К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА
статья

Ахмадеева Жанна Вячеславовна

Важнейшим средством активизации процесса обучения, в том числе в среднем профессиональном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Рассмотрим опыт использования инновационных технологий в условиях колледжа. В качестве основы обучения следует применять технологию проблемного обучения, в сочетании с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий, что, по нашим наблюдениям, заметно повышает качественную успеваемость обучающихся. Применение инновационных педагогических технологий значительно мотивирует обучающихся и активизирует процесс обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья43 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 377

Ж.В. Ахмадеева

преподаватель Уфимского машиностроительного колледжа,

г.Уфа, РФ

E-mail: zhanet_75@inbox.ru

 Н.А. Шмелёв

канд. биол. наук, доцент кафедры биологии и экологии БФ БашГУ,

E-mail: reptil11@yandex.ru

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Важнейшим средством активизации процесса обучения, в том числе в среднем профессиональном образовании, является применение инновационных педагогических технологий. Рассмотрим опыт использования инновационных технологий в условиях колледжа. В качестве основы обучения следует применять технологию проблемного обучения, в сочетании с элементами дифференцированного обучения и информационных технологий, что, по нашим наблюдениям, заметно повышает качественную успеваемость обучающихся. Применение инновационных педагогических технологий значительно мотивирует обучающихся и активизирует процесс обучения.

Ключевые слова

Инновационные педагогические технологии, проблемное обучение, активизация обучения.

Педагогическая технология — это упорядоченная система действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [1, с. 329]. В.В. Юдин говорит о том, что «технология – последовательность шагов рекомендуемой учебной деятельности, выделенных на основе научных представлений». Он же дает другое определение: «педагогическая технология – совокупность методов, приемов обучения, гарантировано приводящих к заданному результату» [2, с. 16]. Определяющей особенностью технологического построения педагогического процесса является последовательная ориентация на четко поставленные цели, педагогическая технология затрагивает ряд таких важных проблем построения учебного процесса, как уточнение и детализация целей обучения, стандартизация обучающих процедур, эффективная обратная связь в ходе обучения, возможности его автоматизации.

Инновационные технологии, то есть принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и обучающихся, обеспечивают активизацию процесса обучения, эффективное достижение результата педагогической деятельности. Поскольку вопросы активизации обучения относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики, актуальность разработки, корректировки и применения инновационных педагогических технологий не вызывает сомнения.

Не секрет, что в условиях непростой социально-экономической ситуации в обществе, контингент обучающихся, особенно в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, не отличается высоким уровнем мотивации к учебе, тем более к освоению учебных дисциплин, не связанных напрямую с будущей профессиональной деятельностью. Это во многом определяет необходимость и практически «обязательность» применения инновационных технологий, позволяющих повысить активизацию процесса обучения, уровень мотивации и уровень познавательной деятельности в целом.

Следует признать, что педагогику достаточно давно захлестнула «волна инноваций», тем не менее, в педагогической науке до сих пор нет единого  общепринятого понимания по их содержанию и, тем более, инструкций по применению. Причина этого, конечно же, очевидна: выбор образовательной технологии, методов обучения (или их сочетания) в значительной степени определятся конкретными педагогическими условиями процесса обучения и выбирается педагогом «здесь и сейчас». Из вышесказанного проистекает определенный парадокс: известно, что важной целью разработки образовательных технологий, было стремленние сделать процесс достижения задач обучения более независимым от личности педагога, но, как видим (разумеется, признавая значение педагогических технологий для достижения поставленных задач обучения), личность педагога, его знания, умения и опыт деятельности и, в значительной степени - мотивация, по-прежнему играют определяющую роль в образовательном процессе.

При выборе педагогической технологии или же отдельных ее элементов (поскольку моделировать какую либо конкретную технологию целиком и полностью далеко не всегда целесообразно) для преподавания в среднем профессиональном образовании, считаем, что «каркасом», основой процесса обучения может стать применение уже хорошо испытанной и разработанной  технологии проблемного обучения, что, при правильном подходе, показывает хорошие результаты. Важным достоинством проблемного обучения является возможность его применения при решении различных задач на разных типах уроков, при этом рекомендуется: проблемное изложение учебного материала (при этом педагог при изложении материала размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и направляет за собой мышление обучающихся, делая его более активным и творческим), проблемно-поисковая беседа (при изложении более знакомого для обучающихся материала), создание проблемной ситуации при решении задач, при выполнении практических работ (это уже «классика» проблемного обучения, тем не менее, требующая четкого продуманного подхода).

Важным условием полноценной реализации проблемного обучения является, как известно, обратная связь с обучающимися, что может выражаться, в том числе в создании на уроке свободной и демократичной атмосферы взаимодействия педагога и обучающихся, что затрагивает и ряд воспитательных аспектов, тем более, что не редки случаи, когда в составе контингента в образовательном учреждении среднего профессионального образования находятся обучающиеся из неблагополучных семей. Традиционным сопровождением проблемного обучения является использование наглядных пособий, которые при этом используются не столько в целях активизации процессов запоминания, сколько для постановки проблемных задач и экспериментальных ситуаций, причем в широком смысле, здесь следует говорить об обязательном применении элементов информационных технологий обучения.

Опыт работы в среднем профессиональном образовании указывает и на необходимость проблемного обучения элементами технологии дифференцированного обучения, особенно на этапе закрепления знаний, а так же при самостоятельной работе и во время проведения проверки знаний. Вышеперечисленные моменты ведут к заметному повышению мотивации обучающихся, активизации их познавательного интереса к учебе, что, в конечном итоге, влияет и на средний балл оценок (по нашим наблюдениям качественная успеваемость повышается на 12-20%).

Подводя итог, следует отметить, что применение инновационных педагогических технологий, в том числе их сочетания, значительно активизирует и мотивирует обучающихся, делает более практичным и управляемым процесс достижения цели и задач обучения, применение инновационных педагогических технологий и их компонентов – это не дань моде, а важный двигатель процессов образования. 

Список использованной литературы

1. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

2. Юдин, В.В. Общепедагогические технологии: монография / В.В. Юдин. — Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2007. — 179 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в образовательном процессе

Текст выступления на заседании педагогического совета с целью обмена опытом по теме "Использование инновационных технологий в образовательном процессе" (на уроках русского языка, литературы, при орган...

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования

Методическая разработка на тему: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования...

Использование инновационных технологий в образовательном процессе

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки ...

Представление педагогического опыта "Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования"

Представление педагогического опыта, работая над проблемой  «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования&raqu...

План самообразования на тему «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»

План самообразования на тему «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»...