Методическая разработка по технологии.
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Кулинария

 

«Кулинария  - наука о вкусной и здоровой пище»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_tekhnologii.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС по технологии

Методическая разработка по технологии.

Планирование учебного материала по технологии в 5 классе.

             (для углубленного изучения предмета)

                              2014 – 2015 учебный год

Раздел 1

Кулинария

«Кулинария  - наука о вкусной и здоровой пище»

5 класс (68ч.)

п/п

Подразделы и темы

Кол-во учебных часов

Подр.

тема

1

Вводное занятие

2

2

Кулинария

14

3

Физиология питания

1

4

Блюда из молока

1

5

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов  

Моря

2

6

Блюда из круп, бобовых, макаронных продуктов

2

7

Блины, оладьи, блинчики

2

8

Сладкие блюда (компоты и кисели)

2

9

Сервировка стола к ужину

2

10

Элементы этикета

2

11

Заготовка продуктов

2

12

Интерьер жилого дома

4

13

Гигиена девушки. Косметика

4

14

Элементы материаловедения

2

15

Элементы машиноведения

16

Работа на швейной машине

4

17

Рукоделие

8

18

Уход за одеждой и обувью.  

Ремонт одежды

4

19

Творческий проект

14

20

Проектирование и изготовление

конической и клиновой юбки

21

Конструирование и моделирование

конической клиновой  юбок

6

22

Технология обработки конической и

клиновой юбок

26

20

ИТОГО

68

                                              Задания

Для проверки знаний (к урокам 9-10)

Терминологический диктант

  1. Что относится к сладким блюдам?
  2. Какие фрукты используются для приготовления сладких блюд?
  3. Какие продукты еще, кроме фруктов, используются для приготовления сладких блюд?
  4. Каким должен быть состав киселя?
  5. Какими должны быть по составу желе и мусс?
  6. Что такое дегустация блюд?
  7. Объясните значение слова «десерт»
  8. В какой посуде  следует, готовит сладкие блюда?
  9. Как сохранить во фруктах и ягодах витамины?
  10.  Какие блюда и напитки можно приготовить из фруктов и ягод.

Кроссворд

  1. Если перемещать вместе соки малины, смородины и апельсина, что у нас получится?

(коктейль)

  1. Как называется напиток из фруктов сладкий, ароматный и густой

(кисель)

  1. Что мы консервируем на зиму из фруктов?
  2. Все дети очень  любят вкусное, холодное, сладкое, что это?

(мороженое)

 

Ценная информация о сладких блюдах

Сладкие блюда и напитки  - традиционное дополнение любого меню.  Их ассортимент  разнообразен.  Они приятны на вкус, очень питательны, вызывают чувство насыщения,  усиливают  деятельность пищеварительных желез и способствуют улучшению пищеварения.  Сладкие блюда готовят из фруктов, ягод и других продуктов.  Из них человек получает углеводы, органические кислоты, азотистые и дубильные вещества фрукты и ягоды обладают еще и лечебными свойствами: черника и груши оказывают закрепляющие, а сливы расслабляющее действие на кишечник, малиной лечат простудное заболевание, жимолость для лечения артериального давления.

Фрукты и ягоды нужно хранить правильно, их нельзя хранить долго свежими.

Приготовление сладких блюд и напитков из фруктов и ягод

Сладкие блюда и напитки:  кисели, компоты, соки, желе, море, сиропы, муссы, кремы, фруктовые коктейли, мороженое и др.

Приготовление фруктового коктейля:

Малину, смородину, апельсин перебирать, почистить и промыть.  Опустить в соковыжималку каждый по отдельности, а в конце в отдельной посуде все перемешать, разлить в стаканы, оформить лимоном.

Здоровьесберегающие технологии

  1. Встать между рядами прямо, выпрямить спину ноги в месте, руки слегка согнуты.  Поднимать ноги, будто взбираясь по высоким ступеням.  Дыхание  произвольное 10 раз.

  1. Встать прямо, ноги врозь, руки перед собой.  Поворачиваясь направо и налево, деть широкие, размашистые движения руками, как при косьбе.  Дыхание произвольное 10раз.

Задание

для проверки знаний (к урокам 7-8)

Терминологический  диктант

  1. Белый порошкообразный продукт для булок  (мука).
  2. Ароматный. Большой, круглый и  с вареньем  (пирог)
  3. Красиво оформленное, вкусное, сладкое из муки пекут в духовке  (торт)
  4. Национальное блюдо из теста едят с мясом  (хинкал)
  5. Выпекают из жидкого теста на сковороде   (оладьи, блины)
  6. Ароматные, круглые, маленькие с начинкой   (булки)
  7. Национальное блюдо из муки из скатанное тесто с начинкой из творога, мяса, зелени, тыквы    (чуду)
  8. Маленькие, ароматные, творогом, пекут в духовке  (ватрушки)
  9. Из скатанного теста, почти, выпекают на сковороде, едят с сыром (национальное блюдо)  (лепешки)

Ценная информация об изделиях из теста

Изделия из теста издревле является любимым продуктом питания человека.  Они разнообразны. От обычного хлеба до праздничных пирогов, тортов, кексов.  Хлебобулочные изделия  отражают многовековой опыт, мастерство, вкусы и традиции народа.  Истинно русским блюдом  считается «Блины».

Основным продуктом в приготовлении теста для блин является мука.

Мука – порошкообразный  продукт, который  получается в результате измельчения зерен  пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы и т.д.  Они являются носителем всех необходимых для организма питательных веществ.

В муке содержится  все ценные питательные вещества, много углеводов, белков, жиров, минеральных веществ.  Муку для блин хранят в сухом, хорошо проветриваемом месте.  Перед просеиванием муку просеивают, чтобы удалить инородные примеси обогащено  кислородом, улучшить пекарные свойства   муки.

Приготовление теста для блинов

  1. Мука – полкило
  2. Кефир – 1 стакан
  3. Яйцо – 1
  4. Растительное масло – 3 ст. ложки

Все перемешать и сбить.

Здоровьесберегающие технологии

  1. Исходное положение – стоя прямо, руки опущены.  Поднять  руки вверх; потянуться, стараясь  как бы достать потолок, вернуться в исходное положение (повторить 6 раз.)

  1. Исходное положение – сидя на стуле.  Мимикой изобразить разные состояния человека: смешливое, сердитое, удовлетворенное, злобное и т.д.

Задания

для проверки знаний учащихся (к урокам 5-6)

Терминологический диктант

  1. Перечислите зерновые культуры, из которых получают разные крупы
  2. Назовите виды круп из зерновых культур
  3. Какие бобовые культуры вы знаете?
  4. Какие блюда варят из бобовых?
  5. Назовите виды макарон?
  6. Из муки, каких сортов пшеницы готовят макароны?
  7. Какие блюда готовят из макарон?
  8. Первичная обработка круп
  9. Какие блюда готовят из круп?
  10.  Как и где хранят крупы, бобы  и макароны.

Здоровьесберегающие технология

  1. Исходное положение – стоя, руки на поясе.  

На счет два – вернуться в исходное положение,

На счет три – повернуть голову влево;

На счет четыре – вернуться в исходное положение (6 раза)

  1. Исходное положение – стоя, руки на поясе.  На счет раз – поднимаясь на носках, поднять прямые  руки через  стороны вверх: на счет два – вернуться в исходное положение (6 раза).

Ценная информация о крупах, бобовых культурах и макаронах

Крупы основные поставщики растительных белков и углеводов.  Они имеют большую пищевую ценность и снабжают организм углеводами и растительными белками.

Макароны – ценный и питательный продукт, в котором содержится 10-11% белков, 74-75% углеводов,  и до 1% жиров.  Они очень удобные полуфабрикаты для изготовления еды, а приготовление блюд  из них требует мало времени.

Родина макаронов – Южная Италия.  В 18 веке появились в Италии фабрики по производству макаронов.

Первую макаронную фабрику в России построили в 1797 году в г. Одессе.    Из бобовых культур готовят: закуски, салаты, супы, вторые блюда, пудинг и др.

Блюда из крупы, макарон и бобов

Из круп варят каши, их используют  для приготовления супов и закусочных блюд.  Еще из круп варят пудинги, котлеты и биточки и др.

Хранение

Все эти продукты (крупы, макароны, бобовые) хранят хорошо проветриваемом прохладном помещении в закрытой посуде.

Задания

для проверки знаний учащихся (к урокам 3-4)

Терминологический диктант

  1. В чем ценность рыбы?
  2. Перечислите виды морских рыб?
  3. Первичная обработка рыбы
  4. Перечислите виды речных рыб?
  5. Тепловая  обработка рыбы?
  6. Как проверить свежесть рыбы?
  7. Как, где и сколько можно хранить рыбу?
  8. В каком виде рыба продается в магазинах?
  9. Назовите нерыбные продукты моря?
  10.  Перечислите, какие блюда можно приготовить из рыбы?
  11.  Что можно приготовить из рыбного фарша?

Ценная информация о рыбе и рыбных блюдах

Рыба и морепродукты имеют высокую пищевую ценность, обладают вкусовым  качествами,  а главное, легко усваивается, и благоприятно действуют  на организм человека.

В рыбном жире содержится полиненасыщенные жирные кислоты они обладают биологической эффективностью.  Жир морских и океанических рыб богат витаминами А. и Д.  В рыбе содержатся витамины группы А, В1, В2, РР, В12, а также в небольших количествах витамин С.

Особую ценность для организма человека представляют содержание йода и фтора.  Очень полезно есть морские беспозвоночные и водоросли.

Приготовление блюд из вареной и жареной рыбы.

Из вареной и жареной рыбы можно приготовить самые разные блюда: рыбные супы (уха),  отварная рыба, запеченная рыба.

Здоровьесберегающие технологии

  1. Исходное положение – стоя боком к стулу, держать одной рукой за его спинку.  Поднять левую ногу вперед, отвести ее максимально в сторону и назад повторить 6 раз.

  1. Исходное положение – стоя сделать шаг вперед левой ногой, присесть на ней и выполнить, несколько пружинных движений повторить 6 раз.

Задания

для проверки знаний учащихся (к урокам 1-2)

Терминологический диктант

  1. Что такое  пастеризация молока?
  2. Как определяют качество молока?
  3. Перечислите молочные продукты
  4. По какому свойству молоко используется в детском и диетическом питании?
  5. Национальные блюда из молока
  6. Кто нам дает молоко?
  7. Какие ценные пищевые вещества содержатся в молоке?
  8. Как и где и сколько можно хранить молоко и молочные блюда?
  9. Какие блюда готовят из молока и молочных блюд

Кроссворд

  1. Нагревание молока до 80 оС  (пастеризация)
  2. Продукт из молока (сметана)
  3. Продукт, из которого пекут пирожки (творог)
  4. Для приготовления кефира, что добавляют в молоко?  (закваска)
  5. Что делают маленьким детям из молока (растишка) 

Ценная информация о молоке

Ценность молока  определяется  химическим составом и легкой усвояемостью входящих в него веществ.  В молоке содержатся жиры, белки, молочный сахар, минеральные соли, микроэлементы, витамины.  Всего в молоке содержится около 200 различных веществ.  Молоко – само по себе прекрасный продукт служит сырьем для приготовления множества различных  молочных продуктов, употребляемых в пищу.  Все молочные продукты  подразделяют  на следующие группы: цельномолочные продукты, масло, сыры, молочные консервы, сухие  молочные продукты, мороженое, молочный сахар и т.д.

Молочные продукты – напитки  здоровья

Молоко  и молочные продукты являются исключительно благоприятной  средой для  развития  микроорганизмов и болезнетворных микробов.  Поэтому молоко и молочные продукты надо правильно хранить.

Приготовления каш из разных круп на молоке

Для приготовления каш на молоке крупы проходят первичную обработку:

  1. перебирают
  2. просеивают
  3. промывают

Использование круп для приготовления каш на молоке:

  1. рисовая – рис
  2. гречневая – гречиха
  3. манная – пшеница
  4. пшенная – просо
  5. пшеничная – пшеница
  6. овсяная – овес
  7. перловая – ячмень
  8. ячневаая – ячмень

Здоровосберегающие технологии

  1. Поднять кисти рук, опустить их свободно, трясти кистями

(повторить 6 раз)

  1. Поднять локти рук, трясти локти  и кисти рук (повторить 6 раз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектные технологии на уроках информатики"

Познакомить с одной из форм организации учебной работы со студентами - методом проектов...

Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...

Методическая разработка по технологии (5 класс) по теме: Подробная программа и содержание урока на основе технологии модерации

Подробная программа и содержание урока русского язык на основе технологии модерации по теме «Правописание -Ы-И- после –Ц-»...

Методическая разработка урока технологии в 6 классе "Технология обработки древесины на токарном станке"

Методическая разработка по теме  "Технология обработки древесины на токарном станке" может быть использована учителями при организации образовательного процесса в 6 классах....

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...

Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс

Ежегодно  8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...