Рабочая программа по технологии 6 класс (Вариант для мальчиков) -
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему

Осипов Олег Анатольевич

Пояснительная записка.

 

    Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

   Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

 В 6 классе на курс отведено 70 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). I четверть – 18 часов, II четверть – 14 часов, III четверть –20 часов, IV четверть – 18 часов. Программа рассчитана на 70 годовых часов ( 2 ч. в неделю).

  Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

  Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:

-        освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

-        овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

-        развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-        воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

-        получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

 

  На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

•        приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;

•        овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;

•        освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.

   Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде пяти тематических блоков, обеспечивающих, формирование компетенций.

  В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали учащихся.

  Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения о возможностях использования ПЭВМ в работе. Это содержание обучения является базой для развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

  В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие область социальной этики, культуры ведения дома, национальных традиций и обеспечивающие развитие межкультурной компетенции.

  В четвертом блоке - дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки конструкционных материалов; это позволяет развивать социально-трудовую компетенцию учащихся.

  В пятом блоке представлены дидактические единицы, содержащие сведения по машиноведению и профориентации.

 Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

  Методы и формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать практическую, творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интернироваться с другими разделами программы.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые проекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии являются комбинированный урок.

  Формы и методы контроля

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

  Уроки изучения нового, на которых учитель дает материал «крупными» блоками, или в форме лекции, или сочетая беседу с самостоятельной работой школьников.

Текущий контроль проводится по ходу изучения нового и его организационные формы зависят о группы изучаемых или формируемых знаний, а также специфики содержания учебного материала.

  Уроки отработки закрепления нового, на которых учитель организует индивидуальную, групповую, или фронтальную работу школьников. Текущий контроль проводится не только учителем, но и учащимися, т.к. параллельно с изучением нового, его закреплением осуществляется формирование и закрепление умений самоконтроля и взаимоконтроля. Парная и групповая формы контроля при этом являются эффективным средством.

  Уроки итогово-тематического контроля (1-2 урока), на которых подводятся итоги изучения всей темы в форме урока–зачета, деловой игры, практической работы и т.д.

  В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих проверочных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разра­ботанной учащимися технологической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений учащихся применять знания в практических условиях: сборка схем, измерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и практические работы.

  В процессе производственного обучения основным методом контроля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольные и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися межпредметных заданий.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp.docx24.3 КБ
Файл Пояснительная записка38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по технологии для учащихся 6 класса

Тема урока

Кол–во часов

Дата план

Дата Факт

Тип урока

Цель

Содержание деятельности

Обязательный минимум

Методы урока

1 четверть (18 часов)

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда.

1

Введение новых знаний

Познакомить с правилами работы в мастерской.

Читают параграф, отвечают на вопросы.

Знать: правила безопасной работы в мастерской.

Словесные

Практические

Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения (24 часов)

2

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины

1

Введение новых знаний

Научить определять виды лесоматериалов; рассчитывать объём заготовленной древесины.

Читают параграф, отвечают на вопросы.

Знать: структуру лесной и деревообрабатывающей промышленности; способы заготовки древесины; виды лесоматериалов; профессии, связанные с заготовкой древесины. Уметь: определять виды лесоматериалов; рассчитывать объём заготовленной древесины.

Словесные

Наглядные

Практические

3

4

Пороки древесины.

2

Комбинированный урок

Научить распознавать пороки древесины.

Читают параграф, отвечают на вопросы.

Выполняют лабораторную работу.

Знать: понятие порок древесины, природные и технологические пороки.

Уметь: распознавать пороки древесины.

Словесные

Наглядные

Практические

5

6

7

Производство и применение пиломатериалов.

3

Комбинированный урок

Научить определять виды пиломатериалов.

Читают параграф, отвечают на вопросы.

Выполняют лабораторную работу.

Пишут терминологический диктант.

Знать: виды пиломатериалов; способы их получения; область применения различных пиломатериалов. Уметь: определять виды пиломатериалов.

Словесные

Наглядные

Практические

8

9

Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности.

2

Введение новых знаний

Научить бережно относиться к природным богатствам; рационально использовать дары природы (лес, воду, воздух, полезные ископаемые и т. д.).

Читают параграф, отвечают на вопросы, выполняют проверочную работу

(по карточкам).

Знать: о влиянии технологий заготовки лесоматериалов на окружающую среду и здоровье человека; основные законы и мероприятия по охране труда в России; правила безопасного поведения в природе.

Уметь: бережно относиться к природным богатствам; рационально использовать дары природы (лес, воду, воздух, полезные ископаемые и т. д.).

Словесные

Наглядные

Практические

10

11

12

Чертёж детали.

Сборочный чертёж.

3

Комбинированный урок

Научить читать чертежи (эскизы) призматической и цилиндрической форм; определять последовательность сборки изделия по сборочному чертежу и технологической карте.

Читают параграф, отвечают на вопросы, выполняют проверочную работу

(по карточкам).

Знать: технологические понятия чертёж детали, сборочный чертёж; графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм, конструктивных элементов деталей; виды проекций деталей на чертеже. Уметь: читать чертежи (эскизы) призматической и цилиндрической форм; определять последовательность сборки изделия по сборочному чертежу и технологической карте.

Словесные

Практические

Словесные

13

14

15

Основы конструирования и моделирования изделия из древесины.

3

Комбинированный урок

Научить конструировать простейшие изделия; создавать эскиз и технические рисунки сконструированного изделия.

Читают параграф, отвечают на вопросы, конструируют изделие.

Знать: понятия конструирование, моделирование, модель; функции вещей; требования, учитываемые при конструировании изделия; этапы конструирования.

Уметь: конструировать простейшие изделия; создавать эскиз и технические рисунки сконструированного изделия.

Словесные

Практические

Наглядные

16

17

Соединение брусков.

2

Комбинированный урок

Научить выполнять соединение брусков различными способами.

Читают параграф, отвечают на вопросы.

Знать: виды соединений брусков; способы соединения деталей; ручные инструменты для выполнения соединений брусков; правила безопасной работы.

Уметь: выполнять соединение брусков различными способами.

Словесные

Наглядные

18

Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом.

1

Введение новых знаний

Научить изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом; проводить визуальный и инструментальный контроль качества.

Читают параграф, отвечают на вопросы.

Знать: технологию изготовления цилиндрических и конических деталей ручным способом; назначение инструментов и рациональные приёмы работы с ними; правила безопасной работы. Уметь: изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом; проводить визуальный и инструментальный контроль качества.

2 четверть (14 часов)

19

Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом.

1

Введение новых знаний

Научить изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом; проводить визуальный и инструментальный контроль качества.

Читают параграф, отвечают на вопросы. Изготавливают деталь.

Знать: технологию изготовления цилиндрических и конических деталей ручным способом; Уметь: изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом.

20

21

Составные части машин.

2

Комбинированный урок

Научить читать и составлять кинематические схемы.

Читают параграф, отвечают на вопросы. Составляют кинематические схемы передаточных механизмов.

Знать: составные части машин; виды зубчатых передач; условные графические обозначения на кинематических схемах; правила расчёта передаточного отношения в зубчатых передачах.

Уметь: читать и составлять кинематические схемы.

Словесные

Практические

Комбинированные

22

23

Устройство токарного станка для точения древесины.

2

Комбинированный урок

Научить организовывать рабочее место; закреплять заготовки на станке.

Читают параграф, отвечают на вопросы.

Знать: устройство токарного станка, его кинематическую схему; виды операций, выполняемых на токарном станке; правила безопасной работы на станке.

Уметь: организовывать рабочее место; закреплять заготовки на станке

Словесные

Практические

Комбинированные

24

25

Технология точения древесины на токарном станке.

2

Практическое занятие

Научить подготавливать заготовки к точению; выполнять работу на токарном станке с опорой на технологическую карту; контролировать качество и устранять выявленные дефекты.

Читают параграф, отвечают на вопросы.

Изготовляют изделия на токарном станке с декоративной отделкой.

Словесные

Практические

Комбинированные

Декоративно-прикладное искусство (4 часа)

26

27

Художественная обработка изделий из древесины.

2

Комбинированный урок

Научить размечать рисунок

резьбы; подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять резьбу.

Читают параграф, отвечают на вопросы. Создают рисунок для художественной резьбы.

Знать: виды орнамента; виды резьбы; инструменты для выполнения ручной художественной резьбы; приёмы выполнения резьбы; правила безопасной работы.

Уметь: размечать рисунок

резьбы; подбирать и подготавливать инструмент к работе; выполнять резьбу.

Словесные

Практические

Комбинированные

28

29

Защитная и декоративная отделка изделий из древесины.

2

Комбинированный урок

Научить выполнять защитную и декоративную отделку изделия; рассчитывать затраты на изготовление изделия.

Читают параграф, отвечают на вопросы.  Занимаются отделкой изделия. Рассчитывают затраты.

Знать: назначение защитной отделки изделий из древесины; виды защитной и декоративной отделок; виды красок и лаков; правила безопасной работы; правила расчёта затрат на изготовление изделий.

Уметь: выполнять защитную и декоративную отделку изделия; рассчитывать затраты на изготовление изделия

Словесные

Практические

Наглядные

Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения. (18 часов)

30

31

Свойства чёрных и цветных металлов.

2

Введение новых знаний

Научить распознавать металлы и сплавы по внешнему

виду и свойствам.

Читают параграф. Изучают свойства металлов.

Знать: общие сведения

о металлургической промышленности; влияние технологии

производства и обработки металлов на окружающую среду;

основные свойства металлов и сплавов; правила поведения

в слесарной мастерской.

Уметь: распознавать металлы и сплавы по внешнему

виду и свойствам

Словесные

Наглядные

Практические

32

Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката.

1

Комбинированный урок

Научить читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи изделий с использованием сортового проката.

Читают параграф.

Отвечают на вопросы. Читают чертежи. Определяют виды сортового проката.

Знать: виды изделий

из сортового металлического проката; способы получения сортового проката; графическое изображение деталей из сортового проката; области применения сортового проката. Уметь: читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи изделий с использованием сортового проката.

Словесные

Наглядные

Практические

3 четверть (20 часов)

33

34

Сортовой прокат. Чертежи деталей из сортового проката.

2

Комбинированный урок

Научить читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи изделий с использованием сортового проката.

Читают параграф.

Отвечают на вопросы. Читают чертежи. Определяют виды сортового проката.

Знать: виды изделий

из сортового металлического проката; способы получения сортового проката; графическое изображение деталей из сортового проката; области применения сортового проката. Уметь: читать чертежи деталей из сортового проката, сборочные чертежи изделий с использованием сортового проката.

Словесные

Наглядные

Практические

35

36

37

Разметка заготовки. Измерение размеров деталей штангенциркулем

3

Комбинированный урок

Научить выполнять разметку

заготовок сортового проката

с использованием штангенциркуля.

Читают параграф.

Отвечают на вопросы. Измеряют детали штангенциркулем.

Знать: инструменты

для разметки; назначение

и устройство штангенциркуля; приёмы измерения штангенциркулем.

Уметь: выполнять разметку

заготовок сортового проката

с использованием штангенциркуля.

Словесные

Наглядные

Практические

38

39

Изготовление

изделий

из сортового

проката

2

Комбинированный урок

Научить составлять технологическую карту.

Читают параграф.

Отвечают на вопросы.

Составляют технологическую карту.

Знать: понятия технологический процесс, технологическая операция; профессии, связанные с обработкой металла.

Уметь: составлять технологическую карту

Словесные

Наглядные

Практические

40

41

Резание металла слесарной ножовкой

2

Комбинированный урок

Научить подготавливать ножовку к резанию; выполнять резание металла.

Читают параграф.

Отвечают на вопросы. Формируют навыки резанья металла.

Знать: назначение и устройство слесарной ножовки; правила выполнения резания металла; правила безопасной работы.

Уметь: подготавливать ножовку к резанию; выполнять резание металла.

Словесные

Наглядные

Практические

42

43

Рубка металла

2

Комбинированный урок

Научить выполнять рубку деталей из металла.

Читают параграф.

Отвечают на вопросы.

Знать: инструменты для рубки металла; правила безопасной работы; приёмы работы.

Уметь: выполнять рубку деталей из металла.

Словесные

Наглядные

Практические

4445

Опиливание заготовок из сортового проката

2

Комбинированный урок

Научить выполнять операцию опиливания деталей из металла.

Читают параграф.

Отвечают на вопросы. Выпиливают деталь из металла.

Знать: виды инструментов для выполнения операции опиливания; назначение операции опиливания заготовок; правила безопасной работы. Уметь: выполнять операцию опиливания деталей из металла

Словесные

Наглядные

Практические

46

47

Отделка металлических изделий

2

Комбинированный урок

Научить выполнять отделочные операции при изготовлении изделий из сортового проката.

Читают параграф.

Отвечают на вопросы.

Знать: сущность процесса отделки изделий из сортового металла; инструменты для выполнения отделочных операций; виды декоративных покрытий; правила безопасной работы.

Уметь: выполнять отделочные операции при изготовлении изделий из сортового проката

Словесные

Наглядные

Практические

Технологии ведения дома (8 часов)

4849

Закрепление

настенных

предметов.

Установка

форточек,

оконных

и дверных

петель

2

Комбинированный урок

Научить выполнять закрепление настенных предметов; устанавливать форточки, оконные створки и двери.

Читают параграф.

Отвечают на вопросы.

Знать: виды ремонтно- строительных работ; инструменты и приспособления для проведения ремонтных работ; технологию некоторых видов ремонтных работ; правила безопасной работы.

Уметь: выполнять закрепление настенных предметов; устанавливать форточки, оконные створки и двери.

Словесные

Наглядные

50

51

Устройство и установка дверных замков

2

Комбинированный урок

Научить устанавливать дверные замки.

Читают параграф.

Отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу.

Знать: виды и устройство дверных замков; инструменты для установки дверных замков; правила безопасной работы.

Уметь: устанавливать дверные замки

Словесные

Наглядные

52

Простейший ремонт сантехнического оборудования.

1

Комбинированный урок

Научить выполнять простейший ремонт водопроводных кранов и смесителей.

Читают параграф.

Отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу.

Знать: устройство водопроводного крана и смесителя; виды неисправностей и способы их устранения; инструменты для ремонта сантехнического оборудования; правила безопасной работы. Уметь: выполнять простейший ремонт водопроводных кранов и смесителей.

Словесные

Наглядные

Практические

4 четверть (18 часов)

53

Простейший ремонт сантехнического оборудования.

1

Комбинированный урок

Научить выполнять простейший ремонт водопроводных кранов и смесителей

Читают параграф.

Отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу.

Знать: устройство водопроводного крана и смесителя; виды неисправностей и способы их устранения; инструменты для ремонта сантехнического оборудования; правила безопасной работы. Уметь: выполнять простейший ремонт водопроводных кранов и смесителей.

Словесные

Наглядные

Практические

54

55

Основы технологии штукатурных работ.

2

Комбинированный урок

Научить приготовлять штукатурные растворы; выполнять мелкий ремонт штукатурки.

Читают параграф.

Отвечают на вопросы. Выполняют практическую работу.

Знать: понятие штукатурка, виды штукатурных растворов; инструменты для штукатурных работ; последовательность ремонта штукатурки.

Уметь: приготовлять штукатурные растворы; выполнять мелкий ремонт штукатурки.

Словесные

Наглядные

Практические

Проектирование и изготовление изделий (15 часов)

56

57

Техническая

эстетика изделий.

2

Введение новых знаний

Научить видеть в процессе

труда и создаваемых предметах красоту во всех её проявлениях.

Читают параграф.

Отвечают на вопросы.

Знать: содержание науки

о технической эстетике; требования к технической эстетике; сущность понятия золотое

сечение и способы применения данного правила; требование к внешней отделке.

Уметь: видеть в процессе

труда и создаваемых предметах красоту во всех её проявлениях.

Словесные

Наглядные

Практические

58

59

Основные требования

к проектированию изделий. Элементы конструирования.

2

Введение новых знаний

Научить анализировать

свойства объекта; делать экономическую оценку стоимости проекта.

Читают параграф.

Отвечают на вопросы.

Знать: требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; основы экономической оценки стоимости

выполняемого проекта.

Уметь: анализировать

свойства объекта; делать экономическую оценку стоимости проекта.

Словесные

Наглядные

60

61

Разработка

творческого проекта

2

Комбинированный урок

Научить обосновывать идею изделия на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия; составлять технологическую карту.

Читают параграф. Отвечают на вопросы.

Знать: методы определения

потребностей и спроса на рынке товаров и услуг; методы поиска информации об изделиях и материалах; последовательность разработки творческого проекта.

Уметь: обосновывать идею изделия на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия; составлять технологическую карту.

Словесные

Наглядные

62

63

64

65

66

67

68

69

70

Выбор и оформление творческого проекта.

9

Практическое занятие

Научить обосновывать свой

выбор темы; разрабатывать

конструкцию изделия; изготовить изделие; оформлять творческий проект; представлять свою работу.

Отвечают на вопросы. Выполняют творческий проект.

Знать: последовательность

работы над проектом; техно¬

логические операции; правила оформления проектных

материалов.

Уметь: обосновывать свой

выбор темы; разрабатывать

конструкцию изделия; изготовить изделие; оформлять творческий проект; представлять свою работу.

Словесные

Наглядные

Практические



Предварительный просмотр:

Казённое общеобразовательное учреждение Ханты –Мансийского автономного округа –Югры

«Специальная учебно –воспитательная школа №2»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УР

КОУ «Специально учебно –воспитательная школа №2»

___________________/ О.Н. Караваева

                                             (Ф.И.О.)

«_____»___________________________2014г

УТВЕРЖДАЮ:

И.о. Директора КОУ «Специально учебно –воспитательная школа №2»

_______________________/ В.Т. Гречаная

Приказ № ______от «___»______________2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Технология

ДЛЯ 6 КЛАССА

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

(II ступень)

г. Сургут 2014 г.

Составитель: программы по технологии   Осипов О.А. ,

Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова. – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

В данной программе предложены разделы изучения технологии в 6 классе. В процессе развернутого изложенного материала по темам в каждом классе указывается количество годовых и недельных часов.

Рабочая программа утверждена на заседании методического совета,

протокол № ____ от «____» ____________ 2014 г.

Председатель методического совета_______________                В.Т. Гречаная

                                        (подпись)                                                                                            (Ф.И.О.)

Одобрена методическим объединением учителей,

протокол № ____ от «____» __________ 2014 г.

Руководитель        ________________        ___________________________

                                  (подпись)                                                        (Ф.И.О.)

        

Пояснительная записка.

    Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

   Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).

 В 6 классе на курс отведено 70 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). I четверть – 18 часов, II четверть – 14 часов, III четверть –20 часов, IV четверть – 18 часов. Программа рассчитана на 70 годовых часов ( 2 ч. в неделю).

  Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

  Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:

-        освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

-        овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

-        развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-        воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

-        получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

  На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

•        приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;

•        овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;

•        освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.

   Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде пяти тематических блоков, обеспечивающих, формирование компетенций.

  В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали учащихся.

  Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения о возможностях использования ПЭВМ в работе. Это содержание обучения является базой для развития информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

  В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие область социальной этики, культуры ведения дома, национальных традиций и обеспечивающие развитие межкультурной компетенции.

  В четвертом блоке - дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки конструкционных материалов; это позволяет развивать социально-трудовую компетенцию учащихся.

  В пятом блоке представлены дидактические единицы, содержащие сведения по машиноведению и профориентации.

 Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

  Методы и формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать практическую, творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интернироваться с другими разделами программы.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые проекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии являются комбинированный урок.

  Формы и методы контроля

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

  Уроки изучения нового, на которых учитель дает материал «крупными» блоками, или в форме лекции, или сочетая беседу с самостоятельной работой школьников.

Текущий контроль проводится по ходу изучения нового и его организационные формы зависят о группы изучаемых или формируемых знаний, а также специфики содержания учебного материала.

  Уроки отработки закрепления нового, на которых учитель организует индивидуальную, групповую, или фронтальную работу школьников. Текущий контроль проводится не только учителем, но и учащимися, т.к. параллельно с изучением нового, его закреплением осуществляется формирование и закрепление умений самоконтроля и взаимоконтроля. Парная и групповая формы контроля при этом являются эффективным средством.

  Уроки итогово-тематического контроля (1-2 урока), на которых подводятся итоги изучения всей темы в форме урока–зачета, деловой игры, практической работы и т.д.

  В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих проверочных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разра­ботанной учащимися технологической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений учащихся применять знания в практических условиях: сборка схем, измерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и практические работы.

  В процессе производственного обучения основным методом контроля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольные и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися межпредметных заданий.


Тематическое планирование по технологии 6 класса

№ п/п

Тема раздела (блока)

Кол-во часов

Краткое содержание

Обязательный минимум

ЗУН

Примечание

1.

Введение

1

Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской.

УДЗ:

- сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской.

2.

Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения.

22

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины. Пороки древесины. Производство и применение пиломатериалов.  Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Чертёж детали. Сборочный чертёж. Основы конструирования и моделирования изделия из древесины. Соединение брусков Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Составные части машин. Устройство токарного станка для точения древесины. Технология точения древесины на токарном станке.

УДЗ:

- структуру лесной и деревообрабатывающей промышленности;

- понятие порок древесины, природные и технологические пороки.

- о влиянии технологий заготовки лесоматериалов на окружающую среду и здоровье человека;

- технологические понятия чертёж детали, сборочный чертёж; графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм, конструктивных элементов деталей;

- понятия конструирование, моделирование, модель; функции вещей; требования, учитываемые при конструировании изделия;

- изготовления цилиндрических и конических деталей ручным способом;

УДУ:

- определять виды лесоматериалов; рассчитывать объём заготовленной древесины.

- распознавать пороки древесины.

- определять виды пиломатериалов.

- бережно относиться к природным богатствам; рационально использовать дары природы (лес, воду, воздух, полезные ископаемые и т. д.).

- читать чертежи (эскизы) призматической и цилиндрической форм;

- конструировать простейшие изделия; создавать эскиз и технические рисунки сконструированного изделия.

- выполнять соединение брусков различными способами.

- изготавливать детали цилиндрической и конической форм ручным способом;

- читать и составлять кинематические схемы.

3.

Декоративно-прикладное творчество

6

Защитная и декоративная отделка изделий из

древесины.

Выпиливание лобзиком. Выжигание по дереву.

Работа над творческим проектом.

Понятие о машине и механизме.

УДЗ:

- виды орнамента; виды резьбы; инструменты для выполнения ручной художественной резьбы;

- назначение защитной отделки изделий из древесины.

УДУ:

- выполнять защитную и декоративную отделку изделия; рассчитывать затраты на изготовление изделия.

4.

Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения.

22

Понятие о машине и механизме.

Рабочее место для ручной обработки металла.

Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение деталей из металла. Технологический процесс изготовления изделий из металла.

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки.

Сгибание заготовок из тонколистового металла и проволоки.

Получение отверстий в металлических заготовках.

Устройство сверлильного станка и приёмы работы на нём.

УДЗ:

- общие сведения

О металлургической промышленности; влияние технологии

- виды изделий из сортового металлического проката;

- инструменты для разметки; назначение и устройство штангенциркуля;

- понятия технологический процесс, технологическая операция; профессии, связанные с обработкой металла

- назначение и устройство слесарной ножовки;

- инструменты для рубки металла;

- о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки; виды инструментов для выполнения операции опиливания;

- сущность процесса отделки изделий из сортового металла

УДУ:

- читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки;

- читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки;

-сопоставлять порядок слов в предложении;

 - выполнять резание заготовок;

- о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки;

- выполнять соединения деталей фальцевым швом и заклепочным соединением.

5.

Технологии ведения дома.

12

Гигиена жилого помещения.

Уход за одеждой, обувью, мебелью, книгами. Уборка помещения.

Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена.

Культура поведения в семье.

Семейные праздники. Подарки. Переписка.

УДЗ:

- виды ремонтно- строительных работ; инструменты и приспособления для проведения ремонтных работ;

-  виды и устройство дверных замков;

- устройство водопроводного крана и смесителя;

- понятие штукатурка, виды штукатурных растворов;

УДУ:

- выполнять закрепление настенных предметов; устанавливать форточки, оконные створки и двери.

- устанавливать дверные замки.

- выполнять простейший ремонт водопроводных кранов и смесителей.

- приготовлять штукатурные растворы;

6

Проектирование изделий

15

Техническая эстетика изделий. Основные требования к проектированию изделий. Элементы конструирования. Разработка творческого проекта Выбор и оформление творческого проекта.

УДЗ:

- содержание науки о технической эстетике; требования к технической эстетике; сущность понятия золотое сечение и способы применения данного правила; требование к внешней отделке.

-требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; основы экономической оценки стоимости выполняемого проекта.

-требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; основы экономической оценки стоимости выполняемого проекта.

УДУ:

- видеть в процессе труда и создаваемых предметах красоту во всех её проявлениях.

- анализировать свойства объекта; делать экономическую оценку стоимости проекта.

- обосновывать идею изделия на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия; составлять технологическую карту.

- обосновывать идею изделия на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия; составлять технологическую карту.

Учебно-методический комплекс

Учебная программа

Учебники

Методический материал

Дидактический

материал

Дополнительная

литература

В. Д. Симоненко

/авт. -сост. О.В. Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

Технология 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией В. Д. Симоненко. Издание третье, переработанное.

Москва

Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.

О.В. Павлова.

Развернутое тематическое планирование Технология 5 – 9 класс

(вариант для мальчиков), изд. Учитель, 2008 г. Последние издание 2011 г.

Ю.А. Жадаев, Поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В.Д. Симоненко.

Рихвк Э., Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков. / Э.Рихвк. – М.: Просвещение, 1984.

Самородский, П.С. Технологии ведения дома в 5-8 классах: Технический труд: метод. пособие/ П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007

Наглядные пособия.

Тищенко, А.Т. Технология. Технический труд: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица,

 Н. А. Буглаева; под ред. В.Д. Симоненко.  – М.: Вентана-Граф , 2010.

К. Бешенков. Методика обучения технологии. 5-9 классы. Дрофа. 2003.

С. Н. Чистякова. Твоя профессиональная карьера. М.:Просвещение, 2000.

И. А. Сасова. Технология 6 класс. Сборник проектов. М.:Вентана Граф, 2003.

Технология. Программно-методические материалы. 5-11кл. М.:Дрофа, 2001

Богатырёв А.Н. Коптелов А.В. Некрасова Г.Н.. Учителю технологии о современных информационных технологиях: Учебное

пособие. – Киров: Изд-во ВГПУ,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 5 класса (мальчики)

Рабочая программа составлена на основе:-  Федерального компонента государственного стандарта общего образования;-         Примерной программы основно...

Рабочая программа по технологии для 6 класса (мальчики)

Рабочая программа составлена на основе:-  Федерального компонента государственного стандарта  общего образования;-         Примерной программы о...

Рабочая программа по технологии для 7 класса (мальчики)

Рабочая программа составлена на основе:-Федерального компонента государственного стандарта общего образования-Примерной программы основного общего образования по направлению "Технология. Технический т...

Рабочая программа по технологии 5-9 класс (Мальчики)

Рабочая программа по курсу «Технология»  составлена в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания основного общего образования образовательной области «Технология» (федеральный компо...

Рабочая программа по Технологии для 6 классов (мальчики) сельских школ.

Рабочая программа по Технологии для 6-х классов (мальчики), составлена на основе учебной программы Технология рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации от 2008 года, с уче...

Рабочая программа по Технологии для 7 классов (мальчики) сельских школ.

Рабочая программа учебного курса (дисциплины) «Технология» для 7-х классов разработана на основе  учебного издания - программы общеобразовательных учреждений «Технология....

Рабочая программа по технологии для 5 класса (мальчики) ФГОС

  Рабочая программа составлена на основе:1.Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 1...