Построение образовательного процесса технологии на основе использования метапредметных связей
статья по технологии по теме

Сполниченко Людмила Ивановна

Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление широких связей между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом -  внутрипредметная и метапредметная  интеграция.

 

Построение образовательного процесса на основе использования метапредметных связей  представляет собой объединение в одном задании знаний из разных отраслей и различных учебных дисциплин.

 

Предмет «Технология» является составляющим компонентом основного общего образования.

 

Основной формой обучения школьников  в технологическом образовании является учебно – практическая деятельность  предоставляющая им возможность применить на практике знания основ наук. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Построение образовательного процесса на основе использования метапредметных связей.

Сполниченко Л. И.

                                                                        МБОУ СОШ №28

                                                                        г. Архангельск

                                                                        spolni62@mail.ru

        Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление широких связей между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом -  внутрипредметная и межпредметная  интеграция.

Построение образовательного процесса на основе использования метапредметных связей  представляет собой объединение в одном задании знаний из разных отраслей и различных учебных дисциплин.

Предмет «Технология» является составляющим компонентом основного общего образования.

Основной формой обучения школьников  в технологическом образовании является учебно – практическая деятельность  предоставляющая им возможность применить на практике знания основ наук. Это обеспечивает приоритетное применение упражнений, лаборато-практических, учебно-практических работ, а также разработанный, апробированный и внедренный интеграционный метод – метод проектов.

         В содержании предмета «Технология» выделены следующие основные разделы :

- создание изделий из конструкционных материалов на основе конструкторской и технологической документации;

- машины и механизмы, графическое представление и моделирование;

-декоративно-прикладное творчество;

-электротехнические работы;

-технология ведения дома, домашняя экономика и основы предпринимательства;

-черчение и график;

-современное производство и профессиональное образование;

-творческая и проектная деятельность.

Интегративный характер содержания обучения технологии уже предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей.

Это связи с

  • алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций,
  • химией при характеристике свойств материалов,
  • физикой при обнаружении физических и механических свойств обрабатываемых материалов, изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий ( например, электрохимия),
  • историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов .
  • черчение и графика, изо – при определении формы изделия, определении размеров деталей и конструктивных элементов,
  • географией  при выборе обрабатываемого материала как природного материала или полезного ископаемого.
  • биологией при рассмотрении вопросов эргономики в дизайне изделий, экологических проблем в производстве сырья и материалов.
  • экономикой при выполнении функционально-стоимостного анализа,  оценки экономической эффективности результатов деятельности.

Примером эффективного развития межпредметных связей может служить опыт успешного применения метода проектов на уроках технологии и элективных курсов в разделе «Технология обработки конструкционных материалов».

Например  

Проект учащегося 9 класса

«Устойчивость углеродистой стали к агрессивным средам»

В этом проекте конструкционный материал углеродистая сталь рассматривается как сложный химический сплав.

Здесь прослеживается  связь технологии и школьного курса химии на изучении темы «Железо и его соединения». Поднимаются проблемы экологии – загрязнение окружающей среды.

Образцы  стали марки Ст3 размерами 15×15 мм подвергались медленному воздействию (капли / день) слабых  и концентрированных растворов кислот соляной ( HCl ), серной( H2SO4 ), азотной (HNO3 )  и  щелочей: гидроксида натрия ( NaOH ), гидроксида калия  KOH.

Учащийся работал с учебниками, справочной литературой, лабораторными приборами, конструкционным материалом.

Наблюдаемые процессы (изменение цвета образцов, изменение веса, протекание химической реакции ) заносились в тетрадь и фотографировались. Ожидаемые результаты   не всегда оправдывались. Сталь показала устойчивость к некоторым реактивам: при обычной температуре металл ( железо (Fe)  - основа стали)  не взаимодействует с концентрированной серной кислотой( HCl ), так как пассивируется ею. Также проявила себя и азотная кислота(HNO3 ). Но железо реагирует с разбавленной серной и соляной кислотами, вытесняя из кислот водород.

При нагревании концентрированная  серная ( H2SO4 ) кислота окисляет железо и выделяет при этом вредный токсичны сернистый газ.

В проекте  учащихся «Углеродистая сталь как

физический элемент» 

проявляется  интеграция предметов физики, химии, черчения .

При анализе выбранного конструкционного материала (углеродистая  сталь) для своего изделия брелок «Вертушка» учащиеся рассматривали его физико – механические свойства ( трение, теплопроводность, строение кристаллической решетки, связь между массой тела и силой действующей на него, влияние температуры на магнитные свойства стали, электропроводность и т. д.) ,. Учитывались и химические свойства стали - основной содержащий элемент стали -  железо Fe, общие понятия о положении железа в периодической системе химических элементов и строение атома. Влияние процентного содержания элементов в химическом составе на прочностные характеристики металла.

Учащиеся разрабатывали каждый свою конструкцию брелок. Разрабатывали свою конструкторско - технологическую документацию.

Для отделки изделия – нанесение рисунка на металл было применено электрохимическое травление.  Где учащиеся практически познакомились с электролизом, процессом, протекающим в растворе, при пропускании через него электрического тока. Электролиз является одним из важнейших направлений электрохимии. Ребята открыли для себя неизвестный  раздел химической науки  а также познакомились с темой из школьного предмета физики «Электрический ток в жидкостях»  10 кл.  

Исходя из предложенных примеров межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развивается диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук.

Без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.

Межпредметная интеграция приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся.