Подготовка к работе по конструированию. Снятие мерок.
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Работа содержит конспект и презентацию занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по технологии

для учащихся

5 классов

Подготовка к работе по конструированию. Снятие мерок

Разработала

Неяглова Л.М.

Занятие

Тема занятия: Подготовка к работе по конструированию. Снятие мерок.

Занятие – 90мин.

Это второе занятие в разделе «Конструирование и моделирование фартука»

Цель занятия: 1.Обобщить и закрепить знания по теме «Рабочая одежда», ознакомить учащихся с правилами построения чертежей и с правилами снятия мерок. Научить правильному измерению фигуру человека.

2.Развивать у школьников пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуру человека через ориентированные точки. Научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки).

3.Формировать у учащихся точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы.

Тип занятия: комбинированный.

Методы проведения занятия: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Форма занятия: групповая, индивидуальная.

Оборудование и

наглядные пособия: Инструменты и приспособления согласно технической документации, линейка, угольник, карандаши, линейка закройщика Манекен. Модели фартуков, юбки и сорочки из различных тканей. Выкройка изделия в натуральную величину. Сантиметровая лента и шнурок (узкая тесьма, резинка) для опоясывания талии – по 1шт на каждую пару учащихся, цветная бумага,

Литература:   1.  И.Н.Федорова « Занятия по обслуживающему труду в 4-8 классах»

Методические разработки уроков. М. «Просвещение» 81г.

2.  Н.В.Велижанина «Технология» Методические разработки.5 класс. А-Аты. Атамура 2001г.

3. В.Д. Симоненко «Технология» 5класс. М. Издательский центр Вентана – Граф. 1999г.

4. Журнал «Технология в школе» № 11 – 2005г.

                            Ход занятия.

I Организационный момент

 1. Проверить наличие учащихся.

 2. Проверить готовность учащихся к уроку.

  II. Повторение пройденного материала.

На прошлом уроке мы с вами изучали рабочую одежду: ее виды, назначение и требования, которые предъявляются к ней.

Давайте вспомним, какое же основное назначение одежды?

-Скажите, а какая одежда была во времена Адама и Евы?

-Почему же они все таки решили сшить себе одежду?

В дальнейшем люди стали видоизменять одежду и получилась очень большое разнообразное ее видов.

Мы  на прошлом уроке изучили классификацию одежды, а сейчас попробуем ответить на небольшой тест.

Тест

1.Одежда подразделяется на

(выберите неправильный ответ):

а) форменную;

б) домашнюю

в) производственную;

г) бытовую.

2. Повседневная одежда относится к …

(выберите правильный ответ):

а) бытовой;

б) домашней;

в) национальной;

г) специальной.

3. Производственная одежда бывает…

(выберите неправильный ответ):

а) общего типа;

б) специальная;

в) санитарная;

г) бытовая.

4.Бытовая одежда подразделяется

 (выберите неправильный ответ):

а) на специальную;

б) на торжественную;

в) на домашнюю;

г) на повседневную

5. Национальная одежда относится к…

(выберите правильный ответ):

а) бытовой;

б) повседневной;

в) общего типа;

г) торжественной

-А можем ли мы по одежде определить специальность человека?

-Какую рабочую одежду носим мы?

-Назовите рабочую одежду врача

                                              продавца

                                              шахтера

                                              повара,

                                              официанта,

                                              сапожника,

-А какое отношение имеют фартуки, выставленные на нашей выставке, к теме нашего урока?

-Так, для чего же необходима рабочая одежда?

Итак, мы видим, что рабочая одежда предохраняет одежду человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т.д.

В этом году мы с вами будем шить фартук и косынку.

-Что нам необходимо иметь, чтобы это сделать?

Ткань,

модель,

выкройку,

чертеж,

готовое изделие.

Задание №1

-А какая ткань нужна для изготовления фартука?

Составляем кластер

Х/б                                       Фартук                              хорошо стираться

          износоустойчивая                      льняные                        прочная

Задание №2

А у кого дома есть фартук?   А у мамы?   А у куклы?

Так, у куклы фартука нет, давайте мы сейчас изготовим фартук для куклы.

У вас на столах лежит лист цветной бумаги. Вы сейчас изготовите из этой бумаги фартук для куклы.

Демонстрируем бумажные фартуки, выполненные учащимися.

-А почему свернули пополам?

Складываю модели пополам и показываю, что все изделия (юбка, фартук, сорочка) совмещаются относительно оси. Следовательно, наша фигура симметричная относительно оси. Поэтому чертеж и выкройку мы будем строить на половину фигуры.

-А какие инструменты нам нужны для построения чертежа?

Дети называют, а я показываю инструменты.

Открываем следующий слайд «Инструменты для построения чертежа».

Каких инструментов не хватает на слайде?

Задание №3

А сейчас в тетради нарисуйте мамин фартук.

-Это мамин фартук?

-Он такой маленький?

-Что мы сделали с маминым фартуком? – уменьшили.

Объясняю масштабную линейку (линейка закройщика).

Задание №4

Начертите в тетради квадрат со стороной 22см по масштабной линейке.

Обозначьте этот квадрат.  АВСД

-А как обозначается на чертеже отрезок?    А___________В

-А как обозначается точка?      (.)А

-Как называются углы этого квадрата? – прямые.

-Сколько градусов составляет прямой угол? -90.

Открываем следующий слайд « Линии и знаки на чертежах».

Итак, чем строить и как строить чертежи мы с вами выяснили.

Подвожу итог выполнения задания.

Физкультминутка (видео).

Задание №5

Вызываю к доске 3 учениц. Вы пришли в магазин и решили выбрать себе фартук. Я продавец и хочу предложить вам примерить  некоторые фартуки. Что мы видим? На одной девочке фартук сидит хорошо, другой он мал, а третьей – большой.

Что же здесь не так?

-Что мы должны знать, чтобы купить фартук и при этом не выглядеть смешно. – Да, размер.

Итак, чтобы одежда была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру.

Задание №6

Запишите в тетради слово «Размер». Разберите это слово по составу.

Напишите в тетради однокоренные слова к слову – размер. Называем по очереди слова. Записываю эти слова на доске.

Итак, корень «мер». Так, что же надо сделать, чтобы узнать размер? – Измерить.

 - С какой геометрической фигурой мы можем сравнить фартук? – прямоугольник.

 - Какие размеры нам нужно знать, чтобы построить прямоугольник? – длину и ширину.

- Какие размеры нам нужны, чтобы  построить чертеж фартука?

Но при изготовление одежды существует такое понятие, как мерки. Они обозначаются:

 О - обхват

С – полуобхват

Д – длина

Так как фартук имеет точку опоры на талии, то нам необходимо измерить От.

Самая широкая часть у фартука это обхват бедер, Об.

Длина фартука – Ди.

Помните, мы говорили, что фигура симметрична? Поэтому мы записываем Ст, Сб, Ди.

Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.

Для того, чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка. 

Откройте слайд «Ориентирные точки».

Линия воды находится на линии  шеи.

Первый раз она остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. Здесь расположена линия груди.

Второй раз – до самого узкого места туловища – это линия талии.

Третий раз – была на уровне наиболее выступающих точек ягодиц (12-14см ниже линии талии) – это линия бедер.

Четвертый до середины колен – это линия колен.

При подготовке к изготовлению выкройки фигуру измеряют по этим линиям.

Измерения проводят специальной сантиметровой лентой.

Изобрел её в 1810 году французский портной.

Откроем следующий слайд «Правила снятия мерок».

Задание №7

Читаем жужжащим чтением правила.

К каждому предложению подобрать одно слово, прочитав которое вы сможете вспомнить все правило, и записать эти слова в тетрадь.

Показываю на манекене, как снимают мерки Ст, Сб и Ди.

Итак, мы знаем, как снимают мерки и какие мерки нам нужны.

Практическая работа: «Ателье»

Вводный инструктаж.

Работаем в парах. Один из вас будет заказчиком, а второй – закройщиком.

В тетрадях столбиком запишем мерки:

Ст

Сб

Ди

Вам необходимо снять мерки друг с друга и правильно записать их в тетради.

Текущий инструктаж

1 обход –проверить, все ли учащиеся приступили к снятию мерок.

2 обход – проверить организацию рабочего места и соблюдение правил ТБ.

3, 4 обходы – с целью оказания помощи.

5 обход – с целью приема работы.

 Заключительный инструктаж.

Указать на положительные стороны при выполнении работы.

Анализ допущенных ошибок:

Выставление оценок за выполненные задания.

Уборка рабочих мест.

Дом. задание: снять мерки с мамы, но предварительно имея шпаргалку записать в тетради правила снятия мерок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к работе по конструированию. Снятие мерок Выполнила Неяглова Л.М. Учитель технологии МБОУ СОШ п. Центральный

Слайд 2

Инструменты для построения чертежа ?

Слайд 3

Линии чертежа Сплошная основная (толщина до 1 мм) Сплошная тонка (толщина в два раза тоньше сплошной основной) Штрихпунктирная (толщина в два раза тоньше сплошной основной)

Слайд 4

Ориентирные точки

Слайд 5

Правила снятия мерок Мерки снимают по правой стороне фигуры Талию предварительно опоясываю тесьмой или шнурком Измеряемый должен стоять прямо без напряжения Мерки снимают сантиметровой лентой При измерении сантиметровую ленту нельзя ослаблять или натягивать. Мерки длины записывают полностью. Мерки обхватов записывают в половинном размере Все величины записывают в сантиметрах

Слайд 6

Снятие мерок

Слайд 7

Подготовка к конструированию. Снятие мерок для построения фартука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конструирование юбки. Виды поясных изделий. Мерки, их запись. Снятие мерок для построения чертежа прямой юбки». 7 класс.

Данный урок входит в раздел "Технология изготовления швейного изделия" по программе 7-го класса. На занятиях учащиеся продолжают изучать правила снятия мерок, учатся правильно измерять фигуру человека...

Класс: 5 Раздел: «Конструирование швейных изделий». Тема: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»

План-конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.  При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся  на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.Це...

Конспект урока по технологии, 7 класс Конструирование и моделирование плечевых изделий. Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом"

Данная тема служит основой для построения основы чертежа плечевого изделия. Поэтому учащимся необходимо усвоить основные понятия: антропометрические измерения, плечевые изделия, знать основные названи...

Конструирование. Снятие мерок для построения чертежа выкройки

Урок технологии 5 класс для обучающихся с нарушением слуха...

5 класс. Конструирование. Снятие мерок. Изготовление выкройки

Длительность: 2 академических часа.Карточки по проверке пройденного материала по теме Ткани.Проведение уроков подразумевает раздачу материалов для вклеивания в тетради учениц....

Методическая разработка. План-конспект урока по технологии для учащихся 5 класса. Подготовка к работе по конструированию. Снятие мерок.

1.Обобщение и закрепление знаний по теме «Рабочая одежда», ознакомление учащихся с правилами построения чертежей и с правилами снятия мерок.2.Научить правильному измерению фигуру человека....

Открытый урок "Конструирование юбок. Практическая работа – Снятие мерок для построения чертежа основы юбки"

Создание условий для вовлечения обучающихся в продуктивную деятельность для ознакомления с процессом конструирования юбки....