Методическая разработка урока труда(технология) «Пищевая ценность овощей. Технологии обработки овощей» 5 класс
методическая разработка по технологии (5 класс)

Шиманович Елена Альфредовна

Материал для обобщения знаний об основах рационального питания; познакомить учащихся с пищевой ценностью овощей и их классификацией; познакомить с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей, способами украшения блюд из овощей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №428 Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока труда(технология)

«Пищевая ценность овощей. Технологии обработки овощей»

5 класс

Шиманович Е.А.

учитель труда(технологии)

ГБОУ школа №428

 

Санкт-Петербург, 2024

Оборудование, материалы, наглядные пособия: компьютеры, проектор, маркеры, разделочные доски, ножи, приспособления для фигурной нарезки овощей; плакаты, тетради, наборы овощей; презентация, онлайн-платформы.

 

Цель: обобщить знания об основах рационального питания; познакомить учащихся с пищевой ценностью овощей и их классификацией; познакомить с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей, способами украшения блюд из овощей.

Задачи:

- актуализировать знания о пищевой ценности овощей, их значении для здоровья человека; о первичной обработке овощей, способах нарезки и украшения блюд из овощей;

- ознакомиться с правилами техники безопасности при работе с режущими инструментами;

- сформировать навыки простой и фигурной нарезки овощей;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, воспитывать интерес к предмету.

Универсальные учебные действия

Личностные:

- самоанализ и самоконтроль результата;

- выполнение задания в соответствии с целью;

- мотивация и познавательный интерес к новому материалу;

- рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;

- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- осознавать важность соблюдения правил безопасности во время работы.

Познавательные:

- в ходе работы определить, что является пищевой ценностью овощей и их классификацию; 

- познакомить с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей, способами украшения блюд из овощей;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

- формирование умения общаться в группе;

- доносить свою позицию до других: высказывать.

Тип урока: комбинированный.

                                           Ход урока:

Ι. Организационный момент (1 мин.) 

Проверка готовности к уроку, посещаемости. Приветственное слово.

ІІ. Мотивация учебной деятельности (2 мин.) 

      Сколько интересных вещей можно сделать с помощью приспособлений из разных продуктов, украсить ими любое блюдо! Вам нравиться разгадывать ребусы? Давайте попробуем понять, о чем будет идти речь на нашем уроке (разгадывают ребус на слайде).

http://rebus1.com/ua/index.php?item=rebus_generator&slovo=%CA%C0%D0%C2%C8%CD%C3&skip=1 0&mode=1

                                          

ΙΙΙ. Актуализация знаний (3 мин.) слайд 3.

Устный опрос по изученной ранее теме:

- Почему люди должны заботиться о правильном питании?

- Какие вещества, необходимые человеку, должны поступать с пищей?

      Найдите соответствие между понятиями и их значениями (отсканируйте QR-код или нажмите на ссылку и проверьте свои знания).

   https://wordwall.net/ru/resource/52403029

                                                                                        

Рацион - является набором пищевых продуктов, необходимых человеку на определенный период времени.

Режим питания – представляет собой распорядок дня, включающий часы приема пищи в течение дня и интервалы между приемами пищи.

Гигиена - является наукой о здоровье человека, изучающей влияние внешних факторов на человеческий организм.

Санитария — это мероприятия по соблюдению основных гигиенических правил и норм.

ΙV. Сообщение темы урока (1 мин.) 

       Как мы с вами уже выяснили, правильное питание – это основа здоровья и долголетия человека.

- Что нужно употреблять в пищу, чтобы оставаться здоровым, бодрым и жизнерадостным? (Овощи).

       Совершенно, верно, главной составляющей правильного питания являются именно овощи. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о них, ознакомимся с приёмами первичной обработки овощей, способами нарезки овощей и украшения блюд. Запишите тему урока: «Овощи в питании человека».

V. Физкультминутка (1 мин.)

Пора нам немного отдохнуть и подвигаться (дети выполняют движения по видео).

VΙ. Изучение нового материала (15 мин.)

Овощи очень важны для питания человека. Они содержат множество питательных веществ, богаты углеводами, витаминами, минеральными веществами и клетчаткой.

- А какие овощи вам известны?

- Капуста, морковь, огурцы, помидоры, лук, щавель, редис, свёкла и др.

Все овощи можно разделить на несколько групп. Давайте ознакомимся с названиями овощей на страницах учебника и распределим их на группы.

 

Группа

Овощи

   Луковые

  Лук, чеснок

   Бахчевые (плодовые)

  Томат, огурцы, тыква, арбузы, дыни

   Клубнеплоды

  Картофель, топинамбур

   Корнеплоды

  Свекла, репа, морковь, редис

   Капустные

  Белокочанная, брюссельская, цветная

   Листовые

  Щавель, салат, шпинат

   Стручковые

  Горох, фасоль, чечевица

     

- Долго ли овощи могут сохранять свой первоначальный вид?

- Какие условия нужно соблюдать для хранения овощей?

- Как сохранить овощи в домашних условиях?

      Действительно, правильно выбранные условия (температура, влажность) позволяют надолго сохранить овощи в надлежащем состоянии.  Овощи хранят в темном прохладном месте, периодически перебирают, сортируют.

      Для того, чтобы побольше узнать об овощах, разделимся на три команды, найдем необходимую информацию в учебнике и поделимся полученными знаниями со всем классом (при отсутствии учебника можно воспользоваться интернетом).

           Время на подготовку – 5 минут

           Время на доклад – 3 мин.

        Проблемные вопросы:

Как вы думаете, что нужно сделать с овощами прежде, чем подвергать их тепловой обработке? Перечислите способы первичной обработки овощей.

Какие инструменты и приспособления используют при ручной обработке овощей? Назовите их.

Какие вы знаете виды нарезки овощей? Перечислите способы простой нарезки овощей. 

 Проблемный вопрос 1 

- Как вы думаете, что нужно сделать с овощами прежде, чем подвергать их тепловой обработке?

      Правильно, их нужно помыть, очистить от кожуры, нарезать. Все, что вы перечислили, называют первичной обработкой овощей. Давайте рассмотрим ее последовательность. Схему запишем в тетрадь:

Переборка – удаление проросших, подгнивших, несъедобных частей.

Сортировка – по размерам, по сорту.

Мойка – в проточной воде с содой.

Очистка – удаление кожуры, плодоножки.

Промывание – в проточной воде.

Нарезка – ножом или специальным инструментом.

      Проблемный вопрос 2 

- Какие инструменты и приспособления используют при ручной обработке овощей?

- При ручной обработке овощей используют специальные инструменты и приспособления: кухонный и желобковый ножи, нож и приспособление для очистки овощей, тёрку, дуршлаг и другие (демонстрирую перечисленные инструменты и приспособления).

      Проблемный вопрос 3 

- Какие вы знаете способы нарезки овощей?

      Существуют два основных вида нарезки овощей: простая и фигурнаяПростая нарезка представлена такими формами, как кубики, кружочки, брусочки, соломка, ломтики, кольца и др.

      Более сложным способом украшения блюд является фигурная нарезка овощей . Он получил распространение более 700 лет назад. Со временем повара потеряли к нему интерес. Сегодня для обучения фигурной (художественной) нарезке овощей — карвингу открываются специальные курсы. Слово «карвинг» в переводе с английского языка означает «вырезание». Для карвинга обычно пользуются специальными ножами и приспособлениями. Для выполнения простого карвинга можно воспользоваться обычным ножом с тонким и острым лезвием. С помощью такого ножа можно, например, сделать из огурца цветок. Традиционно для карвинга подходят практически любые овощи: картофель, крупный редис, огурцы с гладкой кожицей, твёрдая тыква и многие другие.                                   

VΙΙ. Усвоение приобретенных знаний, формирование умений и навыков.

Практическая работа «Фигурная нарезка овощей» (15 мин.) 

- Для чего нужно знать правила безопасной работы с режущими инструментами?

Инструктаж по ТБ перед началом работы:

·        Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

·        Правильно держать нож при нарезании продуктов, не поднимать нож слишком высоко над разделочной доской.

·        Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, приспособлениями, надежно удерживать обрабатываемый продукт.

·        Передавать ножи и вилки друг другу только ручками вперед.

·        При неисправности кухонного инвентаря работу прекратить и сообщить учителю.

·        Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.

·        Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.

      Давайте посмотрим видеоролик по карвингу (демонстрирую детям приемы фигурной нарезки овощей). Понравилось? Разделимся на три команды, выберем капитана и приступим к практической работе (капитанам раздаю необходимый инвентарь и продукты).

Задание: выполнить несколько элементов фигурной нарезки овощей для украшения праздничного салата (во время выполнения работы провожу текущий инструктаж, осуществляю консультации, контроль).

VΙΙΙ. Закрепление изученного материала. Рефлексия (5 мин.) 

- А сейчас проверим как вы усвоили новый материал. Расположите этапы первичной обработки овощей в необходимом порядке тсканируйте QR-код или нажмите на ссылку).

hhttps://learningapps.org/watch?v=pap364k4323ttps://wheelofnames.com/uk/9q5-aya

                                                                                                                                                              

ІX. Рефлексия (3 мин.) 

Колесо фортуны (нажмите на ссылку и продолжите фразу).

https://wheelofnames.com/ru/r3h-hrz

*    На уроке я узнала, что …

*    Мне было интересно …

*    Особенно понравилось…

*    Вызвало затруднение…

*    Нужно научиться…

X. Подведение итогов урока. Самооценка (1 мин.) 

Оцените свою работу на уроке. Приклейте в тетрадь соответствующий смайлик:

красный – «отлично» - 5;

зеленый – «хорошо» - 4;

синий – «удовлетворительно» - 3;

черный – «неудовлетворительно» - 2.

 

XІ. Домашнее задание (1 мин.)

      Молодцы! Вы прекрасно справились со своей работой! Наше занятие окончено. На следующий урок составьте синквейн «Овощи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка с применением игровых технологий в 5 классе по учебнику «Enjoy English 5-6» М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева Тема «Our school life»

Методическая разработка урока английского языка с применением игровых технологий в 5 классе по учебнику «Enjoy English 5-6» М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева Тема «Our school life»У...

Методическая разработка урока учебной практики «Приготовление и подача блюд из овощей запеченных» Тема урока «Кабачки фаршированные овощами и рисом».

Методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики( длительность - 360 минут (6часов))  по теме «Технология приготовления и подачи блюд из овощей запеченных» по професси...

методическая разработка открытого урока "Тушёные блюда из овощей, рагу из овощей, капуста тушёная"

ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда...

Методическая разработка урока в разделе "Технология обработки ткани" . Технология обработки накладного кармана. 5 класс.

Разработка конспекта урока основной задачей которого является ознакомить с познавательными сведениями об истории карманов, их значении в современной одежде, видами карманов, с технологией обработки на...

Методическая разработка урока технологии «Правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитого изделия. Окончательная отделка вышитой салфетки», 5 класс

На уроке учитель знакомит учащихся со способами стирки, глажения и ухода за вышитыми изделиями. Для проведения урока необходимы следующие оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, презен...

Конспект урока по труду (Технология) 5 класс • Пищевая ценность круп, технология обработки и приготовления блюд из круп.

Конспект урока по труду (Технология) 5 классПищевая ценность круп, технология обработки и приготовления блюд из круп....

Технологическая карта к уроку по теме: "Пищевая ценность круп. Технологии обработки круп"

Технологическая карта к уроку по теме: "Пищевая ценность круп. Технологии обработки круп". 6 классЦель урока: изучить ассортимент, пищевую ценность, сроки хранения и технологию приготов...