урок технологии для участия в конкурсе педмастерства
план-конспект урока по технологии на тему

предлагаю вашему вниманию конспект урока, который я проводила в 3 классе для конкурса педмастерства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_konkurs.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс педмастерства 2014

Конкурсант Колесникова А. студентка 41 группы

 ГБОУ СПО « Валуйский колледж»

Методист Журавлева Е.Н.  преподаватель высшей категории.

Учитель высшей категории 3 класс  Судовцева Е.В

 МОУ СОШ №1 г. Валуйки

   

Тема: «Расписной пластилин», полученный способом смешивания.

Цель: создание условий для уточнения и расширения представлений об особенностях работы с пластическими материалами. Лепка сложной формы разными приемами, в том числе и приемами, используемыми в народных художественных промыслах.

Задачи:

образовательные: создавать условия для уточнения представлений о работе гончара; расширения и систематизации знаний о наборах посуды. Познакомить с народным промыслом малой родины « Борисовская керамика»  

развивающие: создавать условия для развития умений целеполагания и планирования; формирования коммуникативных умений (умения договариваться, распределять работу) при работе в группах; для развития оценочной деятельности

воспитательные: создавать условия для формирования уважительного отношения к людям труда

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- уважение к чужому труду и результатам труда;

- уважение к культурным традициям своего народа;

- представление о себе как гражданине России;

- ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;

- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;

-  предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии;

- готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Предметные результаты:

Знать названия и описывать традиционные промыслы по изготовлению глиняной посуды. Конструировать изделия из пластилина с использованием приемов выполнения традиционной глиняной посуды.

Иметь представление о профессиях типа « человек - художественный образ».

Применять знания о свойствах пластилина ( твердость, размягчаемость под воздействием тепла , пластичность).

Совершенствовать умения размечать на глаз.

Совершенствовать приемы обработки пластилина( раскатывание, скатывание, придавливание)

Совершенствовать умения соединять детали из пластилина.

Владеть инструментом (стекой).

Применять умения выделять детали изделия, называть их форму , взаимное расположение.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;

- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;

Обучающийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- выделять ряд общих приемов решения задач

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

Обучающийся получит возможность научиться:

- стремиться к координации позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Оборудование: пластилин, стеки, сухие тряпочки, влажные салфетки, основа для работы с пластилином, учебник , презентации.

Сценарий урока

1.Организация урока

 Учитель: Ребята, человек, который любит своё дело, желает добиться успеха, всегда содержит своё рабочее место в порядке.

 - Посмотрите, пожалуйста, на свои рабочие места. Все ли готовы к уроку и всё ли у вас готово? (пластилин, стеки, сухие тряпочки, влажные салфетки, основа для работы с пластилином,).

2. Определение цели, задач урока

Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими руками бабушки и дедушки, – это вышивка, ковры, посуда. ( Презентация 1)

-Ребята, на уроках технологии вы знакомились с народными ремеслами и промыслами. Назовите какие вы знаете народные промыслы ( дымковская игрушка, каргопольская игрушка, тверская игрушка, гжель и.т д.) Откройте учебник на стр. 54. А сегодня  я вас познакомлю с одним из наших местных знаменитых промыслов «Борисовской керамикой»

Среди бескрайних просторов Черноземья, на святом Белогорье,( в настоящее время наша Белгородская область) недалеко от русско–украинской границы и в 40 км от Белгорода находится живописный поселок Борисовка, образованный в 1695 году. Это известное на всю Россию село было одним из самых знаменитых центров художественных ремесел разных видов народного искусства. Одним из старейших в Борисовке был гончарный промысел и с начала XYIII века он становится одним из развитых. Промысел развивался благодаря наличию достаточно крупных месторождений пригодной для изготовления посуды глины. В конце XIX века в Борисовке насчитывалось более 100 дворов, принадлежащих гончарам. Борисовские гончары, в отличие от мастеров Курской губернии жили исключительно промыслом, забросив свои земельные наделы. Большая часть гончаров работала всей семьёй. Гончарами изготовлялись простейшие предметы кухонной утвари – крынки, макитры, круглые горшки для щей, кружки, миски, цветочницы и др. в день каждый работник изготовлял от 70 до 100 горшков средней величины. Характерные черты для Борисовской посуды округлые формы тулова, конусообразные в основании. Приемы декора и отделки несут в себе особенности местного колорита. Богатство края - плодородное Черноземье, бескрайние поля желтеющих хлебов и подсолнухов, дубрав, обозначило цветовую палитру присущую промыслу, которая в основном состоит из коричневого, зеленого и желтого цвета, наносимого на красно – коричневый черепок.

Для производства изделий Борисовская керамика использует экологически чистые материалы. Основой для создания глиняного черепка является красная глина, которую завод берет с местного месторождения. Уникальные свойства красной глины позволяют посуде Борисовской керамики обеспечивать «эффект запекания» или, как еще говорят, «эффект русской печи» при приготовлении блюд.. Посуда Борисовской керамики может использоваться во всех типах современных печей, включая микроволновые и электрические, нельзя только ставить на открытый огонь.

 В настоящее время Борисовская керамика - это вещи, которые хранят тепло и уют в каждом доме.( Презентация 2)

3 Актуализация знаний

Учитель:

Ребята, каждый мастер выполняет свою работу, скажите мне :

какую работу выполняет кулинар, портной, гончар?

- Посмотрите на материалы, которые мы приготовили, посмотрите на слайд 1.  Мастерами какого дела  мы будем сегодня? Гончар  Современный гончар

Ответы детей.  - Гончар  Современный гончар

Учитель:

Сегодня предлагаю стать мастерами гончарного дела. Гончар создаёт свои работы (посуду) с помощью глины, а мы будем создавать свои шедевры с помощью чего? Ответы детей - пластилина.

Ребята, если я Вас попрошу сформулировать тему урока, сможете ли Вы это сделать? Учитель: Будем изготавливать посуду из пластилина. По подобию « Борисовской керамики» А что мы должны для этого сделать?

 Дети отвечают, учитель обобщает:

Вспомнить основные способы лепки посуды из пластилина, познакомиться с расписным пластилином, полученным способом смешивания, выполнить работу, оценить её.

3 Рассматривание образца

Учитель: Посмотрим на эти предметы кухонной утвари, которые перед вами. 

Назовите основную посуду, которую используют при чаепитии?

От чего зависит цвет набора посуды?

Соответствуют ли предметы общему стилю сервиза?

(дети анализируют, делают вывод о том, что форма, размер, цвет набора для посуды зависит от фантазии мастера, и, конечно, для каждого сервиза существует свой единый стиль; учитель помогает, направляет работу детей)

- Ребята, на уроке мы часто употребляем слово «сервиз», понимаете ли Вы значение этого слова? Дети выясняют значение слова «сервиз»

Учитель: Что мы узнали о сервизе? Полный комплект столовой или чайной посуды, рассчитанный на определенное количество человек.

(В состав чайного сервиза входят: чашка, блюдце, чайник, сахарница, блюдо для пироженных)

Учитель: Значит, уважаемые мастера гончарного дела, что мы должны изготовить на уроке?

Дети: Чайный сервиз.

Учитель: А где можно будет его использовать?

Дети:  Подарить другу, поиграть с ним.

4. Планирование работы

Учитель: Ребята, возможно ли одному человеку выполнить такую большую работу в срок? Значит, как будем работать?

Дети: Будем работать в группах. (Дети объединяются в группы по интересам по 4- 5  человек.)

Учитель: Уважаемые мастера – знатоки своего дела! Нам нужно определить план нашей работы.

• Распределим работу среди участников группы.

• Договоримся о том, как будем работать. (Выбираем цвет, размер, форму предметов, входящих в набор посуды, помним о времени, отведённом на работу)

 • Определим, как будем оценивать работу.

5. Работа по плану в группах

Учитель: Ребята, какие основные приемы лепки вы знаете? ( Слайд 2)

Скатывание, придавливание раскатывание, вытягивание, ощипывание, сплющивание, разрезание.

Учитель: Перед началом работы повторим свойства и правила работы с пластилином. Дети проговаривают правила:

 • на стол кладём пластиковую основу или клеёнку;

 • после работы с пластилином вытираем руки сухой тряпочкой, затем – влажной;

 • соблюдаем порядок на рабочем столе.

Дети называют свойства пластилина: рабочее состояние пластилина – кусок мягкий и податливый, легко гнётся и вытягивается, долго сохраняет придаваемую ему форму. Важное свойство пластилина – пластичность или тягучесть. Ещё одним свойством пластилина является его способность затвердевать при охлаждении, поэтому, если кусок слишком размягчился и не держит форму, его можно привести в рабочее состояние, охладив в холодной воде или в холодильнике.

Учитель: Для выполнения многих деталей сервиза необходимо  используя прием скатывания, выполнить шарик. Для этого предварительно хорошо разогрейте и разомните пластилин, придайте ему округлую форму. Большие шарики лучше катать между ладошками, а потом по клеенке  на столе. Маленькие шарики из пластилина можно сразу катать пальчиком по клеенке.

Для изготовления блюдца к чашке и блюда для пироженных необходимо выполнить лепешку.  Лепешка делается из готового шарика. Шарик положите на клеенку  и придавите сверху ладошкой (прием придавливания). Чем сильнее вы надавите на ладошку, тем площе будет Ваша лепешка.

Для изготовления некоторых деталей изделий необходимо выполнить валик, используя прием раскатывание Валик можно делать из шарика или просто из кусочка пластилина вытянутой формы. Возьмите готовый шарик и раскатайте его либо между ладонями обеих рук, либо на клеенке на столе. 

Для изготовления изделий можно использовать «расписной» пластилин, полученный способом смешивания. Откройте учебник на стр.60. Объясните принцип получения « расписного» пластилина

Перед работой  нужно сначала подружиться с пластилином, чтобы в наших руках он был мягкий, податливый и в наших руках превращался в интересные изделия  

Медитация.

Включаю музыку.

Закройте глаза. Посидите минутку, положив руку на ваш кусок пластилина. Сделайте два глубоких вдоха. Теперь выполняйте следующие указания.

Заставьте себя ощутить кусок пластилина таким, какой он есть сейчас, — подружитесь с ним. Возьмите его и подержите. Теперь отложите его и отщипните кусочек. Пользуйтесь двумя руками. Отщипывайте кусочки медленно... Теперь быстрее... Отщипывайте большие и маленькие кусочки. Сожмите ваш пластилин. Теперь разгладьте ее. Используйте большие пальцы, другие пальцы, ладонь и тыльную поверхность кистей рук. После того как вы разгладите пластилин, ощупайте места, которые вы разгладили... Соедините все вместе, чтобы получился шар... Пошлепайте по ней... Пощупайте гладкие места, которые образовались после похлопывания...

Откройте глаза.

Пластилин в ваших добрых руках стал мягким и послушным.

Учитель: Время работы, уважаемые гончары, ограничено. По моему хлопку закончим работу.

6.Итог урока

Учитель: (хлопает) Уважаемые мастера! Ваше время истекло. Всё ли успели сделать?

Прежде, чем сделать выставку, нам нужно посмотреть всё ли получилось, как задумывали, оценить свою работу. Нужно договориться, как мы будем оценивать работу. Предлагаю для этой цели воспользоваться следующими критериями( слайд3)

1.Работа выполнена аккуратно /неаккуратно.

2. Работа выполнена полностью/ не полностью.

3. Сервиз получился красивым/ некрасивым.

Учитель: Дружные и умелые мастера! Оцените свою работу!

Рефлексия: (5 минут)

Учитель: Украсят ли наши работы обеденный стол? Всё ли успели сделать? (причины неудач, если таковые есть) Каждый ли мастер работал в группе усердно, качественно? (причины неудач, если есть)

Учитель: Ребята, сегодня мы прекрасно справились с работой. Почему?

Дети: Работали вместе.

Учитель: Завершить урок, ребята, предлагаю пословицами о труде. Какие пословицы вы знаете? (дети проговаривают пословицы, объясняют смысл)

Учитель: Ребята, я предлагаю пословицу: Уменье и труд все перетрут( слайд4)

(Дети объясняют смысл)

 Учитель: Любой человек, который хочет быть успешным, всегда ставит перед собой реальные, достижимые цели. Выбирает к этой цели лучшие пути. Но стремиться к лучшему, конечно, легче командой, группой. Поэтому, ребята, нужно учиться слушать, слышать другого человека, учиться высказывать свое мнение, учиться договариваться. Нужно для работы запасаться терпением, трудолюбием. Вот почему вы получили результат, который порадовал не только вас, но и окружающих.

Наведите порядок на рабочем месте, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для участия в конкурсе "Лучший урок 2013-2014" от МГИА КЛИО

Предлагаемый материал представляет собой разработку урока по русскому языку для учащихся 11 класса в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения на тему "Как сформулировать проблему исходно...

Педагогическое эссе на конкурс педмастерства

Мой взгляд на предназначение учителя...

Разработка открытого урока представленного на межрайонный методический конкурс педмастерства Русь под моноголо - татарским игом 7 класс ОВЗ

Отработка технологии продуктивного чтения в классах с ОВЗ  имногие современные проблемное обучение ИКТ - технологии.......

Методическая разработка «Мотивация учащихся к участию в конкурсах различного уровня». Тема работы: «Проведение нестандартных уроков, содержащих соревновательный элемент, как метод повышения мотивации подростков к участию в различных конкурсах»

Конкурсы являются одним из наиболее значимых трендов современности. Главными мотивирующими факторами участия, в большинстве случаев, выступают: интерес, расширение предметных знаний, получение сертифи...

Статья "Образовательные успехи обучающихся на уроках изобразительного искусства – участие в конкурсах"

Статья "Образовательные успехи обучающихся на уроках изобразительного искусства – участие в конкурсах"...