Разработка урока по технологии одноуровнего цикла по теме: "Квадратный трехчлен и его корни" ( 9 класс)
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Технология учебных циклов мною применяется очень широко в старших классах. Разработка данного урока позволить учителю   познакомиться с этой технологией, а ученикам оценить себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по технологии одноуровневого  цикла по теме:

 « Квадратный трехчлен и его корни» в 9 классе по учебнику  авторов Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. ( автор разработки – Е.А.Бесхмельная)

   Тема урока: «Квадратный трехчлен и его корни».

Цель урока: познакомить обучающихся с понятием квадратного трехчлена и его корней, совершенствовать их  умения и навыки в решении заданий на выделение квадрата двучлена из квадратного трехчлена.

Урок включает четыре основных этапа:

  1. Контроль знаний
  2. Объяснение нового материала
  3. Репродуктивное закрепление.
  4. Тренировочное закрепление.
  5. Рефлексия.

1 этап. Контроль знаний.

Учитель проводит математический диктант  «под копирку» по материалу  предыдущего цикла. Для диктанта используется карточки двух цветов: синего - для 1 варианта, красного –2 варианта.

             Задания.

  1. Из данных аналитических моделей функций выберите только квадратичные.

Вариант 1. у=ах+4, у=45-4х, у=х²+4х-5, у=х³+х²-1.

Вариант 2. у=8х-в, у=13+2х, у= -х²+4х , у=-х³+4х²-1.

  1. Изобразите схематично квадратичные функции. Можно ли однозначно определить положение квадратичной функции на координатной плоскости. Ответ попытайтесь аргументировать.
  2. Решите квадратные уравнения.

     Вариант 1. а) х² +11х-12=0

                   Б)  х² +11х =0

      Вариант 2. а) х²  -9х+20=0

                   Б)  х² -9 х =0

     4.  Не решая уравнения, выясните, имеет ли оно корни.

     Вариант 1.        А) х² + х +12=0

     Вариант 2.        А) х² + х - 12=0

Полученные ответы учитель проверяет у первых двух пар. Полученные неправильные ответы обсуждаются всем классом.

Ответы.

Вариант 1.

Вариант 2.

1. у=х²+4х-5

 1. у= -х²+4х

2. ветви вверх, но однозначно определить  положение нельзя не хватает данных.

ветви вниз, но однозначно определить  положение нельзя не хватает данных.

3. а) –12; 1 б) –11;0

3. а) 4;5 б) 9;0

4. Д<0, корней ней

4. Д>0, есть два корня

2 этап. Давайте составим кластер. Какие ассоциации у вас возникают при рассмотрении квадратного трехчлена?

Составление кластера.

        ?

                   ?        ?

Квадратный трехчлен

?

?        ?

Возможные ответы:  

  1. квадратный трехчлен используют для рассмотрения кв. функции;
  2. можно найти нули кв. функции
  3. по значению дискриминанта оценить количество корней.
  4. Описать реальные процессы и т.д.

Далее учитель акцентирует внимание на полученных вариантах ответах и переходит к объяснению нового материала.

Объяснение нового материала.

Параграф 2. п.3 стр.19-22.

Рассматриваются выражения, и дается определение квадратного трехчлена и корня многочлена (в ходе обсуждения ранее рассмотренных выражений)

  1. Формулируется определение корня многочлена.
  2. Формулируется определение квадратного трехчлена.
  3. Разбираются примеры решения трехчлена:
  1.  Найти  корни квадратного трехчлена.

3х²+4х-5=0

  1. Выделим квадрат двучлена из квадратного трехчлена.

3х²-36х+140=0.

  1. Составляется схема ориентировочной основы  действия.

Алгоритм выделения двучлена из квадратного трехчлена.

1.Опрелелить  числовое значение  старшего коэффициента квадратного трехчлена.

         а≠1        а=1

2. Выполнить тождественные и        2. Преобразовать выражение,

 равносильные преобразования        использовав формулы  

 (вынести общий множитель за скобки;         квадрата суммы и разности.

преобразовать выражение, в скобках

 достроив его до формулы квадрата суммы

 или разности)

Вспомни!  

   а²+2ав+в²= (а+в)²                            а²-2ав+в²= (а-в)²                      

3 этап. Решение типовых заданий из учебника ( № 60 а,в; 61 а, 64 а,в) Делаются у доски и комментируются.

4 этап. Самостоятельная работа на 2варианта  (№ 60а,б; 65 а,б). Учащиеся сверяются с образцами решения на доске.

 Домашнее задание: П.3 (теорию выучить, № 56, 61г, 64 г)

Рефлексия. Учитель дает задание: оценить свои успехи  на каждом этапе  урока с помощью рисунка и сдать учителю.  (задание выполняется на отдельных листах , образец выдается).

Образец:незнание

1 этап урока

2 этап урока

3 этап урока

4 этап урока

Используя, порядок расположения элементов на рисунке, определите на каком этапе урока ваше незнание преобладало. Выделите этот этап красным цветом.

Конструктор урока математики: МИКРОМОДУЛИ.

п\п

Разделы урока

Основные функциональные блоки-микромодули

А

Начало урока

Математический диктант

А1

Устная работа. Актуализация опорных знаний. Постановка целей урока

Составление кластера

Б

Объяснение нового материала

Проблемный диалог (обсуждение результатов составления кластера)

В

Закрепление, тренировка

Взаимоопрос

В1

Отработка умений и навыков

Комментированное решение задач

Г

Систематическое повторение

Показательный ответ

Д

Контроль

Работа с оперативной проверкой

Е

Домашнее задание

Обсуждаем домашнее задание

Ж

Конец урока(рефлексия)

Опрос-итог

Проект учебной ситуации

        Общие данные

1.

Фамилия Имя Отчество

Бесхмельная Елена Александровна

2.

Учебный предмет

Математика

3.

Учебная тема (при выборе темы сделайте ссылку на № стр. документа «Фундаментальное ядро…»)

 Квадратный трехчлен и его корни

4.

Возраст учащихся (класс)

9 класс

5.

Планируемые результаты изучения учебной темы

(при описании/конкретизации планируемых результатов можно использовать формулировки умений качеств человека 21 века)

Личностные[1]

  1. Направленность на саморазвитие;
  2. Коммуникативные умения;
  3. Продуктивная работа в коллективе.

Метапредметные[2]

  1. Креативность и любознательность;
  1. Способность анализировать и решать проблемы;
  2. Критическое и системное мышление.

Предметные

  1. Представление о  квадратном трехчлене и его корнях;
  2. Знание  алгоритма нахождения корней квадратного  трехчлена;
  3. Знание алгоритма выделения двучлена  из квадратного трехчлена;
  4. Умение применять теоретические знания на практике.

6.

Учебные ситуации, деятельность учащихся в рамках которых, приведет к достижению планируемых результатов

(ниже напишите краткую аннотацию учебной ситуации)

(конкретизируйте планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации)

6.1. Начало урока:  

Ситуация 1.

Учитель:  Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с квадратным трехчленом. А чтобы наша работа была продуктивной, давайте вспомним все, что нам сегодня понадобиться.  

На каждом ряду лежат конверты с заданиями.  Задания на повторение пройденного материала.

  

Личностные[3]: продуктивная работа в паре; коммуникативные умения.

Метапредметные[4]: креативность и любознательность; способность анализировать и

решать поставленную проблему

Предметные: представление о квадратном трехчлене

6.2.  Ситуация 2.

На основе полученных  и озвученных обучающимися результатов своей работы, учитель и обучающиеся составляют кластер.  В ходе этой работы учащиеся вспоминают все сведения о квадратном трехчлене. Далее учитель формулирует понятие квадратного трехчлена и его корней.

Ситуация 3.

Учащиеся  совместно с учителем схема алгоритма выделения квадрата двучлена из кв. трехчлена.  

Личностные: продуктивная работа в коллективе; коммуникативные умения; направленность на саморазвитие.

Метапредметные: креативность и любознательность; способность анализировать и

решать поставленную проблему; критическое и системное мышление

Предметные: представление о квадратном трехчлене и его корнях  ; знание  алгоритма нахождения корней кв. трехчлена и выделение квадрата двучлена из квадратного трехчлена; умение применять теоретические знания на практике.

6.3.

 Учитель  предлагает учащимся выполнить задания из учебника, используя составленную схему.

Личностные: коммуникативные умения; направленность на саморазвитие.

Метапредметные: креативность и любознательность; способность анализировать и

решать поставленную проблему; критическое и системное мышление

Предметные: знание    алгоритма; умение применять теоретические знания на практике

7.

Разработка одной из учебных ситуаций

Название

 Составление схемы-алгоритма  для выделения квадрата двучлена из кв. двучлена

Планируемые результаты обучения

Формирование у учащихся креативности и любознательности; способности анализировать и

решать поставленную проблему.

Развитие критического и системного мышления.

Формирование умения  анализировать полученные результаты и составлять схемы.

Краткое описание ситуации

Учитель  акцентирует внимание учащихся на свойствах старшего коэффициента кв. трехчлена   напоминает о необходимости знания формул сокращенного умножения. Учащиеся анализируют полученные ответы и составляют схемы.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов (воспользуйтесь помощью конструктора задач. Файл «Конструктор задач» находится в Портфеле кампуса)

  1. Выбрать модели квадратичных функций.
  2. Изобразить схематично выбранные функции.
  3. Доказать, что ваше изображение верное.
  4. Решить квадратные уравнения.
  5. Не решая, кв. уравнения, выяснить, сколько корней оно имеет

   

Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов (используйте глаголы действия: сделать, записать, использовать, организовать, спланировать, составить, предложить, подготовить, провести, раздать, попросить, разработать, обеспечить, создать возможность и т.д.

Например: подготовить схему для…, предложить учащимся…., использовать фотоаппарат для… и т.п.)

1. Подготовить карточки с  заданиями.

2. Создать возможность для учащихся свободно обраться, обсуждая задание с участником своей группы.

8.

Критерии оценивания задания «Приведите описания своего (составленного ранее) алгоритма в виде блок-схемы»

А

B

C

 Алгоритм не содержит блоков

 Алгоритм  содержит один из обязательных блоков.

Алгоритм содержит все обязательные блоки .

Элементы блок-схемы не соединены стрелками

 

Некоторые элементы блок-схемы  соединены стрелками.

Все элементы  схемы последовательно соединены стрелками.

 Дано описание выполнения каких -либо преобразований с квадратным трехчленом

 Дано описание выполнения   преобразований с квадратным трехчленом, без учета последовательности

 Дано описание выполнения   преобразований с квадратным трехчленом  с  учетом всех этапов.

Блок-схема выполнена неаккуратно и не имеет вертикальное расположение.

Блок-схема выполнена неаккуратно, но имеет вертикальное расположение.

Блок-схема выполнена аккуратно и имеет вертикальное расположение.

 

 

 


[1] Личностные и метапредметные цели/планируемые результаты тщательно продумываются и прописываются в учебных программах, относящихся к изучению школьных предметов. При изучении учебных тем они могут быть конкретизированы и достигаться частично, либо в определенном контексте. Иными словами, достижение личностных и метапредметных результатов не может быть полностью и адекватно оценено при освоении только части учебной программы.

[3] При конкретизации личностных и метапредметных результатов возможно использование следующих формулировок: нацелены на …, способствуют..., позволяют… и т.п. Также в рамках одной учебной темы для разных учебных ситуаций эти планируемые результаты, естественно, могут повторяться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

Разработка урока по технологии "Источники информации для выполнения проекта" для 10 класса

Материал содержит разработку урока для 10 класса по технологии, основной задачей которого является помощь учащимся в реализации своих творческих проектов....

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Зачетная работа по теме: Квадратный корень из произведения, произведение корней. Квадратный корень из дроби.

Зачетная работа по теме: Квадратный корень из произведения, произведение корней. Квадратный корень из дроби.   ...

Разработка урока по технологии "Сервировка стола к завтраку. Культура поведения за столом" 5 класс

Цель урока: Ознакомить учащихся с правилами сервировки стола, научить правилам этикета за столом....

Разработка урока "Программирование циклических алгоритмов (цикл с заданным числом повторений)"

В разработке урока представлена технологическая карта урока, презентация, файл для работы с интерактивной доской, файлы для проведение этапа рефлексии....

Методическая разработка урока по технологии 6 класс. Тема: Космос. Космические технологии.

В современном мире существуеи множество технологий. В предверии дня Космонавтики предлагаем детям поговорить о технологиях космоса, создать объект космических технологий....