Рабочая программа по технологии на 2014\2015 учебный год
рабочая программа по технологии по теме

Поздеева Ольга Михайловна

Рабочая программа для 5 - 8 классов составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г. , на основе программы под редакцией В.Д. Симоненко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochie_programmy_po_tekhnologii_2014-2015.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Принято на заседании                                                                                Составлено на основе

             Педагогического совета                                                                             рекомендованной госуд-ой

             протокол № ____от                                                                                     программы и требований

              «____» _____________                                                                               к минимуму содержания

              Утверждено

              Приказ № ____ от

              «___» _________________

              Директор МКОУ

             «Маловаложикьинская СОШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

5-8 классы

                                                          Составитель: Поздеева О.М.

                                                                         

2014-2015 учебный год

  1. Пояснительная записка

            Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  3. примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).
  4. Положение о рабочей программе МКОУ «Маловаложикьинская средняя общеобразовательная школа».

Общая характеристика учебного предмета, его место в системе наук

              Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе основного общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

             Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

            Содержанием программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • проектная деятельность;
  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

             Базовыми  для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Современное производство и профессиональное образование», «Проектные работы».

             Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.  

         

                                   

    Место программы в Базисном учебном плане.

              Согласно  годовому учебно-календарному графику работ программа в каждом классе с 5 по 8   скорректирована на 34 учебных недели: (2 часа в неделю х 34 учебных недели = 68 часов). Но в результате того, что в школе изучаются технологии сельскохозяйственного производства, часы перераспределены и сокращены на 18 часов (10 часов на осенние сезонные работы и 8 часов на весенние сезонные работы), итого рабочая программа разработана на 50 часов. Поэтому изменено количество  часов на изучение всех разделов, и не изучается раздел «Рукоделие. Художественные ремесла».

             Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Согласно приказу Министерства здравоохранения и Министерства медицинских программ РФ «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей школьного и дошкольного возраста на основании медико-экономических нормативов» (13.03.1995г.№60 п.5) учащимся, больным сколиозом, не рекомендованы повышенные физические нагрузки и длительные физические напряжения в положении стоя и сидя. Поэтому учебно-практическая деятельность учащихся организована так, что от всего учебного времени теоретический учебный материал составляет 50%, практическая часть - 50%, т.е. на 2х-часовом уроке 1 час теоретический материал и 1 час практическая работа. Для предупреждения утомления учащихся и соблюдения ортопедического режима учебные занятия  проходят с чередованием вида деятельности учащихся и обязательными физкультминутками на каждом уроке.

               Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в рабочую программу творческих заданий, которые  выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.

               Данная программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

 Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы.

             Каждый раздел рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

            Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является  комбинированный урок.

             В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Цели и задачи учебного курса.

Цели курса:

        Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми  и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задача курса:

  • совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранению продуктов, ухода за жильём;
  • ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремёсел;
  • развитие художественной инициативы;
  • воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
  • воспитание уважения к народным обычаям и традициям;
  • ознакомление учащихся с профессиями по обработке тканей и пищевых продуктов, знакомство с профессиями из программы.

                 Для решения этих задач в содержании предмета «Технология» предусмотрены следующие разделы:

  1. Кулинария.
  2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
  3. Технология ведения  дома.
  4. Электротехнические работы.
  5. Современное производство и профессиональное образование.
  6. Творческие, проектные работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

           Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются: следующие общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

  • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
  • Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
  • Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
  • Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля, ТРКМ.

II. Учебно-тематический план

5-8 классы

Разделы и темы

класс

5

6

7

8

КУЛИНАРИЯ

10

7

8

4

Санитария и гигиена

1

Физиология питания

1

1

2

Технология приготовления пищи

5

5

4

2

Сервировка стола

1

1

Заготовка продуктов

2

1

2

1

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

31

32

30

26

Элементы материаловедения

5

4

5

2

Элементы машиноведения

9

5

6

3

Конструирование и моделирование швейных изделий

6

9

7

5

Технология изготовления швейных изделий

11

14

12

16

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

5

4

2

10

Эстетика и экология жилища

4

2

Уход за одеждой и обувью

2

Ремонт помещений

1

Санитарно-технические работы

1

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

8

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

2

2

2

Электромонтажные работы

2

Электроосветительные приборы. Электроприводы.

2

Электротехнические устройства

2

СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

8

Сферы производства и разделение труда

4

Пути получения профессионального образования.

4

ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ  

4

7

8

0

Итого:

50

50

50

50

III. Основное содержание

5 класс

Кулинария (10 час).

             Санитария и гигиена ( 1 час).

Основные теоретические сведения

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

Практические работы

Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других

травмах.

            Физиология питания (1 час).

Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.

           Технология приготовления пищи (5 час).

           Бутерброды, горячие напитки

Основные теоретические сведения

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок.

             Блюда из яиц

Основные теоретические сведения

Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

Практические работы

Определение свежести яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц.

            Блюда из овощей

Основные теоретические сведения

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.

Практические работы

Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей.

Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления

салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.

             Сервировка стола (1 час).

Основные теоретические сведения

Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

            Заготовка продуктов (2 час).

Основные теоретические сведения

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Практические работы

Закладка яблок на хранение. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (31 час).

            Элементы материаловедения (5 час).

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная

нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

            Элементы машиноведения (9 час).

Основные теоретические сведения

Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, при-

меняемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

               Конструирование и моделирование рабочей одежды (6 час).

Основные теоретические сведения

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

              Технология изготовления рабочей одежды (11 час).

Основные теоретические сведения

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления

рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении

швейных изделий.

Практические работы

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Технологии ведения дома (5 час).

Эстетика и экология жилища

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Практические работы:

Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

Творческие, проектные работы (4 час).

Тема: «Воскресный завтрак»

IV. Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во час

В т.ч. на теорию

В т.ч. на практи

ку

Формы контроля

Дата проведения урока

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (31 ч.)

1-2

3

4

5

6

7-8

9

10

11

12-14

15-16

17-18

19-20

21

22

23

24

25

26

27

28

29-30

31

Элементы материаловедения

Классификация текстильных волокон

Свойства нитей основы и утка

Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Виды переплетений.

Элементы машиноведения

Организация рабочего места

Ручные работы

Влажно-тепловые работы

Бытовая швейная машина. Подготовка швейной машины к работе

Терминология машинных работ

Виды машинных швов: стачной, шов вподгибку, накладной

Конструирование и моделирование фартука

Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука

Построение чертежа фартука

Моделирование

Технология изготовления фартука

Подготовка к раскрою

Раскрой

Подготовка деталей кроя фартука

Обработка бретелей и концов пояса

Обработка нагрудника и соединение ее с бретелями

Обработка накладных карманов

Соединение карманов с нижней частью фартука

Обработка нижней части фартука

Соединение деталей фартука

Определение качества швейных изделий

5

1

1

1

1

9

1

2

1

1

1

3

6

2

2

2

11

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

0,5

1

2,5

1,5

1,5

1,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Кроссворд

Тест № 1

Индивидуальные карточки

Практическая работа

Индивидуальные карточки

Кроссворд

Практическая работа

 Тест № 2

Практическая работа

Взаимоконтроль

Тест № 3

Тест № 4

Практическая работа

 

Карта пооперационного контроля

Карта пооперационного контроля

Карта пооперационного контроля

Тест № 5

Технология ведения дома (5 ч.)

32-33

34

35-36

Уход за одеждой

Ремонт одежды заплатами

Уход за одеждой из х\б и льняных тканей

Интерьер кухни, столовой

3

2

1

2

0,5

1

0,5

1,5

1,5

Практическая работа

Эскиз

Кулинария (10 ч.)

37-38

39-40

41

42

43-44

45-46

Физиология питания.

Санитарно-гигиенические требования

Первичная обработка овощей

Тепловая обработка овощей

Блюда из яиц.

Бутерброды

Горячие напитки.

Сервировка стола к завтраку

Заготовка продуктов

2

2

1

1

2

2

2

2

1

1

2

2

Тест № 6

Индивидуальные карточки

Тест № 7

Тест № 8

Кроссворд

Творческий проект (4 ч.)

47

48

49

50

Творческий проект

«Воскресный завтрак»

Определение потребности.

Проведение исследования

Обоснование выбора проекта. Составление перечня критериев.

Выработка идей и выбор лучшей. Планирование работы

Оценка и защита проекта

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль

Защита проектов

III. Основное содержание

6 класс

Кулинария (7 час).

              Физиология питания (1 час).

Основные теоретические сведения

Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.

Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. Суточная потребность в солях.

Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных солях и микроэлементах.

                Технология приготовления пищи (5 час).

           Блюда из молока и кисломолочных продуктов

Основные теоретические сведения

Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения.

Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов.

Практические работы

Первичная обработка крупы. Определение качества молока.

           Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

Основные теоретические сведения

Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки

рыбы.

Практические работы

Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Определение свежести рыбы органолептическим методом.

          Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Основные теоретические сведения

Виды круп и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них

витаминов группы "B". Причины увеличения веса и объема при варке.

Практические работы

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и макаронных из-

делий.

            Приготовление обеда в походных условиях

Основные теоретические сведения

Обеспечение сохранности продуктов. Посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности.

Практическая работа:

Расчет количества, состава и стоимости продуктов для похода.

           Заготовка продуктов (1 час).

Основные теоретические сведения

Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Сохранность питательных веществ в соленых и квашеных овощах.

Время ферментации (брожения) квашеных и соленых овощей до готовности. Условия и сроки хранения.

Практические работы

Первичная обработка овощей перед засолкой. Подготовка тары. Определение количества соли и специй. Засолка огурцов или томатов. Квашение капусты.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (32 час).

          Элементы материаловедения (4 час).

Основные теоретические сведения

Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.

Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.

Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

Практические работы

Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений.

             Элементы машиноведения (5 час).

Основные теоретические сведения

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой.

Практические работы

Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине.

Уход за швейной машиной, чистка и смазка.

             Конструирование и моделирование поясных швейных изделий (9 час).

Основные теоретические сведения

Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической, клиньевой и прямой юбок. Прибавки к меркам на свободу облегания.

Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Способы моделирования конических, клиньевых и прямых юбок. Форма, силуэт, стиль. Индивидуальный стиль в одежде.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.

                Технология изготовления поясных швейных изделий (14 час).

Основные теоретические сведения

Назначение и конструкция стачных, настрочных и накладных швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Особенности раскладки выкройки на ткани в клетку и в полоску.

Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки. Особенности влажно-тепловой обработки шерстяных и шелковых тканей.

Практические работы

Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Подготовка юбки к примерке. Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Стачивание деталей изделия. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Художественное оформление изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Технологии ведения дома (4 час).

            Уход за одеждой и обувью (2 час). Интерьер жилого дома (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Средства защиты от моли. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки.

Практические работы:

Удаление пятен с одежды. Ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Закладка на хранение шерстяных и меховых изделий. Закладка на летнее хранение зимней обуви. Влажная уборка дома.

Электротехнические работы (2 час).

            Электромонтажные работы

Основные теоретические сведения

Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Индивидуальные средства защиты при выполнении электротехнических работ.

Виды соединения элементов в электрических цепях. Условное графическое изображение элементов электрических цепей на электрических схемах. Электроустановочные изделия. Виды проводов. Приемы монтажа установочных изделий.

Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ.

Практические работы.

Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения

электромонтажных работ.

Подключение проводов к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

             Творческие, проектные работы (7 час).

Примерные темы

Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края. Изготовление сувенира.

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

Календарно-тематическое планирование

6 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во час

В т.ч. на теорию

В т.ч. на практи

ку

Формы контроля

Дата проведения урока

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (32 ч.)

1-2

3

4

5

6

7

8-9

10

11-12

13-14

15-16

17-18

19

20

21

22

23

24-25

26

27-28

29

30

Элементы материаловедения

Натуральные волокна животного происхождения

Свойства тканей

Дефекты ткани

Элементы машиноведения

Регуляторы швейной машины

Устройство и установка машинной иглы

Уход за швейной машиной

Машинные швы: настрочный с открытым и закрытым срезами

Конструирование и моделирование юбки

Снятие мерок для построения чертежа выкройки юбки

Построение чертежа конической юбки

Построение чертежа клиньевой юбки

Построение чертежа прямой юбки

Моделирование

Технология изготовления юбки

Подготовка к раскрою

Раскрой

Подготовка деталей кроя к сметыванию

Подготовка юбки к примерке

Проведение примерки

Обработка боковых швов

Обработка застежки тесьмой-молнией

Обработка пояса. Соединение пояса с верхним срезом юбки

Обработка нижнего среза юбки

Обработка петли и пришивание пуговицы. Окончательная обработка юбки.

4

2

1

1

5

1

1

1

2

9

1

2

2

2

2

14

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

2

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1,5

0,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1

1

1

0,5

0,5

2

1

2

0,5

0,5

Кроссворд

Индивидуальный опрос

Тест № 9

Индивидуальные карточки

Практическая работа

Практическая работа, Тест № 10

Практическая работа

Карта пооперационного контроля

Контрольный чертеж

Контрольный рисунок

Тест № 11

Карта пооперационного контроля

Практическая работа

П.Р.

П.Р.

П.Р.

П.р.

П.р.

Взаимоконтроль

Технология ведения дома (4 ч.)

31-32

33

34

Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей. Ремонт одежды

Технология переделок

Интерьер жилого дома

Требования к интерьеру жилого дома

Оформление интерьера

2

1

1

1

2

1

Практическая работа

Практическая работа

Электротехнические работы (2 ч.)

35-36

Электромонтажные работы

1

1

Взаимоконтроль

Кулинария (7 ч.)

37

38

39

40

41

42

43

Физиология питания

Приготовление блюд из молока

Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Блины, оладьи , блинчики

Сладкие блюда и напитки

Заготовка продуктов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Фронтальный опро

Индивидуальные карточки

Индивидуальные карточки

Кроссворд

Тест № 12

Творческие проекты (7 ч.)

44

45

46

47

48-49

50

Определение потребности.

Проведение исследования

Обоснование выбора проекта

Составление перечня критериев.

Выработка идей и выбор лучшей.

 Планирование работы

Изготовление изделия  

Оценка и защита проекта

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

Индивидуальный опрос

Взаимоконтроль

Фронтальный опрос

Практическая работа

Защита проекта

III. Основное содержание

7 класс

Кулинария (8 час).

              Физиология питания (2 час).

Основные теоретические сведения

Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Практические работы

Определение доброкачественности продуктов органолептическим способом. Определение срока годности консервов по маркировке на банке.

              Технология приготовления пищи (4 час).

           Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста

Основные теоретические сведения

Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для

изделий из теста.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пи-

рожных.

           Пельмени и вареники

Основные теоретические сведения

Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Правила варки.

            Сладкие блюда и десерт

Основные теоретические сведения

Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления сладких блюд и десерта.

Практические работы

Приготовление желе и муссов. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами.

            Заготовка продуктов (2 час).

Основные теоретические сведения

Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра. Способы определения готовности. Условия и сроки хранения. Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).

Практические работы

Предварительная сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Определение количества сахара. Приготовление варенья из ягод, джема из малины, красной и белой смородины, повидла и мармелада из слив, яблок, груш, персиков, абрикосов, цукатов из апельсиновых корок. Консервирование черной смородины с сахаром без стерилизации.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (30 час).

              Элементы материаловедения (5 час).

Основные теоретические сведения

Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей их искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида переплетения. Уход за изделиями из искусственных волокон.

Практические работы:

Изучение свойств тканей из искусственных волокон. Определение раппорта в сложных переплетениях.

             Элементы машиноведения (6 час).

Основные теоретические сведения

Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Наладка швейной машины.

Практические работы

Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины. Обработка срезов зигзагообразной строчкой. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий. Устранение

неполадок в работе швейной машины.

          Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (7 час).

Основные теоретические сведения

Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Особенности моделирования плечевых изделий. Зрительные иллюзии в одежде.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Эскизная разработка модели швейного изделия. Моделирование изделия выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Выполнение эскизов спортивной одежды на основе цветовых контрастов.

         Технология изготовления плечевого изделия (12 час).

Основные теоретические сведения

Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов тесьмой, притачивание кулиски. Особенности раскладки выкройки на ткани с крупным рисунком.

Практические работы

Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Выкраивание подкройной обтачки. Перенос контурных и контрольных линий и точек на детали кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Обработка выреза горловины подкройной обтачкой Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Технологии ведения дома (2 час).

         Эстетика и экология жилища (2 час).

Основные теоретические сведения

Характеристика основных элементов систем энерго- и теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.

Понятие об экологии жилища. Микроклимат в доме. Современные приборы и устройства для поддержания температурного режима, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума. Роль ос-

вещения в интерьере.

Требования к интерьеру прихожей, детской комнаты. Способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения.

Практические работы

Подбор и посадка декоративных комнатных растений. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи.

Электротехнические работы (2 час).

          Электроосветительные и электронагревательные приборы. Электроприводы (2 час).

Основные теоретические сведения

Электроосветительные приборы. Пути экономии электрической энергии. Лампы накаливания и люминисцентные лампы дневного света, их достоинства, недостатки и особенности эксплуатации. Гальванические источники тока, их сравнительные характеристики и область применения. Электродвигатели постоянного и переменного тока, их устройство и области применения. Использование коллекторных электродвигателей в бытовой технике. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока.

Творческие, проектные работы (8 час).

Примерные темы

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.

Оформление интерьера декоративными растениями.

Изготовление ажурного воротника.

Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, масленица и др.

Календарно-тематическое планирование

7 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во час

В т.ч. на теорию

В т.ч. на практи

ку

Формы контроля

Дата проведения урока

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (30 ч.)

1

2

3

4-5

6-7

8-9

10-11

12

13-14

15-16

17-18

19

20

21

22

23-24

25-26

27-28

29

30

Элементы материаловедения

Текстильные волокна

Технология производства химических волокон

Свойства химических волокон

Определение сырьевого состава материалов

Элементы машиноведения

Применение зигзагообразной строчки

Приспособления к швейной машине

Машинные швы

Конструирование и моделирование ночной сорочки

Требования, предъявляемые к одежде

Снятие мерок

Построение чертежа-основы выкройки ночной сорочки

Моделирование

Технология изготовления ночной сорочки

Подготовка к раскрою

Раскрой

Подготовка к первой примерке

Проведение первой примерки. Устранение недочетов

Обработка плечевых и боковых швов

Обработка горловины

Обработка срезов пройм

Обработка нижнего среза изделия

Окончательная отделка

5

1

1

1

2

6

2

2

2

7

1

2

2

2

12

1

1

1

1

2

2

2

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5

1,5

1,5

0,5

0,5

Индивидуальный опрос

Тест № 13

Лабораторно-практическая работа

Индивидуальные карточки

Тест № 14

Практическая работа

Практическая работа

Карта пооперационного контроля

Контрольный чертеж

Контрольный рисунок

Карта пооперационного контроля

Практическая работа

П.Р.

П.Р.

П.Р.

П.р.

П.р.

Тест № 16

Технология ведения дома (4 ч.)

31-32

Эстетика и экология жилища

2

0,5

1,5

Практическая работа

Электротехнические работы (2 ч.)

33-34

Электроосветительные приборы. Электроприборы

2

2

Фронтальный опрос

Кулинария (8 ч.)

35-36

37

38

39

40

41-42

Кулинария

Физиология питания

Блюда из мяса

Кисломолочные продукты

Мучные изделия

Фрукты и ягоды

Сладкие блюда

Заготовка продуктов

2

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

2

Фронтальный опрос

Индивидуальные карточки

Тест № 17

Индивидуальные карточки

Тест 18

Творческий проект (8 ч.)

43

44

45

46

47-49

50

Творческий проект

Определение потребности.

Проведение исследования

Обоснование выбора проекта

Составление перечня критериев.

Выработка идей и выбор лучшей.

 Планирование работы

Изготовление изделия  

Оценка и защита проекта

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

3

1

Фронтальный опрос

П.р.

Кроссворд

Практическая работа

Защита проекта

III. Основное содержание

8 класс

Кулинария (4 час).

             Технология приготовления пищи (2 час).

             Блюда из птицы

Основные теоретические сведения

Виды домашней птицы и их кулинарное употребление. Виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из домашней птицы. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Оформление готовых блюд при подаче к столу.

Практические работы

Определение качества птицы.

             Сервировка стола (1 час).

Основные теоретические сведения

Приготовление закусок, десерта и пр. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом и приема гостей. Как дарить и принимать цветы и подарки. Время и продолжительность визита.

Практические работы

Составление меню, расчет количества и стоимости продуктов. Сервировка стола к обеду. Аранжировка стола цветами. Складывание салфеток различными способами. Изготовление приглашения.

             Заготовка продуктов (1 час).

Основные теоретические сведения

Способы консервирования фруктов и ягод. Преимущества и недостатки консервирования стерилизацией и пастеризацией. Значение кислотности плодов для консервации. Стерилизация в промышленных и домашних условиях. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов в компотах. Условия и сроки хранения компотов.

Практические работы

Первичная обработка фруктов и ягод для компота. Подготовка банок и крышек для консервирования. Приготовление сахарного сиропа. Бланширование фруктов перед консервированием. Стерилизация и укупорка банок с компотом.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (26 час).

           Элементы материаловедения (2 час).

Основные теоретические сведения

Синтетические волокна, технология их производства и эксплуатационные свойства. Материалы для соединения деталей в швейных изделиях. Сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые переплетения нитей в тканях. Размерные величины ткани, их влияние на способ раскладки выкройки и технологию пошива изделия.

Практические работы

Определение синтетических и искусственных нитей в тканях. Исследование сравнительной прочности ниток из различных волокон.

             Конструирование и моделирование поясного изделия (5 час).

Основные теоретические сведения

Брюки в народном костюме. Основные направления современной моды. Выбор модели с учетом особенностей фигуры. Мерки, необходимые для построения чертежа брюк. Конструктивные особенности деталей в зависимости от фасона. Зрительные иллюзии в одежде. Способы моделирования брюк.

Виды художественного оформления изделия.

Практические работы

Чтение чертежа брюк. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа брюк в масштабе 1:4 по своим меркам. Построение основы чертежа в натуральную величину или копирование чертежа готовой выкройки из журнала мод, его проверка и коррекция по снятым меркам.

Моделирование брюк выбранного фасона. Выбор художественного оформления. Подготовка выкройки

к раскрою.

              Технология изготовления поясного изделия (16 час).

Основные теоретические сведения

Применение складок в швейных изделиях. Правила обработки кокеток с глухим и отлетным краем. Виды строчек для отделки кокетки и их расположение. Технология обработки вытачек. Обработка карманов, поясов, шлевок, застежки тесьмой "молния", разреза (шлицы).

Практические работы

Изготовление образцов пооперационной обработки поясных швейных изделий. Раскладка выкройки на ворсовой ткани и раскрой. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя.

Обработка верхнего края притачным поясом. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов.

Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Обработка низа потайными подшивочными стежками. Окончательная отделка изделия. Режимы влажно-тепловой обработки изделий из тканей с синтетическими волокнами. Контроль и оценка качества готового изделия.

Технологии ведения дома (10 ч.)

             Ремонт помещений (1 час).

Основные теоретические сведения

Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Инструменты для ремонтно-отделочных работ. Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку. Технология нанесения на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейка обоев, пленок, плинтусов, элементов декоративных украшений.

Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены. Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ.

Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ.

Практические работы

Выполнение эскиза жилой комнаты (гостиной, спальни). Подбор строительно-отделочных материалов по каталогам. Определение гармоничного соответствия вида плинтусов, карнизов и др. стилю интерьера. Выбор обоев, красок, элементов декоративных украшений интерьера по каталогам. Эскиз оформления приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.

              Санитарно-технические работы (1 час).

Основные теоретические сведения

Правила эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации. Устройство современных кранов, вентилей, смесителей, сливных бачков. Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта. Соблюдение правил предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации.

Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ.

Практические работы.

Ознакомление с системой теплоснабжения, водоснабжения и канализации в школе и дома. Подбор по каталогам элементов сантехники для ванной комнаты и туалета.

               Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов (8 час).

Основные теоретические сведения

Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи. Анализ потребительских качеств товаров и услуг. Права потребителя и их защита.

Практические работы

Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Выбор способа совершения покупки. Расчет минимальной стоимости потребительской корзины. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах.

Электротехнические работы (2 час).

            Электротехнические устройства (2 час).

Основные теоретические сведения

Принципы работы и использование типовых средств защиты. Схема квартирной электропроводки. Способы определения места расположения скрытой электропроводки. Подключение бытовых приемников и счетчиков электроэнергии. Пути экономии электрической энергии.

Виды и назначение автоматических устройств. Автоматические устройства в бытовых электроприборах. Простейшие схемы устройств автоматики.

Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Практические работы

Определение расхода и стоимости электрической энергии. Изучение схемы квартирной электро- проводки.

Современное производство и профессиональное образование (8 час).

             Сферы производства и разделение труда (4 час).

Основные теоретические сведения

Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Практические работы

Анализ структуры предприятия легкой промышленности. Анализ профессионального деления работников предприятия. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса.

             Пути получения профессионального образования (4 час).

Основные теоретические сведения

          Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика.

Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.

Практические работы

Знакомство с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.

Календарно-тематическое планирование

8 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во час

В т.ч. на теорию

В т.ч. на практи

ку

Формы контроля

Дата проведения урока

Технология ведения дома (10 ч.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Бюджет семьи. Рациональное планирование дома.

Задачи домашней экономики

Виды предпринимательской деятельности

Потребности семьи

Бюджет семьи

Расходная часть бюджета

Расходы на питание

Трудовые отношения в семье

Экономика приусадебного участка

Ремонт помещений

Санитарно-технические работы

8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

1

1

0,5

1

0,5

Индивидуальный опрос

Практическая работа

Индивидуальные карточки

Практическая работа

Тест № 20

Практическая работа

Эскиз

Фронтальный опрос

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (26 ч.)

11-12

13

14-15

16

17-18

19-20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31-32

33

34-35

36

Элементы материаловедения

Ткани сложных структур

Элементы машиноведения

Специальные швейные машины

Машинные швы окантовочные

Конструирование и моделирование брюк

Снятие мерок

Построение чертежа основы выкройки брюк

Моделирование

Технология изготовления брюк

Подготовка к раскрою

Раскрой

Подготовка к первой примерке

Проведение примерки

Обработка вытачек, складок, кокеток

Обработка боковых и шаговых срезов

Обработка средних срезов

Примерка брюк

Исправление недочетов

Обработка застежки

Обработка верхнего среза притачным поясом

Обработка нижнего среза

Окончательная отделка брюк

Требования к качеству работы

2

2

3

1

2

5

1

2

2

16

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

1,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

Практическая работа

Карта пооперационного контроля

Контрольный чертеж

Контрольный рисунок

Карта пооперационного контроля

Тест № 21

П.Р.

П.Р.

П.Р.

П.р.

П.р.

П.р.

П.р.

П.р.

П.р.

Тест.

Кулинария (4 ч.)

37

38

39

40

Блюда из птицы

Оформление готовых блюд из птицы

Сервировка праздничного стола

Заготовка продуктов

1

1

1

1

1

1

1

1

Тест.

Практическая работа

Эскиз

Электротехнические работы (2 ч.)

41

42

Электротехнические устройства

Схема квартирной электропроводки

1

1

1

1

Расчет стоимости электроэнергии

Современное производство и профессиональное образование (8 ч.)

43-44

45-46

47

48

49-50

Сферы производства и разделение труда

Сферы и отрасли современного производства.

Основные структурные подразделения производ-

ственного предприятия.

Пути получения профессионального образования

Роль профессии в жизни человека.

Виды массовых профессий сферы производства и сервиса.

Профессиональные качества личности и их диагностика.

4

2

2

4

1

1

2

2

2

1

1

0,5

1,5

Фронтальный опрос

Анализ

Диагностика

V. Учебно-методическое обеспечение предмета.

5 класс

Программы:

  1. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», Сайт МО, 2005
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 классы/ под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко — М.: Просвещение, 2010

2. Учебники:

          Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова и др.; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010

Пособия для учителя:

  1. Крупская Ю.В. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: Методические рекомендации /под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008
  2. Технология ведения дома (обслуживающий труд): 5-7 классы: методическое пособие (Н.В.Синица; под ред. В.Д. Симоненко.-М.: Вентана-Граф, 2010
  3. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы/ Маркуцкая С.Э. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  4. Технология в схемах, таблицах, рисунках. Обслуживающий труд: 5-9 классы/ С.Э. Маркуцкая. - М.: Издательство «Экзамен», 2009
  5. Школа и производство. Научно- методический журнал. - М.: «Школьная пресса», 2007-2012гг.

6 класс

Программы:

1. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», Сайт МО, 2005

2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 классы/ под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко — М.: Просвещение, 2010

Учебники:

          Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Ю.В. Крупская, О.А. Кожина, Н.В. Синица и др./Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана — Граф, 2010

Пособия для учителя:

  1. Синица Н.В.Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: Методические рекомендации/под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана - Граф, 2008
  2. Технология ведения дома (обслуживающий труд): 5-7 классы: методическое пособие (Н.В.Синица; под ред. В.Д. Симоненко.-М.: Вентана-Граф, 2010
  3. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы/ Маркуцкая С.Э. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  4. Технология в схемах, таблицах, рисунках. Обслуживающий труд: 5-9 классы/ С.Э. Маркуцкая. - М.: Издательство «Экзамен», 2009
  5. Школа и производство. Научно- методический журнал. - М.: «Школьная пресса», 2007-2012гг.

                                                 

7 класс

Программы:

1. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», Сайт МО, 2005

2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 классы/ под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко — М.: Просвещение, 2010

Учебники:

   Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, О.В. Табурчак, О.А. Кожина и др./Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2010

Пособия для учителя:

  1. Синица Н.В. Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2008
  2. Технология ведения дома (обслуживающий труд): 5-7 классы: методическое пособие (Н.В.Синица; под ред. В.Д. Симоненко.-М.: Вентана-Граф, 2010
  3. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы/ Маркуцкая С.Э. - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  4. Технология в схемах, таблицах, рисунках. Обслуживающий труд: 5-9 классы/ С.Э. Маркуцкая. - М.: Издательство «Экзамен», 2009
  5. Школа и производство. Научно- методический журнал. - М.: «Школьная пресса», 2007-2012гг.                                        

                                     

8класс

Программы:

1. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», Сайт МО, 2005

2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 классы/ под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко — М.: Просвещение, 2010

Учебники:

Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Б.А. Гончаров, Е.В. Елисеева, А.А. Электов и др.; под ред В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006-2010

Пособия для учителя:

  1. Технология: 8 класс Методические рекомендации /под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2007
  2. Уроки технологии в 8 классе: методическое пособие/В.Д. Симоненко, Н.В. Синица, А.А. Карачев, Е.В. Елисеева.- М.:Вентана-Граф, 2010
  3. Школа и производство. Научно- методический журнал. - М.: «Школьная пресса», 2007-2012гг.

Перечень цифровых образовательных ресурсов и Web-сайтов Интернет.

Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

Перечень Web-сайтов, рекомендуемых для использования в работе учителями технологии:

№ п/п

Название сайта или статьи

Содержание

Адрес (URL)

1.

Преподавание технологии: «Фестиваль открытый урок»

Использование компьютерной технологии на уроках обслуживающего труда Наумова О.Б. Для расширения визуального ряда учащихся на...

festival.1september.ru/subjects/13/?n=8

2.

Инновационная деятельность

Мисаутова Марина Юрьевна, учитель обслуживающего труда высшей категории,

www.sova.ru/expo/17467/prod_3797_r.htm

3.

сайт для учителя технологии | Открытый класс

Цифровые образовательные ресурсы. Элементы Единой коллекции ЦОР. Планы-конспекты уроков.

www.openclass.ru/node/7394

4.

(doc)  Технология 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам технологии, в том числе с элементами...

www.edu.doal.ru/predm/laws16/oborud_t.doc

(doc)  http://www.bcro.ru/files/Samsonowa.doc

5.

Журнал "Школа и производство" - Каталог статей - Персональный сайт

VII Всероссийская олимпиада школьников по технологии. Обслуживающий труд. Картовщикова Е.В.

tehnologiya.ucoz.ru/publ/43

6.

Личностно-ориентированный подход в организации уроков по "Технологии"...

- Волгоград, 1994. 8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - журнал Педагогика, №3 2000.

revolution.allbest.ru/…/00061971_0.html

7.

Тесты по технологии "Обслуживающий труд" 5-7 классы (к любому учебнику)... 

[5-472-00877-8, 978-5-377-02028-8] Тесты по технологии "Обслуживающий труд" 5-7 классы (к любому учебнику)

www.xxlbook.ru/offerlab84958.aspx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2011 - 2012 учебный год

Пояснительная записка, структура документа, общая характеристика предмета, цели, учебно-тематический план, содержание тем учебного предмета. требования к уровню подготовки учащихся, используемоя литер...

Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа  по технологии  (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год .Тематическое планирование по технологии  составлено в соответствии с авторской прог...

Рабочая программа по технологии 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа по технологии (девочки)  2016-2017  учебный год. Данная программа ориентирована на использование учебника Н.В. Синица, В.Д. Симоненко Технология ведения дома. 5 класс. Учеб...

Рабочая программа по Технологии (обслуживающий труд) для обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида по индивидуальному учебному плану для 5 класса.

Рабочая программа по Технологии (обслуживающий труд)для обучающихся по специальной (коррекционной)  программе VII видапо индивидуальному учебному плану для 5 класса....