Особенности обучения и профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе.
статья по технологии по теме

Волобуева Наталья Викторовна

Старший школьный возраст - период развития человека, соответствующий «переходу от подросткового возраста к самостоятельной, взрослой жизни». Старший школьный возраст соответствует периоду ранней юности. Это сложный и очень ответственный этап в жизни школьника. Социальная ситуация в старшем школьном возрасте такова, что юноши и девушки занимают как бы промежуточное положение между ребенком и взрослым. Наряду с элементами взрослого статуса юноши еще сохраняют черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Мышление старшеклассников становится более систематическим и критическим. Меняются способы запоминания информации, стремительно развивается творческая активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения и профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе.

Старший школьный возраст - период развития человека, соответствующий «переходу от подросткового возраста к самостоятельной, взрослой жизни». Старший школьный возраст соответствует периоду ранней юности. Это сложный и очень ответственный этап в жизни школьника. Социальная ситуация в старшем школьном возрасте такова, что юноши и девушки занимают как бы промежуточное положение между ребенком и взрослым. Наряду с элементами взрослого статуса юноши еще сохраняют черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Мышление старшеклассников становится более систематическим и критическим. Меняются способы запоминания информации, стремительно развивается творческая активность.

К основным новообразованиям в старшем школьном возрасте относят: «оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения, формы самосознания, самоопределения».

Ведущая роль в данный возрастной период отводится развитию самосознания учащихся. Важнейшим моментом развития личности в этом возрасте является выстраивание жизненной перспективы. Особое значение для развития старшего школьника  имеет изменение в области чувств. В юности появляется большая эмоциональная восприимчивость к ряду явлений действительности.                                                                                        Период полового созревания заканчивается, в связи с чем к 15 годам  вчерашние нескладные подростки превращаются в юношей и девушек. Они очень обеспокоены как своей внешностью, так и состоянием собственного внутреннего мироощущения. Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний требует от взрослых тактичности, неподдельного стремления понять молодых людей, разобраться в мотивах их поведения.

В старшем школьном возрасте растет социальная активность учащихся, они стремятся не просто казаться взрослыми, как в период отрочества, а быть таковыми, то есть принимать самостоятельные решения по важным для них вопросам. Сложности ему  еще и добавляет то обстоятельство, что на смену подростковому упрямству приходит не менее трудный период «юношеского максимализма». Это характеризуется крайностями, которые проявляют  в своем поведении юноши и девушки. Их прежняя позиция «посмотрите, какой я взрослый», сменяется позицией «я знаю все!».

Содержание и характер общения старшеклассников «определяются решением проблем, связанных со становлением юношей и их реализацией как субъектов отношений». В центр обсуждения всей проблематики общения старших школьников выдвигается «Я» школьника, которое анализируется в общении самых различных аспектах. В данном возрасте значительно усиливается потребность в понимании самого себя другими людьми. Содержание общения старшеклассников  «совершенно явно связано с той жизнедеятельностью, в которую включены юноши и девушки. От содержательности, интенсивности, привлекательности и форм ее организации зависит объем и интенсивность общения.

В юношеском возрасте ярко проявляется установка на доверительность в общении. Смысл доверительного общения с взрослыми для старшеклассников состоит не столько в получении информации, а в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. Однако  личные темы, например, касающиеся взаимоотношений с противоположным полом, старшеклассники, как правило, предпочитают обсуждать со сверстниками.

И.С.Кон утверждает, что личностный подход к учащимся старшего школьного возраста является не просто учетом индивидуальных особенностей учащихся. Это,  прежде всего, последовательное всегда и во всем отношение к ученику как к личности, как к ответственному и самостоятельному субъекту деятельности». Искусству душевного контакта нельзя научиться, так как его важнейшая предпосылка – чуткость и открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое, непривычное. Необходимо отвечать полной искренностью на искренность ученика. Раскрываясь навстречу ученику и получая доступ в его «внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «Я». Также И.С. Кон утверждает, что у большинства старшеклассников уже отчетливо выражена дифференциация интересов и предпочтение тех или иных видов деятельности. Важно заметить, что один любит умственный труд, другой физический, третий общение с людьми, четвертый общественную работу, пятый увлекается всем поочередно, а шестой ко всему одинаково равнодушен. Не менее разнообразна их мотивация. Важно заметить, что одним, что бы он ни делал, движет потребность достижения и самопроверки, другим желание приносить кому-то пользу, третьим чувство зависимости и потребность в одобрении окружающих, четвертым желание уйти от напряжения и конфликтных ситуаций и т. д.

Так называемый «кризис юношества» характеризуется чувством одиночества, стремлением выработать собственные убеждения. Он связан с профессиональным и личностным самоопределением старшеклассника. В самом деле, этот  возрастной этап  - время активного поиска своего места в жизни, тем более что к концу обучения в школе необходимо выбрать будущую профессию. Этот выбор  очень сложен, он связан со многими факторами – социальными, психологическими, бытовыми.

Чем ближе к окончанию школы, тем острее встает проблема выбора профессии. Понятно, что учащиеся старших классов имеют определенные профессиональные предпочтения. Определение  профессиональных предпочтений происходит под воздействием целого ряда факторов. Н.Б. Трофимова выделяет среди них следующие:

- психологические – сюда относят свойства личности, влияние окружения человека на профессиональный выбор;

- экономические – уровень безработицы, спрос и предложение на рынке труда, уровень жизни в стране, государственное регулирование заработной платы;

- социально-культурные – региональные и культурные особенности, возрастной состав населения, активность населения на рынке труда;

- политико-правовые – политическая стабильность, трудовое законодательство;

- демографические (возраст, пол, семейное положение).

Выбор профессии - очень сложная проблема. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным исследований, выпускники девятого класса, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий, поэтому выбор профессии часто носит стихийный характер.

Изучение мотивов выбора профессии старшеклассников показало, что «значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% старших школьников выбирают профессию под влиянием друзей, более самостоятельных; 17% - по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% старшеклассников руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% старших школьников выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности». 

Выбирая профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности. Но ведь для того чтобы принять решение о выборе профессии, школьник должен определить, что он собой представляет.

Так как в современном обществе различным видам профессиональной занятости соответствуют различные стили жизни, то выбор профессии, по существу, превращается в выбор образа жизни в целом. Чтобы сделать этот выбор правильно, у молодых людей должно быть верное понимание себя, а также обоснованная оценка того, в какой области они могли бы наилучшим образом приспособиться к трудовой жизни. В нашей стране молодые люди вынуждены принимать решение о выборе профессии  довольно рано: «если до 18 лет молодой человек не поступит в среднее или высшее учебное заведение, обучение в котором будет способствовать достижению его профессиональных притязаний, то, как правило далее он попадает в ряды Российской армии, вне зависимости от того, есть у него склонность и интерес к военной службе или нет». Поэтому в настоящее время особенно актуальными  становятся привлечение школьников последних классов к профориентационным мероприятиям, способствующим осуществлению верного выбора профессии, профессиональному самоопределению.

Профессиональное самоопределение - «процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей».

Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения человека, то есть  вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы его взаимосвязи с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда.

Е.А. Климов под профессиональным самоопределением понимает «поиск возможностей беспредельного развития – длительный многолетний процесс, связанный с различными целями и имеющий разное содержание на разных возрастных этапах». Профессиональное самоопределение в ранней юности является ведущей деятельностью. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность старшеклассника занять внутреннюю позицию взрослого человека, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Анализируя понятие «профессиональное самоопределение», Е.А. Климов подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека. Таким образом, формула выбора профессии по Е.А. Климову «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

- гностический (перестройка сознания и самосознания);

- практический уровень (реальные изменения статуса человека).

Первый уровень относится к числу внутренних регуляторов поведения  и деятельности относятся знания о мире профессий, эмоциональное отношение к разным сторонам мира труда, самооценку личностных качеств, интересы, склонности, идеалы, способности, помыслы, намерения, познавательные и исполнительно-практические умения.

Второй уровень тесно связан с практической деятельностью. В старших классах наступает этап уточнения социально-профессионального статуса учащегося, в ходе которого формируется убежденность в правильности выбора профессии. С момента окончания школы у выпускника, вчерашнего ученика, статус меняется: он становится либо студентом, либо работником избранной сферы труда. Причем здесь он использует  внутренние регуляторы поведения и деятельности. 

В случае  если к старшему школьному возрасту учащийся еще не определился окончательно с выбором профессии, его ждет сложная и кропотливая работа над собой. Ему нужно продолжать свое развитие и искать призвание для того, чтобы трудиться во благо общества и получать от этого удовольствие.

Таким образом, профессиональное самоопределение представляет собой не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности. «Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме,  и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным (тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития). Следовательно, помощь специалистов в процессе профессионального самоопределения учащихся должна иметь комплексный социально-педагогический характер. Для достижения наибольшей эффективности комплекс необходимых профориентационных мероприятий в общеобразовательном учреждении должен осуществляться через специально организованную социально-педагогическую деятельность с учащимися старших классов».

Целью профессионального самоопределения  старшеклассников  в ходе профориентации является постепенное формирование у них внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Достижение данной цели предполагает взаимодействие двух сторон - самоопределяющегося субъекта и субъекта, направляющего, формирующего готовность и способность к адекватному выбору на любом этапе жизненного пути.

Перед педагогом, осуществляющим профессиональную ориентацию в старшем школьном возрасте, стоят важные педагогические задачи:

- формирование знаний и умений по определенной профессии;

- корректировка программы самоподготовки к избранной профессии;

- вооружение перспективой трудоустройства, профессионального роста и способами адаптации к социально-производственным условиям труда по избранной профессии.

Таким образом, решение этих задач направлено на подготовку учащихся ко времени окончания средней школы и опознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования, а вся система профессиональной ориентации в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии.

Изучение исторических и теоретических основ профориентационной работы со старшеклассниками позволило нам прийти к следующим выводам:

- вопросы профессиональной ориентации рассматриваются в психологии и педагогике очень давно. Первые службы профориентации открылись еще в конце ХIХ века. Долгое время в России центром профориентации являлась общеобразовательная школа, которая поддерживала тесную связь с семьей, профессиональными учебными заведениями, трудовыми коллективами и общественными организациями, учреждениями культуры, объединениями по интересам;

- в 90-х годах ХХ века  характер профориентационной работы с населением подвергся значительным изменениям. Прежняя школьная система профориентации практически перестала существовать.  На первое место в деятельности служб занятости вышли такие проблемы как изучение рынка труда, профессиональная переориентация невостребованных специалистов, организация помощи безработным и т.д. Проблемами профориентации и переориентации  населения стали заниматься не только государственные биржи труда, центры занятости, но и коммерческие структуры;

- современная система профессиональной ориентации представляет собой широкую, многоплановую систему,  включающую  информационную и организационно-практическую деятельность семьи, образовательных учреждений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда. Различные проблемы профориентационной работы со школьниками отражены в работах многих российских ученых: Е.А. Климова, Т.Л. Павловой, Н.С. Пряжникова, А.П. Чернявской и других.

Решение основных задач профориентации в старшем школьном возрасте направлено на подготовку учащихся ко времени окончания средней школы и осознанному выбору профессии и учебного заведения для продолжения образования, а вся система профессиональной ориентации в старших классах должна способствовать подготовке учащихся к избранной профессии.

Психолого-педагогические особенности обучения старшеклассников заключаются в том, что старший школьный возраст очень сложный период в жизни школьника и в тоже время очень ответственный. Перед ним возникает много трудностей физиологического характера связанными с половым созреванием, проблемы социальной адаптации, взаимоотношений с окружающими одноклассниками, учителями, родителями и т. д. В этот нелёгкий период предстоит с выбором будущей профессии, необходимо научить старшеклассников планировать своё будущее и помочь с выбором профессии.

Прежде всего, необходимо понимать и воспринимать учащегося старших классов как личность и воспринимать его как взрослого, относиться к нему с уважением, но в тоже время не забывать о личном авторитете, постоянном самообразовании и во всём быть примером, на что старшеклассники обращают особое внимание.

Огромную роль при дифференцировании интересов и предпочтении тех или иных видов деятельности для старшеклассников является мотивация. Необходимо мотивировать старшеклассников к действиям, для этого необходимо научить их планировать и смотреть в будущее с учётом их интересов.

Список используемой литературы

1. Волков Б.С. Психология возраста. Учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям. Владос, 2013 – 511 с.

2. Волков Б.С. Психология педагогического общения. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014 – 333 с.

3. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учеб. / А.Н. Джуринский. – Москва.: Владос–Пресс, 2013 - 400 с.

4. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. Л.В. Мудрик.

5. Трофимова Н.С. Основы специальной педагогики и психологии/ учебное пособие

6. Трофимова Н.М., Фомина, Н.Л. Педагогическая психология/ учебно-методическое пособие. Воронеж 2009, - 231 с.

7. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 – 295 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения М.: Академия, 2004 – 304 с.

9. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: ТЦ Сфера, 2006 – 128 с.

10. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда. М.: Академия, 2009 – 478 с.

11. Кон И.С. Психология старшеклассника: [Электронный ресурс]:  // http://зачётка. рф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Доклад "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"

Доклад  "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"  раскрывает обшие принципы работы, этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ограни...

Особенности обучения детей, имеющих сочетанную патологию, в общеобразовательной школе.

Слабовидящие дети значительно отличаются по восприятию окружающего мира от детей слепых от рождения, либо полностью ослепших в результате болезни или несчастного случая. Слабовидящие дети могут обучат...

«Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе»

Доклад «Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе» на региональной  научно-практической конференции «Современные подходы...

Родительское собрание «Роль семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников»

Занимаясь проблемой профессиональной ориентации школьников на базе нашей школы выявилось, что при выборе профессии большинство подростков полагаются на помощь родителей. Таким образом, успешность проф...