Тема: « Путешествие модницы Пуговицы »
творческая работа учащихся по технологии (6 класс) на тему

Устюгова Светлана Ивановна

Краткая аннотация

Обоснования актуальности темы проекта:
 

 

Очень любим, изучать в школе предмет «технология». Изучая этот предмет, появляется возможность соприкасаться с прекрасным. Знакомясь на уроках с различными разделами программы, получаем знания о разных техниках, методах, приемах изготовления тех или иных предметов, возможность самим выполнять какие либо эксклюзивные вещи. Изучая раздел программы «Уход за одеждой» мы изучили что:

Бережливость и аккуратность во все времена и у всех народов считалась добродетелью человека – его большим достоинством. Для сохранения одежды в хорошем состоянии необходимо постоянно следить за ней – не только своевременно стирать, чистить и гладить, но и делать мелкий ремонт. А помогают нам в этом такие простые и привычные для нас инструменты как иголки, ножницы, напёрстки. Одним из простейших и распространённых видов ремонта является выбор и замена фурнитуры. Фурнитура – это вспомогательные изделия, которые используются в швейном производстве, а самым распространённым представителем является пуговица и нам очень захотелось узнать возникновение пуговицы, подробно изучить  откуда появилась и как на сегодняшний день используется пуговица. Посоветовавшись с учителем технологии, родилась идея самим разработать проект «Путешествие модницы Пуговицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled_pugovitsa.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Ачинская санаторная школа-интернат»

Школьный этап научно –практической конференции

Тема: « Путешествие модницы Пуговицы »

     Авторы: Креймер Полина, Низяева Екатерина,

                                                         учащаяся 6  класса

                       Ачинская санаторная школа-интернат  

                                                Научный руководитель:

                                    Устюгова Светлана Ивановна,

                                                         учитель технологии

                    Ачинская санаторная школа-интернат

                                       

                                          2015 г.

Содержание


Краткая аннотация…………………………………………………

Введение……………………………………………………………

Научная статья……………………………………………………
Список литературы ………………………………………………

Краткая аннотация

Обоснования актуальности темы проекта:

Очень любим, изучать в школе предмет «технология». Изучая этот предмет, появляется возможность соприкасаться с прекрасным. Знакомясь на уроках с различными разделами программы, получаем знания о разных техниках, методах, приемах изготовления тех или иных предметов, возможность самим выполнять какие либо эксклюзивные вещи. Изучая раздел программы «Уход за одеждой» мы изучили что:

Бережливость и аккуратность во все времена и у всех народов считалась добродетелью человека – его большим достоинством. Для сохранения одежды в хорошем состоянии необходимо постоянно следить за ней – не только своевременно стирать, чистить и гладить, но и делать мелкий ремонт. А помогают нам в этом такие простые и привычные для нас инструменты как иголки, ножницы, напёрстки. Одним из простейших и распространённых видов ремонта является выбор и замена фурнитуры. Фурнитура – это вспомогательные изделия, которые используются в швейном производстве, а самым распространённым представителем является пуговица и нам очень захотелось узнать возникновение пуговицы, подробно изучить  откуда появилась и как на сегодняшний день используется пуговица. Посоветовавшись с учителем технологии, родилась идея самим разработать проект «Путешествие модницы Пуговицы».

Введение

Тема нашего исследования « Путешествие модницы Пуговицы в прошлом и настоящем».

Наша цель-изучение  исторических данных возникновения пуговицы русской культуре, прошлой и современной.            

Для этого мне придется ответить на ряд вопросов:

Что такое  пуговица? Почему она  получила такое название?

 Откуда к нам пришла пуговица?

  Кто сделал первую  пуговицу?

Наша гипотеза состоит в том, что должно было пройти много веков, чтобы пуговица, наконец-то приняла привычный для нас вид. Это событие произошло в эпоху раннего Средневековья. Когда одежда сильно изменилась. Она уже не состояла из нескольких кусков задрапированной ткани, а кроилась и сшивалась

 Задачи исследования:

Привлечь внимание детей и взрослых к изучению истории происхождения пуговицы

- Собрать материал о особенностях возникновения пуговицы в разные эпохи.

-Организовать выставку детских работ из пуговиц.
Методы и приемы исследования:

 1. Исследовательский метод (было прочитано много литературы о происхождении пуговиц; были изучены статьи и различные материалы по истории возникновения пуговицы).

 2. Научный метод (познакомились с инструментами и приспособлениями для  пришивания пуговиц; познакомилась с технологией пришивания пуговиц) .
3. Практический метод (освоили на практике технологию пришивания пуговиц).

И мы, авторы этой исследовательской, творческой работы, изучив историю пуговицы, решили попробовать создать  небольшую коллекцию эксклюзивных вещей из пуговиц.

Научная статья 

Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались. Кто именно изобрел пуговицу, неизвестно: одни ученые склоняются к тому, что это были греки или римляне, другие - что пуговица пришла из Азии. Делались они преимущественно из слоновой кости. Попытки разыскать предков пуговицы приводит нас в античный мир, где одежду не надевали, а драпировались в нее. Красиво драпировать одежду умел далеко не каждый, это было сложным искусством. Закончив драпировку, древние греки искусно закалывали на плече свои хитоны и хламиды застежкой-фибулой, которую еще нельзя назвать настоящей пуговицей. Она предназначалась скорее для украшения. Одна из самых древних пуговиц найдена на территории Дании во время раскопок захоронения воина. Подобные пуговицы из бронзы и кожи находили и в других местах.

 Нам предстояло выполнить  следующие.

Сравнение данных источников путем констатации факта наличия того или иного материала по данной техники  и признании уникальности каждого такого факта. Создание и апробация  проекта «Путешествие модницы пуговицы»», основанного  на  изученном материале.  Организация творческих мастер-классов и  соединении их в единое целое в выставки творческих работ учащихся.

Должно было пройти много веков, чтобы пуговица, наконец-то приняла привычный для нас вид. Это событие произошло в эпоху раннего Средневековья. Когда одежда сильно изменилась. Она уже не состояла из нескольких кусков задрапированной ткани, а кроилась и сшивалась. Туника-рубаха - основа костюма всех европейских народов того времени, надевалась через голову, а это было не совсем удобно, особенно при верховой езде. Да еще появилась мода на приталенное, облегающие платье. Появление европейской одежды стало необходимостью. И она появилась.

А произошло это так.

Началась утомительная двухсотлетняя война с турками, получившая благородное название Священной Крестовой. Рыцари с удивлением обнаружили, что турки, одетые в такие же, как у них самих туники-кафтаны, спереди застегивали их сверху донизу на пуговицы. Крестоносцев так поразили пуговицы, что они прихватили их в качестве военного трофея в Европу. С этого времени в Европе началась настоящая пуговичная эпидемия. У турок пуговицы были сделаны из узкой полоски ткани, завязанной в тугой узел, петли были навесные. Но европейцы усовершенствовали застежки, придумав прорезные петли, которые решили все проблемы, связанные с размещением большого количества пуговиц. Теперь их нашивали на одежду дюжинами.

В костюмах модников эпохи Ренессанса пуговицы были не просто застежкой, но и украшением, поэтому на одежду нашивалось множество пуговиц, гораздо больше, чем требовалось для застегивания.
У французского короля Франциска I страсть к пуговицам была так велика, что для украшения своих костюмов он как-то приобрел 13.600 золотых пуговиц. Широкое распространение пуговицы получили только в XIII веке. И почти до XVIII века были признаком богатства и знатного происхождения: короли и аристократия могли позволить себе заказать пуговицы из золота и серебра. В начале XVIII века пуговицы стали делать из металла и меди, но почти до конца XIX века пуговицы были настолько дорогим товаром, что их перешивали с одной одежды на другую.

Пуговицы были некрупными и застегивались на воздушные и прорезные петли. Делали их из металла, дерева, слоновой кости, драгоценных камней, золота и серебра. Многие из них были шедеврами ювелирного искусства и стоили чрезвычайно дорого. Только за пуговицы к жилету Людовик XIV заплатил 3.600 франков, они были украшены 816-ю самоцветами, 1824 алмазами и эмалью. Часто пуговицы стоили дороже самого платья. Поэтому на протяжении многих веков они перешивались с одних царских одежд на другие. Не дешево стоили и простые пуговицы, вырезанные из дерева или кости, т.к. каждая делалась вручную.

Настоящего расцвета “пуговичное искусство” достигло в XVIII веке, когда во Франции появилась мода на дорогие пуговицы. В эту эпоху пуговицы, нашитые на костюм стоили уже целое состояние. Перед Французской революцией костюмы стали скромнее. Пуговицы, количество которых сильно сократилось, были главным украшением.

В России XVIII века мужской и женский костюмы были необыкновенно красочные. Пуговицы чаще всего обтягивались парчой и бархатом, украшались миниатюрной вышивкой, включаясь в орнаментальную композицию костюма.

Костюм Петра I является уникальным экспонатом Кунсткамеры г. Санкт-Петербурга. В XIX веке сюртук и фрак вытесняют из мужского гардероба роскошные одежды предыдущих эпох. Меняются и пуговицы. В конце концов, люди научились делать дешевые красивые пуговицы, без которых просто невозможно представить себе современный костюм. Из-за капризов моды пуговиц требовалось все больше и больше. Во многих странах мира возникают пуговичные фабрики и заводы, выпускающие богатейший ассортимент. В ХХ веке одежда стала намного проще, удобнее, демократичнее. Ценилась функциональность, а не пышная декоративность. “Ангел-истребитель стиля XIX века” – Коко Шанель провозгласила: “Ни одной пуговицы без петлицы”.

Интересные факты из истории пуговиц.

Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так он отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

Интересно отметить, что по ГОСТу в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 г.

Губительное воздействие русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось еще и тем, что с них буквально падала одежда. Оловянные пуговицы крошились на морозе. При сильных морозах (ниже минус 13-15 градусов Цельсия) олово переходило в порошкообразную модификацию – пуговицы крошились.

Что такое пуговица?

Пуговица — застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.

Пуговица со сквозными отверстиями — обычная простейшая пуговица представляет собой диск с двумя сквозными отверстиями в середине, однако встречаются пуговицы других видов и форм (например, квадратные, треугольные, цилиндрические или шарообразные). Количество отверстий также может варьироваться.

Пуговица с ушком — на задней стороне пуговицы располагается выступ с единственным отверстием, за которое пуговица и пришивается к одежде.

Пуговицы изготавливаются (и изготавливались) из самых разнообразных материалов: металла, стекла, дерева, янтаря, перламутра, кожи, кости, фарфора и т. д. С 1930-х годов широкое распространение получили пластмассовые пуговицы.

Можно выделить четыре основных функции пуговицы:

  • утилитарная (застежка);
  • декоративная (украшение);
  • магическая (оберег или талисман);
  • информативная (опознавательный знак).

Долгое время пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Форма, размер, украшение пуговиц и их количество на одежде говорило о богатстве человека и его социальном положении. Зачастую некоторые предметы одежды имели более ста пуговиц. Шуба могла стоить дешевле помещённых на неё пуговиц.

Магическая природа пуговицы определялась тремя способами:

  • рисунками (узорами)
  • формой
  • цветом

Треугольник символизировал: рождение, жизнь и смерть; начало, середину и конец чего-либо; детство — зрелость — старость и, наконец, триединое начало человека: духовное, телесное и душевное.

Четырехугольник (число четыре) — символ сторон света, четырех стихий природы (земля, воздух, огонь, вода).

Пятиконечная звезда, называемая также “печатью Соломона”, считалась сильным оберегом. Священное счастливое число “пять” выступает знаком завершенности (у нас пять органов чувств, по пять пальцев на руках и ногах и т.д.).

Шестиугольник — знак совершенства.

Словарь Владимира Даля сообщает, что “Пуговица — это пугалка”. Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристёгивались.

Информативная функция появилась достаточно поздно. Пуговица используется, как знак принадлежности к определенной группе, профессии, роду войск и т. д. (служебные мундиры, ливреи и т. п.)

Как пришить пуговицу?

Пришивают пуговицы вдвое сложенной нитью.

С двумя отверстиями. Чтобы избежать напряжения в области застежки, плоские пуговицы нужно пришивать с небольшой ножкой из ниток. Стойку 3-5 раз обвивают нитками, конец их закрепляют 3-4 стежками. (Пришивая пуговицы к изделиям из хлопчатобумажных и льняных тканей, можно стоику не делать.) Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают к одежде катушечными нитками, под цвет пуговицы: с 2-мя отверстиями – 4-5 стежков, с 4-мя отверстиями, в каждую пару отверстий. Если пуговицу пришивают к верхней одежде (пальто, куртке, шубе), то вам понадобится еще одна пуговица, которая укладывается с изнаночной стороны изделия. Она должна быть плоской и с таким же количеством отверстий, как основная пуговица. Пришивается она для того, чтобы не прорывалась ткань у изделия.

С четырьмя отверстиями. Существует 4 способа пришивания пуговиц с 4-мя дырками к ткани (основе): прямоугольником, крест-накрест, или соединяя оба этих способа. Интересно смотрится способ пришивания лапкой, когда одно из отверстий, поочередно соединяется с тремя остальными. Пуговица с четырьмя отверстиями пришивается на ножке

С ушком (или на ножке). Пуговицу с ушком пришивают плотно, нить при работе затягивают, а узелок остается на лицевой стороне.

Заключение

У хорошей хозяйки постепенно накапливаются пуговицы от старых вещей. Лежат они себе в баночке до тех пор, пока не появится желание сделать что-либо интересное и красивое из них. И всё будет зависеть от возраста мастерицы и её навыков. А мы  предлагаем вашему вниманию  настенные панно, которые отлично украсят любой интерьер.

 Полученные данные:

1. Познакомились с историей возникновения пуговицы.
3. Изучили и опробовали технологии пришивания пуговиц.
4. Изготовили  коллекцию эксклюзивных вещей из пуговиц.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Урок-заочное путешествие с применением информационных технологий по немецкому языку по теме "Путешествие в Германию" в 7 классе

Урок "Путешествие в Германию" способствует систематизации и обобщению знаний учащихся по теме "Германия". На уроке учащиеся приобщаются к культуре и реалиям страны изучаемого языка. ...

Игра- путешествие по теме: «Путешествие по лесным тропинкам».

Разработка внеклассного мероприятия по экологическому направлению деятельности по теме"Путешествие по лесным тропинкам" в форме игры- путешествия...

Открытый урок по теме " Путешествие, необычные виды путешествия "

Урок разработан к учебнику Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули,  О.Е. Подоляко,  В.Эванс «Английский в фокусе» для 8 класса и отнесен к разделу «Путешествие. Культурный обмен».   Матери...

Технологическая карта урока трудового обучения по ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (5 класс, тема урока "Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями")

Технологическая карта составлена методически грамотно, что способствует продуктивной работе учителя и обучающихся....