Здоровьесберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии
статья по технологии на тему

Алексеев Валерий Семёнович

        Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены. 

         Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий - это задача-оптимум, включающая не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алексеев В.С. учитель технологии МБОУ СОШ №2

Здоровьесберегающие технологии и профилактика утомляемости

 на уроках технологии

(выступление на РМО учителей технологии, 10.11.2014 года)

Цель:

         Познакомить педагогов с тем, как применять здоровьесберегающие технологии и профилактику утомляемости на уроках технологии. 

Задачи:

Предоставить опыт работы по теме «Здоровьесбережение».

Рекомендовать использовать этот опыт для формирования осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни и повышения физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.

План выступления: 

1. Актуальность проблемы.

2. Цель здоровьесберегающих технологий.

3. Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии.

        

Понятие «школьные болезни» было введено немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».
           Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

По данным Госкомстата России заболеваемость подростков за последние пять лет увеличилась. При этом увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней. Довольно высокий показатель заболеваемости детей туберкулёзом. Зарегистрированы ВИЧ – инфекции детей в возрасте до 14 лет. При этом некоторые подростки состоят на диспансерном учёте по поводу социально значимых заболеваний: сифилиса, нарко- и токсикоманией. Растёт алкоголизм в возрасте до 14 лет. Низок уровень физической подготовки. А ведь это будущее поколение России.

Прогнозируемая модель личности ученика.

1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
2. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
3. Осознание себя как биологического, психического и социального существа.
4. Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
5. Правильная организация своей жизнедеятельности.
6. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
7. Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
8. Потребность в самостоятельной двигательной активности.
9. Самоконтроль, личностное саморазвитие.
10. Творческая продуктивность.

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Это то, что поможет детям освоить современную школьную программу и остаться здоровыми.
       

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум.

1) Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Не навреди!" и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании охрана труда - это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника. "Производство" школьника - его парта, класс, школа; деятельность - учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого учителя - по возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов.

       2) А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.


         Еще нашими пращурами было замечено: какова у человека деятельность и привычки – таково будет его и здоровье. О том, что здоровье детей подрывает школа, было уже известно в прошлые века и медики с педагогами били в набат. Великий просветитель и педагог И.Т. Песталоцци в 1805 году поведал миру о том, что при книжных традиционных формах обучения в развитии детей происходит «удушение» или, же «подрыв их здоровья».

 И эти слова были сказаны в эру, когда и сами родители были здоровые, и а дети у них рождались здоровые. Когда дети практически до 3-х лет еще пили молоко матери, когда питались здоровой пищей, пили родниковую воду, а дышали девственно чистый воздух. Когда программы школ имели меньшую информационную нагрузку.


         Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

-  строгая дозировка учебной нагрузки;

-  построение урока с учетом работоспособности учащихся;

- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

- благоприятный эмоциональный настрой;

- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Мастерская технического труда школы №2 обеспечивает выполнение указанных требований. Более 5 лет работает вытяжная вентиляция. Есть холодная и горячая вода. После каждого урока выметается пол и протираются верстаки. Школьная уборщица регулярно моет полы.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости - проветрить помещение.

Огромное значение в предупреждении утомления имеет четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается предмет «технология», поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища.

Правильная поза учащегося во время занятий

  1. За столом (партой).

Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдержать расстояние, равное ширине кисти ребенка.

2. При письме.

  Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Плечи находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30 - 35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 . Левая рука (у левшей - правая) поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.

         3.При чтении.

  Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15 . 
        4.Стоя.
        Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления, но они не должны быть привычными, так как это приводит к нарушению осанки.

Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов выполнения задания, без боязни ошибиться, получить неправильный результат. Естественно, при оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-6 смен видов деятельности на уроке. В частности, при обработке древесины ученик выполняет ряд операций:

- столярной ножовкой отрезает брусок необходимой длины;

- линейкой и циркулем делает разметку концов бруска;

- рубанком проводит черновое строгание рёбер;

- центромером и шилом отмечает центры концов бруска;

- на токарном станке проводит основную обработку и т.п., т.е. такая последовательность выполнения работ сама по себе не приводит учеников к утомляемости.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на уроке.

         Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

  1. Пример: после изучения нового материала  и введения нового термина предлагается закрыть глаза и движением головы зафиксировать перед собой записанное слово, запомнить его (разминка шеи и плеч).
  2. Важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз, т.к. они благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Например, упражнение для глаз - "Раскрашивание" помогает глазам отдохнуть.

Можно выполнить следующие упражнения:

1) вертикальные движения глаз вверх - вниз;

2) горизонтальное вправо - влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

http://festival.1september.ru/articles/512761/img1.jpg

  1. Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Я стараюсь каждый урок начинать и заканчивать командой «Встать» с принятием положения «строевой стойки». Это помогает формировать у ребят правильную осанку, да и воспитывает организованность класса и каждого ученика.
  2. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, при каждом удобном случае на уроках, полезно рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела", "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни", "безопасное поведение на дорогах".

Можно выполнять ряд других упражнений. Естественно, на каждом уроке нужно выполнять лишь часть из них в зависимости от темы урока, а некоторые темы и вовсе не требуют выполнения упражнений.

Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так массировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;

2) потягивание ушной раковины вверх;

3) потягивание ушной раковины к наружи;

4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж проводится в следующей последовательности:

1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);

2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);

3) точка посередине верхнего края подбородка;

4) парные точки в височных ямках;

5) три точки на затылке в углублениях;

6) парные точки в области козелка уха.

http://fdstar.com/fde/datas/2008/11/07/1226043951/hear_2.gif

Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, и мы, учителя, должны помочь ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

Я в своей работе стараюсь получить информацию от классных руководителей о состоянии физического и психического здоровья детей. В каждой семье случаются всякие неприятности: у кого-то родители живут не очень дружно, на что ребёнок немедленно реагирует отрицательно, у кого-то что-то другое и т.п. В таких обстоятельствах ребёнок естественно нуждается в помощи учителя. Знания таких ситуаций о ребёнке позволяет учителю правильно с ним обращаться и помочь ему благополучно чувствовать себя на уроках технологии.  

У меня был такой “неприятный” случай. Программный раздел «осенние полевые работы» в двух из четырёх 5-х классах ведёт в нашей школе учитель биологии. Я ребят начал обучать начиная с 6-й недели. Один мальчик на первых же уроках вёл  себя очень плохо, на замечания не реагировал. В журнале в графе «мать» записаны Имя и Отчество и номер телефона. Я мальчику говорю, что позвоню твоей маме, как ты ведёшь себя на уроках. Он как-то ухмыльнулся и продолжал также вести себя. А когда я выяснил, оказалось, что у ребёнка мама давно ушла из жизни, он ушёл от отца и живёт с бабушкой. Имея ввиду  такое обстоятельство, я нашёл подход к этому мальчику и, считаю, что установил с ним хорошие взаимоотношения.

Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно и нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. А неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности и тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

Иногда часть учебного времени уходит только на общение с некоторыми учениками. Чтобы ученик (7 класса) понял, что я требую от него, мне приходится ставить его напротив себя, взять его двумя руками за плечи и несколько раз говорить ему: “смотри на меня!”. Только после того, как он посмотрит мне в глаза, я могу ему что-то говорить. Только тогда до него что-то доходит. Вот я и стараюсь «забочусь о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности».

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создавать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться умение сопереживать, т.е. эмпатия.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках технологии практически вся учебная деятельность  связана с рабочими местами. Следовательно, очень важно, чтобы к началу урока были подготовлены соответствующие инструменты и материалы. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.

И, наконец, я хочу с педагогами поделиться небольшим своим опытом работы. Часто ученики забывают принести на уроки технологии инструменты и материалы для работы. Чтобы сэкономить учебное время, я в мастерской установил и постоянно поддерживаю такой порядок.

Каждый ученик в начале учебного года (в течение первых 5-ти недель- а это время осенних полевых работ) готовит пакет (на котором я пишу фамилию и класс) с инструментами: электровыжигатель, ручной лобзик и пакетик с пилочками, 3 листа шлифовальной шкурки (крупной и мелкой зернистости), 2 листа 210х297 мм фанеры, один черенок (от ручки лопаты), тетрадь в клетку, копировальную бумагу и канцелярские принадлежности

( линейка, карандаши, стиральная резинка, циркуль, транспортир, угольник) и др.).

        Эти пакеты я храню в комнате для инструментов и, в начале очередного урока, раздаю ученикам. Ученики выполняют плановую работу и в конце урока складывают всё своё имущество в пакеты и сдают учителю на хранение. Естественно, ученики всегда готовы и выполняют (продолжают) плановые работы.  

Вывод:

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии

Здоровьесберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии...

Методическая разработка. Здоровьесберегающие технологии, используемые во время урока

Методическая разработка. Здоровьесберегающие технологии, используемые во время урока...

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса на уроках технологии

Выступление по теме: "Здоровьесберегающая организация образовательного процесса на уроках технологии"В ФГОС  нового поколения впервые определяют здоровье школьников в качестве одного из важнейших...

"Применение здоровьесберегающих технологий в профилактике и коррекции оптической дисграфии"

Применение здоровьесберегающих технологий в профилактике и коррекции оптической дисграфии....

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Статья: Роль здоровьесберегающих технологий для профилактики вредных привычек у детей воспитательного дома

Здоровьесберегающие технологии помогают не только предотвратить развитие вредных привычек у детей, но и способствуют их общему развитию, повышению уровня внимания и концентрации, а также улучшению усп...