Урок черчения 8 класса
план-конспект урока (8 класс) по теме

Свежинкина Надежда Ильинична

 Урок черчения 8 класс по учебнику А.Д. Ботвинникова   и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chercheniya_8_klass.rar2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Урок черчения по теме "Сечения" Слайд 1

Цели и задачи урока:

  • Обучающие: познакомить с понятием сечение, его видами, изображением и обозначением на чертежах;
  • Развивающие: развивать пространственное представление и пространственное мышление учащихся;
  • Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать аккуратность и четкость при выполнении чертежей.

Тип урока: комбинированный.

Оснащение урока: учебные таблицы “Образование сечения”, “Виды сечений”, плакат “Найди изображение и соответствующее ему сечение”, карточки-задания.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение
  3. Сообщение темы и цели урока.
  4. Сообщение нового материала.
  5. Закрепление нового материала.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Повторение

Слайд 2  Для того, чтобы проверить как вы выполнили домашнее задание давайте решим кроссворд.

  1. Нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов. (Стандарты)
  2. Процесс построения проекции предмета (Проецирование)
  3. Графическое изображение предмета, выполненное при помощи чертежных инструментов. (Чертёж)
  4. Графическое изображение, условно передающее принцип работы изделия (Схема)
  5. Плоскость проекций, название которой с французского означает «лицом к зрителю» (Фронтальная)
  6. Изображение необходимого и достаточного количества изображений, выполненное от руки с соблюдением пропорций. (Эскиз)
  7. Процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета. (Моделирование)

С

Т

А

Н

Д

А

Р

Т

Ы

П

Р

О

    Е

Ц

И

Р

О

В

А

Н

И

Е

 Ч

Е

Р

Т

Е

Ж

С

Х

     Е

М

А

Ф

Р

О

    Н

Т

А

Л

Ь

Н

А

Я

Э

С

К

    И

З

М

О

Д

    Е

Л

И

Р

О

В

А

Н

И

Е

2. Сообщение темы и цели урока.

– Ребята, многие из вас читали сказку “Маленький принц”. Ее написал незадолго до своей гибели (он не вернулся с боевого задания) отважный летчик и замечательный французский писатель ХХ века Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944). Он написал эту сказку для детей, и для взрослых.
– В детстве Экзюпери нарисовал вот такую картинку (первую в своей жизни).
Слайд 3

 –Что же на ней изображено?... Все взрослые подумали, что это была шляпа. Но на самом деле это был удав, проглотивший слона. Чтобы все это поняли, юный художник выразился конкретней и нарисовал второй рисунок Слайд 4 

Он был уверен, что теперь-то все его поймут, так как он объяснил взрослым свою картинку не только снаружи но и изнутри.
– Как же это удалось шестилетнему художнику – будущему знаменитому писателю и летчику? ……Я уверена, что каждый из вас ответит примерно так: “Он мысленно разрезал удава-шляпу и показал, что содержится внутри”. Правильно!
 Слайд 5  

Возьмите кроссворд и прочитайте, что у вас получилось по вертикали по цифрой «один» (Сечение). Это тема нашего урока. Слайд 6  Давайте наметим цели нашего урока……….. Слайд 7

Сегодня  на уроке мы познакомимся с сечениями, их видами, правилами изображения и обозначения на чертежах.

3. Сообщение нового материала.

(Работа в группах)

Слайд 8 Ребята, обратите внимание на экран. Здесь представлены чертежи хорошо знакомых нам изделий  Рассмотрим чертеж санок.

Вопрос: Понятна ли нам по данному чертежу конструкция санок?

Ответ: Да, понятна.

Вопрос: А конфигурация полозьев?

Ответ: Нет, конфигурацию полозьев по этому чертежу понять невозможно.

По представленным чертежам мы не можем четко охарактеризовать геометрическую форму данных предметов.

В быту, в технике часто встречаются предметы и детали, форму которых сложно передать на чертеже, представленным одним, двумя, тремя видами и даже наглядным изображением.

Какой же выход? Что необходимо сделать, чтобы мы могли, глядя на чертеж, однозначно определить форму детали? По-видимому, необходимо какое-то новое изображение, позволяющее «увидеть» конструктивное строение каждого элемента предмета.

Вопрос: Что вы можете предложить для решения проблемы? Что нужно сделать, чтобы конфигурация полозьев санок была понятна?

Ответ:

Ученик может выйти к доске и зарисовать поперечную форму полозьев санок (или свое видение решения поставленной проблемы).

Перед вами лежат предметы. Как вы думаете, что мы сейчас с вами будем делать?. Правильно,  разрезать или рассекать. Не разрезая фруктов,  мы можем сразу сказать: сколько долек у апельсина или сколько косточек у яблока? ………….

Слайд На данном рисунке нам показано изображение столового ножа.

Вопрос: Ребята, глядя на эти изображения, нам понятна форма ножа?

Ответ: Да, форма ножа понятна.

Мы видим, что в нескольких местах введены плоскости, и показана поперечная форма ножа в месте введения этих плоскостей.

Ответьте на вопрос, чтобы узнать, сколько долек у апельсина, или сколько косточек в яблоке, нам достаточно было только разрезать? Мы должны были его повернуть к себе, только тогда мы увидим фрукт в разрезе.

В данном случае выполнено сечение. Сечение – это условность, принятая в черчении. Никто в действительности наш предмет не ломает, не рассекает и не распиливает. Слайд 10

Используется сама суть распила или разреза, и секущую плоскость вводят мысленно, и фигуру сечения представляют мысленно. И разворачиваем мы ее мысленно. Слайд 11

Кто может ответить на вопрос «Что же такое сечение?». Запишем его в тетради. Слайд 12

Сечение – это изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета плоскостью. На сечение показывают только то, что находится в секущей плоскости.

 Слайд 13 По расположению на чертеже сечения разделяются на вынесенные и наложенные. Слайд 14 Вынесенные располагают вне контура изображения детали на любом свободном месте поля чертежа, Слайд 15 наложенные – непосредственно на видах детали. Наложенное сечение используют в том случае, если форма детали не очень сложная и наложенное сечение не мешает чтению чертежа

Вынесенные сечения предпочтительней, так как они не загромождают чертеж лишними линиями.

Если секущая плоскость проходит через ось отверстия или углубления, ограниченного поверхностью вращения (цилиндрической, конической, сферической), в сечении показывают то, что попало в секущую плоскость и контур отверстия или углубления, расположенный за ней. Слайд 16

Это нужно запомнить.

Обратите внимание на чертеж ниже. В данном случае секущая плоскость проходит через призматическое сквозное отверстие. Фигура сечения распадается на несколько частей. Сечение в данном случае не выполняют.

Контур вынесенного сечения – основная сплошная толстая линия, контур наложенного сечения – сплошная тонкая линия.

Чтобы показать, в каком месте проходит секущая плоскость, ее обозначают.

Слайд 17 Если сечение вынесенное, то, как правило, проводят разомкнутую линию. Стрелками указывают направление взгляда. Их располагают у внешних концов разомкнутой линии. С внешней стороны стрелок наносят одинаковые прописные буквы русского алфавита.

Над сечением пишут те же буквы через тире с тонкой чертой внизу.

Если сечение представляет собой симметричную фигуру и расположено на продолжении линии сечения, то стрелок и букв не наносят.

Слайд 18 Наложенное сечение обычно не обозначают. Только в том случае, когда оно представляет собой несимметричную фигуру, проводят штрихи разомкнутой линии и стрелки, но буквы не наносят.

Некоторые размеры элементов детали удобней наносить на сечении.

Слайд 19 Давайте поэтапно рассмотрим построение сечения.

Алгоритм построения:

  1. Анализ геометрической формы детали.
  2. Выбор места введения секущих плоскостей.
  3. Мысленное представление фигур сечений и анализ их графического состава.
  4. Построение фигур сечений:
  1. проведение центровых линий фигуры сечения;
  2. построение общего очертания фигуры сечения;
  3. уточнение фигуры сечения, то есть построение изображения конструктивного элемента, попавшего в секущую плоскость;
  4. штриховка фигуры сечения.
  1. Обозначение секущих плоскостей и фигур сечений, обводка.

Слайд 20-27

4. Закрепление нового материала.

1) работа по группам:

 1 группа – в тетради.

2-я группа –по карточкам  « Исправь ошибки» 

2) Индивидуальная работа в тетрадях. На карточках представлено задание №. 

5. Домашнее задание.

Прочитать в учебнике параграф № 21, 22.

Выполнить в тетради задание №  (на карточке).

Используемая литература:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Черчение, М:Астрель-АСТ, 2009 год.
  2. Титов С.В., Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях, Волгоград: Учитель, 2007 год.
  3. Василенко Е.А., Карточки-задания по черчению для 8 класса, М: Просвещение, 1990 год.

Итог урока. (По группам)

Сегодня на уроке мы познакомились с условностью, принятой в черчении – сечением.

1 группа Вопрос: Что такое сечение?

Ответ: Сечение – это изображение фигуры, полученной при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью.

Вопрос: В каких случаях используются сечения?

Ответ: В деталях, где сложно показать поперечную форму детали двумя, тремя видами и даже наглядным изображением.

2 группа Вопрос: Что показывается на фигуре сечения?

Ответ: Только то, что попало в секущую плоскость.

Вопрос: А если секущая плоскость проходит через ось отверстия, ограниченного поверхностью вращения?

Ответ: В этом случае показывают то, что попало в секущую плоскость и контур отверстия, расположенный за ней.

1. Какие практические навыки закрепили.

 2. Какие новые практические навыки вы приобрели.

 3. Что удалось на уроке?

 4. Над чем еще надо поработать.

РЕЛАКСАЦИЯ

Выберите снежинку такого цвета, какой соответствует вашему настроению. Какие знания, полученные на уроках черчения, необходимо применить, чтобы построить снежинку?

Карточка для групповой работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элементы занимательности на уроках черчения в 7 классе

Статья о создании условия "включе­ния" школьников в умственную деятельность....

Урок черчения 8-класс

Урок-повторение по темам: " Оформление чертежа", "Проецирование"....

Презентация к уроку черчения в 9 классе "Чертежи резьбовых соединений"

Данная презентация содержит материал по теме "Чертежи резьбовых соединений", может быть использована на уроке черчения при изучении данного раздела....

Конспект урока черчения в 9 классе "Резьбовые соединения".

Конспект урока черчения в 9 классе "Резьбовые соединения"...

Презентация к уроку черчения в 8 классе по теме "Анализ геометрической формы предмета"

Презентация содержит основные понятия по теме  "Анализ геометрической формы предмета"...

Презентация, урок черчения, 9 класс: Практическая работа: "Чтение и выполнение чертежей деталей"

Презентация, урок черчения, 9 класс: Практическая работа: "Чтение и выполнение чертежей деталей"...

Презентация к уроку черчения в 8 классе "Учебный предмет "Черчение".

Презентация поможет разобрать с детьми следующие вопросы: роль чертежа в жизни человека; имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи; виды графических изображения...