Классификация текстильных волокон. Волокна растительного происхождения.
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Цели:

1.      Образовательная цель: способствовать осознанию основного технологического материала;  ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон растительного происхождения; о свойствах и отличительных признаках хлопчатобумажных и льняных тканей; обеспечение закрепления понятий о классификации текстильных волокон; дать понятия о пряже и прядении, ткани, ткачестве; ознакомить с профессией прядильщика и ткача;

2.      Развивающая цель; развивать пространственное мышление; развитие познавательного интереса, внимательности, наблюдательности; Способствовать овладению всеми видами памяти; развитие умений выделять главное, выявлять общее и отличительное, сравнивать; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

3.      Воспитательная цель: воспитание сознательного отношения к труду, формирование мировоззрения учащихся, воспитание бережного отношения к народным традициям, воспитание уважительного отношения к профессиям (ткачиха); воспитывать внимательность; прививать эстетический вкус.

4.      Методическая цель: использование интегрированных подходов, использование методики обучения в сотрудничестве (работа в малых группах); разработка оптимального методического обеспечения занятия – игры.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volokna_rastitelnogo_proiskhozhdeniya.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Классификация текстильных волокон. Волокна растительного происхождения.

Цели:

  1. Образовательная цель: способствовать осознанию основного технологического материала;  ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон растительного происхождения; о свойствах и отличительных признаках хлопчатобумажных и льняных тканей; обеспечение закрепления понятий о классификации текстильных волокон; дать понятия о пряже и прядении, ткани, ткачестве; ознакомить с профессией прядильщика и ткача;
  2. Развивающая цель; развивать пространственное мышление; развитие познавательного интереса, внимательности, наблюдательности; Способствовать овладению всеми видами памяти; развитие умений выделять главное, выявлять общее и отличительное, сравнивать; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
  3. Воспитательная цель: воспитание сознательного отношения к труду, формирование мировоззрения учащихся, воспитание бережного отношения к народным традициям, воспитание уважительного отношения к профессиям (ткачиха); воспитывать внимательность; прививать эстетический вкус.
  4. Методическая цель: использование интегрированных подходов, использование методики обучения в сотрудничестве (работа в малых группах); разработка оптимального методического обеспечения занятия – игры.

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.

Метод обучения: метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности,  объяснительно-иллюстративный метод, метод исследования, метод беседы.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Форма проведения урока: игра-путешествие.

Межпредметные связи: русский язык, история, рисование, биология, ОБЖ

Методическое оснащение:

  1. Материально-техническая база:
  • мастерская трудового обучения;
  • микроскопы;
  • коллекции «Хлопок», «Лён»;
  • образцы тканей.
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • экран.
  1. Дидактическое обеспечение:
  • Учебник «Технология. Обслуживающий труд 5 класс» под редакцией В. Д. Симоненко, Москва Издательский центр «Вентана-Граф, 2009;
  • рабочая тетрадь.
  • карточки-задания;
  • кроссворд.

Оформление доски: записана тема «Материаловедение. Волокна растительного происхождения». Записаны слова: материаловедение, ткань, волокно, прядение, пряжа, ровница, основа, уток, ткач, прядильщица, хлопок, лен.

Литература:

1.        В.Д. Симоненко  Учебник для 5 класса общеобразовательных                    

     учреждений.  М. «Вентана-Граф» 2009

2.        Н. Орлова, К. Буровик,  История вещей. –(сер «я познаю мир»). – М.:  

     Аристотель, 2002.

3.        Е.Н. Перова  Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс  М. 2007.

Ход урока

I.        Организационная часть:

  • Приветствие.
  • Контроль посещаемости (наличие учащихся, причина их отсутствия).
  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Раздача карточек.
  1. Актуализация знаний учащихся

Здравствуйте! Мы живем с вами в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько всего мы с вами можем купить. (приложение 4, слайд 1) Это и ……. (учащиеся отвечают: конфеты, игрушки, машины, книги, журналы, одежду). А если нам ничего не нравиться, то мы с вами можем сделать это своими руками. (приложение 4, слайд 2) Например, сшить одежду, какой ни у кого нет, ведь тканей тоже много. Чтобы сшить любое изделие, необходимо правильно выбрать ткань, знать ее свойства.

- Как вы думаете почему?

(приложение 4, слайд 3)Представляете, как нам бы позавидовал бы первобытный человек, у которого из одежды была одна шкура и зимой и летом.

(приложение 4, слайд 4)Давайте представим, что бы с нами было, если бы мы оказались с вами на необитаемом острове без одежды и еды. Как вы думаете, легко бы нам было?

Смогли бы мы сшить себе одежду?

Почему?

Сегодня мы попробуем это исправить. (приложение 4, слайд 5) Тема нашего урока «Материаловедение. Волокна растительного происхождения» (приложение 4, слайд 6) мы с вами узнаем историю возникновения тканей, о свойствах растительных волокон и тканей из них, способах их получения, познакомимся с профессией ткача и прядильщицы.

Посмотрите, что можно сделать из тканей, ниток, пряжи (приложение 4, слайд 7).

На этом уроке мы с вами отправимся в исследовательскую экспедицию с целью изучения мира тканей (приложение 4, слайд 8). Прежде чем мы с вами пойдем в экспедицию нам необходимо распределить обязанности. Я, например, буду руководителем экспедиции, а вы – моими коллегами – «научными сотрудниками», которые работают в двух творческих лабораториях: I – «хлопок», II – «лен». Каждая лаборатория получит свое научно-исследовательское задание, которое к концу экспедиции необходимо выполнить. Определите, кто у вас будет главным лаборантом, который распределит обязанности в своих лабораториях.

2. Объяснение нового материала.

Наша экспедиция начнется с экскурсии в прошлое.

Сложно судить о времени зарождения искусства и ремесел, корни которых теряются в глубине тысячелетий, а материальные следы (дерево, волокнистые материалы) непрочны и недолговечны

Необходимой предпосылкой для ткачества является наличие сырья (приложение 4, слайд 9). На этапе плетения это были полоски кожи животных, трава, тростник, лианы, молодые побеги кустов и деревьев. Первые виды плетеной одежды и обуви, подстилки, корзины и сети были первыми ткацкими изделиями (приложение 4, слайд 10). Считают, что ткачество предшествовало прядению, так как в виде плетения оно существовало еще до того, как человек открыл прядильную способность волокон некоторых растений, среди которых были дикорастущая крапива, «окультуренные» лен и конопля. Развившееся мелкое скотоводство обеспечивало различными видами шерсти и пуха.

(приложение 4, слайд 11) Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до н. э.

При раскопках поселений озерных жителей Швейцарии было обнаружено большое количество тканей из лубяных волокон и шерсти (приложение 4, слайд 12). Это послужило еще одним доказательством того, что ткачество было известно людям каменного века (палеолита).

(приложение 4, слайд 13)Всю историю славянского ткачества можно рассказать по предметам крестьянского быта (приложение 4, слайд 14). Наиболее распространёнными видами народного бытового искусства были вышивка, узорное ткачество, вязание, резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла.

- Как вы думаете, что такое материаловедение? (приложение 4, слайд 15)

Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

(приложение 4, слайд 16)У вас на столах стоят по 3 микроскопа.  Вы знаете что такое микроскоп? Для чего он используется? Микроскоп – это увеличительный прибор для просмотра очень маленьких объектов. В верхней части куда вы будете смотреть это окуляр с увеличительными стеклами, а в нижней части трубки объектив. Этот микроскоп увеличивает в 160 раз.  Давайте  посмотрите в окуляр, что вы увидели там? (в одном микроскопе – ткань, в другом – нить, в третьем – волокно (приложение 4, слайд 17)      

- Так из чего состоит ткань?

- А из чего состоит нить?

Сырьем для получения тканей и нитей служат волокна.

- Кто может рассказать, что такое волокно?

Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.

В настоящее время используют большое количество различных волокон (приложение 4, слайд 18)

Мы с вами будем знакомиться с волокнами растительного происхождения. Скажите, почему их назвали растительными?

Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений, их называют лубяными (приложение 4, слайд 19). Волокна  из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие – это волокна кенафа, джута, конопли, крапивы и других растений.

А теперь я предоставляю слово научным сотрудникам I лаборатории «Хлопок» и II лаборатории «Лен», они познакомят нас со своими исследованиями следуя по маршрутам история, география, биология, производство.

I лаборатория «Хлопок» (приложение 4, слайд 20)

Хлопчатник — многолетнее теплолюбивое растение. Произрастает в  Средней Азии, Закавказья, Казахстане, в южных районах Украины и Молдавии.

Хлопчатник растет в высоту до 1 м и более. Каждый год после цветения на ветках хлопчатника образуются плоды — коробочки, в которых находятся семена, покрытые волосками. На каждом семени развивается 7 —15 тыс. волосков. Это и есть хлопковые волокна. Длина волокна хлопка от 12 до 60 мм. Чем длиннее волокна, тем лучшего качества получаются пряжа и ткани.

Волокна хлопка обычно бывают белого или бурого цвета. Однако в настоящее время учеными уже выведены сорта цветного хлопка. Это имеет не только научную значимость, но в будущем приобретет экономическую ценность.

У вас в коробочке есть волокна хлопка, скажите, какие они, дайте им характеристику. (Волокна хлопка: белые, пушистые, тонкие, короткие, мягкие, прочные, матовые).

Ткани, полученные из хлопка, называются хлопчатобумажными. К ним относятся: батист, бязь, вельвет, сатин, ситец, тик, фланель. Эти ткани прочные, гигиеничные, мягкие, тёплые, лёгкие, удобные в носке, хорошо стираются, утюжатся, но мнутся.

Давайте посмотрим, как получают волокно хлопка

Схема первичной обработки хлопка (приложение 4, слайд 21)

  1. Хлопчатник
  2. Волокна хлопка-сырца
  3. Предварительная очистка
  4. Отделение волокон от семян
  5. Прессование в кипы

Отгадайте загадку:

В высоком дворце маленькие ларцы,

Кто их открывает – белое золото добывает.

II лаборатории «Лен» (приложение 4, слайд 22)

Лен – очень важное прядильное растение. Волокно дикорастущего льна использовал еще первобытный человек. На гробницах фараонов изображены уборка, мочка льна и др. работы. Лен известен и древним славянам.

Лён – это однолетнее травянистое растение, из которого получают волокно того же названия. По сбору льна Россия занимает первое место в мире. Лён называют русским шёлком. Это уникальное волокнистое растение с длинными, красивыми и прочными и волокнами. Длина стебля до 1200мм. в каждом из них находятся 350 – 560 волокон. Лён выращивают в Вологодской, Ивановской, Кировской, Костромской, Ленинградской и других областях России. А также его выращивают как семенной материал. Сеют лен и в Польше, Голландии, Франции, Англии.

У вас в коробочке есть волокна льна, скажите, какие они, дайте им характеристику. (Волокна хлопка: серо-зеленые, жесткие, гладкие, прямые, блестящие, толстые, прочные, длинные).

Ткани, полученные из льна, называются льняными. Льняные ткани делятся на бытовые и технические. Эти ткани прочные, гигиеничные, жесткие, прохладные на ощупь, хорошо стираются, утюжатся, но мнутся.

Давайте посмотрим, как получают волокно льна.

Схема первичной обработки льна (приложение 4, слайд 23).

1.        Лен долгунец

2.        Мочка льняной соломы

3.        Сушка и мятье

4.        Трепание

5.        Получение льняного волокна

Отгадайте загадку

Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царем посадили.

Сейчас лаборатории получают задание. В конверте № 2 у вас находятся карты-задания и набор образцов тканей. За 3 минуты вы должны из предложенных образцов тканей выбрать соответствующие заданию и наклеить их на карту, а так же выполнить графическое и информационное задание.

  1. Практическая работа

I лаборатория «Хлопок»

Рассматривает раздаточный материал по хлопку (приложение 5).

Выбирает ассортимент хлопчатобумажных тканей, изображает растение хлопчатник, составляет отчет «Что нового узнали о тканях?»

II лаборатории «Лен»

Рассматривает раздаточный материал по льну.

Выбирает ассортимент льняных тканей, изображает растение лен, составляет отчет «Что нового узнали о тканях?» (приложение 6)

  1. Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть

  1. Объяснение нового материала

Сначала древние люди научились не ткать, а плести – из веток, тростника, травы. Может сами додумались, а может, подсмотрели у птиц? приложение 4, слайд 24)

Вот такое гнездо плетет птичка «ткачик», а вот так трудится «длиннохвостая ткачиха».

Ткань получают из ниток. А откуда нити берутся? Сами волокна короткие, а нити получаются длинные, хоть до Луны дотягивай!

Вначале вручную (приложение 4, слайд 25), при помощи незамысловатых веретенец, а потом придумали прялку. Помните у Пушкина: «Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком…» Может на такой прялке.

А затем появились прядильные машины (приложение 4, слайд 26).

Производство пряжи – сложный процесс (приложение 4, слайд 27). Волокна, поступающие на прядильную фабрику, на различных машинах разрыхляют, очищают от сора, перемешивают, расчёсывают, а затем вытягивают в тонкую ровную непрерывную ленту – ровницу. На прядильных машинах из этой ленты вырабатывают пряжу. Готовую пряжу наматывают на большие шпули.

Процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить – пряжу называют прядением.

Прядению в полном смысле этого слова подвергаются только натуральные текстильные волокна хлопок и лён так, как этого требует их незначительная длина.

На прядильной фабрике работают люди различных профессий (приложение 4, слайд 28). Основная профессия прядильного производства – прядильщица.

А топом учились переплетать нити или ткать (приложение 4, слайд 29).

На современном станке легко управляется с работой ткачиха, не прикладывая особой физической силы.

Устроен станок интересно.

(приложение 4, слайд 30) Одни нити натянуты. Их называют основа. А другая нитка, которую называют уток, бегает между натянутых нитей переплетая их.

Вот такая нехитрая наука!

Итак, запишите в тетрадь:

Ткань получают путем переплетения ниток.

  1. Закрепление знаний учащихся

Сейчас я вам буду описывать свойства ткани, а вы должны поднять нужный образец ткани (приложение 7).

  1. Мягкая хлопчатобумажная ткань, имеет пушистый ворс с лицевой и изнаночной сторон (фланель).
  2. Очень плотная хлопчатобумажная ткань, изнаночная сторона её гладкая, матовая. На лицевой стороне прямые рубчики из ворса – мелкие, средние или крупные (вельвет).
  3. Мягкая хлопчатобумажная ткань, тепловатая на ощупь, матовая поверхность с лицевой и изнаночной сторон (ситец).
  4. Плотная хлопчатобумажная ткань с гладкой блестящей поверхностью на лицевой стороне и шероховатой, матовой на изнаночной стороне (сатин).
  5. Ткань очень плотная, имеет гладкую с блеском поверхность, нити в переплетении неравномерные по толщине (лён).

Вопросы для закрепления

Следующее задание

Среди букв в представленной таблице отыщите ответы на вопросы. Слова могут ломаться, читаться справа налево, но не по диагонали (приложение 4, слайд 31).

Вопросы (приложение 8):

  1. Материал, изготовленный путем переплетения пряжи или нитей. (Ткань)
  2. Гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.(Волокно)
  3. Южное растение, из плодов которого получают волокно. (Хлопок)
  4. Однолетнее травянистое растение, из стебля которого получают волокно. (Лен)
  5. Совокупность операций, в результате которых при переплетении нитей основы и утка получают ткань. (Ткачество)
  6. Тонкая нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа. (Пряжа)
  7. Нити, идущие вдоль ткани. (Основа)
  8. Поперечные нити в ткани. (Уток)

т

о

к

о

н

у

а

а

в

с

я

ж

в

о

о

р

п

т

с

е

п

о

к

а

ч

о

л

т

к

н

ь

х

о

л

е

н

а

н

к

о

т

к

в

о

л

Давайте проверим правильно мы с вами ответили (приложение 4, слайд 32)

  1. Рефлексия

Скажите пожалуйста:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что понравилось и что не понравилось на уроке?

- Что было интересным на уроке?

Сегодня вы хорошо потрудились, принимали активное участие в исследовательской работе, поэтому все лаборатории заслуживают высокой оценки.

  1. Задание на дом. (приложение 4, слайд 33)

§ 1,2 (ответить на вопросы к параграфам).

  1. Уборка рабочих  мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока технологии в 5 классе по теме "Натуральные волокна растительного происхождения. Влияние на здоровье человека тканей из этих волокон"

Цели урока:Образовательные: ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, из чего получают, где выращивают, как перерабатывают, какими свойствами обладают,  что из них...

«Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна животного происхождения»

Урок ознакомления с текстильной промышленностью нашей страны, разнообразием тканей, различных по составу, строению и отделке....

Классификация текстильных волокон растительного происхождения

Знакомство учащихся с классификацией текстильных волокон растительного происхождения....

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон. Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения"

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон.  Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения" 5 класс...

Текстильные волокна растительного происхождения

Тесктильные волокна растительного происхождения...