Волокна растительного происхождения. Производство текстильных материалов
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Грабовская Лилия Алексеевна

Разработка урока технологии в 5 классе (ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии в 5 классе.

Тема: " Волокна растительного происхождения. Производство текстильных материалов"

Автор:
Грабовская Лилия Алексеевна, учитель технологии МБУ «Школа №94»

 

Раздел. Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения (4 ч)

Уроки 15-16 Волокна растительного происхождения. Производство текстильных материалов (2 ч)

 

Цели деятельности педагога

Ознакомить с производством и классификацией текстильных материалов, расширить кругозор; учить определять направления  долевой нити в ткани, лицевую и изнаночную сторону ткани, проводить простейшие исследования; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание; воспитывать аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Волокна растительного происхождения (хлопок, лен), прядение, пряжа (нити), долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик, ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения; отбеливание, крашение, печатание

Образовательные ресурсы

http://t-stile.info/ponyatie-o-tekstilnom-volokne/

http://dagaz.ucoz.ru/index/materialovedenie_klassifikaziya_wolokon_5_klass/0-60

http://akak.ru/recipes/720-kak-opredelit-litsevuyu-storonu-na-tkani

http://www.youtube.com/watch?v=8jths5wtiUI

Наглядно-демонстрационный материал

Учебник, коллекция волокон, образцы ткани, ниток, игл, мультимедийная презентация

Материально-технической обеспечение

Ткань, портновский мел, иглы ручные, ножницы, клей, картон

Планируемые образовательные результаты

Личностные: будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с иглой, ножницами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни

Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах

Метапредметные:

познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную в учебнике; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Организационная структура урока

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

 

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

Формы организа-ции взаимодей-ствия на уроке

 

Универсальные учебные действия

 

Промежу-точный контроль

1. Организационный момент

(1-2 мин)

Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные:способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Устные ответы

2.

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

В начальных классах вы знакомились с  видами рукоделия, работали с различными нитками и тканью. Получили представления о текстильных волокнах и их свойствах.

Подводит обучающихся к цели занятия:

« расширить знания о производстве текстильных материалов» и ставит задачи:

1. научатся определять долевую нить в ткани;

2. научатся определять лицевую и изнаночную стороны ткани

3. научатся определять прочность окраски ткани

Слушают учителя

Беседуют с учителем

Фронтальная

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.

Регулятивные:принимают исохраняют учебную задачу

Устные ответы

3.

Освоение нового материала

(15 мин + 5 мин)

Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации

Рассказывает о классификации текстильных волокон, характеристике волокон растительного происхождения (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями

Фронтальная

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

Регулятивные:умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике

Личностные:проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду

Устные ответы

Исследовательское задание

- Разделите кусочек ткани на ниточки.

- Сделайте вывод, что такое ткань

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод

Проводят исследование, в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками находят решения учебной задачи; делают вывод

Индивидуальная или парная

Познавательные:умеют выявлять особенности ткани в процессе её рассмотрения; формулировать выводы

Регулятивные:умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Устные ответы

Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации

Рассказывает о производстве нити, ткани, отделочном производстве, способах определения долевой нити и лицевой стороны ткани (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации

Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями

 

Коммуникативные:умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя

Познавательные:умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных волокон в процессе их рассмотрения, делать выводы

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу

 

Физкультминутка

(5 мин)

Проводит физкульт-минутку

Выполняют упражнения

Фронталь-ная

Личностные:положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

 

4.

Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону.

(8 мин + 24 мин + 5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация рабочего места

 

Лабораторная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяет организацию рабочего места

Определение направления долевой нити в ткани

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности

Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности

Организуют рабочее место

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

Индиви-дуальная

 

Индиви-дуальная 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индиви-дуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные:ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные:сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разминка для глаз по системе  (подвижная презентация)        

 

Лабораторная работа

Сравнительный анализ прочности окраски тканей

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе

Выполняют задание

Индиви-дуально

Познавательные:умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные:ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные:сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке

 

 

5.

Рефлексия деятельности (итог урока 9 мин -11 мин + 5 мин)

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам:

 1) Как называется процесс получения ткани из пряжи?

2) На каких станках вырабатывают пряжу?

3) 1Iеречислите виды волокон.

4) Назовите нити, из которых состоит ткань.

5) Дайте характеристику нити основы и нити утка.

Б) Что находится по краям ткани, для чего она служит?

7) По каким признакам определяют направление нитей основы в тканях?

Рассматрива-ют итоги лабораторных работ, оценивают их

Фронтальная

Личностные: соорентированы на уважительное отношение к труду одноклассников

Регулятивные:оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытаниях

Коммуникативные:умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

 

Оценива-ние обуча-ющихся за работу на уроке. Устные ответы

 

Домашнее задание. Уборка рабочих мест (5 мин)

Объясняет задание

§14 стр. 82

 

Слушают учителя

Индиви-дуальная

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материаловедение. 5 класс. Волокна растительного происхождения.

Представленная презентация может быть использована на уроках технологии (обслуживающий труд) в разделе "Материаловедение"....

«Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»

Методическая разработка урока по теме «Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»...

Презентация на тему:"Натуральные волокна растительного происхождения"

Понятие натуральных волокон растительного происхождения: хлопок  и лен.Процесы производства хлопка и льна.Схема производства ткани.Профессии ткацкого производства.Отличительные признаки нитей осн...

Классификация текстильных волокон. Волокна растительного происхождения.

Цели:1.      Образовательная цель: способствовать осознанию основного технологического материала;  ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон растительного ...

Текстильные волокна растительного происхождения

Тесктильные волокна растительного происхождения...