Разработка открытого урока представленного на межрайонный методический конкурс педмастерства Русь под моноголо - татарским игом 7 класс ОВЗ
план-конспект занятия (7 класс)

Свириденко Олег Николаевич

Отработка технологии продуктивного чтения в классах с ОВЗ  имногие современные проблемное обучение ИКТ - технологии....

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Абанская ООШ № 1

19. 03. 2018 г

Дисциплина: Истории России

 Класс: 7 «б» класс ОВЗ

Учитель: учитель истории Свириденко Олег Николаевич

  1. Технологическая карта урока

Тема

Русь под монголо-татарским игом

Класс

7 «б» класс ОВЗ

Цель

Ознакомиться стем,как жила Русь под монголо-татарским игом, изучить его отличительные признаки для Руси.

Задачи:

Образовательные: дать понятие «монголо – татарское иго»; воссоздать картину жизни русского народа во время монголо – татарского ига; подвести учащихся к умению устанавливать причинно – следственные связи: распад Руси     поражение. Объяснить сущность ига монголо – татарских захватчиков; показать, что монголо – татарское (завоевание) иго задержало развитие хозяйства и культуры.

Коррекционно - развивающие: объяснять понятия и новые слова; развивать умение ориентироваться по карте;работать с печатным текстом; способствовать развитию познавательных способностей, развивать, восприятие, память, внимание, воображение, умение анализировать и обобщать.

Воспитательные:вызывать сочувствие к народу, который перенес много испытаний, в котором проявилось беззаветное служение Отечеству.

Планируемые  результаты

Предметные:

Иметь представления о монголо-татарском иге, его последствии для русского народа.

Личностные: Оценка жизненных ситуаций  и поступков исторических деятелей, исторических  текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Метапредметные:

Регулятивные:Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.Учиться планировать учебную деятельность на уроке.Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, рабочая тетрадь).

Познавательные .Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.Анализировать, сравнивать, группировать различные исторические события.С помощью учителя делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе высказываний.

Коммуникативные:Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.Слушать и понимать речь других. Уметь отвечать на поставленный вопрос. Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.Учиться выполнять различные роли при работе в парах.

Основные понятия

Иго, Сарай, баскаки, ярлык, ордынский выход.

ТСО

Компьютер, проектор, экран. Карточки с заданиями на соотнесение, словарные слова,   карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 веке», программированные задания, иллюстрация в учебнике, сюжетные картины.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Ход урока

Этап урока и его цель

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

I. Организационный

момент

Включение в деловой ритм. Проводит инструктаж, предлагая оценить готовность к уроку.

Готовятся к уроку

-Организация  своего рабочего  места.

2. Мотивация

Цель:

  • создание эмоционального настроя  обучающихся

на интеллектуальную деятельность

Читает стихотворение.

Невозможно быть русским,
Калку сочтя за ручей.
Не любя свой народ,
Не полюбишь ни чей…
Мы прикрыли Европу
Щитами червлеными,
Как прикрыли потом –
Двадцатью миллионами.
Е. Евтушенко.

- О каких событиях идёт речьв стихотворении?

Слушают учителя.

Объясняют о каких событиях идёт речь в стихотворении

-Уметь слушать в соответствие с целевой установкой.

- умение высказывать предположения.

3. Актуализация знаний и  фиксация затруднений в деятельности

Цель:

  • повышение познавательной деятельности обучающихся.
  • формирование пространственных представлений (работа с картой)
  • установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми обучающимися, выявление пробелов и их коррекция.

Надо вспомнить и ответить на вопросы.

-Какие появились противники у Руси?

- Какую тему изучали на предыдущем уроке?

- О чем шла речь?

-  Вспомните,  когда произошла первая битва русских с монголо - татарами?

- Почему русское войско потерпело поражение в битве на реке Калка?

- Приведите примеры героической борьбы народов нашей страны с монголо-татарами.

- Сколько походов совершил хан Батый?

- Покажите на карте города, захваченные монголо-татарами. Каких нет. Проследите путь продвижения монголо-татар.

1) Рязань        Коломна        Москва      Владимир      Торжок       Козельск

2) Киев        ГаличСмоленск

Задание 1.

(на карточке и  на доску – для всех, на карточках для слабоуспевающих)

  1. Когда было крупное нашествие монголо - татар на Русь? Выберите дату.

1221

1237

1223

2) Кто возглавил  крупное  нашествие монголо – татар на Русь?

а) Хан Батый;

б) Чингисхан;

в) Дедушка Иван.

Проследите путь продвижения монголо-татар по карте с.235

1) Р_ _ _ _ ь        Коломна        Москва      В_а_им_р      _оржо_        Ко_ельс_

2) К_ _в        Галич          См_лен_к

(Приложение № 1.)

Задание 2.

1. На доску вывешиваются  тематические картины с изображением осадных орудий монголо-татар, затем 1 убирается, дети должны назвать, что изменилось;

затем добавляется картинка с изображением танка, дети должны назвать, что лишнее и почему. (Можно попросить перечислить названия осадных орудий одного об-ся, можно по рядам).

Вспоминают тему и содержание предыдущего урока. Учащиеся отвечают на вопросы, приводят разные доводы.

Работа с картой.

Идет поиск конструктивных решений.

-Умение выражать свои мысли полно и точно.

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

-Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

-Умение делать выводы.

- Осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

4.Формулирование темы урока, постановка цели.

Цель:

  • получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.

Вводное слово учителя.

На Руси наступили тяжелые времена.

-Что мы знаем о состоянии Руси?

Знакомит с текстом и картиной С. Иванова «Баскаки».

Страна была разорена. Более 200 лет, с середины 13 века до конца 15 века, продолжалось иго монголо-татарских ханов.

- О чём пойдёт речь на уроке? Назовите тему.

Тема нашего урока - Русь под монголо-татарским игом.

- Что вам необходимо узнатьдля достижения цели?

- Какие нужны умения и навыки для работы на уроке?

- Чему учит тема урока?

- Какой вопрос  у вас возникает?  Проблема: Что такое монголо-татарское иго?

Результат: Рассказ, класстер (схема)

Отвечают на поставленный вопрос

Подбирают синнонимы к слову иго (господство,  рабство, зависимость, угнетение)

Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют ответ на вопрос, с помощью учителя ставят задачи  к уроку, определив знания и незнания.

Записывают проблему в тетрадь

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

5. Изучение нового материала.

Цель:

  • организация совместной деятельности по открытию нового знания

На огромных просторах завоёванной русской земли властвоваломонголо-татарское иго. Хан Батый создал новое государство - ЗолотуюОрду. Показ на карте государства Золотая Орда.

Столица Золотой Орды получила название «дворец».

Задание. Вы узнаете, как это слово звучит по-монгольски установив соответствия между словами двух столбиков.

Работа в парах. Инструктаж.

Океан

Монголо-татары

Дворец

Сарай

Чингисхан

Кочевники

(Приложение № 2.)

Итак, столицей Золотой Орды стал город Сарай на реке Ахтубе (современный городАстрахань) (показ на физической карте России Астрахани).

  1. Работа с текстом по карточкам  (Приложение 3).

Физкультминутка

Давайте вспомним племена восточных славян  наших предков

Учитель вместе с учениками выполняет

Поляне – руки в стороны

Древляне- поднятые руки, расставленные пальцы.

Дреговичи – наклон вниз, руки к полу.

Северяне – поднятые руки вверх.

Учитель называет племена, а ученики выполняют упражнения.

  1. Работа с текстом учебника.

Что из изученного ранее вам пригодится? ( умение работать с учебником, умение находить главную мысль)

Найти в тексте учебника информацию   и выписать в тетрадь.

  1. Как называлась ханская грамота? Что известно нового?
  2. Ханские слуги –это….
  3. Иго-….

слайд (8,9)

Задание: объясните значение слов: иго, баскаки, ярлык.

Работа  с иллюстрацией картины С.В. Иванова «Баскаки» (беседа по вопросам на понимание с целью формирования четких представлений о  событии)

- Что изображено на картине?

- Где изображен баскак?

- Какое настроение у баскака? Почему?

- Как ведут себя жители Руси?

- Какое настроение? Почему?

- Зачем приехал баскак? Как догадались?

- Что выплачивали в виде дани?

-Как бы вы отнеслись, если бы приехал баскак к вам?

Ученики  делают итог о последствиях монголо-татарского ига для Руси с помощью учителя:

На русской земле продолжала литься кровь, сжигались и разорялись дома, уничтожались ремёсла. Более 200 лет продолжалось владычество Золотой Орды над русскими землями. Много горя и страданий принесло монголо-татарское иго Руси. Но ни на минуту не прекращалось все эти годы сопротивление русских людей. То в одном городе, то в другом начинались восстания против власти Золотой Орды. Отказывались платить дань, нападали на отряды баскаков и убивали их. Хозяйственное и культурное развитие Руси замедлилось в годы владычества Золотой Орды. Княжеские усобицы усилились. Население уменьшилось почти наполовину. Монголо-татарское иго замедлило развитие Руси почти на 200 лет.  

Словарная работа, работа с картой

Работают в парах, выполняют задание.

Проверка результатов работы.

Делают вывод:Столица Золотой Орды- г. Сарай.

Записывают в тетрадь.

Работают с текстом. Читают по абзацу. Выполняют задания по абзацу.

Работают с учебником и тетрадью.

Проверяют задание. Устно

Объясняют значение слов с опорой на текст учебника.

Работают с иллюстрацией.

Находят  тексте учебника и карточки с текстом - ответ.

Делают вывод о последствиях монголо-татарского ига.

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

-осуществлять взаимоконтроль.

-находить и выбирать способ решения

- умение работать с текстом.

-умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.

-осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

6. Закрепление  нового материала.

Цель:

  • контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

  • корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение.

1.        Обобщающая беседа

- Объясните, в чём проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?Вырази свое отношение.

- Правитель, какого огромного государства жил в городе Сарае?

   -Столица государства Золотая Орда.

-Представьте с помощью руки, как нужно было встретить русским князьям врага?

2. Задания на карточках и на доске (оказание помощи слабоуспевающим).

- Соотнесите понятия с определениями:

Государство монголо – татарБаскаки

Столица Золотой Орды                 Ярлык

Сборщики дани             Золотая Орда

Документ на великое княжение   Сарай

(Приложение  № 4).

Отвечают на вопросы, комментируя ответ.

Сжимают пальцы в кулак.

Выполняют задания на соотнесение.

Участвуют в беседе, проверяют задание.

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

-осуществлять взаимоконтроль.

-находить и выбирать способ решения предложенного задания.

-умение строить высказывание, отвечать полными ответами на вопрос.

-осуществлять актуализацию имеющихся знаний.

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

7. Контролирующее задание

Цель:

- проверить умение

применять изученный материал на практике, степень усвоения материала

Программированные задания (задания на карточках)

1. Река, где    впервые    встретились  

  русские    воины      с    монголо-татарскими воинами?

а)        Днепр;

б)        Калка;

в)        Волхов.

2. Господство одного народа  над другим

а)иго;

б)        жертва;

в)        ярлык.

3.        Город, который семь   недель  оборонялся отмонголо - татар и был прозван «злым городом».

а)        Козельск;

б)        Новгород;

в)        Киев.

4.        Ханская грамота на княжение

а)        ярлык;

б)        грамота;

в)        документ.

5.        Столица Золотой Орды

а)        Новгород;

б)        Сарай;

в)        Киев.

6.        Город Руси, первый подвергшийся разгрому со стороны монголо-татар.

а)        Торжок;

б)        Рязань;

в)        Москва.

7.        Подарки ханам от русских князей.

а)        налог;

б)        дань;

в) выкуп.

8. Поход монголо - татар в 1237 году  возглавил хан...

а)        Чингисхан;

б)        Батый;

в)        Ахмат.           

(Приложение  № 5)

Организует деятельность по применению новых знаний. Вывод учителя о работе на данном этапе.

Выполняют задание.

Подводят итог, проверяют задания, комментируют ответы, исправляют ошибки.

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-самоопределение.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

  • подведение итогов работы; оценка деятельности обучающихся.
  • развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельностичерез умение выразить свои мысли.

Ребята, должны с помощью опоры на доске продолжить выражение об уроке:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. я приобрел…
  7. я научился…
  8. у меня получилось …
  9. я смог…
  10. я попробую…
  11. меня удивило…
  12.  урок дал мне для жизни…
  13. мне захотелось…

Комментарии, выставление оценок за работу каждого обучающегося.

Формулируют ответы, подводят итог работы на уроке.

-строить речевое высказывание

-рефлексия своих действий

  1. Домашнее задание

Цель:

  • обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Сообщение домашнего задания прочитать текст учебника с. 204-242, дать ответы на вопросы учебника.

Индивидуальные задания - подготовить пересказ рассказа для дополнительного чтения.

Записывают домашнее задание

Фамилия, имя, класс_______________________________________________

 Оценивает  учитель

Приложение № 1.

1)        Когда было  крупное нашествие монголо - татар на Русь? Выберите дату.

1221

1237

1223

2) Кто возглавил  крупное  нашествие монголо – татар на Русь?

Хан Батый;

Чингисхан;

Дедушка Иван.

3) Проследите путь продвижения монголо-татар по карте с.235

1) Р_ _ _ _ ь        Коломна        Москва      В_а_им_р      _оржо_        Ко_ельс_

2) К_ _в        Галич          См_лен_к

Приложение № 2.

Фамилия, имя, класс_______________________________________________

Оценивает сам ученик  по критериям

Соедините слова из левого и правого столбцов по смыслу

Океан

Монголо-татары

Дворец

Сарай

Чингисхан

Кочевники

Приложение  № 3.

Фамилия, имя, класс_______________________________________________

Оценивает  учитель

Текст

Задание.

  1. Прочитать текст.
  2. Перечислите новые слова.
  3. Объяснить значение выделенных слов и словосочетаний.

Все русские князья должны были получить от хана грамоту на право управлять своим княжеством. Ханская грамота называлась - ярлык.  Русские князья ездили за грамотой в Сарай. Поездка была очень опасной, потому что никто из князей не знал, вернётся ли он из Золотой Орды живым. Приезжал князь к хану с подарками. Хан сам назначал великого князя.

Все русские люди платили дань Золотой Орде, которую называлиордынский выход. Дань собирали ханские слуги- баскаки.Они с многочисленными отрядами ездили по русским городам, селениям и собирали дань. Если они встречали сопротивление или нежелание платить дань, тогда они сжигали целые города и посёлки, убивали жителей.

Каждый житель ежегодно должен был послать в Золотую Орду медвежью шкуру, шкуру соболя, бобра, лисицы. Каждый посёлок 2 тонны хлеба. Баскаки брали золото, серебро, посуду, украшения, угоняли скот. Уводили в плен жителей. Высокая дань разоряла русские города. Только храмы и монастыри не платили дань. Туда баскаки старались не заглядывать. Поэтому многие русские люди спасались от них за стенами храмов и монастырей.

Приложение  № 4.

Фамилия, имя, класс_______________________________________________

Оценивает сам ученик  по критериям

Государство монголо – татар                Баскаки

Столица Золотой Орды                           Ярлык

Сборщики дани                                        Золотая Орда

Документ      на великое княжение        Сарай

Приложение  № 5.

Фамилия, имя, класс_______________________________________________

Оценивает сам ученик  по критериям

Тест

1. Река, где    впервые    встретились  

  русские    воины      с    монголо-татарскими воинами?

а)        Днепр;       б)        Калка;          в)        Волхов.

2. Господство одного народа  над другим

а)иго;б)        жертва;в)        ярлык.

3.        Город, который семь   недель  оборонялся от  монголо - татар и был прозван «злым городом».

а)        Козельск;б)        Новгород;в)        Киев.

4.        Ханская грамота на княжение

а)        ярлык;б)        грамота;в)        документ.

5.        Столица Золотой Орды

а)        Новгород;б)        Сарай;в)        Киев.

6.        Город Руси, первый подвергшийся  разгрому со стороны монголо-татар.

а)        Торжок;б)        Рязань;в)        Москва.

7.        Подарки ханам от русских князей.

а)        налог;б)        дань;в) выкуп.

8. Поход монголо - татар в 1237 году  возглавил хан...

а)        Чингисхан;б)        Батый;в)Ахмат.        

Фамилия, имя, класс_______________________________________________

Оценочный лист по теме: _______________________________________

Знания по теме

прошлого урока

(оценивает учитель)

Работа в группе

(оценивает командир)

Работа в паре

(оценивает напарник)

Комментированное чтение

 (оценивает учитель)

Подготовил сообщение

(оценивает  учитель)

Выполнение теста,  карточки

(оценивает учитель)

Выполнение теста,  карточки

(оценивает сам ученик)

Ответил на простые вопросы

(оценивает учитель)

Ответил на сложные вопросы (оценивает  учитель)

Критерии оценивания.

“5” – ученик полностью правильно самостоятельно выполнил задание

“4” – ученик полностью  правильно выполнил задание при незначительной помощи.

“3” – ученик выполнил  задание по образцу.

“2” – ученик не выполнил  задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов.

Методическая разработка открытого урока по истории на тему: "Путешествие по Древней Греции" для учащихся 5 классов с использованием технологий: игровая, ИКТ, групповая деятельность, сотрудничеств...

Методическая разработка открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса

Цель открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса - формирование у учащихся навыков оперирования алгоритмом сложения чисел с разными знаками.Учебник: Математик...

Методическая разработка открытого урока – представления «Следственный эксперимент» ( по сказке «Три поросёнка») в 6 – 8 классах общеобразовательной школы

Методическая разработкаоткрытого урока – представления«Следственный эксперимент»( по сказке «Три поросёнка»)в 6 – 8 классах общеобразовательной школы...

Разработка открытого урока по геометрии с применением ИКТ и стратегий «Критического мышления» в 10 классе на тему: «Правильные многогранники».

Цель урока: Познакомить учащихся с новым типом выпуклых многогранников – правильными многогранниками.Задачи урока:Обучающие:·         Ввести понятие правильного...

Разработка открытого урока по географии на тему: "Население и народные промыслы Центральной России"-8 класс

Урок направлен на формирование у учащихся представления о населении Центральной России, его обычаях и традициях, а также ознакомление с историей возникновения и развития народных промыслов России, их ...