Рабочая программа по технологии (5 кл), 2015 г.
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Бухтиярова Наталья Павловна

Рабочая программа по технологии для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_5_klass.docx167.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 г. КАЛИНИНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

 «СОГЛАСОВАНО»                                                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по УВР                                                                                        Директор школы

                                                                                                                                                        

/        Чулкова О.В.                /                                                                                        / Парфенова Т.А        /

(расшифровка)                                                                                                                      (расшифровка)

«                        2014г                                                                                                Приказ № ___от___            2014г

Рассмотрено на заседании        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагогического совета                                  курса        Технология                                

Протокол №        от______       _2014г        (предмет)

В  5а, 5б, 5в,5гклассе

на 2014/2015    учебный год

РАССМОТРЕНО на ШМО                                                                СОСТАВИТЕЛЬ: Бухтиярова Наталья Павловна        

Протокол №      от                         2014г        

Руководитель_________/__Бухтиярова Н.П,_/                                                              Учитель   высшей     квалификационной категории

                                                        

        Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии разработана как нормативно – правовой документ для организации учебного процесса  в 5классе    МБОУ « СОШ №2  г.Калининска,  Саратовской области». Содержательный статус программы базовая.

Источники составления программы:

  • Закон «Об образовании в  РФ»;
  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (2014);
  • Основная  образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Калининска Саратовской области»  (2012- 2017);
  • Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд», рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр   «Дрофа», 2014г. Авторы программы:О.А.Кожина,.Н.Кудакова, С.Э. Маркуцкая.

Цели и задачи образовательной области «Технология» в 5 классе.

Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Тактическими задачами изучения учебного предмета «Технология» в 5 классе являются:

  • Знакомство с понятиями техносферы
  • Формирование умений планировать и анализировать свою деятельность.Воспитание  нравственных качеств личности:человечности, обязательности,ответственности, трудового образа жизни.
  • Воспитание эстетического вкуса, художественной инициативы путём знакомства с различными видамидекоративно – прикладного  творчества и традициями русского народа
  • Привитие культуры поведения и бесконфликтного общения.

Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне (при продолжительности учебного года 35 недель) в 5 классе еженедельно отводится 2 часа учебных занятий. Таким образом,обучениепо данной рабочей программе  в 5 классе рассчитано на 70 часов. Срок реализации программы – 1год.

Для решения этих задач  используются  6 основных разделов:

  1. Технология ведения дома
  2. Электротехника
  3. Кулинария
  4. Создание изделий из текстильных материалов
  5. Художественные ремесла
  6. Технология опытнической деятельности

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения, лабораторно-практические и практические работы. Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимисятворческих проектов.

При планировании уделяется  внимание текущему и итоговому контролю, применяя различные формы (тесты, карточки, кроссворды и т.д.), знанию и соблюдению правил техники безопасности и электробезопасности, 70 % учебного времени обводится на практические занятия, остальное на освоение теоретических знаний и обучения.

На всех этапах урока   должны применяться средства ИКТ.

При изучении всех разделов программы соблюдаются   здоровье – сберегающие технологии:

безопасные приемы работы при работе с различными инструментами, материалами, бытовой

техникой, соблюдение правил личной гигиены.

Методы и формы решения поставленных задач.

 Рабочая программа по технологии в 5 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

  • урок «открытия» нового знания;
  • урок отработки умений и рефлексии;
  • урок развивающего контроля;
  • урок – исследование ,урок творчества);
  • практическая работа;
  • творческая работа;
  • урок – презентация.

     Приоритетными методами являются :

      -проблемный

      -исследовательский

     - частично – поисковый

     -эвристический

Логические связи данного предмета с остальными предметами образовательного плана.

При изучении учебного курса «Технология» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного плана, такими как:

  • основы здорового образа жизни,
  • биология,
  • география,
  • история,
  • физика,
  • изобразительное искусство,
  • математика,
  • экология.

Основной формой организации учебного процесса предмета « Технология» является сдвоенный урок. Это ориентировано на практику, поэтому  тип урока комбинированный,  на котором соединяются элементы теоретических и практических знаний

Основным методом, стимулирующим процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия  и выполнение творческих проектов. Этот метод формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работ

Для оценивания результатов обучения  применяются следующие виды контроля:

Личностные:

  • Предварительно – текущий
  • Опрос – беседа
  • Наблюдение
  • Самостоятельная работа
  • Периодическая проверка ЗУ по разделам
  • Итоговый контроль
  • Выставка   - презентация

Метапредметные:

  • в форме входной диагностики
  • предварительный
  • текущий
  • наблюдение
  • фронтальный опрос
  • тестирование
  • устный опрос

В предметной сфере виды контроля: текущий, итоговый

Формы контроля:

  • устный опрос
  • тесты
  • доклады
  • сообщения
  • письменный опрос
  • наблюдение

 практическая работа,   защита проекта

Поурочно – тематическое планирование  по технологии 5класс

№ урока

Тема

( раздел)

Календарные сроки

Формы и методы контроля

ИКТ

Основные виды деятельности  ученика

Планируемые результаты

Проектная деятельность

предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

план

факт

1

Вводное занятие.

Первичный инструктаж по охране труда

Беседа по общим вопросам техники безопасности

Самостоятельная  работа

Презентация: «Этапы проектной деятельности»

Контроль и самоконтроль

(работа в группе)

Усвоение правил поведения и безопасного труда в кабинете «Технология»

конспектирование

Ознакомиться с планом работы, программой, инструментами, принадлежностями, материалами; иметь представление о творческом проекте

Выполнение эскизов проектов

Знания: соблюдение правил техники безопасности

Умения:

выполнять задание всоответствии с поставленной целью; организовывать рабочее место;планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,  

Метапредметные:

Познавательные:

умение вести исследовательскую и проектную деятельность, построение цепи рассуждений, определение понятий, сопоставление, анализ. Регулятивные:

целеполагание, планирование, рефлексия, волевая регуляция.

Коммуникативные:

диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы

2

  Что такое проектная деятельность?

Кулинария ( 20ч)

3

Практическая работа№1

Физиология питания

Беседа

Работа в группеСамостоятельная  работа

Текущий контроль

тесты

Контроль и самоконтроль

Презентация

«Физиология питания»

Изучение основ физиологии  питания человека.

Поиск и презентация информации о содержании в  пищевых продуктах витаминов.

Работа с учебником. Работа в тетрадях: «Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни». Ответы на вопросы для самоконтроля.

Знания:о значении белков , жиров и углеводов, воды для жизнедеятельности людей, роли витаминов.

Умения: анализировать пищевую пирамиду, составлять меню на

.завтрак

Личностные: 

Формирование коммуникативной компетенции, развитие трудолюбия, ответственности   за качество  своей деятельности .

Познавательные:

сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации. Регулятивные:

целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные:

диалог, монолог, организация учебного сотрудничества


4

Практическая работа№3

 «Составление меню на завтрак»

5

6

Санитария и гигиена

Практическая работа№3

«Определение безопасных

моющих средств  для посуды и кабинета»

Опрос

Беседа

Текущий контроль

Сообщения

Презентация «Уход за посудой» Работа в группе

Соблюдение личной гигиены при приготовлении пищи.

Организация рабочего места. Освоение безопасных приемов мытья посуды и кухонного инвентаря с помощью безопасных моющих средств.

.Знать: санитарные требования к кухне, столовой.

Соблюдать правила личной гигиены.

Знать: правила мытья посуды, инвентаря.

Уметь: применять полученные знания на практике.

Личностные УУД;

Личная ответственность;

Адекватное реагирование на трудности.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели;

Самоконтроль процесса решения поставленной задачи..

Познавательные УУД:

Анализ;Систематизация;;

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы;

Задавать вопросы

7

Интерьер кухни, столовой. Краткие сведения из истории интерьера

Беседа

Опрос

сообщения

тестирование

презентация

«Интерьер кухни»

Работа в группе

Работа с учебником. Работа в тетрадях: «Изображение вариантов размещения оборудования кухни» Изготовление макета кухни (по выбору). Работа в группах.

Составление кроссворда  «Интерьер»

Исследование проблемы, обсуждение возможных способов решения,

Знать сведения из истории интерьера, требования к кухне,

. Уметь оформлять

 интерьер кухни изделиямивыполненными   своими руками,

Знания:о целях и задачах, этапах проектирования.

Умения:выполнять проект по теме «Интерьер»

Личностные УУД;

Самооценка;

Личная ответственность за качество своей деятельности.

Познавательные:

умение вести исследовательскую и проектную деятельность, построение цепи рассуждений, определение понятий, сопоставление, анализ, смысловое чтение. Регулятивные:

целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Коммуникативные:

диалог, умение слушать и выступать

проект

 « Кухня моей мечты»

8

Практическая работа №4

Эскиз интерьера кухни»

Творческий проект:

 « Кухня моей мечты»

9

Декоративное украшение кухни

        

беседа

Самостоятельная работа.

Текущий контроль

соблюдение технических условий

правильные приемы работы

самоконтрол

презентация

«Декоративное украшение кухни.

(Работа в группе)

Работа с учебником. Выполнение эскизов элементов декоративного оформления столовой. Самоконтроль выполненного творческого задания. Работа над проектом.

графическое изображение эскизов.прихваток, полотенец

Знать: требования,  

предъявляемые к эстетике и экологии кухни,

Уметь оформлять

 интерьер кухни изделиями выполненными   своими руками,

Личностные УУД:

Самооценка деятельности;

Личная ответственность за результаты работы;

Адекватное реагирование на трудности

Познавательные:умение вести исследовательскую и проектную деятельность, построение цепи рассуждений

Регулятивные:рефлексия, оценка и самооценка.

Коммуникативные:диалог, проявление инициативы, сотрудничество, умения слушать и выступать

Работа над роектом

10

Практическая работа №5

«Эскизы прихваток, полотенец, салфеток»

Защита проекта

«Кухня моей мечты»

11

Сервировка стола. Правила поведения за столом

Проект  «Воскресный завтрак в моей семье»

Опрос.

самостоятельная работа.

инструктаж

Текущий

контроль

презентация

«Сервировка стола к завтраку»

Работа в группе

Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток различными способами. Работа в бригаде

Выполнение эскиза прихватки

Оценка качества работы

Иметь преставление

О правилах подачи столовых приборов, правилах этикета и пользования ими.

Соблюдать правила за столом.

Уметь накрывать стол.

Личностные УУД;

Самооценка;

Личная ответственность за качество своей деятельности.

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели;

Выбор способов деятельности;

Организация рабочего места.

Познавательные УУД:

Систематизация знаний по изученной теме;

Практическая работа;

Работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы, рассуждать,  описывать  выполняемые действия;

  1. Слушать и слышать учителя.

Работа над проектом        Определение этапов выполнения проекта

12

Практическая работа  №6

«Складывание салфеток различными способами

13

Бутерброды, горячие напитки

Контролировать -соблюдение технических условий

Текущий контроль

самоконтрол

Работа в группепрезентация Бутерброды»

Работа с учебником.  Практическая работа «Выполнение эскизов художественного  оформления бутербродов»

 Работа в парах.проверка качества выполненной работы

Знать: нормы и правила изготовления бутербродов;

Инструменты и приспособления для их  изготовления и оформления;

Способы нарезки;

Использование обрезков;

Виды бутербродов.

Уметь:  выполнять эскизы художественного оформления бутербродов.

Личностные УУД:

Самопознание;

Самооценка;

Личная ответственность

Адекватное реагирование на трудности

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели;

Выбор способов деятельности;

Организация рабочего места;

Коммуникативные УУД:

Понимать и воспринимать на слух учебную информацию;

Слушать собеседника, вступать в диалог.

Уметь .формулировать свою позицию по данной проблеме.

Работа над проектом

        

14

Практическая работа №7

«Выполнение эскизов оформления бутербродов

15

Блюда из яиц

Беседа

Опрос

сообщения

Кроссворды

Текущий, контроль

Качества выполненной работы

самоконтроль

Работа в группе

презентация «Блюда из яиц»

Работа с  учебником. Практическая работа: «Выполнение эскизов  художественной росписи яиц». Участие в обсуждении способов определения свежести яиц.соблюдение технических условий

- правильные приемы работы

Знать: способы определения свежести продукта и способы хранения;

Технологию приготовления, и оформления блюд из яиц.

способы крашения яиц.

Уметь: оформлять и готовить блюда из яиц

определять готовность блюд из яиц..

Личностные: проявлять самостоятельность ,  положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие,

Метапредметные:

- познавательные: осознавать важность освоения универсальных умений связанных с выполнением практической работы; соблюдение правил техники безопасности и санитарии при выполнении работ.

- коммуникативные: овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками в группах; уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- регулятивные: уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Работа над проектом

16

Практическая работа №8

«Художественная роспись яиц»

17

Блюда из овощей .

Пищевая ценность овощей

Беседа

Карточки

Работа в группе

Текущий, контроль.

самостоятельная работа.

Презентация

«Овощи» Текущий контроль

Освоение безопасных приемов тепловой обработки овощей. Определение доброкачественности овощей органолептическим методом. Обсуждение способов экономного расходования продуктов

Ознакомление с умением определять последовательность изготовления блюда по технологической карте

Знать: Инструменты и приспособления для механической обработки овощей.

Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.

Уметь :Выполнять способы нарезки

овощей..

Личностные УУ

Самооценка

Адекватное реагирование на трудности

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели

Выбор способов деятельности

Организация рабочего места

Внесение дополнений и корректировки

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы;

Понимать и воспринимать замечания.

Практическая работа

Работа  со справочной литературой

Работа с дополнительной литературой

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы рассуждать описывать  действия;

Взаимодействовать с учителем  во время самостоятельной работы

Подготовка  к защите проекта        

18

Практическая работа №9

«Определение

доброкачественности овощей по внешнему виду

19

Блюда из свежих и вареных овощей

Сообщения. Презентация

« Салаты»

 Беседа Взаимоконтрздоль..

Кроссворды

Работа в группе Текущий контроль

Оценка качества готовой работы

Чтение технологической документации . по инструкционной карте. Приготовление салата из сырых овощей.

Определение доброкачественности овощей. Составление классификации овощей.Приготовление салата из сырых овощей

Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц

Коллективное обсуждение творческих работ

Знать: Технологию приготовления салатов из сырых овощей.

Уметь: работать с инструкционной картой.

Знания: о правилах защиты проекта. Умения: защищать проект, анализировать результат проектной деятельности по предложенным критериям

Личностные УУД

Самооценка;

Личная ответственность за выполненную работу;

Адекватное реагирование на трудности

Регулятивные УУД:

Принятие учебной цели;

Выбор способов деятельности;

Организация рабочего места

Познавательные УУД:

Ознакомление с умением определять последовательность изготовления блюда по технологической карте;

Практическая работа

Коммуникативные УУД:

Умение отвечать на вопросы;

Понимать ивоспринимать замечания.

Защита проекта «Воскресный завтрак в моей семье»

20

Практическая работа №10

«Выполнение эскиза оформления салатов»

Защита проекта «Воскресный завтрак в моей семье»

21

Заготовка продуктов

Беседа

Опрос

Самоконтрольвзаимоконтроль

Соблюдение правил т/б

Презентация «Заготовка продукто Работа в группеТекущий контроль

Обсуждение способов механической обработки овощей, фруктов, ягод.

Выбор способов хранения.пищевых продуктов, обеспечиваюх  минимальные потери их вкусовых качеств и пищевой ценности.

.

Знать : способы хранения домашних заготовок, обеспечивающих минимальные потери их вкусовых качеств и пищевой ценности.

Уметь: использовать домашний холодильник для замораживания и хранения овощей и фруктов.

Личностные УУД

  • Самооценка;
  • Адекватное реагирование на трудности

Регулятивные УУД:

  • Принятие учебной цели;
  • Выбор способов деятельности.

Познавательные УУД:

  • Ознакомление с инструментами и материалами для консервирования;
  • Работа  со справочной литературой

Коммуникативные УУД

  • Умение отвечать на вопросы,  рассуждать,
  • Слушать и слышать собеседника, учителя;

Задавать вопросы на понимание и обобщение

22

Практическая работа №11

Замораживание, фруктов ,овощей в домашнем холодильнике»

Рукоделие. Художественные ремесла  (8ч)

23

Традиционные виды рукоделия и декоративно- прикладного искусства

Сообщения. Презентации

«Традиционные виды рукоделия».

Консультация

Текущий контроль.

Работа в группе

Поиск информации о видах народных промыслов

Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия

Знать:

Виды декоративно-прикладного искусства. Материалы и инструменты. Цвет и его свойства. Элементы построения узора вышивки (композиция, ритм, орнамент, раппорт

Личностные:

Сформировывать познавательнее  интересы  и мотивы о видах декоративно-прикладного творчества  Метапредметные:

Умение  создавать, применять и  преобразовывать знаки и символы , модели  и схемы для решения  учебных  и познавательных задач Развивать творческие способности

 Воспитывать точность,

аккуратность и внимательность

Развивать эстетический вкус  проявлять самостоятельность и фантазию при

выполнении  работы

24

Практическая работа№12

«Зарисовка традиционных орнаментов»

«Подбор рисунка вышивки салфетки, носового платка»

25

Вышивка

Простейшие швы

Беседа

Презентации

Вышивание»

Текущий контроль.

Консультация

Работа в группе

Выполнять эскизы  орнаментов  монограмм  для  платка, одежды , декоративных па

Знать способы изменения величины рисунка и перевода его на ткань.

Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку подготавливать материалы пользоваться инструментами,

Личностные:

Сформировывать познавательнее  интересы  и мотивы о видах декоративно-прикладного творчества  Метапредметные:

Умение  создавать, применять и  преобразовывать знаки и символы , модели  и схемы для решения  учебных  и познавательных задач Развивать творческие способности

 Воспитывать точность,

аккуратность и внимательность

Развивать эстетический вкус  проявлять самостоятельность и фантазию при

выполнении  работы

26

Практическая работа №13

«Разработка эскиза метки»

27

Технология выполнения ручных швов

Консультации,самост. Работа,самоконтроль, взаимоконтроль

соблюдение правил техники безопасности Презентации

Работа в группе

Разметка рисунка  на ткани

.заправка изделия в пяльцы.

Подготовка мулине к работе.

Выполнение простейших швов

Знания: о требованиях к выполнению руч-

пых работ, термнно-

логии ручных работ, правилах безопасной работы ручной иглой, ножницами.

Умения: выполнять ручные работы, соблюдать правила безопасного пользования иглой, ножницами

Личностные:

Проявление познавательных интересов  и активности  в данной области  предметной технологической деятельности.  

Становление  самоопределения  в выбранной  сфере  будущей профессиональной  деятельности.

Метапредметные:

Умение самостоятельно  определять цели своего  обучения, ставить и  формулировать  для себя  новые  задачи  в учебе  и познавательной деятельности.

28

Практическая работа №14

«Вышивание метки, стебельчатым швом»

29

Узелковый батик

Текущий контроль

Консультации,  самост. работа,

самоконтроль, взаимоконтроль

соблюдение правил техники безопасности

Работа в группе

Презентации

«Узелковый батик»

Сравнение технологий различных  видов росписи ткани

Подготовка ткани к окрашиванию

завязывание узелков.

Оформление салфеток

Знать: Виды росписи. Способы завязывания узелков на ткани

Уметь:подбирать красители.

Складывать ткань различными способами

Личностные:

Проявление познавательных интересов  и активности  в данной области  предметной технологической деятельности.  

Метапредметные:

Умение самостоятельно  определять цели своего  обучения,

Развивать творческие способности

 Воспитывать точность,

аккуратность и внимательность

Развивать эстетический вкус  проявлять самостоятельность и фантазию при

выполнении  работы

30

Практическая работа№15

«Оформление салфетки в технике «узелковый батик»

Элементы материаловедения (4ч)

31

Натуральные волокна растительного происхождения.

Тестирование, Работа в группеПрактические работы.

Работа по карточкам Презентации

. Исследования свойств долевой и уточной нитей в ткани.. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Определение долевой нити. Оформление результатов исследований.

Знания:о видах и свойствах текстильных волокон, прядильном и ткацком производствах, способах определения изнаночной и лицевой сторон ткани, направления долевой нити.

Умения: определять лицевую и изнаночную стороны ткани, направление долевой нити

Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование, развитие готовности к самостоятельным действиям,

Познавательные:

рассуждение, классифицикация,  анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации. Регулятивные:

целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные:

диалог, монолог, организация учебного сотрудничества

32

Практическая

Работа№16

«Определение в ткани  направления нитей основы и утка»

33

Свойства пряжи. Ткацкие переплетения

Текущий контроль.

собюдение правил техники безопасности

Консультации,  самост. работа,

самоконтроль, взаимоконтроРабота в группеПрезентации

« Переплетение нитей в тканях»

Итоговое тестирование

Сравнение различных видов волокон и тканей по коллекциям. Определение вида переплетения нитей в ткани

Выполнение  простейших переплетений

Знания:о свойствах текстильных материалов, свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей, этапах проектной деятельности.

Умения:определять по свойствам тканей вид тканей, составлять план выполнения проекта

Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, Познавательные:

сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогнозировать.

Регулятивные

:целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка

Коммуникативные:

диалог, монолог, организация учебного сотрудничества развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

34

Практическая работа№17

« Выполнение образца полотняного переплетения»

Элементы машиноведения (6ч)

35

Швейная машина

Виды приводов

Консультации,  самост. работа,

самоконтроль, взаимоконтроль

Работа по карточкам

Работа с учебником и тетрадью

Заправка верхней и нижней нитей в швейную машину

Знания: о видах приводов швейной машины, устройстве швейной машины, как подготовить швейную машину к работе, правилах безопасной работы на швейной машине.

Умения:подготовить швейную машину к работе, выполнять правила безопасной работы на швейной машине

Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,

Познавательные:сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение работать по алгоритму (плану).

Регулятивные:целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные:диалог, монолог, организация учебного сотрудничества

36

Практическая работа№18 «Заправка верхней и нижней нитей»

37

        Организация рабочего места

Подготовка швейной машины к работе

Консультации

самоконтроль, взаимоконтроль

соблюдение правил техники безопасности

Организация рабочего места и правила безопасного

труда при работе на швейной машине

Знать правила подготовки машины  к работе

уметь заправлять верхнюю и нижнюю нитки

работать на швейной  машине с ручным и ножным приводом

;

Уметь работать на холостом ходу

Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления

яыПознавательные:

сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение работать по алгоритму (плану).

Регулятивные:

целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные

:диалог, монолог, организация учебного сотрудничества

38

Практическая работа №19

« Намотка ниток на шпульку»

39

Конструкция машинных

швов

Презентации

« Виды машинных швов»

соблюдение правил техники безопасности

Консультации,  самост. работа,

самоконтроль, взаимоконтроль

итоговое тестирование «Машинные работы»

Выполнение машинных строчек на ткани и по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Уметь:

- управлять швейной машиной;

- строчить по прямой и кривой линиям;

- делать закрепки и поворачивать шов

Знания: об устройстве утюга, приемах влажно-тепловой обработки, правилах безопасной работы утюгом. Умения: выполнять влажно-тепловую обработку

Личностные:

Проявление познавательных интересов  и активности  в данной области  предметной технологической деятельности.  

Становление  самоопределения  в выбранной  сфере  будущей профессиональной  деятельности.

Метапредметные:

Умение самостоятельно  определять цели своего  обучения, ставить и  формулировать  для себя  новые  задачи  в учебе  и познавательной деятельности.

Развивать творческие способности

 Воспитывать точность,

аккуратность и внимательность

Развивать эстетический вкус  проявлять самостоятельность

40

Практическая работа №20

«Выполнение машинных строчек»

Влажно- тепловая обработка ткани правилах безопасной работы утюгом

Ручные работы  (2ч)

41

Прямые стежки и строчки

Беседа

инструктаж

Практическая работ

соблюдение правил техники безопасности

кроссворды

самоконтроль, взаимоконтроль

Отработка навыков  выполнения новых технологических операций

Знать терминологию ручных работ. Знать и применять правила т/б

Уметь выполнять прямые стежки, владеть терминологией, знать понятия шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва

Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление техни- ко-технологического и экономического мышления

Познавательные:сопоставление, анализ, выбор способов решения зядачи. поиск информации, прогнозирование.

Регулятивные:целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные:диалог, монолог, организация учебного сотрудничества

42

Практическая работа№21

Выполнение ручных стежков и строчек

Конструирование и моделирование рабочей одежды  (6ч)

43

. Виды рабочей одежды и требования к ней

Проект:

«Фартук дляработы на кухне»

Консультации,  самост. работа,

самоконтроль, взаимоконтроль

кроссворды

Презентации   «Снятие мерок»

Работа в группе

Определение цели проекта, выполнение обоснования проекта. Беседа с использованием материалов учебника: технология

Снятие мерок с фигуры человека

Знания: о технологии изготовления швейного изделия, планировании проектной деятельности. Умения: составлять план изготовления швейного изделия

Знать правила снятия мерок

Уметь их использовать

Формирование  самомотивации учебной деятельности, саморазвитие, реализация творческого потенциала, развитие готовности к самостоятельным действиям

Познавательные

:сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогнозировать.

Регулятивные:

целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные:

диалог, монолог, организация учебного сотрудничества

Проект:

«Фартук для работы на кухне»

44

Фигура человека и ее измерение.

Практическая работа№22

« Снятие мерок

 и запись измерений

45

Масштаб, чертеж эскиз.

соблюдение правил техники безопасности

Консультации,  самост. работа,

самоконтроль, взаимоконтроль

. Беседа с использованием материалов учебника: технология пошива фартука

Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями.. Понятие о масштабе, чертеже и эскизе

пользования

Иметь представление о правилах пользования чертежными инструментами и принадлежностями, типах линий, масштабе, чертеже, эскизе.

Уметь строить чертеж по описанию,

Личностные:

Проявление познавательных интересов  и активности  в данной области  предметной технологической деятельности.  

Становление  самоопределения  в выбранной  сфере  будущей профессиональной  деятельности.

Метапредметные:

Умение самостоятельно  определять цели своего  обучения, ставить и  формулировать  для себя  новые  задачи  в учебе  и познавательной деятельности.

Определение цели проекта

выполнение обоснования проекта..

46

Практическая работа №23

Построение чертежа выкройки фартука в масштабе.1:4

47

Моделирование фартука

Консультации,  самост. работа,

самоконтроль, взаимоконтроль Работа в группе

Презентации «Моделирование фартука»

Подбор модели фартука с учетом его назначения

Построение чертежа в М1:1

Формирование мотивации и самомотивации учебной деятельности, смыслообразование, саморазвитие, реализация творческого потенциала, развитие готовности к самостоятельным действиямПознавательные:сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогнозировать.

Регулятивные:целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные:диалог, монолог, организация учебного сотрудничества

Работа над проектом

        Фартук для работы на кухне»

«Фартук для работы на кухне»

48

Практическая работа №24

Построение чертежа выкройки фартука в натуральную величину «Расчет количества ткани на изделие».

Технология изготовления рабочей одежды (12ч)

49

Раскрой фартука Инструктаж по ТБ

соблюдение правил техники безопасности

кроссворды

Консультации,  самост. работа,

самоконтроль, взаимоконтроль Работа в группе

Подготовка ткани к   раскрою  раскладка выкроек на ткань

Раскрой  фартука

Способы рациональной раскладки выкройки на ткани.

Знания:о последовательности и приемах раскроя швейного изделия. Умения: выполнять одготовку ткани раскрою, раскладку ыкроек на ткани, ыкраивать детали 1вейного изделия, уценить качество :роя по предложен- 1ым критериям

Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления Познавательные:

сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, работа по алгоритму

Регулятивные:

целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, оценка и самооценка, Коммуникативные:

диалог, монолог

Работа над проектом

        Фартук для работы на кухне»

«Фартук для работы на кухне»

50

Практическая работа№25

«Раскрой фартука

51

Обработка деталей кроя

Консультации,  самост. работа,

самоконтроль, взаимоконтроль

соблюдение правил техники безопасности

Презентации

« Обработка деталей кроя изделий»

        Закрепление знаний и умений

по выполнению копировальных стежков

Иметь представление

о способах переноса линий и точек на ткани.

Уметь ими пользоваться.

Знать:

последовательность сборки фартука

Личностные:

Проявление познавательных интересов  и активности  в данной области  предметной технологической деятельности.  

Становление  самоопределения  в выбранной  сфере  будущей профессиональной  деятельности.

Метапредметные:

Умение самостоятельно  определять цели своего  обучения, ставить и  формулировать  для себя  новые  задачи  в учебе  и познавательной деятельности.

Работа над проектом

        Фартук для работы на кухне»

«Фартук для работы на кухне»

52

Практическая работа№26

Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткани

53

Практическая работа№27

Обработка нагрудника и нижней части фартуке

соблюдение правил техники безопасности

Консультации,  самост. работа,

самоконтроль, взаимоконтроль

Обработка

нагрудника и нижней части фартука, их зависимость от ткани и фасона

Знания:о технологии обработки нижнего и боковых срезов фартука, правилах безопасной работы на швейной машине. Умения:обрабатывать швом вподгибку с закрытым срезом нижний и боковые срезы фартука

Личностные:

Проявление познавательных интересов  и активности  в данной области  предметной технологической деятельности.  

Метопредметные:

Умение самостоятельно  определять цели своего  обучения, ставить и  формулировать  для себя  новые  задачи  в учебе  и познавательной деятельности.

и фантазию при

выполнении  работы

Работа над проектом

        Фартук для работы на кухне»

«Фартук для работы на кухне»

54

Практическая работа№28

Обработка нагрудника и нижней части фартуке

55

Практическая работа№29

Обработка накладных карманов, бретелей и пояса

соблюдение правил техники безопасности

Консультации,  самост. работа,

самоконтроль, взаимоконтроль

Презентации

« Карманы»

Обработка  карманов, бретелей и пояса краевыми швами

Знания:о технологии обработки накладного кармана.бретелей, пояса

Умения:обработать и пришить к фартуку накладной карман, оценить качество работы по представленным критериям

Формирование мотивации и самомотивации учебной деятельности, смыслообразование, саморазвитие, реализация творческого потенциала, развитие готовности к самостоятельным действиямПознавательные:сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, поиск информации, умения делать выводы, прогнозировать.

Регулятивные:целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные:диалог, монолог, организация учебного сотрудничества

Подготовка к защите проекта

56

Практическая работа№30

Обработка накладных карманов, бретелей и пояса

        

57

Практическая работа№31

Сборка и отделка изделия

соблюдение правил техники безопасности

Консультации,  самост. работа,

самоконтроль, взаимоконтроль

.

Знания:о технологии пошива пояса, обработки верхнего среза фартука притачным поясом.

Умения:обрабатывать верхний срез фартука притачным поясом

Правила ТБ влажно-тепловой обработки. Критерии оценки качества изделия.

Развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметно-продук-тивной деятельности, нравственно-эстети- ческая ориентация, самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации

Познавательные:сопоставление, анализ, умение делать выводы. Регулятивные:целеполагание, рефлексия, оценка и самооценка. Коммуникативные:диалог, проявление инициативы, дискуссия, сотрудничество, умения слушать и выступать

58

Практическая работа№32

Влажно-тепловая обработка изделия

59

Практическая работа№33

Защита проекта «Фартук для работы на кухне»

Контроль, оценкаи самооценка

по представленным критериям

Работа в группе

фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения

Выступление с защитой проекта, анализ достоинств и недостатков проектов.

Знания: о правилах зашиты проекта. Умения: защищать троект, анализи-эовать достоинства а недостатки вариантов проектов по предложенным критериям

Развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметно-продук-тивной деятельности, нравственно-эстети- ческая ориентация, самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации

Познавательные:сопоставление, анализ, умение делать выводы. Регулятивные:целеполагание, рефлексия, оценка и самооценка. Коммуникативные:диалог, проявление инициативы, дискуссия, сотрудничество, умения слушать и выступать

Защита проекта        Фартук для работы на кухне»

Фартук для работы на кухне»

60

Практическая работа№34

Защита проекта «Фартук для работы на кухне»

61

Выбор темы проекта

Творческие проекты:

«Организация праздника»

«Отделка

изделия вышивкой»

« Изготовление сувениров и подарков»

Презентация

«Этапы проекта»

Работа в группе Консультации,  самост. работа,

самоконтроль, взаимоконтроль

Мотивация на выполнение проекта

. «Мозговой штурм», обоснование проекта, определение цели и проблемы проектной деятельности. Определение дифференцированного домашнего задания. Рефлексия

Знания: о видах декоративно-прикладного искусства.

Умения: различать виды декоративноприкладного искусства, составлять план выполнения проекта

Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смысл ообразование, гражданская идентичность, патриотизм, развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности

Познавательные:сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умения делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану).

Регулятивные:целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные:диалог, организация учебного сотрудничества

Подготовительный этап: выбор и обоснование темы проекта (историческая и техническая справки, источники информации, оформление списка литературы), формулировка идеи проекта.

62

Практическая работа№35

Подготовительный этап проекта

63

Практическая работа№36

Конструкторский этап проекта

Работа в группе Консультирование учащихся соблюдение правил техники безопасности

Исследование проблемы, обсуждение возможных способов решения, выполнение проекта с самоконтролем и самооценкой собственной деятельности и результата. Анализ идей проекта,. исследование проблемы, работа с литературой, цифровой информацией, выполнение проекта (эскиз, коллаж, компьютерная графика). Рефлексия

Знания: об этапах вы-лнения проекта.

Умения: выполнять обоснование проекта

Формирование мотивации и самомотивации выполнения проекта, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологи-ческого и экономического мышления

Познавательные:

сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умения делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (

Регулятивные:

целеполагание, , планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные:диалог, организация учебного сотрудничества

Работа над проектом

методы поиска новых технических решений, план разработки вариантов конструкций, выбор рациональной конструкции, конструкторская документация.

64

Практическая работа№37

Работа над проектом

65

Практическая работа№38

Технологический этап проекта

Работа в группе Консультирование учащихся соблюдение правил техники безопасности

. Выполнение изделия с соблюдением технологии изготовления, правил безопасной работы.. Определение дифференцированного домашнего задания. Рефлексия

Знания: о технологии изготовления изделия.

Умения: шить изделие,  изготавливать сувениры

соблюдать правила безопасной работы

Формирование мотивации и самомотивации выполнения проекта, смыслообразование, развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметно-продук-тивной деятельности, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления

Познавательные:сопоставление, выбор способов решения задачи, умение работать по алгоритму (технологической карте). Регулятивные:целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные:диалог, организация учебного сотрудничеств

технологические задачи, выбор инструментов и технологии изготовления, технологическая документация (план работы по изготовлению

66

Практическая работа40

Работа над проектом

67

Практическая работа№41

Подготовка к защите проекта

соблюдение правил техники безопасности

Работа в группе

выявление и анализ затруднений, проблем. Завершение изготовления изделия, расчет стоимости затрат, составление доклада к защите проекта. Консультирование

Знания: о правилах и требованиях к докладу защиты проекта. Умения: выполнять  рас чет затрат на из-готовление проекта, составлять доклад защиты проекта

Формирование мотивации и самомотивации выполнения проекта, смыслообразование, развитие готовностик  к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации

Познавательные:сопоставление, анализ, умение делать выводы. Регулятивные:целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог

Этап изготовления изделия: организация рабочего места, выполнение технологических операций, культура труда.

68

Практическая работа№42

Работа над проектом

69

Практическая работа№43

Заключительный этап проекта

Защита проекта

Работа в группе

Выступление с защитой проекта, анализ результатов проектной деятельности, самооценка и оценка других учащихся по предложенным критериям. Выявление и анализ затруднений, проблем, обсуждение и проектирование способов решения. Анализ достоинств и недостатков проектов. Подведение итогов года

Знания:о правилах защиты проекта. Умения:анализировать достоинства и недостатки проекта по предложенным критериям, выступать с защитой проекта

Формирование мотивации и самомотивации выполнения проекта, смыслообразование, развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации

Познавательные: сопоставление, умение делать выводы. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, проявление инициативы, дискуссия, сотрудничество, умения слушать и выступать

элементы экономического и экологического обоснования; выводы по итогам работы, письменный отчет по проекту; защита проекта

70

Защита проекта

Итоговый урок

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС

Раздел 1. Кулинария (20 ч)

Тема 1. ФИЗИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ (2 ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения и усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Общие сведения о питательных веществах.

Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах.

Практические работы

  1. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.
  2. Составление пирамиды правильного питания

Тема 2. САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА (2 ч)

Основные теоретические сведения

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.

Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.

Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.

Практическая работа

Определение безопасных для здоровья моющих средств   для посуды и кабинета.

Тема 3. ЭСТЕТИКА И ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА (4 ч)

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Практические работы

  1. Выполнение эскиза интерьера кухни.
  2. Выполнение эскизов прихваток,

Тема 4. БУТЕРБРОДЫ, ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ (2 ч)

Основные теоретические сведения

Бутерброды. Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Использование обрезков. Толщина хлеба в бутербродах.

Виды бутербродов: открытые, ассорти на хлебе, закрытые (дорожные, сандвичи), закусочные (канапе). Особенности технологии приготовления разных видов бутербродов. Дополнительные продукты для украшения открытых бутербродов. Сочетание по вкусу и цвету продуктов в бутербродах ассорти на хлебе.

Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов и подача их к столу.

Горячие напитки. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства. Способы заваривания чая и трав. Сорта кофе. Кофе молотый и в зернах. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе. Кофеварки.

Правила хранения чая, кофе, какао. Требования к качеству готовых напитков.

Практические работы

  1. Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.
  2. Рецепты  горячих напитков к завтраку.

Примерный перечень блюд

  1. Бутерброд со сливочным маслом и твердым сыром.
  2. Бутерброд с вареной или копченой колбасой.
  3. Бутерброд с мясными продуктами (корейка, грудинка, окорок и др.).
  4. Бутерброд с сельдью и маслом.
  5. Ассорти с окороком и жареной говядиной на хлебе.
  6. Закрытый бутерброд с сыром или со свининой.
  7. Сандвичи из ветчины или колбасы со сливочным маслом и горчицей.
  8. Сандвичи из филе жареной курицы со сливочным маслом.
  9. Бутерброд канапе с сыром или с копченой колбасой.

Тема 5. БЛЮДА ИЗ ЯИЦ (2 ч)

Основные теоретические сведения

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Способы определения готовности блюд из яиц. Оформление готовых блюд.

Практические работы

  1. Выполнение эскизов художественной росписи яиц.
  2. Приготовление блюда из яиц.

Примерный перечень блюд

  1. Яйца всмятку, в мешочек, вкрутую, выпускные, фаршированные.
  2. Яичница-глазунья.
  3. Яичница на сковороде с черным хлебом и ветчиной.
  4. Омлет с зеленым луком, сыром, картофелем, яблоками, шпинатом и др.

Тема 6. БЛЮДА ИЗ ОВОЩЕЙ (4 ч)

Основные теоретические сведения

Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии.

Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Ее влияние на качество и сохранность продуктов.

Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования.

Механическая обработка овощей

Санитарные условия механической обработки овощей. Назначение и правила механической обработки овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка).

Способы и формы нарезки. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.

Приготовление блюд из свежих овощей

Виды салатов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из свежих овощей. Заправка овощных салатов растительным маслом, столовым уксусом, майонезом, сметаной.

Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску (помидоры, перец, огурцы, редис, морковь), и листьями зелени.

Приготовление блюд из вареных овощей

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассерование, бланширование). Способы варки овощей (в воде, на пару, при повышенном давлении, при пониженной температуре, в молоке, в растительных соках и др.). Преимущества и недостатки различных способов варки. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей.

Время варки овощей. Способы определения готовности. Охлаждение овощей после варки или припускания. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Практические работы

  1. Приготовление салата из сырых овощей.
  2. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.
  3. Приготовление одного блюда из вареных овощей.
  4. Органолептическая оценка готовых блюд (вкус, цвет, запах, консистенция, внешний вид).
  5. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.

Примерный перечень блюд

  1. Салат из зеленого лука и редиса с яйцом.
  2. Салат из белокочанной капусты с помидорами и сельдереем.
  3. Салат из редьки с огурцами и сметаной.
  4. Салат из отварной свеклы с изюмом.
  5. Винегрет зимний постный.
  6. Картофель отварной с маслом и зеленью.
  7. Картофель, сваренный в молоке.
  8. Картофель, сваренный на пару.
  9. Тыква, запеченная в духовом шкафу.
  10. Кукуруза в початках отварная.

Тема 7. СЕРВИРОВКА СТОЛА (2 ч)

Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы

  1. Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку.
  2. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Тема 8. ЗАГОТОВКА ПРОДУКТОВ (2 ч)

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Хранение запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Правила сбора ягод, овощей и фруктов для закладки на хранение. Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных трав. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени, грибов. Условия и сроки хранения сушеных продуктов.

Замораживание овощей и фруктов. Использование домашнего холодильника для замораживания и хранения овощей и фруктов.

Практические работы

  1. Закладка яблок на хранение.
  2. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав.
  3. Замораживание ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.

Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч)

Тема 1РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (8 ч)

Вышивка. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества.

Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы. Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора.

Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Технология крашения.

Практические работы

1. Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.

  1. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.
  2. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки.
  3. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
  4. Оформление салфеток в технике «узелковый батик».

Тема 2. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ (4 ч)

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

  1. Изучение свойств нитей основы и утка.
  2. Определение направления долевой нити в ткани.
  3. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
  4. Выполнение образца полотняного переплетения.

Тема 3. ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ (6 ч)

Виды передач вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Организация рабочего места для работы на швейной машине. Правила подготовки универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Правила безопасного труда при работе на швейной машине.

Практические работы

  1. Намотка нитки на шпульку.
  2. Заправка верхней и нижней нитей.
  3. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.

Тема 4.РУЧНЫЕ РАБОТЫ (2 ч)

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Практическая работа

Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Тема 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ (6 ч)

Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим меркам.

Моделирование фартука (форма, симметрия, асимметрия, цвет, контраст, фактура материала, отделка). Подготовка выкройки к раскрою.

Практические работы

  1. Снятие мерок и запись результатов измерений.
  2. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.
  3. Моделирование фартука выбранного фасона.

Тема 6. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ОДЕЖДЫ (12 ч)

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Обмелов- ка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Сборка изделия. Художественная отделка изделия.

Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Особенности влажно-тепловой обработки тканей из растительных волокон. Контроль и оценка качества готового изделия.

Практические работы

  1. Раскладка выкройки фартука и головного убора и раскрой ткани.
  2. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
  3. Обработка деталей кроя.
  4. Соединение деталей изделия машинными швами.
  5.  Отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

Раздел 3. Творческие проекты (10 ч)

Организация праздника на примере дня рождения

Отделка швейного изделия

Изготовление сувениров  в технике вышивания        

Изготовление сувенира в технике узелкового батика

                Предметные   результаты

  1. Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
  2. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
  3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
  4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
  5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
  6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
  7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
  8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
  9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
  10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные результаты

  1. Планирование процесса познавательной деятельности.
  2. Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
  3. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
  4. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
  5. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.
  1. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процед
  1. ссов и объектов.
  2. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
  3. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость.
  4. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

  1. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
  2. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
  3. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
  4. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
  5. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметные результаты

В познавательной сфере:

  1. рациональное использование Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
  2. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
  1. учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  2. оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  3. ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  4. владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  5. распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;
  6. владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
  7. применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
  8. владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  9. применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  1. планирование технологического процесса и процесса труда;
  2. организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  3. подбор        материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  4. проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
  5. подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  6. планирование последовательности операций и составление технологической карты;
  7. выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  8. определение качества сырья и пищевых продуктов ор-ганолептическими и лабораторными методами;
  9. приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;
  10. формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
  11. составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
  12. заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;
  13. соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
  14. соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  15. выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  16. контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
  17. выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  18. документирование результатов труда и проектной деятельности;
  19. расчет себестоимости продукта труда.

В мотивационной сфере:

  1. оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  2. выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
  3. выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
  4. согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
  5. осознание ответственности за качество результатов труда;
  6. наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  7. стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  1. дизайнерское конструирование изделия;
  2. применение различных технологий декоративно-прикладного искусства (роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитье и др.) в создании изделий материальной культуры;
  3. моделирование художественного оформления объекта труда;
  4. способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры;
  5. эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;
  6. сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
  7. создание художественного образа и воплощение его в материале;
  8. развитие пространственного художественного воображения;
  9. развитие композиционного мышления;
  10. развитие чувства цвета, гармонии и контраста;
  11. развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;
  12. понимание роли света в образовании формы и цвета;
  13. решение художественного образа средствами фактуры материалов;
  14. использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;
  15. сохранение        и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
  16. применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома, школы, детского сада и др.;
  17. применение методов художественного проектирования одежды;
  18. художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
  19. соблюдение правил этикета.

В коммуникативной сфере:

  1. умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
  2. формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

  1. выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
  2. публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
  3. способность к коллективному решению творческих задач;
  4. способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
  5. способность прийти на помощь товарищу;
  6. способность бесконфликтного общения в коллективе.

В физической сфере:

  1. развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
  2. достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
  3. соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
  4. развитие глазомера;
  5. развитие осязания, вкуса, обоняния.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть:

• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
  • навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;
  • ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.

Программа реализуется посредством УМК

Программакурса «Технология. Обслуживающий труд» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений

(автор О.А, Кожина)

УМК «Технология.Обслуживающий труд. 5 класс»

1.Технология. Обслуживающий труд 5 класс. Учебник (авторы О.А. Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э. Маркуцкая)

2.Технология. Обслуживающий труд 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы О.А. Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э. Маркуцкая)

3.Технология. Обслуживающий труд 5 класс. Методическое пособие (авторы О.А. Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э. Маркуцкая)

4. Электронное пособие.

Линия УМК «Технология. 5-8 классы»

Кожиной О.А., Кудаковой Е.Н., Маркуцкой С.Э.

Учебники для девочек        

В учебниках линии сохраняется существовавшая ранее компоновка материала. Все учебники  содержат  разделы: «Кулинария», «Конструирование и моделирование», «Технология изготовления швейных изделий», «Рукоделие», «Ведение дома», учебники 5 – 7 класса -  разделы «Материаловедение», «Машиноведение». В учебниках 6 – 8 класса содержится материал по электротехнике, а в учебнике 8 класса -  по экономике семьи, а также профессиональному самоопределению и основам выбора профессии.

        В соответствии с требованиями ФГОС в учебники добавлены вопросы и задания, предполагающие самостоятельную работу над творческим проектом.

Учебники линии дают возможность организовать как самостоятельную, так и групповую работу учащихся, в результате чего у них накапливается опыт сотрудничества в процессе учебной деятельности.Учебно-методические комплексы линии имеют законченный и целостный характер. В их состав входят: рабочая программа; учебник; методическое пособие; тетрадь для выполнения проекта

Аннотация:        Учебник соответствует новым стандартам в образовательной области "Технология", одобрен Федеральным экспертным советом и допущен к изданию Министерством образования Российской Федерации. Комплект реализует идею творческого развития учащихся, их профессиональной ориентации, а также учит безопасным приемам работы в процессе получения навыков приготовления пищи и изготовления фартука. Учебник представляет собой основу нового учебно-методического комплекта по технологии, в который также входят рабочая тетрадь и методическое пособие тех же авторов.

Автор:         Кожина О.А. Издательство:         Дрофа

        Литература, используемая при   подготовке программы  

  1. Технология: Учеб. для учащихся 5кл. общеобразоват. шк. (вариант для девочек) /  О. А. Кожина,Е.Н.Кудакова

С.Э Маркуцкая  Под ред. О.А. КожинойМ.:Дрофа, 2012г.  

  1. Чернякова В. Н. Технология обработки ткани. М., 2000.
  2. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с.
  3. 5.Скурихин И.М,  Как правильно питаться. Агропромиздат.1986.

6.Армин Тойблер. Оригинальные поделки из яиц. Издательство « академия развития»2008.

7. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. М., « Школьная пресса»2005.

8.Андреева Р.П.Лоскутноешитьё.Издательский дом  «Литера»2004.

Рекомендуемая литература  для учащихся

1.Нагибина М.И.Чудес а из ткани своими руками.  Ярославль. «академия развития» 1997.

2. Гильман Р.А.   Иголка и нитка в умелых руках.  М.,Легпромиздат1993.

3. Терри Тойлер. Украшаем пасхальные яйца .М.,Издательство  «Ниола – Пресс»2008.

Ресурсы глобальной сети:

  1. http://www.websib.ru/noos/technology/method.php - методический кабинет по технологии.
  2. www.say7.info – Кулинария
  3. www.club.osinka.ru – сайт о рукоделии
  4. www.valentina.ru - клуб поклонников различных видов рукоделия.

     5.www.stranamasterov  - сайт о рукоделии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии на 2014\2015 учебный год

Рабочая программа для 5 - 8 классов составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г. , на основе программы под редакцией В.Д. Симоненко....

Рабочая программа по технологии ФГОС 5 класс 2015-16 уч. год

Рабочая программа по технологии ФГОС 5 класс. В программе указаны разделы программы, темы уроков, предметное содержание, виды деятельности и планируемые результаты....

Рабочая программа по технологии 10 класс 2015-2016 уч. год

В рабочей программе изложены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по предмету...

Рабочая программа по технологии 8 класс с УУД 2015_2016

Включен раздел черчение и графика...

Рабочая программа по технологии 2015-2016 уч.г. 5 класс ФГОС

Содержание программы, тематичское планирование....

Рабочая программа по технологии 2015 - 2016 уч.г. 6-8 классы

Содержание программы, тематическое планирование....

Рабочая программа По технологии (базовый уровень) Предмет технология (девочки) На 2014-2015 год 5 а,б,в класс

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа основного общего образования по предмету «Технология. Технологии ведения дома» для 5-х классов составлена на основе Фундаментального ядра содержан...