дело»

2

Раздел 2. Технические измерения.

28

Тема 2.1 Государственная система приборов. Основы технических измерений. Виды технических измерений.

Содержание предмета

7

2

1

Принцип построения ГСП.

2

Классификация средств измерения.

3

Стандартизация и сертификация.

4

Основные метрологические термины.

Практические занятия (не предусмотрены)

*

Тема 2.2 Погрешности формы и расположения поверхностей. Допуски и посадки.

Содержание прелмета

4

2 - 3

1.Основные определения параметров форм и расположение поверхностей.

2.Виды частых отклонений.

3. Понятие о допусках и посадках.

Практические занятия (не предусмотрены)

*

Тема 2.3  Измерение температуры

Содержание предмета

2

2

1

Температурные шкалы.

2

 Классификация СИ (температуры) и приборов для измерения температуры.

3

Методы измерения температуры нагретых тел по их излучению.

Практические работы (не предусмотрены)

*

Тема 2.4 Измерение давления.

Содержание предмета

2

2

1

Измерение давления, классификация приборов для измерения давления.

2

Принцип действия, типы приборов.

3

 Преобразователи давления с электрическим и пневматическим выходными сигналами.

Практические работы (не предусмотрены)

*

Тема 2.5 Измерение количества расхода жидкостей и газов.

Содержание предмета

2

2

1

Измерение количества расхода жидкостей и газов, классификация методов.

2

Расходомеры постоянного перепада давления, переменного уровня.

3

Типы приборов.

Практические работы (не предусмотрены)

*

Тема 2.6 Измерение уровня жидких и сыпучих материалов.

Содержание предмета

2

2

1

Измерение уровня.

2

Механические и электрические уровнемеры.

3

Акустические и ультразвуковые уровнемеры.

Практические работы (не предусмотрены)

*

Тема 2.7 Измерение геометрических размеров и контроль работы оборудования. Измерение метрических  резьб.

Содержание  предмета

7

2

1

Методы и устройства для измерения геометрических размеров: механические, электрические, пневматические и т. п.

2

 Методы для измерения штучной продукции.

3

Методы измерения метрических  резьб.

Практические работы (не предусмотрены)

*

Контрольная работа №3, 4 по разделу «Технические измерения»

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ. 01.01 

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.

Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП

1

Примерная тематика домашних заданий.

Методы измерения температуры.

Расходомеры переменного перепада давления, основы теории.

Измерение количества расхода жидкостей и газов.

Правила измерения уровня жидких и сыпучих материалов.

Измерения геометрических размеров и контроль работы оборудования.

Состав газов.

Свойства жидкостей.

Основные сведения по измерению уровня жидких и сыпучих тел.

Измерение состава и свойств жидкостей.

Измерение состава газов.

        ИТОГО: 75 часов



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы МДК 01.01. «Слесарное дело и технические измерения»  требует наличия учебного кабинета спецдисциплины. 

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся – 30 мест;
  • рабочее место преподавателя – 1 место;
  • комплект учебно-наглядных пособий; плакаты по  «Слесарному делу» и «Контрольно-измерительным приборам»;
  • наборы контрольно-измерительных инструментов;
  • готовая продукция (образцы изделий из металла);
  • образцы металлических конструкций;
  • дидактический раздаточный материал  КИМ и КОС(тесты, карточки-задания).

Технические средства обучения:

  • компьютер, телевизор, DVD  плеер, мультимедийная приставка;
  • методические пособия;
  • презентации к урокам.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Кострицкий В.Г., Кузьмин А.И. Контрольно-измерительные инструменты и приборы в машиностроении: Справочник. – К.: Техника, 1986 г., 4-13 с.

2. Бурдун Г.Д. Справочник по международной системе единиц.– М.: Изд-во стандартов, 1980.

3. Государственные эталоны и общесоюзные поверочные схемы. – М.: Изд-во стандартов, 1978.

4. Долинский Е.Ф. Обработка результатов измерений. – М.: Изд-во стандартов, 1973.

5. Куликовский К.Л., Купер В.Я. Методы и средства измерений. – М.: Энергоатомиздат, 1986

6. Малышев В.М., Механиков А.И. Гибкие измерительные системы в метрологии. – М.: Изд-во стандартов, 1988.

8. Метрологическое обеспечение и эксплуатация измерительной техники / Г. П. Богданов, В.А.Кузнецов, М.А.Лотонов и др.; Под ред. В.А.Кузнецова. – М.: 1990.

9. Новицкий А.В. Основы информационной теории измерительных устройств.– Л.: Энергия, 1968.

10. Новицкий П.В., Зограф И.А. Оценка погрешностей результатов измерений.– Л.: Энергоатомиздат, 1985.

11. Основополагающие стандарты в области метрологии. – М.: Изд.-во стандартов, 1986.

12. Тюрин Н.И. Введение в метрологию. М.: Изд-во стандартов, 1985.

Интернет-ресурсы:

  1. http://materialu-adam.blogspot.com/
  2. http://www.twirpx.com/files/machinery/material/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения  уроков, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Должен  уметь:

выбирать инструменты, приёмы работы с ними,  виды слесарных операций  для профессиональной деятельности.

Контрольные  работы,  наблюдение и оценка на практических  занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа

Использовать и применять  контрольно – измерительные приборы в профессиональной деятельности

Контрольные  работы, рефераты, экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа

Должен  знать:

основные виды слесарных операций

Контрольные  работы, экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

виды, назначение и применение инструментов,  и приёмы работы с ними

Контрольные работы, экспертное наблюдение и оценка на  занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа

Классификацию контрольно – измерительных приборов, назначение и применение;

Практические занятия, контрольная работа, экспертное наблюдение и оценка на занятиях, тестирование

Физические, химические механические и технологические свойства материалов;

Контрольные  работы, доклады, экспертное наблюдение и оценка на  занятиях, тестирование.

виды обработки металлов и сплавов;

Контрольные  работы, экспертное наблюдение и оценка на  занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины МДК 01.01 «Слесарное дело и технические измерения», по профессии 190631.01 Автомеханик



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»

           «У Т В Е Р Ж Д А Ю»

      ДИРЕКТОР ГОАУ НПО ПКСЛ

Н.О. НЕРСЕСЬЯН

       «______» ___________2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.03 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

   по профессии 270802.13

                                             «Мастер жилищно-коммунального  хозяйства»  

г. Белогорск

2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального  профессионального образования  по профессии 270802.13 Мастер жилищно-коммунального  хозяйства  для обучающихся на базе среднего (полного) общего образования.

Организация-разработчик:

Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный коммунально-строительный  лицей» г. Белогорска, Амурской области.

Разработчики:

Михайлова Наталья Ивановна, зам. директора по УПР

Левберг Александра Петровна, преподаватель  

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Материаловедение»

1.1Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО270802. 13 Мастер  жилищно-коммунального хозяйства в части освоения общепрофессионального цикла.

        Рабочая программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников по профессии 270802. 13 Мастер  жилищно-коммунального  хозяйства, входящей в состав группы профессийпо направлению подготовки  специалистов  «Мастер жилищно-коммунального хозяйства»:

270802.13. 01 Слесарь  сантехник

270802.13.02 Электрогазосварщик

Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
  • выбирать материалы для профессиональной деятельности;
  • определять основные свойства материалов по маркам, по назначению и условиям эксплуатации;

знать:

  • основные свойства, классификацию, характеристики материалов, применяемых в профессиональной деятельности;
  • классификацию и способы получения всех видов конструкционных материалов, основы термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
  • физические,  химические, механические и технологические  свойства материалов;
  • виды нагрузок и деформаций, технологические испытания материалов;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа;

самостоятельной работыобучающегося18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:

        лабораторные работы

*

        практические занятия

*

        контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

       подготовка рефератов

4

       внеаудиторная самостоятельная работа

12

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2.Примерный тематический план и содержание учебной дисциплиныМатериаловедение

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы металловедения

16

1 - 2

Тема 1.1. Введение. Свойства металлов и сплавов. Коррозия металлов. Термическая обработка металлов.

Содержание учебного материала

15

1.

Роль материалов в современной технике

2.

Структура материалов. Атомно-кристаллическое строение металлов.

3.

Физические свойства металлов и сплавов.

4.

Химические свойства металлов и сплавов.

5.

Основные виды деформаций. Статическая и динамическая нагрузки.

6.

Механические свойства металлов и сплавов.

7.

Технологические свойства металлов и сплавов. Технологические испытания материалов.

8.

Коррозия металлов и сплавов. Меры защиты от коррозии.

9.

Термическая обработка металлов. Классификация. Отжиг. Закалка. Отпуск. Нормализация, цементация. Использование видов ТО в профессии.

Контрольная работа по разделу «Основы металловедения»

1

1 - 2

Лабораторные работы(не предусмотрены)

*

Практические работы (не предусмотрены)

*

Самостоятельная работа обучающихся

Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.

Изменение свойств металлов и сплавов при механическом воздействии на конструкции. Виды деформаций. Их влияние на свойства металлов и сплавов.

Подготовка рефератов

4

2

Раздел 2. Конструкционные  материалы(металлы)

20

Тема 2.1.  Железоуглеродистые сплавы.

Содержание учебного материала

14

2 -3

1.

Железоуглеродистые сплавы. Классификация. Структура. Химический состав.

2.

Чугун. Способы получения и переработки. Применение. Диаграмма состояния Железоуглеродистых сплавов.

3.

Классификация чугуна.

4.

Сталь. Основные понятия. Состав. Получение. Классификация стали.

5.

Углеродистые стали. Классификация. Маркировка. Применение.

6.

Легированные стали. Классификация . Маркировка. Применение.

7.

Стали с особыми свойствами. Инструментальная сталь. Твердые сплавы.

Тема 2.2. Цветные металлы и  сплавы.

1.

Общие сведения о цветных металлах и  сплавах. Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.

5

2 - 3

2.

Медь и  сплавы на её основе. Классификация. Маркировка. Применение.

3.

Алюминий и сплавы на его основе. Классификация. Применение. Марки.

4.

Антифрикционные сплавы. Баббиты и припои.

Контрольная работа по разделу «Конструкционные  материалы. Металлы  и сплавы»

1

2 - 3

Лабораторные работы (не предусмотрены)

*

Практические работы (не предусмотрены)

*

Самостоятельная работа обучающихся

Применение основных свойств металлов и сплавов, применяемых в сантехническом оборудовании.

Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

Подготовка рефератов

2

2

Раздел 3. Конструкционные материалы(неметаллы)

18

Тема 3.1. Неметаллические материалы

Содержание учебного материала

17

2 - 3

1.

 Пластические массы  и полимерные материалы. Классификация. Особенности структуры, свойства, применение.

2.

Строение и назначение стекла. Способы получения и переработки. Классификация. Технологические характеристики. Применение.

3.

Строение и назначение керамики и металлокерамики. Классификация. Способы получения, переработки. Свойства. Применение.

4.

Резина. Каучук. Свойства. Получение. Классификация. Применение.

5.

Композиционные материалы. Свойства. Применение. Классификация.

6.

Уплотнительные материалы. Виды, состав, свойства. Применение.

7.

Электроизоляционные, прокладочные, обивочные  и клеящие материалы.

8.

Новые материалы. Графитоуглеродные материалы. Нанотехнологии.

9.

Лакокрасочные материалы.

10.

Абразивные материалы. Классификация. Применение Маркировка.

Лабораторные  работы (не предусмотрены)

*

Практические работы (не предусмотрены)

*

Контрольная работа по разделу «Конструкционные материалы. Неметаллы»

1

2 - 3

Самостоятельная работа для обучающихся:

Характеристика неметаллических материалов.

Требования, предъявляемые к  конструкционным неметаллическим материалам..

Способы определения качества  неметаллических конструкционных материалов.

Назначение и основные требования, предъявляемые к композиционным, уплотнительным и прокладочным  материалам.

Характеристика новых материалов, применяемых для  сантехнического оборудования и соединения узлов.

4

Подготовка  рефератов

2

Всегообязательной аудиторной:

54ч.

Всего:

70 ч.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета«Материаловедение»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся –25 -  30 мест;
  • рабочее место преподавателя – 1;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
  • объемные модели металлической кристаллической решетки;
  • образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
  • образцы неметаллических материалов;
  • образцы сантехнических узлов, деталей, конструкций;
  • комплект мультимедийных презентаций;
  • комплекты стендов «Конструкционные материалы (металлы)», «Конструкционные материалы (неметаллы)»;
  • комплект дидактического материала (карточки-задания, тесты);
  • видеоматериал к урокам.

Технологические средства обучения:

  • компьютер, мультимедийный  проектор,
  • экран.

Оборудование рабочих мест:

  • рабочее место обучающихся;
  • письменные принадлежности.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М., Материаловедение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования: учеб.пособие для сред. проф. образования. - 4-е изд., стер. Издательство: М.: Академия, 2008. – 250 с.

  2. Сеферов Г.Г., Батиенков В.Т., Сеферов Г.Г., Фоменко А.Л. Материаловедение: Учебник / Издательство: Инфра-М , 2009. - 150 с.
  3. СтукановВ. А., Материаловедение, Изд-во: Форум, Инфра-М, 2008.-368 с.

Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб.пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

Дополнительные источники:

  1. Богодухов С.И.,СинюхинА.В.,Гребенюк В.Ф., Курс материаловедения в вопросах и ответах: Учебное пособие, Издательство: Машиностроение,2005 г., 256 с.
  2. Давыдова И.С., Максина Е.Л.Материаловедение: Учеб.пособие. Издательство:РИОР, 2006 г.,     240 с.

  3. Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В.,Материаловедение (металлообработка): Учебное пособие для НПО, Издательство:Академия, 2010. -  256 с.
  4. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб.пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.

Интернет-ресурсы:

        http://materialu-adam.blogspot.com/

        http://www.twirpx.com/files/machinery/material/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения  уроков, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Должен уметь:

выбирать материалы для профессиональной деятельности.

Контрольные  работы, экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа

определять основные свойства материалов по  химическому составу и назначению.    

Контрольные  работы, рефераты, экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа

Должен  знать:

основные виды металлических и неметаллических материалов

Контрольные  работы, экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

основные сведения о назначении и области применения металлов и сплавов

Контрольные работы, экспертное наблюдение и оценка на  занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа

основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;

Практические занятия, контрольная работа, экспертное наблюдение и оценка на занятиях, тестирование

особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства;

Контрольные  работы, экспертное наблюдение и оценка на занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование.

виды обработки металлов и сплавов

Контрольные  работы, экспертное наблюдение и оценка на  занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа

Рабочая  программа  учебной  дисциплины  «Материаловедение»,

профессия 270802.13  «Мастер жилищно-коммунального  хозяйства»  



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ

                                                                                                       

                                                                                          «У Т В Е Р Ж Д А Ю»

                                                                                                     ДИРЕКТОР ГОАУ НПО ПКСЛ

                                                                                                                           Н.О. НЕРСЕСЬЯН

                                                                                                            «______» ___________2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.03  «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

                           по профессии  190631.01 Автомеханик

2014 г.

г. Белогорск

        Рабочая программа учебной дисциплины ОПД «Материаловедение» является частью примерной основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 года №555, по профессии НПО 190631.01 Автомеханик в части освоения общепрофессионального цикла.

Организация-разработчик:

Государственное образовательное автономное учреждение начального профессионального образования профессиональный коммунально – строительный  лицей г. Белогорска, Амурской области.

Разработчики:

Михайлова Наталья Ивановна, зам. директора по УПР

Левберг Александра Петровна, преподаватель  спецдисциплин

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Материаловедение»

1.1Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины ОПД «Материаловедение» является частью примерной основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 года №555, по профессии НПО 190631.01 Автомеханик в части освоения общепрофессионального цикла.

           Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников по профессии 190631.01Автомеханик, входящей в состав укрупненной группы профессий 190000 по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно технологических машин и комплексов:

190631.01 Слесарь по ремонту автомобилей

190631.02 Водитель автомобиля

190631.03 Оператор заправочных станций

 в части освоения основного вида профессиональной деятельности; транспортировка грузов и перевозка пассажиров, при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная  дисциплина ОПД.02 «Материаловедение»  входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
  • выбирать материалы для профессиональной деятельности;
  • определять основные свойства материалов по маркам, по назначению и условиям эксплуатации;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные свойства, классификацию, характеристики материалов, применяемых в профессиональной деятельности;
  • классификацию и способы получения всех видов конструкционных материалов, основы термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
  • физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

        лабораторные работы

*

        практические занятия

*

        контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

       Подготовка рефератов по темам:

  1. «Материалы, применяемые  при изготовлении автомобиля».
  2. «Зависимость свойств материалов от эксплуатационных характеристик».
  3. «Выбор сплава для изготовления ДВС»
  4. «Нанотехнологии на службе человека».

4

       Внеаудиторная самостоятельная работа

  1. Свойства металлов и сплавов.
  2. Железоуглеродистые сплавы, их применение в машиностроении.
  3. «Цветные металлы и  сплавы»;
  4. «Коррозия металлов и средства защиты от коррозии»;
  5. «Термическая обработка металла»;
  6. «Пластмасса, использование её в автомобилестроении»;
  7. «Безопасное стекло. Как его получают?»
  8. «Пьезоэлектрики. Что это такое?»
  9. «Бронирование автомобиля»;
  10. «Новые материалы на службе человека».

14

Итоговая аттестация в форме дифференцированного  зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Материаловедение»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы металловедения.

15

Тема 1.1.  Введение. Свойства металлов и сплавов. Коррозия металлов. Термическая обработка металлов.

Содержание учебного материала

14

1.

Роль материалов в современной технике

1 - 2

2.

Структура материалов. Строение.

3.

Физические свойства металлов и сплавов.

4.

Химические свойства металлов и сплавов.

5.

Основные виды деформаций. Статическая и динамическая нагрузки.

6.

Механические свойства металлов и сплавов.

7.

Технологические свойства металлов и сплавов.

8.

Коррозия металлов и сплавов. Меры защиты от коррозии.

9.

Термическая обработка металлов. Классификация. Отжиг. Закалка. Отпуск. Нормализация, цементация. Использование видов ТО в профессии.

Контрольная работа по разделу «Основы металловедения»

1

Лабораторные работы (не предусмотрены)

*

Практические работы (не предусмотрены)

*

Раздел 2. Конструкционные  материалы (металлы)

15

Тема 2.1.  Железоуглеродистые сплавы.

Содержание учебного материала

10

2

1.

Железоуглеродистые сплавы. Классификация. Структура. Химический состав.

2.

Чугун. Способы получения и переработки. Применение. Диаграмма состояния Ж-У.

3.

Классификация чугуна.

4.

Сталь. Основные понятия. Состав. Получение. Классификация стали.

5.

Углеродистые стали. Классификация. Маркировка. Применение.

6.

Легированные стали. Классификация . Маркировка. Применение.

7.

Стали с особыми свойствами. Инструментальная сталь. Твердые сплавы.

Тема 2.2.  Цветные металлы и  сплавы.

Содержание учебного материала

1.

Общие сведения о цветных металлах и  сплавах. Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.

4

2

2.

Медь и  сплавы на её основе. Классификация. Маркировка. Применение.

3.

Алюминий и сплавы на его основе. Классификация. Применение. Марки.

4.

Антифрикционные сплавы. Баббиты и припои.

Контрольная работа по разделу  «Конструкционные  материалы. Металлы  и сплавы»

1

Лабораторные работы (не предусмотрены)

*

Практические работы (не предусмотрены)

*

Самостоятельная работа обучающихся

Применение основных свойств металлов и сплавов в автомобильной технике.

Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.

Подготовка рефератов

8

2

Раздел 3. Конструкционные материалы (неметаллы)

12

2

Тема 3.1. Неметаллические материалы

Содержание учебного материала

11

2

1.

 Пластические массы  и полимерные материалы. Классификация. Особенности структуры,  свойства, применение.

2.

Строение и назначение стекла. Способы получения и переработки. Классификация. Технологические характеристики. Применение.

3.

Строение и назначение керамики и металлокерамики. Классификация. Способы получения, переработки. Свойства. Применение.

4.

Резина. Каучук. Свойства. Получение. Классификация. Применение.

5.

Композиционные материалы. Свойства. Применение. Классификация.

6.

Уплотнительные материалы. Виды, состав, свойства. Применение.

7.

Абразивные материалы. Классификация. Применение Маркировка.

Лабораторные  работы (не предусмотрены)

*

Практические работы (не предусмотрены)

*

Контрольная работа по разделу «Конструкционные материалы. Неметаллы»

1

2

Раздел 4. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости

10

Тема 4.1 Топливо для ДВС, масла и эксплуатационные жидкости.

.

Содержание

9

2

1.

Нефть. Переработка нефти. Бензины. Марки бензинов и их применение.

2.

Дизельное топливо

3.

Топливо для автомобилей с газобаллонными установками

4.

Моторные и трансмиссионные масла

5.

Пластичные смазки

6.

Эксплуатационные жидкости

7.

Организация рационального использования ГСМ

Лабораторные работы (не предусмотрены)

*

Практические работы (не предусмотрены)

*

Контрольная работа по разделу: «Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости»

1

2

Самостоятельная работа для обучающихся:

Характеристика бензинов, основные марки.

Требования, предъявляемые к сжатым топливным газам.

Способы определения качества и марки масел.

Назначение и основные требования, предъявляемые к пластичным смазкам.

Характеристика охлаждающих жидкостей.

Пути снижения эксплуатационного расхода топлива и масел.

Подготовка  рефератов

6

2

Всего:

70

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение» 

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся – 30 мест;
  • рабочее место преподавателя – 1 место;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
  • объемные модели металлической кристаллической решетки металлов и сплавов;
  • образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
  • образцы  (наборы) неметаллических материалов
  • дидактический материал (карточки-задания, разноуровневые тесты).

Технические средства обучения

  • компьютер, телевизор, DVD  плеер, мультимедийный проектор;
  • методические пособия;
  • презентации к урокам, видеоматериал.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М., Материаловедение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред. проф. образования. - 4-е изд., стер. Издательство: М.: Академия, 2008. – 250 с.
  2. Чумаченко Ю.Т.,Чумаченко Г.В.,Герасименко А.И.,  Материаловедение для автомехаников,  Изд-во: Феникс, 2005. - 480 с.
  3. Сеферов Г.Г., Батиенков В.Т., Сеферов Г.Г., Фоменко А.Л. Материаловедение: Учебник / Издательство: Инфра-М , 2009. - 150 с.
  4. Стуканов В. А., Материаловедение,  Изд-во: Форум, Инфра-М, 2008.- 368 с.

     Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

Дополнительные источники:

  1. Богодухов С.И.,Синюхин А.В.,Гребенюк В.Ф., Курс материаловедения в вопросах и ответах: Учебное пособие, Издательство: Машиностроение, 2005 г., 256 с.
  2. Давыдова И.С., Максина Е.Л. Материаловедение: Учеб. пособие. Издательство: РИОР, 2006 г.,     240 с.
  3. Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В., Материаловедения (металлообработка): Учебное пособие для НПО, Издательство: Академия, 2010. -  256 с.
  4. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://materialu-adam.blogspot.com/
  2. http://www.twirpx.com/files/machinery/material/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения  уроков, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Должен уметь:

выбирать материалы для профессиональной деятельности.

Контрольные  работы, экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа

определять основные свойства материалов по маркам.

Контрольные  работы, рефераты, экспертное наблюдение и оценка на практических  занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа

Должен знать:

основные виды металлических и неметаллических материалов

Контрольные  работы, экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

основные сведения о назначении и области применения металлов и сплавов

Контрольные работы, экспертное наблюдение и оценка на  занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа

основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;

Практические занятия, контрольная работа, экспертное наблюдение и оценка на занятиях, тестирование

физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;

Контрольные  работы, доклады, экспертное наблюдение и оценка на  занятиях, тестирование.

особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства;

Контрольные  работы, экспертное наблюдение и оценка на занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование.

виды обработки металлов и сплавов;

Контрольные  работы, экспертное наблюдение и оценка на  занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Материаловедение»

по профессии 190631.01 Автомеханик



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  КОММУНАЛЬНО – СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»

                                                                                                 «У Т В Е Р Ж Д А Ю»

                                                                                                     ДИРЕКТОР ГОАУ НПО ПКСЛ

                                                                                                                           Н.О. НЕРСЕСЬЯН

                                                                                                            «______» ___________2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.02 «ОХРАНА ТРУДА»

                                              по профессии  190631.01 Автомеханик

2014 г.

г. Белогорск

          Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.02 «ОХРАНА ТРУДА»

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального  профессионального образования) 190631.01 Автомеханик для обучающихся на базе среднего (полного) общего образования.

Организация-разработчик: Государственное образовательное  автономное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный коммунально-строительный  лицей»  г. Белогорск, Амурская область

Разработчики:

Михайлова Наталья Ивановна, заместитель  директора по УПР

Левберг Александра Петровна, преподаватель спецдисциплин

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Охрана труда»

1.1Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД «Охрана труда» является частью примерной основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 года №555, по профессии НПО 190631.01 Автомеханик в части освоения общепрофессионального цикла.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина ОПД.02 «Охрана труда» входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;
  • обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
  • анализировать опасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
  • использовать экобиозащитную технику;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • виды факторов, приводящие к травмам, воздействие негативных факторов на человека;
  • правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 40 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 30 часов;

самостоятельной работы обучающегося  10 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

40

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

в том числе:

        лабораторные работы (не предусмотрены)

*

        практические занятия (не предусмотрены)

*

        контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:

№1. Основные понятия и термины предмета «Охрана труда»;

№2. Основные права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

№3.Виды ответственности за нарушение требований охраны труда;

№4.Факторы, определяющие микроклимат в производственном помещении;

№5. Особенности условий и режима работы работников автомобильного транспорта;

№6. Безопасность организации труда при выполнении отдельных операций технического обслуживания и ремонта автомобилей;

№7. Безопасность дорожного движения;

№8. Характерные источники пожаров;

№9. Правила при тушении пожаров;

№10. Расследование несчастных случаев.

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные понятия и терминология охраны труда.

 Общие вопросы по охране труда на автомобильном транспорте.

20

Тема 1.1. Правовые основы охраны труда на автомобильном транспорте.

Содержание учебного материала

5

2

1. Правовые основы трудового законодательства.

2. Кодекс законов о труде и охране труда.

3. Правила охраны труда на автомобильном транспорте.

4.  Система стандартов по безопасности труда.

5.  Контроль за организацией охраны труда на автотранспортных предприятиях.

6. Контроль за состоянием условий труда и охране труда на автотранспортном предприятии.

7. Понятие о режиме труда и отдыха. Условия труда, рациональные режимы труда.

8. Производственная санитария и гигиена труда. Шумы, освещение.

9.  Нормы поднятия тяжестей.

Практические занятия (не предусмотрены)

*

Контрольная работа№1 по теме: «Правовые основы охраны труда на предприятии»

1

2

Тема 1.2  Вредные  и  опасные производственные факторы. Производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Содержание учебного материала

5

2

1. Вредные и опасные производственные факторы на предприятии. Их классификация.

2. Производственный травматизм  и профессиональные заболевания.

3.  Расследование несчастных случаев на производстве.

4. Организационные и технические мероприятия по повышению безопасности работ.

5. Организация обучения безопасным приемам работы, виды, организация и методика проведения, регистрация инструктажа по безопасным приемам труда.

6. Индивидуальные средства защиты.

Практические занятия (не предусмотрены)

*

Контрольная работа№2 по теме: «Производственные факторы и производственный травматизм»

1

Тема 1.3 Безопасные условия работы при обслуживании автотранспортных средств

Содержание учебного материала

5

1. Обеспечение безопасности труда при хранении транспортных средств.

2. Правила безопасности при обслуживании автотранспортных средств.

3.Безопасность труда на постах технического обслуживания и ремонта. Требования к автотранспортным средствам, направляемым на техническое обслуживание и ремонт. 4.Установка автотранспортного средства на технический пост.

5. Безопасность труда при выполнении работ на автотранспортных средствах, вывешенных на подъемных механизмах. Безопасность труда при снятии агрегатов и деталей, их транспортировке.

6. Правила безопасности при выполнении работ: обслуживании аккумуляторов, сварочных, кузнечно-прессовых, медницко-жестяницких и кузовных, вулканизационных, шиномонтажных, окрасочных работ.

7.Мойка автотранспортных средств, агрегатов и деталей.

8. Требования к организации безопасного  выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

9.Требования к погрузочно-разгрузочным площадкам, эстакадам.

10.Требованиями безопасности к техническому состоянию и оборудованию газобаллонных и газодизельных автотранспортных средств, работающих на сжиженном и сжатом газах.

Практические занятия (не предусмотрены) 

*

Тема 1.4 Безопасность труда при работе с эксплуатационными материалами и агрессивными жидкостями.

Содержание учебного материала

3

2

1. Правила безопасности при хранении, погрузке, выгрузке и перевозке опасных топливосмазочных материалов, при работе с ними.

2.  Правильные приемы заправки автомобиля. Меры безопасности при хранении этилированного бензина.

3. Требования т/б при техническом обслуживании и ремонте автомобилей.

Практические занятия ( не предусмотрены)

Раздел 2. Основные требования электро- и пожаробезопасности на предприятиях автомобильного транспорта.

10

 

Тема 2.1 Требования  электробезопасности при выполнении технического обслуживания и ремонта автомобиля..

Содержание учебного материала

4

2

1.Действие электрического тока на организм человека.

2.Способы и технические средства защиты от поражения электрическим током. Защита от опасного воздействия статического электричества.

3. Требования техники безопасности при использовании ручного электрического инструмента, переносных светильников и другого электрооборудования и  электроустановок.

4. Меры индивидуальной защиты. Оказание первой медицинской помощи.

Практические занятия   (не предусмотрены)

Тема 2.2 Организация пожарной безопасности к предприятиям  автомобильного транспорта.

 

Содержание учебного материала

5

2

1.Причины пожаров на автотранспортных предприятиях.

2.Правила пожарной безопасности на территории автотранспортных предприятий, автозаправочных станциях и газонаполнительных пунктах.

3.Пожарная профилактика и организация противопожарной защиты.

4.Пожарная охрана, средства сигнализации и связи.

5.Технические средства тушения пожаров. Пожарная безопасность при эксплуатации, обслуживании и ремонте подвижного состава.

Практические занятия (не предусмотрены)

Контрольная работа №3  по разделу « Электро- и пожаробезопасность» 

1

2

Самостоятельная работа

10

ВСЕГО

40

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины ОПД «Охрана труда» требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся – 30 посадочных мест;
  • рабочее место преподавателя – 1 место;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда на автомобильном транспорте»;
  • комплекты плакатов: «Безопасность жизнедеятельности», «Охрана труда на автомобильном транспорте», «Медико-санитарная подготовка», «Гражданская оборона»;
  • комплект средств индивидуальной защиты (противогазы, респираторы, противодымные маски);
  • комплект первичных средств пожаротушения;
  • комплект мультимедийных презентаций;
  • комплект средств для оказания первой доврачебной  медицинской помощи;
  • комплекты стендов «Охрана труда на автомобильном транспорте», «Техника безопасности при работе с инструментами»;
  • комплект дидактического материала (карточки-задания, тесты).

Технологические средства обучения:

  • компьютер, мультимедийный  проектор,
  • экран.

Оборудование рабочих мест:

  • рабочее место обучающихся;
  • письменные принадлежности.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Ефимова А.В О, учебное пособие – «Эксплуатация автомобилей и охрана труда на автотранспорте», издание 2-е, дополненное, М., 2002
  2. Чумаченко Ю. Т., Чумаченко Г. В., Ефимова А. В.

           «Эксплуатация автомобилей и охрана труда на транспорте», учебник для учащихся профессиональных            лицеев, училищ, колледжей, учебно-курсовых комбинатов, издательство: Феникс, М., 2007

  1. Сборник типовых инструкций по охране труда для основных профессий рабочих автотранспортных предприятий. ТОИ Р-200-01-95-ТОИ Р-200-23-95
  2. О.Н. Куликов, Е.И. Ролин, Охрана труда в металлообрабатывающей промышленности, издательство Академия, М., 2010

Дополнительные источники:

  1. Шариков Л., Охрана труда при эксплуатации автотранспортных средств и перевозке грузов автотранспортом. Издательство Альфа-Пресс, 2009
  2. Пашин Н.П., Фролов О.П., Охрана труда, здоровья и окружающей среды в российском законодательстве и конвенциях МОТ. Издательство Альфа-Пресс, 2009
  3. Журнал «Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах»

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.ohranatruda.ru/
  2. http://www.tehdoc.ru/ruleswork.htm
  3. http://www.blank.narod.ru
  4. http://www.termika.ru

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Должен  уметь:

применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;

 практические занятия, домашние работы, рефераты, экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях

обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;

 рефераты, домашние работы, экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях

анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;

домашние работы, рефераты, практические занятия

использовать экобиозащитную технику;

домашние работы, рефераты, практические занятия

Должен  знать:

воздействие негативных факторов на человека;

  экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ практические занятия, контрольная работа

правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации.

рефераты, доклады, самостоятельная работа,  контрольная работа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Охрана труда»

по профессии 190631.01 Автомеханик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 7 класс по направлению "Технический труд".

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению...

Рабочая программа по технологии 6 класс по направлению "Технический труд".

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению...

Рабочая программа учебной дисциплины "Инженерная графика" по специальности "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)"

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, д...

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" ОДП 10.Специальность:Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа  преназначена для реализации в группах на базе ос...

Рабочая программа по технологии 8 класс по направлению "Технический труд"

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению...

рабочая программа 5 класс по технологии по ФГОС технический труд

выполнена согласно ФГОС нового поколения...