Разработка урока по технологии "Прикладное творчество. Кусудамы"
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Описывается история создания кусудам. Даются азы по их созданию. Предполагается проведение коллективной работы по изготовлению  творческого проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Декоративно-прикладное искусство. Оригами. Кусудамы.»

Цели искусством оригами и кусудамы. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к истории культуры. Развивать творческую фантазию. Воспитывать умение работать в группе. Научить складывать классическую модель. Продолжать работать со схемами, пользоваться условными знаками, принятыми в оригами.

Задачи: дать учащимся знания о понятии оригами, стимулировать и развивать зрительную и слуховую память, создавать спокойную психологическую обстановку, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.  Достичь того, чтобы учащиеся получили максимальное удовольствие от своей работы.

Демонстрационный материал:

  • Различные виды классических моделей кусудам.
  • Ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, музыка для релаксации.
  • Иллюстрации с изображением мемориального комплекса памяти жертв атомной бомбардировки  г. Хиросима, Япония.
  • «Азбука» оригами.

Раздаточный материал:

  • Набор цветной и писчей бумаги.
  • Ножницы.
  • Схемы для изготовления оригами.

: закрепить знания учащихся о современном декоративном искусстве,  с

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы урока.

Учитель.

    Декоративное искусство не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые формы, материалы, средства выразительности. В отличие от народного  мастера, работающего в традиции и сохраняющего в своем творчестве проверенные временем и передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник-прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.

      На прошлом уроке мы с вами говорили об искусстве складывания фигурок из бумаги. А так же вы научились складывать бумажного  журавлика. Для более глубокого изучения этой темы желающим было предложено самостоятельно подготовить   материалы по следующим темам: «Оригами»; «История появления оригами»; «Легенда о журавлике»; « Sadako Sasaki и ее 1000 журавликов»; «Мемориальный комплекс памяти жертвам атомной бомбардировки» и оформить все в виде докладов. Кто хочет рассказать как  и где появилось оригами?

Сообщение ученика по теме.

Учитель.

Возможно именно для того, чтобы разбудить любопытство и тягу у новых учеников, мастера оригами придумывали различные истории – легенды о важности оригами в жизни человека и истории в целом. Самая главная и известная легенда об этом японском искусстве напрямую связана с самой значимой и важной фигуркой – бумажным журавликом. Что это за легенда?

Ответ учащегося.

Учитель.

Sadako Sasaki звали японскую девочку, чьё имя стало широко известно после публикации книги американской писательницы Элеанор Кёрр «Sadako и тысяча журавлей». Ребята, кто из вас может поведать эту грустную историю?

Выступление учащегося.

Учитель.

Ребята, а какое желание загадала эта японская девочка, когда поняла, что умирает?

Ответ ученика.

О мире во всём мире.

Учитель.

А кто знает как увековечили память об этой девочке и о жертвах атомной войны?

Сообщение ученика по теме.

  1. Основная часть. Беседа об искусстве кусудамы с использованием мультимедийной презентации.

Учитель:

А сегодня мы с вами узнаем  один способ, как можно улучшить свое состояние, снять свою усталость. А в этом нам помогут эти волшебные шары и называются они кусудамы.

Начинается показ мультимедийной презентации.

Дети рассматривают различные виды кусудам.

Учитель:

Кусудамы – одни из самых древних декоративных японских изделий в технике оригами. «Кусури» на японском языке означает «лекарство», «тама» - «шар». Следовательно «Кусудама»– это « лекарственный шар». Традиционно их подвешивали над постелью больного, поместив внутрь лечебные травы. Их не нюхали, не заваривали, но, странное дело, со временем больному становилось легче. Самое удивительное, что волшебные кусудамы нередко помогают преодолеть легкий недуг и без всяких трав. Получив в подарок подобную работу, как правило, сделанную несколькими людьми, захворавший человек поневоле будет воспринимать как символ пожелания скорейшего выздоровления – своеобразный знак всеобщего внимания и заботы. Такая психологическая поддержка действительно помогает выздоровлению!

Огромные бумажные шары издавна использовались японцами во время синтоистских религиозных мистерий «кагура» как символ солнца. В то время их поверхность составлялась из головок бумажных гвоздик. Сегодня ни один японский праздник не обходится без кусудам.

Кроме этого, кусудамы могут послужить не только самодельным лекарством, но и великолепным украшением.

Смена слайдов с этого момента сопровождает музыка (звучит японская мелодичная песня).

 На этом уроке мы познакомимся с простейшей классической моделью кусудамы (показывает готовую модель).

  1. Практическая часть.

На экране – схема изготовления данной модели. Продолжает звучать музыка.

Учитель:

Придерживаясь традиций Японии, давайте мы совершим свой ритуал. Поприветствуем свои руки. Разведите руки в стороны и поздоровайтесь с ними:

  • Здравствуй, левая рука!
  • Здравствуй, правая рука!
  • Поработаем вместе?!
  • Сведите руки так, как это делают японцы, закройте глаза и сосредоточьтесь.

Учитель:

Модель кусудамы состоит из шести модулей. Сейчас мы вместе с вами научимся складывать этот модуль.

Для этого нам понадобится  квадрат.

Идет показ последовательности складывания.

Учитель: Собираем шесть модулей и складываем их вместе в один шар.

Учащиеся  выполняют задание.

Итог урока.

Учитель: Ребята, посмотрите, какой получился красивый ажурный шар.

Дети рассматривают изготовленные кусудамы.

Учитель:

Ребята, давайте подумаем и решим, куда можно поместить ваши шары?

А давайте мы подарим их  учителям, пожелаем им здоровья. И пусть как только они почувствуют усталость, недомогание, вспомнят про наши кусудамы, и они помогут им.

Использованная литература:

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “ Всё об оригами”. Санкт-Петербург «Кристалл», М. «Оникс», 2006год.
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “ Уроки оригами в школе и дома”. М., “Аким”, 1998 год.
  3. Курицина О.Г., “Оригами. Игрушки из бумаги”. Санкт-Петербург.

“ Дельта”, 2000год.

Урок изобразительного искусства по теме "Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки". 7-й класс. 

                       

Цели:

1.Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В.Васнецова и И.Билибина.

2.Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к истории культуры, искусства.

3. Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.

Задачи:

  1. Дать учащимся знания о сказочно-былинном жанре, о жизни, творчестве В.Васнецова и И.Билибина.
  2.  Стимулировать и развивать зрительную и слуховую память.
  3. Создавать спокойную психологическую обстановку, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  4.   Достичь того, чтобы учащиеся получили максимальное удовольствие от своей работы.

Демонстрационный материал:

1.Репродукции работ И.Билибина, В.Васнецова по сказкам.

 2. Ноутбук, мультимедийный проектор, презентации, музыка для релаксации.

 3.Иллюстрации с изображениями сказочных героев, творческие работы     учащихся.

Раздаточный материал:

Графические  материалы (по выбору), клей, бумага, иллюстрации к сказкам.

  Ход урока

План урока, образный ряд для восприятия

Вопросы и материалы для обсуждения

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Со сказками мы встречаемся еще в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев. Это и народные сказки с их героями, и сказки великих сказочников-писателей.

2. Актуализация знаний.

- Вспомните жанры в изобразительном искусстве (анималистический, портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая картина)

-Какие жанровые разновидности у сюжетно-тематической картины (историческая (Суриков В.И.),бытовая (малые голландцы), батальная, сказочно-былинная).

- Вспомните писателей-сказочников и героев их книг.

- Как правильно называются картинки в книгах?

3. Введение в тему урока.

Сегодня мы поговорим об особом жанре – жанре сказки и былины. Тема нашего урока: “Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки”. Цель урока: познакомиться со сказочно-былинным жанром в живописи на примере творчества В. Васнецова и И. Билибина. А теперь мы отправимся в путешествие в Тридевятое царство в Тридесятое государство и не одни, а вместе с художниками-сказочниками. И начнем путешествие по книгам детства, многие из которых проиллюстрировал великий русский художник И. Билибин.

4. Сообщение учащегося о жизни и творчестве И. Билибина. Демонстрация репродукций работ Билибина по сказкам, а также книг с его иллюстрациями.

Иван Яковлевич Билибин <Рисунок 1> родился в 1876 году в Петербурге в семье военного врача. Отец не поддерживал стремлений сына к рисованию, и по желанию отца Билибин кончает юридический факультет Петербургского университета, но одновременно занимается в школе Общества поощрения художеств, а также как вольнослушатель поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств. В 1898 году он едет в Мюнхен, чтобы работать в мастерской профессора Ашбе. Основы точного рисунка у Билибина сохранились на всю жизнь. Лето 1899 года Билибин проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народным творчеством. В этом же году Экспедиция Государственных Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Имя Билибина стало широко известным по всей России. В его лице оказался мастер, прекрасно передававший дух радостной и народной сказочности. По сегодняшний день эти “билибинские” сказки являют пример высокой полиграфической техники. В этой серии были “Василиса Прекрасная”, “Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке” <Рисунок 2>, “Белая уточка”, “Царевна-Лягушка” и др. Билибин всецело примкнул к объединению “Мир искусства”. Первый шумный успех был толчком для дальнейшего развития творчества художника. Он совершает поездки на север России, где открылись ему красоты деревянной архитектуры и орнаментальное богатство народных костюмов и вышивок. Результаты поездки сказались довольно скоро. В 1904 г. выходит из печати былина “Вольга” с рисунками Билибина. Это одно из лучших изданий нашего века. Иллюстрации этой былины рисуют выезд дружины Вольги, фантастическое индийское царство, недра моря, птиц и сказочных животных. Все в издании этой былины отличалось вкусом и изяществом. В дальнейшем своем развитии Билибин встречается с творчеством Пушкина, и в 1905 г. появляются “Сказка о царе Салтане” и “О золотом петушке” <Рисунок 3>. Но не одни сказки и былины интересовали Билибина, его привлекали и другие стороны народного творчества: поговорки и загадки. В рисунках к загадкам есть также юмор, облеченный в привлекательную и декоративную форму. Декоративные качества работ Билибина, его фантазия и глубокое знание стилей привлекли его к театральной работе.

Во время гражданской войны Билибин попадает в Египет, в 1925 г. поселяется в Париже, но всюду занят любимой работой по иллюстрациям книг. В 1936 г. Билибин возвращается на родину, он приезжает в Петербург-Ленинград и начинает работать как профессор графической мастерской академии художеств, вызывая, как обычно, уважение со стороны студентов. Но началась война, со своей частной квартиры Билибин переехал в подвальный этаж Академии Художеств, где разместились преподаватели. Тяжелые условия подвальной жизни и отсутствие надлежащего питания подорвали здоровье Билибина. Он отказался эвакуироваться вглубь России и продолжал все время работать над серией декоративных панно, объединенных общей темой – “Богатыри”. Последней его работой была иллюстрация к былине “Дюк Степанович”. Это был подробный подготовительный рисунок, который надо было покрыть акварелью, но он так и остался в карандаше. Чувствуя, что силы его оставляют, Билибин поставил под верхней кнопкой, удерживавшей на доске бумагу, восьмиконечный крест. Это был последний штрих, “последнее прости” художника. Умер художник в ночь с 7-го на 8-е февраля 1942 года.

Все произведения художника объединяет одно неизменное качество – исключительное мастерство. Работы Билибина учат уважению к труду и ответственности за каждую линию, за каждый узор. Во всех работах художника видна любовь его к древнему миру России, и любование этим миром он пронес через всю свою жизнь. Пленительна его мечта о счастье, об использовании в жизни всяких образов красоты. Кто хранит в себе молодость души, тот найдет в работах Билибина радость.

5. Первичное закрепление учебного материала (начало).

1. К какому виду изобразительного искусства мы отнесем работы этого художника? Почему?

2. Чем отличаются иллюстрации И. Билибина от иллюстраций этих же сказок другими художниками?

6. Сообщение учащегося о жизни и творчестве В. Васнецова. Демонстрация репродукций картин Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) <Рисунок 4> родился в с. Лопьял, ныне Кировской области. Выходец из семьи священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке, затем увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1868-1868 гг. учился под рук. И.Н. Крамского. В 1868-1875 гг. совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок. В ранний период своего творчества Васнецов следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин – беднота, чета обнищавших стариков, меняющая жилище (“С квартиры на квартиру”, “Преферанс”). Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода – картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880), “Царь Иван Васильевич Грозный” (1897), “Аленушка” (1881) <Рисунок 5>. Наибольшую известность получила картина “Богатыри” (1881-1898) <Рисунок 6>.

На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Картина “Три царевны подземного царства” (1881) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно “Каменный век”, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-1896), где художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.

Самобытен вклад Васнецова в историю архитектуры и дизайна. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции и шутливо-сказочная “Избушка на курьих ножках” (1883).

Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Видя ужас революционного террора, он вступает в “Союз русского народа” (правые экстремисты национал-шовинистического толка), оформляя своими славянскими орнаментами издания “союзников”. Полны сложного аллегорического подтекста картины “Царевна-Лягушка” и “Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем”; общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав ряд значительных портретов. Васнецов по праву считается великим русским художником, творчество которого сыграло ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн.

7. Первичное закрепление учебного материала (окончание).

1. Чем различаются картины И. Билибина и В. Васнецова?

2. Кто основные герои картин В. Васнецова? (Люди или сказочные герои)?

3. Какая из картин вам больше всего понравилась, почему?

8. Содержание творческого задания.

- А дорожка в сказочной стране никогда не кончается и снова она ведет нас к новому городу. Но в этом городе живут герои, которых вы сами нарисуете. Они такие, какими вы их видите. Можете рисовать любимых сказочных героев, героев новых сказок…

9. Практическая работа.

 

10. Подведение итогов: выставка и обсуждение результатов практической деятельности, заключительное слово учителя.

Какого бы успеха ни достиг человек в развитии науки, техники, как бы он ни покорял природу, космос и многое другое, он никогда не забудет мир сказки. Ведь только там царит настоящее счастье, красота, доброта и справедливость. А этого человеку всегда не хватает в жизни.

11. Домашнее задание.

Использованная литература:

1. Детская энциклопедия под ред. Н. В. Чуданова. – М.: ООО АСТ – ЛТД, 1998.

2. Научно-методический журнал “Изобразительное искусство в  школе”, 2006. - №6.

3.  Липович И. Н., И. Я. Билибин, [Л.], 1966.

4.  Бахревский В. А. Виктор Васнецов. — М.: Молодая гвардия, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Жизнь и творчество Сергея Есенина"

Данный урок проводится в 11-м классе. Он знакомит учащихся с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Урок сопровождается презентацией  в Power Point....

Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс

Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....

Разработка урока "Жизнь и творчество М.И. Цветаевой"

Разработка урока отражает жизнь и творчество поэткссы Марины Цветаевой....

Разработка урока:"Литературная гостиная. Творчество Франсуа Рабле"

Целью урока является приобщение и развитие у учащихся 6 класса интереса к чтению  и знакомство с творчеством Франсуа Рабле....

Разработка урока:"Литературная гостиная. Творчество Франсуа Рабле"

Целью урока является приобщение и развитие у учащихся 6 класса интереса к чтению  и знакомство с творчеством Франсуа Рабле....

методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...

Разработка урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети". " Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви?". Преподаватель: Асхадуллина Г.М.

Виновата ли Одинцова в трагизме базаровской любви? (Урок-исследование по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)Задача урока: вовлечь студентов в исследование творчества Тургенева, активизируя, разв...