Конспект урока по теме " Раскрой ткани" 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Кожахметова Айгерим Нуралыевна

Конспект урока  по теме " Раскрой ткани" 5 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_raskroy_tkani.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука с нагрудником.

Класс:  5 класс

Предмет:  Технология

Результаты урока:

Предметные -  ознакомить учащихся с этапами подготовки ткани к раскрою, расположению деталей бумажной выкройки на ткани; научить учащихся наиболее экономному способу разложения деталей;

Межпредметные - развивать умения раскроя симметричных деталей изделия с учетом свойств, расцветки и рисунка ткани; развивать логическое мышление, координацию движения рук, конструкторские умения;

Личностные - воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности, интерес к предмету, используя на уроке ИКТ.

Методы:

Словесные:  беседа, дискуссия

Наглядные: демонстрация

Практические: упражнения, практическая

Оборудование: мультимедийное оборудование,  подготовленная ткань для изготовления фартука, выкройки деталей фартука, учебник, рабочая тетрадь, схема расположения деталей выкройки, линейка, сантиметровая лента, мел, булавки, ножницы, презентация  к уроку.

Краткое описание:

I.        Организационный момент

II.        Сообщение темы и задач урока

III.        Актуализация опорных знаний

IV. Сообщение темы и задач урока.

IV.        Изучение нового материала.

V.        Практическая часть. Проведение физкультминутки.

VI.        Подведение итогов

VIII. Домашнее задание. Уборка рабочих мест, помещения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка наличия обучающихся, готовности учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Проверить приготовленные  учащимися выкройки фартука, соответствие чертежа с мерками учащихся, правильность моделирования.

III. Актуализация опорных знаний.

Устный опрос учащихся

-Какие мерки нужны для построения чертежа фартука?

- Расскажите о правилах снятия мерок.

- Для чего делают прибавки?

- Почему мерки обхватов записывают в половинном размере?

- Какие мерки записывают полностью?

- Какие виды фартуков вы знаете?

- Из каких деталей состоит фартук?

- Что такое моделирование? В чём заключается процесс моделирования?

- Какие виды отделки можно применить при изготовлении фартука?

IV. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня на уроке мы подготовим ткань к раскрою и произведём раскрой фартука (записать тему урока в тетради)

- Ознакомимся  с этапами подготовки ткани к раскрою, расположению деталей бумажной выкройки на ткани; научимся наиболее экономному способу разложения деталей на ткани.

V.  Изучение нового материала.

Раскрой - это процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы (записать термин в тетради).

Подготовка ткани к раскрою.

1.Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка. Определите лицевую сторону ткани.  Ткань обычно бывает сложена в рулоне вдвое. Шерстяные ткани сложены лицевой стороной внутрь, а шелковые – наружу. На кромке ткани проколы направлены с изнаночной на лицевую сторону ткани. Все ткацкие дефекты обычно бывают выведены на изнаночную сторону ткани.

2. Проверить дефекты. Осмотрите ткань на наличие дефектов.  На лицевой поверхности ткани не должно быть: инородных волокон, коротких утолщений нитей, отсутствия одной или нескольких нитей основы или нитей утка, разно-оттеночности. Не должно быть дефектов в окраске ткани. Все обнаруженные дефекты отметьте мылом или мелом на изнаночной стороне ткани. Обратите внимание на них при раскрое. Рис. 2

3. Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки. Декатирование.  Некоторые ткани в процессе влажно-тепловой обработки (глажения), стирки подвержены усадке. Чтобы избежать этого, ткань нужно перед раскроем декатировать (провести влажно-тепловую обработку). Ткань утюжьте по направлению нитей основы, не растягивая. Нить основы направлена вдоль кромки ткани. При раскладке выкроек старайтесь избегать отклонения от направления нити основы. Иначе, готовое изделие может «закрутиться» на человеке.

4. Проутюжить ткань.

5. Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.

6. Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.

Раскладка выкроек на ткань выполняется в следующей последовательности:

1) Складываем ткань пополам, лицевой стороной вовнутрь, выравниваем поперечный срез ткани (чтобы не было перекоса деталей при раскладке выкроек). Раскладка начинается с выровненного края, причем сначала раскладываем крупные детали, а затем более мелкие.

2) Раскладываем выкройки детали на ткань, учитываем направление долевой нити.

3) По очереди каждую деталь выкройки прикалываем булавками к ткани.

4) Детали обводим мелом рядом с контуром выкройки - по этим линиям будут проходить швы.

5)  Контур выкройки обводим еще раз, отступая от нее на ширину припуска.

Припуски:

Нижняя часть фартука:

По нижнему и боковым срезам- 2 см

По верхнему срезу-1 см.

Карман:

По нижнему и боковым срезам- 1 см

По верхнему срезу-2 см.

Пояс, бретели:

По всем срезам- 1см.

- Намечаем место расположения кармана.

- Проводим раскрой ткани по вторым линиям.

 Необходимо производить самоконтроль или взаимоконтроль не после выполнения операции раскроя, а до  вырезания деталей изделия, чтобы иметь возможность исправить допущенную ошибку.

Детали кроя фартука:

1.Основа фартука-1 деталь.

2.Карман-1 деталь.

3.Пояс-1 деталь.

4. Бретели-2 детали.

VI. Практическая часть.  Проведение физкультминутки.

Учащиеся выполняют практическую работу:

     1.подготовка ткани к раскрою

2.раскладка выкроек на ткани и обвод их

     3.раскрой деталей фартука.

Перед началом практической работы напомнить о требованиях предъявляемых к качеству полученного кроя: срезы деталей должны быть ровными по всей длине и соответствовать технологической карте.

   Повторить правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, булавками, утюгом.

После того как детали раскроили, учащиеся раскладывают их на столе и сравнивают с деталями готового изделия на образце, вспоминают названия каждой детали, ее срезы.

Во время работы учащиеся проводят самоконтроль.

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы для контроля за правильностью выполнения приемов работы, соблюдением технических условий, техники безопасности. Проводит текущий инструктаж.

VII. Подведение итогов.

- Что будет с кроем, если выкройку положить не вплотную к сгибу ткани?

- Почему перед вырезанием кроя надо проверять правильность раскладки?

- Для чего перед раскроем определяют направление долевой нити в ткани?

- Каким требованиям  должна отвечать ткань для фартука?

Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, пути исправления ошибок. Выставить и объявить оценки за устные ответы и практические работы.

VIII. Домашнее задание.

Уборка рабочих мест, помещения.

 

Используемая литература.

1.      Технология:  Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)

Под ред. В. Д. Симоненко. –  2-е изд., переработанное

М.: Вентана-Граф.2006.

 2.     Технология 5 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 5 класс» В.Д.Симоненко. Сост. И.В.Бобунова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.

3.    Мельникова Л, В. и др., «Методика трудового обучения», Москва, «Просвещение», 2005 г.