урок по технологии для 6 класса "Русские блины"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Рассказана история приготовления русских блинов, празднования Масленицы и различные русские народные обряды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по технологии

для 6 класса

Автор: учитель технологии АОУ школы №9 г. Долгопрудного

Кустова Ирина Николаевна

Тема: Русские  блины. Масленицу встречаем, зиму провожаем.

Цель:

-сформировать у  учащихся умения и навыки приготовления блинов, их эстетического оформления и ознакомить с русскими народными традициями.

Задачи:

- расширить запас знаний о культуре питания;

- эвристический поиск необходимости рационального питания;

- развить умения и навыки в приготовлении блинов;

- ознакомить учащихся с русскими народными традициями.

Результат:

- сформированные у учащихся умения и навыки приготовления блинов  

Учебные пособия, принадлежности и материалы

Для учителя: “Методология учебной деятельности ” (А.М.Новиков,М.:2005);“Технологии” (В.Д.Симоненко, М.:2000); “Старинная русская кухня” (М.В.Котельникова, М.:2000).  

Для учащихся: рабочая тетрадь, учебник.

 План урока

  1.  Организационная часть (3 мин.).
  2. Объяснение нового материла, презентация блинов (22 мин.).
  3. Празднование масленицы (20 мин.).

Методические указания

Мы живём не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить – этот афоризм древнего философа коротко, но ясно объясняет, почему проблемы питания во все времена и у всех народов были первостепенными.

Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержки жизни, здоровья и работоспособности. С пищей организм получает необходимые для жизнедеятельности белки, жиры, углеводы а также биологически активные вещества – витамины и минеральные соли. Белки расщепляются до аминокислот, углеводы – до моносахаридов, жиры – до глицерина и жирных кислот. Все эти вещества всасываются в пищеварительном тракте и поступают в кровь и лимфу, откуда они извлекаются клетками тканей.

Минеральное вещество                                                 Суточная норма, в мг

Кальций                                                                           1200

Фосфор                                                                            1800

Магний                                                                             350

    В старину для блинов брали талую воду. В настоящее время её используют в народной медицине.

Для приготовления блинов мы использовали следующие продукты питания: молоко, масло, муку, гречку, пшено, яйца, сахар, соль. Они содержат такие необходимые для нашего организма минеральные вещества, как кальций, калий, магний, витамины: В1, В2, РР(никотиновая кислота), А, Д, Е, бета-каротин.

    Особое внимание процессу питания следует уделять в холодный зимний период, когда мало растительной пищи и требуется больше энергии для поддержания активного образа жизни. И не случайно в конце зимы в старину родился праздник «масленица-объедуха». Этот праздник отмечался широко и весело, готовили сладости, медовуху и горячие блины.Следуя традициям, рецепты для приготовления наших блинов мы взяли из старинной русской кухни.

Блины гречневые

Состав: 1 стакан гречневой муки, 3 стакана молока, 10 г сухих дрожжей, 1 стакан пшеничной муки, 3 яйца, 2 ложки растительного масла.

Способ приготовления:

Гречневую муку хорошо размешать с 1 стаканом молока, затем залить ещё одним стаканом горячего молока и вновь размешать как можно лучше. Когда эта опара остынет, добавить сухих дрожжей, разведённых в небольшом количестве молока, и поставить в тёплое место. Затем взбить опару как можно лучше, подсыпапь пшеничную муку, прибавить желтки, взбитые белки, растительное масло, немного соли и оставшееся молоко; когда тесто поднимется – выпекать.

Блины гурьевские

 Состав: 600 г пшеничной муки, 6 яиц, 200 г растительного масла, 1 стакан кислого молока.

Способ приготовления:

Пшеничную муку, желтки и масло хорошо размешать, разбавить кислым молоком до густоты сметаны, положить взбитые белки, посолить, осторожно перемешать и выпекать.

Блины пшённые

Состав: 1 стакан пшена, 2 стакана пшеничной муки, 3 яйца, дрожжи свежие 25 г, 2 столовые ложки сахара, 1 чайная ложка соли, 3 столовые ложки растительного масла, 0,6 л воды, 1 л молока.

Способ приготовления:

Пшено промыть и залить водой, сварить из него жидкую кашу. В теплом молоке (0,5 л ) растворить сахар и распустить дрожжи, добавить остывшую пшённую кашу и, подсыпая небольшими порциями муку, замесить густое тесто, как для оладий. Поставить его в тёплое место и дать подняться. Затем тесто заварить кипящим молоком, быстро перемешивая. В заваренное тесто добавить растительное масло, соль и хорошо взбитые яйца, всё тщательно перемешать, выдержать примерно 10 минут, выпекать блины на горячей сковороде.

Готовые блины подают со сметаной, с маслом, джемом, вареньем, мёдом или икрой.

В жизни человека важную роль играет рациональное и правильное питание. Оно должно быть разнообразным. Особое внимание следует обратить на культуру питания. Важна правильная кулинарная обработка. Пища должна быть вкусно приготовленной, красиво оформленной, тогда она в достаточной мере возбуждает аппетит, способствует максимальной выработке пищевых соков.

Дорогие гости! А знаете ли вы, что праздник Масленица корнями уходит в языческую Русь? В старину этот праздник отмечался очень широко. Готовили снежную горку, качели, выставляли столы с самоварами и горячими блинами, сладостями и медовухой. Недаром в народе говорят, что

 «Масленица – объедуха, деньгам-приберуха », «Масленица без блинов, что свадьба без невесты».

Праздновали Масленицу на Руси целую неделю, с плясками, играми, угощениями. Деревня к деревне в гости шла показать себя, поэтому первый день масляной недели и называли «Встреча».

Во второй день –«Заигрыш». С утра и стар и мал готовились к представлениям скоморохов, катанию с гор и  прочим шумным весельям. Частушки:

 Все! Все! Все! Все на праздник!                     Гостей давно мы ждём- поджидаем,

  Масленицу встречаем, зиму         Масленицу без вас не начинаем.

 провожаем,                                                          Удобно ли вам, гости дорогие?

 Весну закликаем!                                               Всем ли видно, всем ли слышно?

 Спешите! Спешите!                                            Пусть проходит праздник пышно!

Торопитесь занять лучшие места!                    Сударыня наша масленица!

 Сам не займёшь-соседу достанется!                 Потянись до Велика дня,

  Приходите все без стеснения!                           От Велика дня

  Билетов не надо- До Петрова дня,

 Предъявите хорошее настроение! Не жалей, сударыня,на блины огня!

   Ой, Масленица-белошейка,                         Масленица-блиноеда,

 Тебя встретим хорошенько!                         Масленица-жироеда,

 Сыром, маслом, и сальцом,                       Масленица-обируха,

 И румяненькимблинцом.             Масленица-обмануха

               Как на масляной неделе            Масленица! Масленица!

               Со стола блины летели,                                      Мы тобою хвалимся,

 И сыр и творог,    На горах катаемся,

 Всё летело под порог!                           Блинами объедаемся!

Ой блины, блины, блины,                                    Масленица! Масленица!

                  Вы блиночки мои,                                                Блинами попеканщица,

                  На поднос блины кладите,                                   Приходи раненько,

                  И скорее к нам несите!                                          Встретим хорошенько-

               Сыром, маслом и блином,

                  Весна! Весна! По горам и по лесамИ румяным пирогом.

 Приходи скорее к нам,  

   К нашим масляным блинам.

Среда называлась « Лакомка ». В этот день всех угощали разными лакомствами: блинами, пирогами, калачами, устраивали соревнования. Кто больше съест блинов, у которой хозяйки самый большой илисамый толстый блин, кто больше всех выпьет кружек чая?!

Четвёртый день масляничной недели назывался «Широкий четверг»  или «Разгул». В этот день славилось возрождение солнечных дней, будто  и блин поспел от Солнца. Начало калядованию: ряженные ходили по домам с песнями, бубнами и возили Масленицу на санях.

В пятницу- «Тёщины вечерки» и в субботу- «Золовкины посиделки» . В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков. Пренебрежение этими обычаями считалось ужасным оскорблением, и обида могла остаться надолго и даже стать причиной вечной вражды.

Заканчивалась Масленица «Прощённым воскресеньем». Все просили друг у друга прощения, в знак примирения целовались, а потом при всём народе сжигали чучело Масленицы. Ведь в соломе таилась бурная сила растительности, которую люди желали передать полям на благо себе.

Пришла к нам Масленица,                                         МАСЛЕНИЦА

        Принесла блины и маслице!                                         Прикажите нести блины,

Как стояла я у жаркой печи,                                         Что румяны, масляны.

 Выпекала калачи.                                                            Я обряды не забыла:

С калачами блины, шанежки,                                        Ведь всегда законом было

  Для милого друга Ванечки!                                            Щедро зиму провожать,

     Вы, подружки, собирайтеся,                                           Всех блинами угощать,

В сарафаны наряжайтеся!                                           (под весёлую музыку выносят блины,

Будем вместе хороводы водить,                                     угощают присутствующих).

   Надо нам ещё и зиму проводить!

 Будем весело мы петь и плясать,

     И блинами всех гостей угощать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Урок по технологии 6 класс (девочки) "Изделия из жидкого теста. Блины"

Урок технологии в 6 классе на тему "изделия из жидкого теста. Блины"...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...

План-конспект открытого урока по технологии "Приготовление блинов"

План-конспект открытого урока по технологии "Приготовление блинов"...