Прогпамма по черчению для 8 класса к учебнику И.С.Вышнепольского и др.
рабочая программа по технологии (8 класс) по теме

Мавчун Елизавета Марковна

Программа для преподавания курса черчения, рассчитанного на 34 учебных часа в 8 или 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_chercheniyu_8_klass.docx59.01 КБ

Предварительный просмотр:

gerbspb

Правительство Санкт-Петербурга

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 654 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Хореография»

Кировского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

________________

«26» августа 2014 года

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР

_____________________

«___» _________ 2014 года

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ СОШ № 654

______________________

«___» _________ 2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по  черчению

класс: 8

учитель:  Мавчун Елизавета Марковна,

 высшая квалификационная категория

2014 - 2015  учебный год

Пояснительная записка

          Рабочая  программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 2010.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. «Черчение» АСТ Астрель. Москва 2012

Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.    

Программа рассчитана на 34 учебных часа по 1 часу в неделю.

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания  окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;  приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами, выражающейся, в  частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной  и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

Программа ставит целью:

- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

-обучить  воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами; -прививать культуру графического труда.

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе 

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны знать:

 основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей,  приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.

 учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.

 

Учащиеся должны уметь:

 рационально использовать чертежные инструменты;

 анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

 анализировать графический состав изображений;

  1.  читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
  2.  выбирать  необходимое число видов на чертежах;
  3.  осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
  4.  применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
  5.  выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса  является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

В процессе обучения используется текущая и итоговая  форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

Формы контроля

Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам.

В 8 классе Графических и практических работ – 11.

Структура документа

Рабочая  программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.


Учебно-тематический план курса черчение 8 класса.

Учебный период

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

Графические работы

1 четверть

 (9 часов). 

Техника выполнения чертежей и правила их оформления

5

3

2

Чертежи в системе прямоугольных проекций

4

4

2 четверть

(7 часов)

 Чертежи в системе прямоугольных проекций

2

1

1

Аксонометрические проекции. Технический рисунок

4

3

1

Чтение и выполнение чертежей

1

1

3 четверть

(10 часов)

Чтение и выполнение чертежей

10

7

3

4 четверть

 (8 часов)

Чтение и выполнение чертежей

2

1

1

Эскизы

4

1

3

Резерв

2

2

Итого:

34

23

11


Учебно-тематический план

п/п

Тема урока

Количество часов

Количество контрольных, графических, практических работ

1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления

5

1

Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. Правила оформления чертежей.

1

2

Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».

1

3

Шрифты чертёжные.

1

1

4

Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.

1

5

Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».

1

1

2.Чертежи в системе прямоугольных проекций

6

6

Проецирование общие сведения.

1

7

Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.

1

8

Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

1

9

Составление чертежей по разрозненным изображениям.

1

10

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

1

11

Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».

1

3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок

4

1

12

Построение аксонометрических проекций.

1

13

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.

1

14

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

1

15

Технический рисунок.

1

4. Чтение и выполнение чертежей

13

16

Анализ геометрической формы предмета.

1

17

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

1

18

Проекции вершин, ребер и граней предмета.

Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

1

1

19

Порядок построения изображений на чертежах.

1

20

Построение вырезов на геометрических телах.

1

21

Построение третьего вида по двум данным видам.

1

22

Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».  

1

1

23

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

1

24

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

1

25

Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»

1

1

26

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

1

27

Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».

1

1

28

Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».

1

1

5. Эскизы

4

29

Графическая работа № 9  по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».

1

1

30

Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».

1

1

31

Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».

1

1

32

Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся. Итоговый урок.

1

33

Резерв

34

Резерв

Итого:

34

11

Календарно - тематическое планирование по черчению 8 класс

п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Оборудование

Ключевые понятия

Повторение

Литература

Дата проведения

план

фактически

1 четверть (9 часов)

  1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (5часов).

1

Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.

Выполнение рамки и основной надписи  чертежа на листе формата А4. вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначение  (под линиями) обычным почерком

У№1

1,2,3

2

Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4. провести линии, как показано на рис. 24

У№2

1,2,3

3

Шрифты чертёжные.

1

Комбинированный

Карандаши, бумага

Выполнение  на листе формата А4 алфавита.

У№3

1,2,3

4

Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба.

У№4

1,2,3

5

Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям.

У№5

1,2,3

2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).

6

Проецирование общие сведения.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение изображения предмета на одной плоскости по наглядному изображению (с указанием толщины)

У№6

1,2,3

7

Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа предмета в двух видах.

У№7

1,2,3

8

Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа в трех видах.

У№8

1,2,3

9

Составление чертежей по разрозненным изображениям.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа и решение задач на составление чертежа из разрозненных видов.

У№9

1,2,3

2 четверть (7 часов)

10

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа предмета в необходимом кол-ве видов с использованием местного вида, расположенного в проекционной связи.

У№10

1,2,3

11

Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».

1

Графическая работа

Проволока, картон, учебник, тетрадь

Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов.

У№11

1,2,3

3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)

12

Построение аксонометрических проекций.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Построение осей фронтальной диметрической и изометрических проекций на стр. 49 рис.61

У№12

1,2,3

13

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Построение изометрической проекции призмы на стр..63

У№13

1,2,3

14

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Построение изометрической проекции детали с цилиндрическим отверстием.

У№14

1,2,3

15

Технический рисунок.

1

Практическая работа

Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение технического рисунка с натуры.

У№15

1,2,3

4. Чтение и выполнение чертежей (13 часов).

16

Анализ геометрической формы предмета.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Рассмотрение изображений геометрических тел по учебнику. Мысленное распределение предметов на геометрические тела. Определение графических операций (последовательности построений) при выполнении чертежа.

У№16

1,2,3

3 четверть (10 часов)

17

Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Чтение и выполнение чертежа группы геометрических тел. Построение развертки геометрического тела по выбору.

У№17,18

1,2,3

18

Проекции вершин, ребер и граней предмета.

Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин на листе формата А4.

У№19

1,2,3

19

Порядок построения изображений на чертежах.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа детали в трех видах (фронтально)  с выбором рациональной последовательности действий, из которых складывается процесс построения видов предмета.

У№20

1,2,3

20

Построение вырезов на геометрических телах.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа геометрического тела с удалением его части (с вырезом или со срезом) по разметке.

У№21

1,2,3

21

Построение третьего вида по двум данным видам.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа детали в трех видах по двум данным видам (спереди и сверху, спереди и слева, сверху и слева).

У№22

1,2,3

22

Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».  

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Построение третьего вида учебной модели детали по двум данным на листе формата А4.

с. 91

У№23

1,2,3

23

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

У№24

1,2,3

24

Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Упражнение по выполнению сопряжений. Построение чертежа «плоской» детали с применением сопряжений.

У№25

1,2,3

25

Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа «плоской» детали  с использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) на листе формата А4.

с. 106

У№26

1,2,3

26

Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

1

Комбинированный

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи, бумага, клей

Выполнение развёрток поверхностей геометрических тел.

У№27,28

1,2,3

4 четверть (8часов)

27

Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».

1

Практическая работа

Учебник, тетрадь.

Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач с творческим содержанием  (с элементами конструирования).

У№29

1,2,3

28

Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета).

У№30

1,2,3

5. Эскизы (4 часа).

29

Графическая работа № 9  по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».

1

Графическая работа

Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение эскиза детали с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов и технического рисунка той же детали.

У№31

1,2,3

30

Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».

1

Графическая работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение эскизов детали в необходимом количестве видов с включением элементов конструирования (с преобразованием формы предмета).

с. 122-124

У№32

1,2,3

31

Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».

1

Контрольная работа

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции или с натуры в необходимом количестве видов  (изображений).

с. 123-124

У№33

1,2,3

32

Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.

1

Повторение

Учебник, тетрадь

Знания за курс 8 класса

У№34

1,2,3

33

Резерв

1

34

Резерв

1


                       

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. «Черчение» АСТ Астрель. Москва 2012

Список литературы (дополнительный)

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2012 . 160 стр.
  2.  Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание)  9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

  • Банк разработок Черчение.
  • Графические и контрольные работы учащихся.
  • Пособия к уроку (модели, таблицы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по технологии 5-8 класс .8 класс с модулем "Черчение". 5 класс с учетом ФГОС (девочки)

Программа по технологии 5-8 класс. 5 класс сучетом ФГОС8 класс с модулем "Черчение" 70 часов...

Рабочая программа по черчению для 8 класса (по учебнику В.Д. Ботвинникова)

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы (Программы основного общего образования по направлению «Черчение» 8-9 классы / А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Селивестров. – М.: ...

Рабочая программа по черчению для 9 класса (по учебнику В.Д. Ботвинникова)

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы (Программы основного общего образования по направлению «Черчение» 8-9 классы / А.Д. ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Селивестров. ...

Рабочая программа по черчению 8 класс к учебнику А.Д. Ботвинникова

Рабочая программа по черчению 8 класс к учебнику  А.Д. Ботвинникова...

Рабочая программа по черчению 8 класс, к учебнику Ботвинникова

Программа «Черчения» разработана доктором педагогических наук А.Д. БотвинниковымКурс черчения в школе направлен на формирование и развитие  графической культуры учащихся, их мышления и творческих...

Методическая разработка. Примерная рабочая программа для 7-8 классов основного общего образования. предмет ТЕХНОЛОГИЯ Модуль «Основы чертежной графики» -7 класс Модуль «Черчение» - 8 класс

Программа ТЕХНОЛОГИЯ для 7-8 классов составлена из 2 модулейВ рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 5-6 класс к учебнику Виленкина, 7-9 класс алгебра к учебнику Макарычева, 7-9 класс геометрия к учебнику Атанасяна.

Рабочая программа по математике 5-9 классы1. Пояснительная запискаМатематика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предме...