Педагогическая значимость проектной деятельности учащихся.
статья по технологии (5 класс) на тему

Метод проектов является педагогической технологией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая значимость проектной деятельности учащихся.

Любая деятельность человека имеет определённую цель. Профессия учителя заставляет постоянно думать о будущем. А оно будет таким, каким придут в эту жизнь наши ученики.

Жизнь выдвигает новые требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ( личностные, метапредметные, предметные)

Ключевым становится формирование у школьников компетентности- способности самостоятельно мыслить и применять знания,  тщательно  обдумывать принимаемые решения, чётко планировать действия анализировать полученный результат.

Результативным способом решения этих задач является реализация в школьном образовании проектной и исследовательской деятельности.

Большая педагогическая значимость метода проектов заключается в том, что он, являясь методом практического целенаправленного действия, даёт возможность приобретения учеником собственного жизненного опыта. Метод проектов является педагогической технологией, позволяющей поставить позицию ученика в педагогическом процессе на первое место, является методом, идущим от потребностей и интересов ученика, учитывающим индивидуальные особенности, стимулирующие самостоятельность.

Это технология, которая обеспечивает рост личности ребёнка, контролирует потребность ученика в самореализации, самовыражении, способствует интеллектуальному росту, активизации знаний умений и навыков, практическому применению знаний, использует принцип сотрудничества.

Проект – это цель, осознанная учеником, значимая для него. Это творческая практическая работа, поэтапное продвижение к поставленной цели.

Проект создаёт возможность для самореализации личности ребёнка во время трудовой деятельности.

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной  деятельности, развитие креативности, компетентности.

Сравнительные характеристики

традиционного и проектного обучения

Характеристики процесса обучения

Традиционное обучение

Проектное обучение

Формирование компетентности учащегося

Цель

Усвоение знаний, выработка умений и навыков, понимание учебного материала

Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения

Содержание

Программные знания

Освоение способов познания

Мотивы

Отметка ,приказание, запрещение, наказание, соревнование

Радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, приращение знаний  и умений

Методы

Преобладание репродуктивных методов: повторение, упражнение,  заучивание, действия по образцу, инструктаж

Преобладание активных методов: проблемная, эвристическая беседа,

Диспут, совместный поиск, методы активизации творческого мышления

Формы организации урока

Преобладание фронтальных форм:

Рассказ, лекция, опрос, вопросно-ответный диалог

Преобладание активных методов:

Самостоятельная исследовательская работа, дискуссия, «мозговой штурм», консультация

Статус учителя

Всевластный ,всезнающий, непререкаемый начальник

Помощник, советчик, консультант, старший друг, тренер, координатор

Функции учителя

Сообщение знаний, демонстрация умений, проверка и оценка качеств их усвоения

Сотрудничество организация, координация и активизация творческого процесса решения учащимися проблем, познавательных и практических задач

Функции учащихся

Усвоение знаний, приобретение умений и воспроизведение их по требованию учителя

Освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование  себя и окружающего мира

Результат

Соответствие знаний и умений учащихся требованиям стандарта

Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации,

Сформирована компетентность учащихся

Особое место между проектами  занимает на уроках технология

Цель: развитие творческого потенциала личности, её способность  к самореализации. Работая над проектами, ученик получит возможность научиться:

 - Организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, находить новые решения, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий

 - Осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать варианты рекламы для продукта.

По продолжительности можно использовать разные проекты : мини- проекты (на один урок или часть урока), средней продолжительности и долгосрочные, при изучении любых разделов программы.

Продолжительные проекты наиболее значимые и интересные для учащихся. Вот названия некоторых проектов, с которыми мои учащиеся выступали на районных олимпиадах , некоторые из них заняли призовые места и на городском конкурсе:

 По кулинарии :

- Картофельные фантазии (город)

 - Твороженная страна (город)

По вязанию:

«В летний вечер» - пелерина

«Розовое чудо» - костюм

«Следки лучистые» - вязанные следки

«Нежная паутинка» - кардиган (городской)

«Цветочная рапсодия» - топик (городской)

«Любимой мамочке» -  топик

Пошив изделия:

«Солнечное настроение» - пляжный костюм

«Любимой сестрёнке» - детское платье

«Люблю сестрёнку» - жилетка

Разные материалы:

«Неувядающие розы» - плетёная корзина с цветами

Панно  « Хризантемы»(бумага)

Панно «Осенние блики»  (яичная скорлупа)

        Презентация проекта может проходить в разных формах: сообщение, доклад, видеофильмом, пресс-конференция и т. д. Но всегда это отчёт, серьёзный анализ, самооценка выполненной работы.

В осуществлении проектной деятельности учащегося особая роль принадлежит учителю. Он должен обладать творческими способностями, определённым уровнем культуры, авторитетом, быть инициатором интересных начинаний, уметь увлечь, «Зажечь» учащихся, чтобы выполнить определённые задачи:

1.Создание условий для развития мышления учащихся

2.Расширение познавательных интересов и возможностей самообразования и самореализации учащихся в процессе практического применения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе введения ФГОС ООО".

Данный материал является обобщением опыта работы по руководству проектной деятельностью учащихся  в учебно-воспитательном процесссе. Данный педпроект был заявлен на участие в районном конкурсе пе...

Методическая разработка методиста Терешиной Светланы Витальевны по теме: "Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей"

Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

Выступление на педагогическом совете «Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время»

Большие возможности для развития творческой личности создаетактуальная и востребованная в современной педагогике проектно-исследовательская деятельность учащихся....

Педагогический проект на тему: «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования».

Педагогический проект «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования»  представляет собой определенную систем...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...