Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии по разделу "Обработка ткани"
статья по технологии (5, 6, 7 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии по разделу "Обработка ткани"

Гладышева С.В.

Учитель технологии МКОУ «Чистоозёрская  СОШ  Завьяловского района» Алтайского края

 

        Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии по разделу “Обработка ткани” обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.

       Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приёмов, которые помогут подросткам не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности.

       Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

        Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

         Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

         Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность “выхода за пределы ситуации”, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

          На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:

  • приобщить учащихся к творческой работе;
  • привить интерес к творчеству, поиску;
  • развивать навыки созидания, самореализации.

       Данная цель реализуется посредством адаптированных мною программ:

  • программа “Лоскутная пластика”, предназначенная для учащихся 5-6 классов;
  • раздел учебной программы “Конструирование и моделирование деталей одежды  для учащихся 5-7  классов;

         Работая по программе “Лоскутная пластика” и используя в качестве основного метода - метод экспрессии (моделирование с тканью), осуществляется организация прикладной художественно-творческой деятельности учащихся. Метод экспрессии – это развитие субъективного творчества образом. Приемы метода – рисование,  моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, писание картин и произведений, музыка, выразительные движения тела.

Данная программа предусматривает следующие разделы:

  • Теоретический (предполагает сообщение теоретических сведений учащимся).
  • Практический (осуществляется через выполнение учащимися творческого задания).

       Используемые формы учебной деятельности учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности учащихся – совместно-индивидуальная и совместно-последовательная – развивают интерес к творческой деятельности и способность не только воспринимать красоту, но и творить её самому, анализировать свою деятельность и отстаивать своё мнение.

       Работая с лоскутками, как элементами мозаики, учащиеся складывают различные цветные композиции. Они пытаются найти наиболее рациональное решение, что стимулирует их мыслительную, творческую способность, изобретательность. При создании рисунка, его выборе развиваются творческие способности, такие как оригинальность, продуктивность. При выборе элементов композиции и их сборке развиваются гибкость в выборе способов обработки, способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

       И самое удивительное то, что учащиеся, не умеющие рисовать, составляют композицию из фрагментов, взятых из детских книжек. Они чисто интуитивно подбирают ткань по цвету и структуре и в результате получают неповторимое декоративное панно. Именно здесь и раскрываются творческие способности учащихся, их творческий потенциал.

         В разделе “Конструирование и моделирование деталей одежды” основное внимание уделяется выполнению практических творческих работ. Как известно, технология моделирования ничто иное как “творческий полёт”, а моделирование деталей одежды не только развивает пространственное воображение, эстетический уровень образования, но и помогает каждому учащемуся раскрыть свои индивидуальные способности.

         Основные формы организации учебного процесса, способствующие развитию творческих способностей учащихся - это организация выставок, демонстрации и  презентации на уроках и во внеурочной деятельности, участие в конкурсах, освоение компьютерного моделирования.

         В подготовке конкурсов, презентаций особое внимание уделяется творческим заданиям (например, создание модели будущего), которые выполняются в различных вариантах: создание эскиза модели изделия на компьютере, из имеющихся подручных материалов или пошив изделия. Именно здесь учащиеся и демонстрируют свои творческие способности.

         Особое место в развитии творческих способностей принадлежит проектному и исследовательскому методам, которым присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с истории возникновения, выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработки конструкции моделей, её моделирования.

          Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведёт за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский назвал “зоной потенциального развития”. И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи).

      Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.      Таким образом, на уроках технологии и во внеурочной деятельности  осуществляется развитие творческих способностей учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и усл...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»

Данная статья рекомендует совмещать процесс обучения с воспитательным процессом для более эффективного развития творческих способностей учащихся на уроках технологии....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

«Технология» - особый предмет. Требования научно обоснованной методики часто приходится соотносить с реальными условиями, вносить коррективы в программы, в структуру занятий и их содержание, изменять ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Моя дипломная работа на тему : "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...