Методическая разработка урока труда(технология) «Пищевая ценность овощей. Технологии обработки овощей» 5 класс
методическая разработка по технологии (5 класс)
Материал для обобщения знаний об основах рационального питания; познакомить учащихся с пищевой ценностью овощей и их классификацией; познакомить с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей, способами украшения блюд из овощей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №428 Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока труда(технология)
«Пищевая ценность овощей. Технологии обработки овощей»
5 класс
Шиманович Е.А.
учитель труда(технологии)
ГБОУ школа №428
Санкт-Петербург, 2024
Оборудование, материалы, наглядные пособия: компьютеры, проектор, маркеры, разделочные доски, ножи, приспособления для фигурной нарезки овощей; плакаты, тетради, наборы овощей; презентация, онлайн-платформы.
Цель: обобщить знания об основах рационального питания; познакомить учащихся с пищевой ценностью овощей и их классификацией; познакомить с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей, способами украшения блюд из овощей.
Задачи:
- актуализировать знания о пищевой ценности овощей, их значении для здоровья человека; о первичной обработке овощей, способах нарезки и украшения блюд из овощей;
- ознакомиться с правилами техники безопасности при работе с режущими инструментами;
- сформировать навыки простой и фигурной нарезки овощей;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, воспитывать интерес к предмету.
Универсальные учебные действия
Личностные:
- самоанализ и самоконтроль результата;
- выполнение задания в соответствии с целью;
- мотивация и познавательный интерес к новому материалу;
- рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные:
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;
- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- осознавать важность соблюдения правил безопасности во время работы.
Познавательные:
- в ходе работы определить, что является пищевой ценностью овощей и их классификацию;
- познакомить с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей, способами украшения блюд из овощей;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
- формирование умения общаться в группе;
- доносить свою позицию до других: высказывать.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Ι. Организационный момент (1 мин.)
Проверка готовности к уроку, посещаемости. Приветственное слово.
ІІ. Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
Сколько интересных вещей можно сделать с помощью приспособлений из разных продуктов, украсить ими любое блюдо! Вам нравиться разгадывать ребусы? Давайте попробуем понять, о чем будет идти речь на нашем уроке (разгадывают ребус на слайде).
http://rebus1.com/ua/index.php?item=rebus_generator&slovo=%CA%C0%D0%C2%C8%CD%C3&skip=1 0&mode=1
ΙΙΙ. Актуализация знаний (3 мин.) - слайд 3.
Устный опрос по изученной ранее теме:
- Почему люди должны заботиться о правильном питании?
- Какие вещества, необходимые человеку, должны поступать с пищей?
Найдите соответствие между понятиями и их значениями (отсканируйте QR-код или нажмите на ссылку и проверьте свои знания).
https://wordwall.net/ru/resource/52403029
Рацион - является набором пищевых продуктов, необходимых человеку на определенный период времени.
Режим питания – представляет собой распорядок дня, включающий часы приема пищи в течение дня и интервалы между приемами пищи.
Гигиена - является наукой о здоровье человека, изучающей влияние внешних факторов на человеческий организм.
Санитария — это мероприятия по соблюдению основных гигиенических правил и норм.
ΙV. Сообщение темы урока (1 мин.)
Как мы с вами уже выяснили, правильное питание – это основа здоровья и долголетия человека.
- Что нужно употреблять в пищу, чтобы оставаться здоровым, бодрым и жизнерадостным? (Овощи).
Совершенно, верно, главной составляющей правильного питания являются именно овощи. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о них, ознакомимся с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей и украшения блюд. Запишите тему урока: «Овощи в питании человека».
V. Физкультминутка (1 мин.)
Пора нам немного отдохнуть и подвигаться (дети выполняют движения по видео).
VΙ. Изучение нового материала (15 мин.)
Овощи очень важны для питания человека. Они содержат множество питательных веществ, богаты углеводами, витаминами, минеральными веществами и клетчаткой.
- А какие овощи вам известны?
- Капуста, морковь, огурцы, помидоры, лук, щавель, редис, свёкла и др.
Все овощи можно разделить на несколько групп. Давайте ознакомимся с названиями овощей на страницах учебника и распределим их на группы.
Группа | Овощи |
Луковые | Лук, чеснок |
Бахчевые (плодовые) | Томат, огурцы, тыква, арбузы, дыни |
Клубнеплоды | Картофель, топинамбур |
Корнеплоды | Свекла, репа, морковь, редис |
Капустные | Белокочанная, брюссельская, цветная |
Листовые | Щавель, салат, шпинат |
Стручковые | Горох, фасоль, чечевица |
- Долго ли овощи могут сохранять свой первоначальный вид?
- Какие условия нужно соблюдать для хранения овощей?
- Как сохранить овощи в домашних условиях?
Действительно, правильно выбранные условия (температура, влажность) позволяют надолго сохранить овощи в надлежащем состоянии. Овощи хранят в темном прохладном месте, периодически перебирают, сортируют.
Для того, чтобы побольше узнать об овощах, разделимся на три команды, найдем необходимую информацию в учебнике и поделимся полученными знаниями со всем классом (при отсутствии учебника можно воспользоваться интернетом).
Время на подготовку – 5 минут
Время на доклад – 3 мин.
Проблемные вопросы:
Как вы думаете, что нужно сделать с овощами прежде, чем подвергать их тепловой обработке? Перечислите способы первичной обработки овощей.
Какие инструменты и приспособления используют при ручной обработке овощей? Назовите их.
Какие вы знаете виды нарезки овощей? Перечислите способы простой нарезки овощей.
Проблемный вопрос 1
- Как вы думаете, что нужно сделать с овощами прежде, чем подвергать их тепловой обработке?
Правильно, их нужно помыть, очистить от кожуры, нарезать. Все, что вы перечислили, называют первичной обработкой овощей. Давайте рассмотрим ее последовательность. Схему запишем в тетрадь:
Переборка – удаление проросших, подгнивших, несъедобных частей.
Сортировка – по размерам, по сорту.
Мойка – в проточной воде с содой.
Очистка – удаление кожуры, плодоножки.
Промывание – в проточной воде.
Нарезка – ножом или специальным инструментом.
Проблемный вопрос 2
- Какие инструменты и приспособления используют при ручной обработке овощей?
- При ручной обработке овощей используют специальные инструменты и приспособления: кухонный и желобковый ножи, нож и приспособление для очистки овощей, тёрку, дуршлаг и другие (демонстрирую перечисленные инструменты и приспособления).
Проблемный вопрос 3
- Какие вы знаете способы нарезки овощей?
Существуют два основных вида нарезки овощей: простая и фигурная. Простая нарезка представлена такими формами, как кубики, кружочки, брусочки, соломка, ломтики, кольца и др.
Более сложным способом украшения блюд является фигурная нарезка овощей . Он получил распространение более 700 лет назад. Со временем повара потеряли к нему интерес. Сегодня для обучения фигурной (художественной) нарезке овощей — карвингу открываются специальные курсы. Слово «карвинг» в переводе с английского языка означает «вырезание». Для карвинга обычно пользуются специальными ножами и приспособлениями. Для выполнения простого карвинга можно воспользоваться обычным ножом с тонким и острым лезвием. С помощью такого ножа можно, например, сделать из огурца цветок. Традиционно для карвинга подходят практически любые овощи: картофель, крупный редис, огурцы с гладкой кожицей, твёрдая тыква и многие другие.
VΙΙ. Усвоение приобретенных знаний, формирование умений и навыков.
Практическая работа «Фигурная нарезка овощей» (15 мин.)
- Для чего нужно знать правила безопасной работы с режущими инструментами?
Инструктаж по ТБ перед началом работы:
· Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
· Правильно держать нож при нарезании продуктов, не поднимать нож слишком высоко над разделочной доской.
· Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, приспособлениями, надежно удерживать обрабатываемый продукт.
· Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.
· При неисправности кухонного инвентаря работу прекратить и сообщить учителю.
· Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.
· Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.
Давайте посмотрим видеоролик по карвингу (демонстрирую детям приемы фигурной нарезки овощей). Понравилось? Разделимся на три команды, выберем капитана и приступим к практической работе (капитанам раздаю необходимый инвентарь и продукты).
Задание: выполнить несколько элементов фигурной нарезки овощей для украшения праздничного салата (во время выполнения работы провожу текущий инструктаж, осуществляю консультации, контроль).
VΙΙΙ. Закрепление изученного материала. Рефлексия (5 мин.)
- А сейчас проверим как вы усвоили новый материал. Расположите этапы первичной обработки овощей в необходимом порядке (отсканируйте QR-код или нажмите на ссылку).
hhttps://learningapps.org/watch?v=pap364k4323ttps://wheelofnames.com/uk/9q5-aya
ІX. Рефлексия (3 мин.)
Колесо фортуны (нажмите на ссылку и продолжите фразу).
https://wheelofnames.com/ru/r3h-hrz
На уроке я узнала, что …
Мне было интересно …
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Нужно научиться…
X. Подведение итогов урока. Самооценка (1 мин.)
Оцените свою работу на уроке. Приклейте в тетрадь соответствующий смайлик:
красный – «отлично» - 5;
зеленый – «хорошо» - 4;
синий – «удовлетворительно» - 3;
черный – «неудовлетворительно» - 2.
XІ. Домашнее задание (1 мин.)
Молодцы! Вы прекрасно справились со своей работой! Наше занятие окончено. На следующий урок составьте синквейн «Овощи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка с применением игровых технологий в 5 классе по учебнику «Enjoy English 5-6» М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева Тема «Our school life»
Методическая разработка урока английского языка с применением игровых технологий в 5 классе по учебнику «Enjoy English 5-6» М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева Тема «Our school life»У...

Методическая разработка урока учебной практики «Приготовление и подача блюд из овощей запеченных» Тема урока «Кабачки фаршированные овощами и рисом».
Методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики( длительность - 360 минут (6часов)) по теме «Технология приготовления и подачи блюд из овощей запеченных» по професси...

методическая разработка открытого урока "Тушёные блюда из овощей, рагу из овощей, капуста тушёная"
ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда...
Методическая разработка урока в разделе "Технология обработки ткани" . Технология обработки накладного кармана. 5 класс.
Разработка конспекта урока основной задачей которого является ознакомить с познавательными сведениями об истории карманов, их значении в современной одежде, видами карманов, с технологией обработки на...

Методическая разработка урока технологии «Правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитого изделия. Окончательная отделка вышитой салфетки», 5 класс
На уроке учитель знакомит учащихся со способами стирки, глажения и ухода за вышитыми изделиями. Для проведения урока необходимы следующие оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презен...

Конспект урока по труду (Технология) 5 класс • Пищевая ценность круп, технология обработки и приготовления блюд из круп.
Конспект урока по труду (Технология) 5 классПищевая ценность круп, технология обработки и приготовления блюд из круп....
Технологическая карта к уроку по теме: "Пищевая ценность круп. Технологии обработки круп"
Технологическая карта к уроку по теме: "Пищевая ценность круп. Технологии обработки круп". 6 классЦель урока: изучить ассортимент, пищевую ценность, сроки хранения и технологию приготов...





