Образовательная программа дополнительного образования «Твое профессиональное будущее»
элективный курс по технологии (9 класс) по теме

Сперанская Наталья Валентиновна

Особенность данной программы заключается в выявлении личностного потенциала и качеств, способностей и возможностей учащегося, необходимых для выбора той или иной профессии; в оказании психологической поддержки и профессионального сопровождения учащегося по пути выбора; в расширении вариантов выбора за счет получения необходимой информации и разнообразии профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon предпрофильная подготовка319.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное

образовательное учреждение

Дополнительного

образования детей

Дом детского творчества

Центрального района

Санкт-Петербурга

«Фонтанка – 32»

Образовательная программа

дополнительного образования

«Твое профессиональное будущее» 

для детей 14 -15 лет

Срок реализации 1 год

Методист: Н.В. Сперанская

Санкт - Петербург

2012 г.

Пояснительная записка

Основная направленность программы – социально-педагогическая.

Предлагаемая программа ориентирован на учащихся 9-х классов и разработан в рамках одного из основных направлений развития Петербургской Школы – 2020 «Профессия и карьера».

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная нивелировка значимости рабочих специальностей.

Состояние проблем и перспектив занятости молодежи города на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школ не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Новизна данной программы заключается в том, что она сориентирована на конкретную экономическую ситуацию, сложившуюся в стране и в Санкт-Петербурге.

Особенность данной программы заключается в выявлении личностного потенциала и качеств, способностей и возможностей учащегося, необходимых для выбора той или иной профессии; в оказании психологической поддержки и профессионального сопровождения учащегося по пути выбора; в расширении вариантов выбора за счет получения необходимой информации и разнообразии профессий.

Цели программы:

  • Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • Выработка у школьников сознательного отношения к труду;
  • Профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
  • Популяризация профессий, востребованных на рынке труда;
  • Ознакомление с  ГБОУ НПО и СПО города.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать экономические, психологические и юридические знания в области трудовой деятельности;
  • Профориентационное информирование – предоставление широкой и достоверной информации о рабочих профессиях, востребованных на рынке труда;
  • Организация презентаций ГБОУ НПО и СПО: встречи с представителями и проведение экскурсий;
  • Информирование о предприятиях города, условиях работы на них и востребованных профессий.

Развивающие:

  • Развитие у школьников представления о собственных интересах и возможностях в выборе профессии;
  • Проведение профессиональных проб, которые позволяют попробовать себя в той или иной профессии, способствуя погружению учащегося в суть профессии;

Воспитательные:

  • Формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества;
  • Формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

Ожидаемый результат: формирование у подростков осознанного выбора профессии.

Условия реализации образовательной программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 14 – 15 лет.

Режим занятий:

Занятия проходят два раза в неделю по 2 ак.ч. (в год – 144 ак.ч.).

Количество детей в группе – 15 - 25 человек.

Формы организации учебной деятельности:

  • Индивидуально- ориентированная;
  • Групповая.

Формы проведения занятий:

  • Учебное занятие;
  • Итоговое занятие;
  • Деловые игры;
  • Профессиональные пробы;
  • Мини - лекции;
  • Тестирование;
  • Экскурсии.

Методы проведения занятий.

  • Словестный;
  • Наглядный;
  • Практический.

Формы подведения итогов:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • по окончании программы – выдача сертификата для портфолио учащегося.

За рамками данной программы остаются необходимые индивидуальные и групповые консультации у психолога и методистов по профориентации. Часы, отведенные на консультации неограниченны.

Учебно-тематический план

ТЕМА

Кол-во часов

Всего

теория

практика

1

Профессиональное просвещение.

12

30

42

1.1.

Введение.

2

1.2.

Профессия.

2

1.3.

Профессиональная карьера.

2

1.4.

Классификация профессий.

2

1.5.

Профессии сферы «Человек – природа».

6

1.6.

Профессии сферы «Человек – техника».

6

1.7.

Профессии сферы «Человек – человек».

6

1.8.

Профессии сферы «Человек – знаковая система».

6

1.9.

Профессии сферы «Человек – художественный образ».

6

1.10.

Профессионально важные качества.

2

1.11.

Итоговое занятие по теме «Профессиональное просвещение».

2

2

Формула выбора профессии «Хочу».

4

10

14

2.1.

Анкетирование, деловые игры.

2

10

2.2.

Итоговое занятие по теме «Формула выбора профессии «Хочу».

2

3

На пути к самопознанию.

10

8

18

3.1.

Самооценка и уровень притязаний.

2

2

3.2.

Определение темперамента.

2

2

3.3.

Темперамент и профессия.

2

2

3.4.

Профессия и здоровье.

2

2

3.5.

Итоговое занятие по теме «На пути к самопознанию».

2

4

Формула профессии «Могу».

2

4

6

4.1.

Профпригодность.

2

4.2.

Основные личностные характеристики.

2

4.3.

Итоговое занятие по теме «Формула профессии «Могу».

2

5.

Профессиональная диагностика.

4

36

40

5.1.

Способности общие и специальные.

6

5.2.

Способности к практическим видам деятельности.

6

5.3.

Способности к интеллектуальным видам деятельности.

6

5.4.

Способности к офисным видам деятельности.

6

5.5.

Способности к предпринимательской деятельности.

6

5.6.

Творческие способности.

6

5.7.

Уровни профессиональной пригодности.

2

5.8.

Итоговое занятие по теме «Профессиональная диагностика».

2

6.

Профессиональная активизация.

4

12

16

6.1.

Мотивы и потребности.

2

6.2.

Ошибки в выборе профессии.

2

6.3.

Пути получения профессионального образования.

10

6.4.

Итоговое занятие по теме «Профессиональная активизация».

2

7.

Формула выбора профессии «Надо».

4

4

8

7.1.

Современный рынок труда.

2

7.2.

Трудоустройство.

2

7.3.

Навыки самопрезентации.

2

7.4.

Итоговое занятие по теме «Формула выбора профессии «Надо».

2

Итого:

40

104

144

Содержание программы.

1. Профессиональное просвещение.

  1.   Введение.
     Анкетирование. Инструктаж по охране труда.
  2.  Профессия.
    Основные понятия: профессия, специальность, должность. Источники ознакомления с         профессиями. Психогеометрический тест.
  3.   Профессиональная карьера.
     Что такое карьера? Выбор трудового пути.
  4. Классификация профессий.
    По характеру труда. По уровню образования или по уровню квалификации. По   уровню жесткости требований. По предмету труда.
  5.   Профессии сферы «Человек – природа».                      

 Профессиональные пробы «Человек – природа».

  1.   Профессии сферы «Человек – техника».

 Профессиональные пробы «Человек – техника».

  1.   Профессии сферы «Человек – человек».

 Профессиональные пробы «Человек – человек».

  1.   Профессии сферы «Человек – знаковая система».

 Профессиональные пробы «Человек – знаковая система».

  1.   Профессии сферы «Человек – художественный образ».

 Профессиональные пробы «Человек – художественный образ».

  1. Профессионально важные качества.
    Определение перечня качеств, необходимых для обладателя определенной профессии.
  2. Итоговое занятие по теме «Профессиональное просвещение».
    Определение направленности на тот или иной тип и класс профессий.

2. Формула выбора профессии «Хочу».

 

2.1. Анкетирование, деловые игры.

Карта интересов. Анкета «Ориентация». Активизирующий опросник «Перекресток». Профориентационная игра «Три судьбы». Профориентационная игра «Пришельцы». Бланковая игра «Бизнес-риск-мен». Бланковая игра «Торг». Бланковая игра «Я – компаньон».

2.2. Итоговое занятие по теме «Формула выбора профессии «Хочу».

Формула выбора профессии: «Хочу, могу, надо». Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова.

3. На пути к самопознанию.

3.1. Самооценка и уровень притязаний.

Я - концепция. Самооценка: адекватная, заниженная и повышенная. Уровень притязаний. Аффект неадекватности. Эффект Пигмалиона. Самоуважение. Самовосприятие. Социальная идентичность: половая, возрастная, этническая и социально-ролевая.

3.2. Определение темперамента.

Типы темперамента и типы нервной системы. Свойства темперамента: сензитивность (чувствительность), реактивность (импульсивность), активность, темп реакции, эмоциональная возбудимость (тревожность), пластичность и ригидность, экстравертированность и интровертированность. Психологическая характеристика типов темпераментов: сангвиника, холерика, флегматика, меланхолика.

3.3. Темперамент и профессия.

Тест Айзенка. Определение стиля лидерства (психоформы). Решетка менеджмента.

3.4. Итоговое занятие по теме «На пути к самопознанию».

Активизирующий опросник «Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)».

4. Формула профессии «Могу».

4.1. Профпригодность.

Способности, здоровье, знания.  Единые требования профессии к человеку.

4.2. Основные личностные характеристики.

Факторный опросник «Кетелла».  Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра.  
Теппинг-тест.

4.3. Итоговое занятие по теме «Формула профессии «Могу».

Опросник Голланда.

5. Профессиональная диагностика.

В рамках данной темы предусмотрены различные виды профессиональных проб.

6. Профессиональная активизация.

6.1. Мотивы и потребности.

Активизирующий опросник «Сейчас и потом». Активизирующий опросник «Как поживаешь?» Игра-дискуссия «Заработная плата работника».

6.2. Ошибки в выборе профессии.

Оценка готовности к избранной деятельности. Коррекция профессиональных планов.

6.3. Пути получения профессионального образования.

Презентации образовательных учреждений системы НПО, СПО и ВПО. Экскурсии, посещение Дней открытых дверей.

6.4. Итоговое занятие по теме «Профессиональная активизация».

Составление профессиограмм по выбранным профессиям.

7. Формула выбора профессии «Надо».

7.1. Современный рынок труда.

Востребованность профессий. Тенденции изменений на рынке труда.

7.2. Трудоустройство.

Экскурсия в ГУ Центр занятости населения Центрального района СПб.

7.3. Навыки самопрезентации.

Как составить резюме.

7.4. Итоговое занятие по теме «Формула выбора профессии «Надо».

Методика «Личностная профессиональная перспектива».

Методическое обеспечение программы.

  • Презентации ГБОУ НПО, СПО и ВУЗ на электронных носителях;
  • Раздаточный материал ГБОУ НПО, СПО и ВУЗ с информацией о месторасположении, Днях открытых дверей, условиях приема и т.п.;
  • Методические разработки проведения опросов, анкетирования и тестирования;
  • Раздаточный материал для проведения опросов, анкетирования и тестирования;
  • Методические разработки проведения деловых игр;
  • Раздаточный материал для проведения деловых игр;
  • Печатные издания ГУ Центра занятости населения ЦР СПб;
  • Печатные издания ГУ «Центра социальной помощи семьи и детям» ЦР СПб.

Литература для педагога.

  1. Берг В. Карьера – суперигра. – М.: АО Интерэксперт, 1998.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: Прогресс, 1988.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  4. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993.
  5. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Академия, 2000
  6. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999.
  7. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001.
  8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. – М.: ВАКО, 2008.
  9. Психологическое сопровождение выбора профессии. Под ред. Митиной Л.М. – М.: Флинта, 1998.
  10. Родичев Н.Ф. Профессии, которые мы выбираем. – М.: Абитуриент, 2002.
  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1996
  12. Рогов Е.И. Психология познания. - М.: Владос,1998

Литература для детей.

  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Михаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
  3. Бондарев В.П., Лернер П.С. Технология профессионального успеха. Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2001
  4. Книга для учащихся выпускных классов и их родителей. Что делать после окончания школы? 2005/06. – СПб: ЦКП «Регион-Про», 2005
  5. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Ткачев М.И. Азбука профориентации. – СПб: Литера плюс, 1997
  6. Психология популярных профессий. Под ред. Л.А. Головей. – СПб: Речь, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Образовательная программа дополнительного профессионального образования

Программа рассчитана  на учителей музыки по внедрению ФГОС в учебный процесс...

Образовательная программа дополнительного профессионального образования

Программа рассчитана  на учителей музыки по внедрению ФГОС в учебный процесс...

Программа дополнительного образования "Твоя игра-волейбол"

Рабочая программа разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для специализированных детско-юношестких школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего...

Участие в профессиональных конкурсах "Образовательная программа дополнительного образования детей с применением федеральных цифровых ресурсов"

Участие в профессиональном конкурсе "Образовательная программа дополнительного образования детей с применением федеральных цифровых ресурсов"...