Использование в работе инновационных педагогических технологий для продуктивного построения образовательного процесса.
статья по биологии

Замятина Алеся Николаевна

Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогические технологии23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Использование в работе инновационных педтехнологий для продуктивного построения образовательного процесса.

 

          Не секрет, что в обычной средней школе, трудно привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Достаточно трудно в таких условиях обычными традиционными методами добиться интереса и получить положительный результат. Слабые ученики, как правило, безразличны к оценкам и все их усилия сводятся к получению хотя бы “тройки”, в то время как успевающие дети стремятся получить больше знаний, лучшую оценку, а иные проявляют явный интерес к предмету, читая дополнительную литературу, занимаясь проектной деятельностью и т.д. Естественно, что труд учителя должен быть направлен,  на развитие и углубление знаний, на привлечение к учебе  учащихся.

Я считаю, что современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. На своих уроках я стараюсь организовать активную деятельность  всех обучающихся на разных уровнях познавательной самостоятельности.  Большую помощь в этом деле оказывает применение современных педагогических технологий. Например, на  уроках биологии я использую методы и приёмы технологии проблемного обучения, ИКТ, технологию развития критического мышления.

Проблемная технология обучения. Есть такое выражение: "Если хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь!". Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную для него  ты получаешь возможность “растормозить” механизм его мышления, зажечь в нём огонёк интереса и включить в активную деятельность на уроке. Поэтому на разных этапах урока я использую несколько приёмов технологии проблемного обучения.

Прием ″яркое пятно″ заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока.

В качестве ″яркого пятна″ могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, демонстрации непонятных явлений или наглядности. При изучении темы «Папоротникообразные растения», детям можно рассказать легенду о цветущем папоротнике накануне Ивана – Купалы. Говоря, что люди так и не смогли увидеть его цветок. Почему?

 Ещё один приём «противоречивая информация» -  классу предъявляется несколько противоречивых фактов по изучаемой теме. Например, при изучении темы «Вирусы», учащихся ставят перед двумя фактами: вы знаете, что вирусы – причины многих опасных заболеваний, но учёные считают, что некоторые вирусы просто необходимы для поддержания здоровья. Затем в ходе изучения материала ребята стараются опровергнуть или аргументировать каждое из утверждений. Либо при изучении значения вирусов ставиться проблемный вопрос: нужны ли бактерии на Земле или нет? 

Приём «Фишбоун»- «рыбья кость» перед учащимися поставлена проблема (н-р, почему бактерии относят к доядерным организмам?)- это «голова» рыбы, в ходе урока, знакомства с материалом ребята в группах наращивают «скелет» - факты опровергающие или подтверждающие данное утверждение, в конце приходят к выводу – «хвост» рыбы.

Для решения проблемных вопросов можно использовать приём дебаты – углы (учащиеся делятся  на две оппозиционные группы и расходятся по разным углам, посередине класса – те, кто ещё не определился со своим мнением, они выслушивают аргументы остальных и определяются сами),  заполнение дисскусионных карт.

Использование данных приёмов на уроке позволяет реализовать личностно-ориентированный подход  к учащимся, ведь проявить себя, высказать неординарную мысль  и в любой форме  может каждый из них. Ребёнок будет услышан, понят, не будет бояться высказывать свою точку зрения, пусть и не всегда верную.

         Информационно-коммуникационные технологии обучения. 

В настоящее время увеличивается влияние  медиа - технологий на жизнь человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, или посидит перед компьютером, чем прочитает книгу. Применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, компьютерных  игр оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

И, учитывая современные реалии, учитель должен внедрять  в учебный процесс новые методы подачи информации. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Специфика нашего предмета, биологии, обуславливает использование большого количества наглядного материала на уроках. Возможности данного оборудования позволяют мне использовать тематические  видеофильмы, анимационные ролики, аудиозаписи, а также разнообразные задания, таким образом, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Имеется возможность показать ребятам разные биологические объекты, процессы на макро- и микроуровнях, в их динамике и взаимосвязи, что делает информацию более яркой, понятной и запоминающейся. Сочетание текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения, «включает» максимальное количество видов памяти учащихся. Компьютер и мультимедийное  оборудование,   я использую  на различных  этапах урока: на этапе вызова информации, при объяснении нового материала, закреплении, контроле. 

При изучении и закреплении новых знаний использую разнообразные задания на комментирование фрагмента, видеоролика, сравнение, моделирование, сопоставление, построение логической цепочки. 

На этапе контроля очень удобным и интересным для учащихся, является индивидуальное  компьютерное тестирование.

Технология развития критического мышления. 

Данная технология имеет множество плюсов:

1) включает много разнообразных приёмов и стратегий; 2) использовать различные сочетания   приемов и методов обучения  в зависимости от содержания материала, уровня знаний учащихся,  их эмоционального настроя учащихся;

3) позволяет организовать работу учащихся в группах, в парах, индивидуально; 2) на практике реализовывать личностно-ориентированный подход к обучению;

Урок с применением этой технологии базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии  вызова школьники вспоминают всё, что знали по теме урока, определяют для себя уровень своих знаний, к которому могут быть добавлены новые, то есть происходит актуализация субъектного опыта учащихся. На этапе осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией через чтение текста, прослушивание или просмотр видео, аудиоматериала, изучение схемы, выполнение лабораторной работы. Во время рефлексии осуществляется возвращение к ключевому вопросу урока: организуется ситуация общения, обмена мнениями. На этом этапе школьники закрепляют новые знания, активно перестраивают  свои представления, чтобы включить в них новые понятия, выражают новую информацию своими словами, делают выводы, что они узнали на уроке, чему научились.

Я использую различные приёмы и стратегии данной технологии на разных этапах урока:

«корзина идей»- это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны;  

кластер - ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока: на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности; на стадии осмысления – для структурирования учебного материала; на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили; «верные и неверные суждения» – на этапе вызова информации, таблица «ЗХУ», инсерт- на работу с текстом отводится 10-15 минут. В течение этого времени учащимся предлагается внимательно прочитать текст и на полях сделать особые карандашные пометки (интерактивная система разметки текста):«v» - «это я знаю»;«+» - «эта информация для меня новая»;«-» - «»эта информация противоречит моим знаниям; я думал иначе;«?» - «эта информация требует пояснения; хочу узнать больше; есть вопросы»;«!» - «это интересно». Смысл используемых знаков необходимо оговорить заранее. После того, как индивидуальная работа по чтению текста с пометками завершена, учащимся предлагается выписать отмеченную информацию в маркировочную таблицу, состоящую из пяти столбцов (в соответствии с предложенными знаками). Эта работа позволяет не только проанализировать текст повторно, но и учит школьников переводить обширную информацию из текстовой  в лаконичную табличную форму. Когда эта работа будет закончена, учащимся предлагается в группах обсудить заполненные таблицы. Далее под руководством учителя школьники сравнивают результаты своей работы с текстом со своими предположениями, сделанными на этапе вызова. Диаграмма Венна - на этапе осмысления информации, составление синквейна, кластера – на этапе рефлексии ).

Игровые технологии обучения. Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться.

Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому я использую на уроках игровые моменты или формой проведения обобщающих уроков  выбираю игру.

О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Каждый получает поощрение в виде похвалы, значка, грамоты, то есть реализуются подходы гуманистической педагогики. Игровые моменты можно применять как на обобщающих уроках, так и при проведении внеклассных мероприятий.

 «Третий лишний» -  найти элемент, не подходящий ко всем другим. Н-р, горчица культурная, вишня садовая, сурепка обыкновенная. Устанавливаем, что лишняя – вишня садовая. Обеспечен плавный переход к изучению следующей темы:  семейство Розоцветные. 

«Трехзначное число» - при закреплении какой-либо темы. Суть состоит в том, что учащийся должен выбрать из каждой колонки по первой соответственно. Шифры ответов записываются последовательно трехзначным числом. 

«Маскировка» - даю перечень характерных особенностей трех видов растений или животных, относящихся к разным систематическим категориям. Два, из них известно, а третье – нет. Три гербария: редька, малина, а третье – неизвестно. В течение одной минуты учащийся выписывает признаки редьки и малины, а оставшиеся – замаскированному растению.

Основные педагогические результаты   применения  данных   технологий   на уроках биологии:

  • повышение уровня мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;
  • у школьников постепенно формируется осознание успешности его деятельности;
  • учащиеся стимулируются к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала, что способствует их саморазвитию;
  • учит мыслить логически, нестандартно, творчески;
  • возможность учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов учащихся;
  • возможность рассматривать и изучать биологические объекты, наблюдать за живыми существами в их естественной среде с помощью виртуальных экскурсий, имеется возможность представить в учебном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
  • возможность организации работы учащихся с различными источниками информации;
  • возможность организации коллективной, парной и индивидуальной, самостоятельной деятельности на уроке.
  • использование современных инновационных  педтехнологий в курсе биологии способствует повышению успешности обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса

Презентация и сценарий заседания МО по теме "Современные педагогические технологии как средство оптимизации образовательного процесса"...

Новые педагогические технологии в условиях дифференциации образовательного процесса

Материал содержит конспект урока английского языка по теме "Экология" для 7 класса. Урок разработан с учетом дифферинцированного подхода....

Построение образовательного процесса технологии на основе использования метапредметных связей

Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (МЕТОД ПРОЕКТОВ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Метод проектов - это педагогическая технология, часто используемая в образовательном процессе на уроках английского языка...

«Современные педагогические технологии, способствующие повышению качества образовательного процесса»

В докладе содержится материал о применении современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса на уроках русского языка и литературы....

Инновационные педагогические технологии для эффективности образовательного процесса и повышения мотивации к изучению ИЯ в практике учителя английского языка

Инновационные педагогические технологии для эффективности образовательного процесса и повышения мотивации к изучению ИЯ в практике учителя английского языка.Автор: Крылосова Елена Леонидовна МОУ &laqu...

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Важнейшим средством активизации процесса обучения, в том числе в среднем профессиональном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Рассмотрим опыт использования иннова...