Проектная деятельность в системе основного и дополнительного образования.
статья по технологии на тему

Васильева Ольга Героевна

На примерах описаны принципы организации проектной деятельности в системе основного и дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в системе основного и дополнительного образования.

Проектная деятельность является одним из приоритетов современного образования, как основного, так и дополнительного.

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой педагога, а вместе с ним и строится на педагогике сотрудничества. Деятельность ученика будет успешной, если он поймёт, что проект это не задание учителя, а поиск наиболее оптимального решения проблемы.

На первых этапах обучения ученики создают несложные проекты, где важно, чтобы ребёнок приобрёл основные навыки работы в проектной деятельности. Например, в прошлом году, в рамках олимпийского урока, учениками 5х классов выполнялся  проект «Олимпийский образ Сочи». Я показала им видеоролик, где гендиректор фирмы «Боско» рассказывал, как создавался олимпийский образ Сочи. В обсуждении выяснилось, что девочки мало знакомы с народными художественными промыслами России, так родилась тема проекта. Был выбран менеджер проекта, распределивший задания и координирующий работу. Каждой досталось собирать материалы по одному из промыслов и представить свой материал в виде доклада. Родилась идея, на импровизированной карте России нанести места, где зарождались промыслы и прикрепить к плакату доклады. Плакат был размещён на стене, где с проектом могли ознакомиться все желающие.

Первый самостоятельный проект в 5 классе – это чехол для сотового телефона. Нами создана тетрадь по технологии для 5 класса. В тетради есть раздел «выполнение проекта», который помогает ученицам разобраться в сложной теме. В это году ученицы самостоятельно расширили тему проекта. Были связаны игрушки, сумки, аксессуары. Большую помощь в создании проектов оказывает созданный ЭУМК, учебник «Вязание крючком от А до Я» автор Волкова Т.М., и мастер – классы из интернета.

Метод проектов успешно применяется и при изучении раздела проектирование и изготовление изделия.  Проекты создаются в рамках учебных часов. Ученицы выполняют дизайнерскую разработку, далее строят выкройки по индивидуальным меркам, составляют технологическую последовательность, изучают машинные швы, которыми отшивается изделие, и выполняют проект.

В 7 классе девочки на последнем занятии по кулинарии представляют свой проект «Кулинарное изделие по выбору». Темы различные – история блюд, народные традиции, мастер – классы.

В 8 классе ученицам предоставляется возможность выбрать тему проекта самостоятельно, изделие в любой технике рукоделия.

Темы проектов: Праздники, Вышивка, Плетение, Уход за волосами, Вязание, Мыловарение, Одежда, Сумки, Куклы, Ландшафтный дизайн и др.

Одним из основных принципов управления творческой деятельностью является планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок, так

  • В 5 классе учим:
  • Определять цели проекта
  • Составлять опорную схему мышления (звёздочка обдумывания)
  • Искать материал
  • Частично оценивать проделанную работу
  • Защищать проект
  • В 6 классе учим:
  • Планировать работу
  • Составлять технологическую последовательность выполнения изделия
  • Выбирать необходимое оборудование и материалы
  • В 7 классе учим:
  • Выполнять дизайн – анализ
  • Выполнять исследовательские проекты и мастер – классы
  • Самоконтролю
  • В 8 классе учим:
  • Выполнять проект в полном объеме на самостоятельно выбранную тему
  • Оценивать проделанную работу
  • Защищать проект в виде презентации

Помощь в создании презентации к проектам, часто учащиеся получают на уроках информатики.

Дополнительное образование является полноправным партнером школьного образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности в современных социокультурных условиях.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

В системе дополнительного образования легче создавать проекты различной направленности: творческие, социальные, игровые и другие. Творческий проект - это задание, активизирующее деятельность учащихся. В результате этой деятельности ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.

Функция проекта - научить учиться. При этом позиция педагога - дать технологическую основу, вовлечь в творческий процесс, а позиция ученика - поиск своего решения. Основными оценочными действиями учащихся является – « Я умею! У меня получилось!»

Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Каждый учащийся вносит свою дизайнерскую идею, и чем он больше знает, тем больше идей.

 Основными принципами управления творческой деятельностью является:

  • дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности заданий;
  • планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению работы;
  • постепенное отдаление педагога и занятие им позиции координатора и наблюдателя за процессом;
  • переход от контроля педагога к самоконтролю.

Важной функцией педагога дополнительного образования становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию.

Говоря о важности проектной деятельности внутри объединения, на первое место выходят  совместные проекты основного образования и дополнительного; совместные проекты различных объединений; социальные проекты внутри отделения дополнительного образования.

Примером реализации совместного проекта различный творческих объединений является создание коллекций костюмов для ТО «Театр моды».

Первые собственные коллекции «Полиэтилен» и «Вселенная» были не только разработаны ребятами, но и выполнены ими из несложных в обработке материалов.

При создании новых коллекций дети поняли необходимость в получении новых знаний и умений в конструировании и моделировании одежды, а также технологий обработки различных материалов.

Таким образом, сложился творческий коллектив единомышленников по созданию коллекций костюмов для ТО «Театр моды»: учащиеся, их родители, художественный руководитель, педагоги других ТО, учитель технологии.

На первом этапе продумывается идея коллекции. Учащиеся собирают информацию из различных источников, фантазируют и создают эскизы будущих костюмов в едином стиле.

На втором этапе совместно подбирают материалы и фурнитуру.

На третьем этапе старшие воспитанники на занятиях ТО «Конструирование и моделирование» изготавливают основу костюма. Учитель технологии проводит мастер-классы по технологии обработки различных материалов (аппликация, гильоширование, изготовление искусственных цветов и др.), консультирует родителей и помогает в изготовлении костюмов. Важность педагогического процесса с точки зрения проектной деятельности заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых по реализации поставленных целей и задач.

Вывод

Система проектных работ должна способствовать решению основных дидактических задач:

  1. приобретению учащимися глубоких и прочных знаний,
  2. развитию у них познавательных способностей,
  3. формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
  4. Вовлечение учащихся в социальные проекты.