Разработка урока по технологии
учебно-методический материал по технологии (5 класс) на тему

Соболевская Римма Александровна

Разработка урока по технологии, раздел материаловедение, тема: "Тайна волшебной шкатулки" по новой технологической карте в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sobolevskaya_fgos_3.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Проект урока технологии в контексте ФГОС
  2. по направлению «Технологии ведения дома» в 5 классе раздел Материаловедение

учителя высшей квалификационной категории МАОУ СОШ №12 г. Таганрога Соболевской Риммы Александровна

Пояснительная записка

Урок разработан в контексте требований ФГОС, по новой технологической карте, направлен на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на обеспечение  формирования  важнейшей компетенции личности – умения учиться, т.е. УУД.  

Учебный процесс на занятии организуется так, что в процессе самостоятельной познавательной деятельности, организованной учителем, учащиеся овладевают системой знаний и умений, значимых для ученика, востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Они знакомятся с волокнами   растительного происхождения и  при исследовании на практике самостоятельно выявляют их свойства.

Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счёт повышения уровня учебной мотивации, которая, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям учащихся. Новым смыслом урока является решение проблем самими учащимися в процессе урока через  самостоятельную познавательную деятельность, т.е. образовательное пространство построено таким образом, чтобы  эффективно развивать деятельностные способности учащихся.

Тема

«Волокна растительного происхождения и их  свойства.»

Имя урока

« Тайна волшебной шкатулки»

Цель темы

Содействовать развитию познавательного интереса к освоению раздела материаловедения, умений анализировать, классифицировать и определять свойства волокон и тканей растительного происхождения, определять их ценность и достоинства в процессе самостоятельной практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях современного прядильного, ткацкого и отделочного производства и в домашних условиях.

Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент.

Понятия: волокно, пряжа, прядение, ткачество

Планируемый результат:

Предметные умения, УУД

Личностные УУД:

-проявлять интерес к изучению тканей и их производства;

- понимать роль волокон в производстве тканей;

- осознавать значение свойств  тканей

- выработка внутренней позиции учащегося

Познавательные УУД:

-умение анализировать, сравнивать  волокна.

- самостоятельно  определять и формулировать познавательной цели;

- осуществлять самостоятельный поиск информации о тканях растительного происхождения и её анализ;

-умения проводить лабораторные исследования, делать выводы

- умение высказывать свою позицию, предлагать эффективные способы решения проблем

Регулятивные УУД:

-умение осознавать проблему и актуализировать знания для постановки целей; 

- уметь планировать свою деятельность; 

- осуществлять контроль своей деятельности;

- коррекция действий;

- оценка своей работы 

Коммуникативные УУД:

- умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

биология, музыка, история, физика

Групповые, индивидуальные

тетрадь, учебник, лупа, образцы ткани, образцы растений(лен, хлопок),образцы волокон(льна, хлобка),  вата, стаканы с водой(4шт), свеча(4шт), 4 пинцета,   ИКТ.

Целеполагание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ожидаемые результаты

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – Пробудить интерес обучающихся  для включения в личностно-значимую деятельность

Приветствие учащихся: Здравствуйте!   Настроение каково?”

Все такого мнения?! Все без исключения?  Замечательно!”

Создание интриги. Учитель берет в руки шкатулку и предлагает ученикам  угадать, что находится в ней?  (Как показал опыт проведения данного урока, ученики правильного ответа не дали).

А хотелась ли Вам разгадать тайну волшебной шкатулки»?

«Тогда  в путь, к открытию неизведанного»

приветствуют учителя (возможный ответ: «Во! Да»)

предлагают различные варианты ответов.

Ответ учащихся: «Да»

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- смыслообразование (Л);

- планирование учебного сотрудничества (К)

II этап.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии         

Цель – Актуализировать субъектный опыт для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого

учащегося.

Учитель включает учащихся в диалог и предлагает ответить на следующие вопросы:

Что Вы  знаете про натуральное волокно? Из чего его получают? Знакомы ли Вам такие растения как хлопок и лен? Кто готов нам рассказать, где на планете Земля произрастают данные растения? (привести наводящие слайды)

Создается проблемная ситуация:

Ученикам предлагается отправиться в виртуальный магазин ткани  и выбрать из

представленных образцов  хлопчатобумажные и льняные ткани для пошива спецодежды и обосновать свой выбор.

Проговаривание темы и целей урока «Тайна волшебной шкатулки» (обращение внимания обучающихся к теме урока и к тому новому, что им предстает узнать на уроке)

 включаются в диалог с учителем и отвечают на поставленные вопросы.

(проявляют уровень информированности  и  личный интерес к данной теме)

Ученики:

- включаются в разрешение проблемной ситуации

-  выявляют свои затруднения (в устной или письменной форме)

-определяют собственную цель на уроке - намечают план своих действий.

(при  постановки целеполагания ученикам предлагается ответить на вопрос: Какой новый опыт они ожидают приобрести на  сегодняшнем уроке и на какой результат хотят выйти?)

- формулируют собственную цель урока

- составляют план достижения цели на уроке;

- определяют необходимые средства, ресурсы

Смыслообразование (Л)

анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия (П);

-структурирование знаний (П);

-смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)         

III этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель – Содействовать вовлечению обучающихся в самостоятельную исследовательскую деятельность, в целях наращивания нового субъектного опыта

 Учитель предлагает ученикам объединиться в группы и  провести самостоятельное исследование, работая с учебником и дополнительной литературой, электронными ресурсами и раздаточным материалом (коллекцией тканей). Найти  ответы на следующие проблемные вопросы.

Назовите и охарактеризуйте текстильные волокна?

На какие группы делятся текстильные волокна?

Охарактеризуйте свойства хлопка и льна?

Дайте определение понятием пряжа, прядение, ткачество, ткань? Свойства тканей и волокна идентичны или различны?

Чем отличается процесс прядения от процесса ткачества?

Далее учащиеся включаются в диалог и обсуждают полученную информацию.

Ученикам снова предлагается рассмотреть предложенные образцы тканей и сделать аргументированный выбор.

-проводят самостоятельное исследование, работая с различными источниками информации,

-осуществляют анализ, сравнение, систематизацию старого и нового опыта/знания

-осуществляют взаимообучение  

- отвечают на вопросы учителя.

 -вступают в диалог с учителем и одноклассниками

- обсуждают изученную информацию

Включаются в разрешение проблемной ситуации,

дают аргументированное обоснование принятого решения.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

-постановка познавательной цели (П);

-познавательная инициатива (Р);

-планирование, прогнозирование (Р);

- построение логической цепи рассуждений (П);

-анализирование, сопоставление, сравнение, дифференциация, интеграция (П);

-опыт монологической и диалоговой речи по предмету (П);

-  определение и обоснование  основной и второстепенной информации (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

-понимание относительности мнений и подходов для решения проблем, а также самоценности каждого ответа(К);

-корректное вербальное сопровождение процессов планирования и регуляции своей деятельности (К)         

IY этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель – обеспечить закрепление нового материала, развитие умений использовать полученный опыт на практике.

Учитель предлагает ученикам выполнить индивидуальную лабораторно-практическую работу №1 «Знакомство со свойствами натуральных волокон растительного происхождения», используя учебник стр.110 

По окончанию работы обсуждаются полученные результаты

Чем отличаются по внешнему виду льняные ткани от хлопчатобумажных?

Как на ощупь различить ткани из хлопка и  льна?

Почему парашют нельзя шить из хлопчатобумажной и льняной ткани?

Почему  спецодежду и кухонный текстиль лучше шить из натуральных тканей (х/б и льна)?

 самостоятельно выполняют лабораторно-практическую работу.

анализируют полученные результаты, определяют возникшие проблемы, отвечают на вопросы учителя, одноклассников.

анализ, сравнение, классификация (П);

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- волевая саморегуляция (Л);

-познавательная инициатива (Р);

- использование общих приемов решения задач (П);

-осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);

- рефлексия способов и условий действия (П);

-самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);

V этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель – подведение обучающихся к осознанию своей учебной деятельности, анализу и оценки

Учитель предлагает ученикам выполнить рефлексивный тест

-Что нового я узнала на уроке.

-Как это может мне пригодится в жизни.

-Было ли над чем подумать на уроке

-Получила ли я ответы на все вопросы, возникающие в ходе урока?

- Насколько на уроке я была активна и достигла / не достигла/ цели урока? Почему?

В чем заключалась тайна волшебной шкатулки?

- Я поставила перед собой новые задачи, связанные с  новым знанием?

А сейчас  вы можете открыть тайну волшебной шкатулки?!

После обсуждаемых ответов, учитель демонстрирует содержимое   шкатулки, и ученики убеждаются в правоте своих ответов.  

В конце урока учитель предлагает вариативные формы домашнего задания:

- собрать информацию о деятельности ткачихи и прядильщицы;

-узнать в интернете, что означают следующие понятия: «веретено», «прялка», «светец»,  «мочесник». Для чего использовались эти инструменты и приспособления.

-подобрать коллекцию хлопчатобумажных и льняных тканей.

отвечают  на вопросы теста

оценивают свою деятельность и себя в процессе организуемой деятельности на уроке

- обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке

отвечают  на вопросы  учителя и открывают

« тайну волшебной шкатулки»

-внутренняя позиция школьника (Л);

-самооценка на основе критерия успешности (Л);

-рефлексия способов и условий действия (П);

-эмпатия (Л);

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

-формулирование и аргументация своего мнения (К);

-планирование учебного сотрудничества (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

Разработка урока по технологии Е.Н.Ильина "Отчего люди не летают?"

Островский "Гроза" - материал не очень интересный для современных детей. Как сделать его более доступным?...

Разработка урока по технологии "Источники информации для выполнения проекта" для 10 класса

Материал содержит разработку урока для 10 класса по технологии, основной задачей которого является помощь учащимся в реализации своих творческих проектов....

Разработка урока по технологии одноуровнего цикла по теме: "Квадратный трехчлен и его корни" ( 9 класс)

Технология учебных циклов мною применяется очень широко в старших классах. Разработка данного урока позволить учителю   познакомиться с этой технологией, а ученикам оценить себя....

Разработка урока по технологии "Обработка края борта" 9 класс

Данный урок позволяет рассмотреть способы обработки края борта с использованием различных видов отделки. Учащиеся получают возможность, опираясь на свои знания и умения, работая с инструкционным...

Разработка урока по технологии. Раздел: «Художественная обработка древесины» Тема урока: «ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА»

Разработка урока по предмету технология в  классе. Раздел "Декоративная обработка древесины". Тема урока пропильная резьба....

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...