Главные вкладки

    Урок в 5 классе по теме "Столярный верстак. Организация рабочего места."
    план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

    Кустубаев Айдар Тлеумуратович

    Тема: Столярный верстак. Организация рабочего места. 

    Цели: Ознакомить учащихся с правилами поведения в школьных мас­терских, а также с требованиями, предъявляемыми к ученикам; познакомить со столярным верстаком; на­учить правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины; ознакомить с техникой безопасности труда; пробу­дить интерес к труду; воспитывать в детях потребность и желание трудиться; формировать представление учащихся о разнообразии профессий, воспитывать трудолюбие, уважитель­ное отношение к людям труда. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urokno1.doc97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок № 1

    Тема: Столярный верстак. Организация рабочего места. (слайд 1)

    Цели: Ознакомить учащихся с правилами поведения в школьных мастерских, а также с требованиями, предъявляемыми к ученикам; познакомить со столярным верстаком; научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины; ознакомить с техникой безопасности труда; пробудить интерес к труду; воспитывать в детях потребность и желание трудиться; формировать представление учащихся о разнообразии профессий, воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям труда.

    Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, таблица по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ учащихся V классов, класс оформлен плакатами с изображением представителей различных профессий, плакат с пословицами: «Белые руки чужие труды любят», «Дело и учит, и мучит, и кормит»; проектор, компьютер, слайды.  

    I.

    Орг. момент.

    1. Вступительное слово учителя.

    У каждого в жизни своя забота: Чтоб всегда любимая была работа.

    Кто из вас смекалкою обладает, Пусть загадку хитрую отгадает.

    Ответ услышать буду рад, Только говорите дружно, складно ( по очереди каждой группе)

     Чтоб заиграл красиво музыкант, Проявить ему нужно ... (талант).

    Чтоб сшить модные брюки, Нужны портному умелые ... (руки).

    Чтоб шоферу автобусом управлять, Нужно правила дорожного... (движенья знать).

    Чтоб у повара пирожки получились вкусные,

    Надо владеть технологическими операциями ...(искусно).

    Вижу, что знаете вы, друзья, Трудом гордится ... (Земля).

    Ребенку и взрослому нужен ... (труд), Умение, терпенье все ... (перетрут).

    Дорогие ребята! Дорогие гости! Добрый день! Все люди нашего края трудятся. Мы в школе тоже трудимся, чтобы потом, когда вырастем, выбрать себе любимую профессию. А знаете ли вы, как много профессий на планете? Придет время, вы все станете взрослыми. Вам придется самим строить дома, растить хлеб. И сегодня мы посвящаем наш необычный урок  труду!

    Говорят всегда, что без него не вынешь рыбку из пруда.

    - Какие пословицы о труде вы знаете?

    Дети. • Терпенье и труд - все перетрут.

    • Труд человека кормит, а лень портит.

    •  Умелые руки не знают скуки.

    •  Была бы охота - будет ладиться работа.

    •   Окончил дело - гуляй смело.

    •   Землю красит солнце, а человека - труд.

    В этом году вы  приступаете к изучению новой учебной дисциплины - технология.

    II.

    Слайд2

    Изучение

    нового материала.

    Слайд 3

    Слайд4

    Слайд5

    Что же это за термин?

    Слово «технология» происходит от древнегреческого techne-«искусство, мастерство, умение» и латинского loqos - «учение, наука».

    Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.

    Технологией называют также определенную последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Точное выполнение всех операций и соблюдение их последовательности - гарантия выпуска качественной продукции

    Технология же как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.

    Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.

    - Как вы думаете, что это за технологии?

    Это технология общения, технология ухода за жильем и др.

    Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, - это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др.

    Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепости, мельницы, орудия труда, посуду и многое другое.

    - Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете? Среди данных предметов назовите

    те, которые сделаны из дерева. (Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки)

    Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы и дома.

    Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком, стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.

    Слово «верстак» в переводе с немецкого означает «мастерская». Верстак, как вы уже поняли, - это рабочий стол.  Рабочее место - это определенная часть производственной площади, предназначенная для одного или группы рабочих и снабженная оборудованием и приспособлениями для выполнения технологической операций

    Для работы необходимо сухое и светлое помещение. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Желательно, чтобы свет падал спереди и слева, чтобы во время работы глаза работающего не переутомлялись как от недостатка света, так и от его избытка.

         Правильно организованное рабочее место — основа высокопроизводительного труда при наименьшей затрате сил и времени. Прежде чем оборудовать рабочее место, следует вспомнить, что в наш век без научной организации труда больших успехов в работе не добиться. Где работают неисправным, не заточенным инструментом, содержат его в беспорядке, материалы хранят как попало — там брак, низкое качество изделия и напрасная трата бесценного времени. А теперь послушайте вредные советы по ТБ. Согласны ли вы с ними?

                                                         ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ПО ТБ

    Коль пришел ты в мастерскую,                              Не забудь достать из сумки
    Бегай, прыгай, веселись,                                          Бутер грязными руками
    Молотком маши активно                                         Поваляй его по стружке
    Не стесняйся никого.                                               Так он будет повкусней.

    А потом возьми напильник                                      Шило, ножницы, чертилки
    Стукни друга по спине                                             Передай скорее так,
    И включай станки скорее,                                        Чтобы острыми концами
    Не спросивши никого.                                              Не поранить бы СЕБЯ.

    И не выключив станка,                                               А когда ты все начертишь
    Ты иди гулять по классу,                                            И нарежешь, насверлишь,
    Отвлекай всех от работы,                                           То не вздумай все убрать ты,
    Пусть они получат два.                                               Пусть учитель уберет.

    Если ты мои советы,
    Будешь строго выполнять,
    То, конечно же, в больницу,
    Непременно попадешь.

    Чтобы не разочароваться в работе, чтобы труд был успешным и радостным, нужно предъявлять следующие основные требования:

    •перед  началом  работы  рабочее   место  должно  быть  тщательно   подготовлено, инструменты и приспособления проверены и расположены в необходимом и удобном для работы порядке;

    •на рабочее место помещают только предметы, необходимые для выполнения данного задания;

    • все предметы, которые берутся во время работы левой рукой, размещаются слева, а правой — справа;

    •часто используемые предметы  кладут ближе к исполнителю а редко используемые - дальше, но не более  чем  на расстоянии вытянутой руки;

    • каждый предмет должен иметь свое постоянное место, инструменты нельзя класть друг на друга или на металлические предметы;

    • чертежи и другую техническую документацию необходимо размещать на рамках и крепить для удобства над верстаком (станком);

    • по окончании работы рабочее место тщательно убирают, инструменты и приспособления протирают, проверяют и кладут на отведенное для них место;

    • обработанные изделия и заготовки убирают на свои места;

    •  продумать порядок работы и придерживаться его до конца.

    Следуя этим правилам, Вы не только достигнете успехов в работе, Но и приучитесь к порядку, дисциплине и культуре труда.

    Рабочее место столяра, обрабатывающего древесину, оборудуют верстаком и хранящимся в определенном месте набором инструментов и приспособлений.

    III.

    Повторение пройд. материала

    Слайд6

    Слайд7

    Слайд 8

    Слай д 9

    1. О профессиях.

    В мире профессий тысячи. И все они почётны, значимы и очень  нужны. Профессия помогает не только жить, но и помогает раскрыть  способности, укрепить характер, стать достойным человеком. Профессия необходима человеку так же сильно, как воздух и вода. А много ли вы знаете профессий? Ребята: Много.

    Педагог: Давайте проверим. Читаю вам стихотворение, а вы называете профессии, там, где я делаю паузу. Вопросы задаю каждой команде поочерёдно.

    Профессий всех не сосчитать! А вы какие можете назвать?

    Поезд водит... (машинист). Пашет в поле... (тракторист).

    Самолетом правит... (летчик). Клеит книжки... (переплетчик).

    В школе учит нас... (учитель). Строит здания... (строитель).

    Красит стены нам... (маляр). Столы делает... (столяр).

    Песни нам поет... (певец). Торговлей занят... (продавец).

    На станке ткет ткани... (ткач). От болезней лечит... (врач).

    Лекарства выдаст нам... (аптекарь). Хлеб печет в пекарне... (пекарь).

    Нарисует нам... (художник). Сапоги сошьет... (сапожник).

     Нам печку сложит на зиму... (печник). Обслужит в поезде нас... (проводник).

    Потушит в миг пожар... (пожарный). На Крайнем Севере работает..(полярник).

    С другого языка переведет... (переводчик). Исправит кран... (водопроводчик).

    Часы чинит... (часовщик). Грузит краном... (крановщик).

    Рыбу ловит... (рыбак). Служит на море... (моряк).

    В машине возит груз... (шофер). Хлеб убирает... (комбайнер).

    В доме свет провел... (монтер). В шахте трудится... (шахтер).

    В жаркой кузнице... (кузнец). Кто все знает - молодец!

    В мире профессий - тысячи. Так что же такое «профессия»? (Ответы детей.)

    Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки? (Ответы детей.)

     Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или других учебных заведениях.

    А теперь обратимся к толковому словарю, чтобы найти ответ на первую часть темы нашего урока. Читаем в словаре. Профессия - это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

    Я хочу познакомить вас сегодня одной из почётных профессий. Отгадав ребус, вы угадаете,  о чём речь.   Столяр (от словосочетания - изготовление столов).

    2. Устройство столярного верстака.

    Объяснение учителя:  Существует два вида верстака: столярный (деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный - для обработки древесины, а универсальный - для обработки древесины и металлов.

    Столярный верстак (рис. 1) состоит из подверстачья (1), крышки (2) с отверстиями (3), в которые вставляются клинья, лотка (4), переднего зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и поворотных пальцев (7).

    Передний зажим служит для закрепления заготовок. Отверстия (3) с клиньями - для упора и крепления заготовок при строгании В лотке (4) размещают инструмент. Задний зажим - для крепления заготовок при строгании и распиливании Выдвижные и поворотные пальцы - для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.

    3. Инструменты.

    - Среди данных инструментов назовите режущие и измерительные  (ножовки, пилы, рубанки, дрели, линейки, угольники, циркули, транспортиры)

     Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук.

    4. Правила работы у верстака.

    Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять, сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.

    - Как это проверить?  Нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на него крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту.

    Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным.

    -Что для этого нужно делать?

    Заготовки зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев.

    Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима.

    5.Рабочая одежда.

    Работу в мастерской выполняют в специальной одежде. Халат, комбинезон или фартук, берет (желательно темного цвета)

    6.Техника безопасности при работе на верстаке.

    •  Оберегать крышку верстака от повреждений режущими инструментами.
    •  Не закручивать сильно передний и задний зажимы верстака
    •  Не ударять молотком по крышке верстака и зажимам.
    • Клинья в отверстия верстака забивать только киянкой.
    • На рабочем месте не должны находиться лишние предметы и ненужные инструменты.
    •  По окончании работы очищать верстак от стружки щеткой.

    III. Физ

    минутка

    Встанем,  дети, скажем вместе:

    Рз, два, три, четыре, пять.

    Раз подпрыгнем, два присядем

    И продолжим урок опять.

    IV.

    Практическая часть

    Ознакомиться с устройством столярного верстака. Проверить соответствие верстака росту учащихся. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями.

    Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.

    Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты.

    V. 

    Закрепление нового материла

                         

                                                   Игра «Грамматическое лото»

    технология

    Слово «технология» происходит от древнегреческого techne-«искусство, мастерство, умение» и латинского loqos - «учение, наука».

    древесина

    один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности.

    верстак

    в переводе с немецкого означает «мастерская»- это рабочий стол.

    рабочее место

    это определенная часть производственной площади, предназначенная для одного или группы рабочих и снабженная оборудованием и приспособлениями для выполнения технологической операций

    столяр

    от словосочетания - изготовление столов, профессия рабочего, занятого

    ручной обработкой древесины

    режущие

    ножовки, пилы, рубанки, дрели

    измерительные

    линейки, угольники, циркули, транспортиры

    специальная одежда в мастерской.

    Халат, комбинезон или фартук, берет (желательно темного цвета)

    труд человека кормит

    а лень портит

    без труда не вынешь

    и рыбку из пруда

    хочешь есть калачи

    не сиди на печи

    не то забота, что много работы

    а то забота, как ее нет

    кто не работает

    тот не ест

    VI.

    Итог урока.

    Уборка рабочих мест, инструментов, помещения мастерских. Выставление оценок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по информатике в 5 классе и презентация "Информация. Информатика. Компьютер.Техника безопасности и организация рабочего места".

    Цель данного урока:1.познакомить учащихся с техникой безопасности и правильной организации рабочего места;2. дать представление о понятии "информация",её видах,  о предмете "Информатика"....

    Презентация к уроку технологии 5 класс"Организация рабочего места при выполнении ручных работ"

    Презентация  Инструменты и приспособления при выполнении ручных работ...

    8 класс. Тема урока: Электробезопасность на уроках технологии. Организация рабочего места.

    Цели урока: - ознакомить учащихся с воздействием электрического тока на организм человека; - выяснить причины поражения током; - ознакомить с правилами электробезопасности и мерами первой по...

    Конспект урока по информатике для 7 класса по теме: "Техника безопасности и организация рабочего места"

    Цели урока:·         повторение и обобщение знаний учащихся о технике безопасности и правилах поведения в компьютерном классе;·...

    Технологическая карта и презентация урока в 5 классе по теме:"Слесарный верстак. Организация рабочеге места".

    Представлена технологическая карта урока по ФГОС, а также презентация по теме урока. Надеюсь будет полезна для педагогов....

    Урок. Вводное занятие. ТБ в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака)

    Цель: раскрыть содержание и задачи раздела "Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения", научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее место для обработк...

    Предмет: Информатика. Класс: 5. Учитель: А.Н. Комогорцева Урок 1. Тема «Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас»

    Цели урока:Образовательная:·         рассмотреть правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;·...