Проблемное обучение в процессе трудовой деятельности
статья по технологии на тему

Фролова Людмила Ивановна

Использование проблемного обучения в процессе трудовой деятельности учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение в процессе трудовой деятельности

     Умственное развитие детей зависит от способа обучения. В методике трудового обучения ещё нет основательно разработанной системы развития интеллектуальных способностей учеников, ещё недостаточно формируется творческое отношение к труду, психологическая готовность к нему.

     Исследования показывают, что одним из действенных путей развития мышления детей является сближение процессов познания и обучения. Как при научном познании, так и во время обучения человек вступает в контакт с объектами познания и изучения, использует богатые возможности своего мышления. В процессе усвоения нового обучающего материала у учеников возникает определённая потребность и интерес к его изучению, что способствует возбуждению умственной активности.

     Процесс обучения, который моделирует в своих существенных чертах процесс продуктивного мышления и направлен на открытие учениками новых знаний и способов действия, называют проблемным. Его сущность заключается в постановке перед учениками системы проблемных заданий, осмыслении, восприятии и решении их в ходе совместной деятельности учеников и учителя. Обучение при этом должно осуществляться в такой последовательности: постановка проблемного задания, организация проблемной ситуации, формулирование проблемы, разрешение её, проверка полученных результатов и, наконец, обобщение, систематизация и закрепление их.

     Система проблемных заданий должна представлять собой определённую программу, выполнение которой способствует сознательному усвоению новых знаний или способов действия учащимися, обеспечивает их умственное развитие, помогает планировать постепенный переход от одного уровня развития к другому, более высокому и творческому. Регулируя характер проблемных заданий, вводя в процесс обучения новые, более сложные задания, можно обучить учащихся не только способам  решения различных заданий, но и различным видам познавательной деятельности. Задачи с заранее известным содержанием  и структурой их решения дают возможность их планировать, направлять деятельность учащихся, а также  регулировать систему обучающих действий учителя. Таким образом, система заданий в определённой дидактической последовательности может служить как средством организации учебной деятельности  учеников, так и средством управления ею со стороны учителя.

     К системе проблемных заданий предъявляются следующие основные требования:

     задания должны вытекать из содержания учебного материала и отвечать логике его изучения;

     система должна включать в себя основные и доступные ученикам типы проблем;

     система должна предусматривать формирование у учащихся основных черт творческой  деятельности

     размещать отдельные проблемные задания в системе необходимо по принципу нарастающей сложности.

     Система, которая отвечает этим требованиям, включается в учебный процесс таким образом, чтобы её проблемные задания логически соединялись с той частью учебного материала, которую планируется изложить  объяснительно-иллюстративным обучением. Соотношение репродуктивных и проблемных  элементов на уроках труда устанавливают, исходя из возможности и целесообразности введения проблемности.

    Расположение проблемных заданий в системе, а также регулирование трудностей их восприятия и решения можно осуществить, используя приведённые ниже объективные и субъективные условия.

  1. Проблемное задание тем труднее для учащегося, чем больше нужно сделать нестереотипных шагов (новых действий) для его решения.
  2. При одинаковом количестве нестереотипных шагов решения более сложным будет то проблемное задание, которое содержит:
  • большое количество стереотипных шагов решения;
  • не полностью сформулированные стороны противоречия, заложенного в условии задания;
  • более противоречивые данные: факты, явления и т.д. более значительные по характеру нестереотипные и  стереотипные шаги решения.
  1. при одинаковых вышеназванных условиях сложность задания изменяется в зависимости от:
  • чёткости формулировки его условия: задание труднее, если его требования выражены не прямо, а опосредствованно; в формулировке задания отсутствуют какие-нибудь необходимые данные или есть лишние; данные, ориентирующие ученика, на какие знания ему следует опираться при решении задания, "спрятаны".
  • наличия элементов, которые требуют пространственного воображения: задание тем труднее, чем больше оно содержит  невидимых элементов (деталей, узлов, механизмов); задание, требующее представить пространственно- плоскостное изображение  предмета, будет более трудным;
  •  степени новизны учебного материала, с которым  связано проблемное задание;
  • степени отвлечённости во время его решения: наличие в задании формул , графиков, символических обозначений;
  • выводов и уровня обобщений, вытекающих из решения задания.  

    Для регулирования степени трудности проблемных заданий в отдельности и их систем следует использовать уровни проблемного обучения.

   Процесс создания и внедрения системы проблемных заданий можно изобразить схематически.

Схема процесса создания и внедрения системы проблемных заданий

Учебный материал

Новые задания и способы действия, которые необходимо усвоить

Новые знания и способы действия, которые целесообразно усвоить проблемно

Проблемные задания (вопросы, задачи, практические задания)

Дидактические условия, трудности

Система проблемных заданий

Уровни проблемности

Ученик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - эффективное средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка

Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению пр...

Творческое развитие учащихся с умственной отсталостью в процессе трудовой деятельности.

Доклад для конференции учителей трудового обучения специальных коррекционных школ....

Экспериментальная работа. Проблемное обучение как основа проектной деятельности

Отчет о проделанной работе .Проблемное обучение как основа проектной деятельности. Презентация...

Презентация "Творческое развитие учащихся с умственной отсталостью в процессе трудовой деятельности"

В презентации представлены творческие работы учащихся школы 8 вида...

Проектно – тематическое обучение в процессе театрализованной деятельности.

Проектно – тематическое обучение в процессе театрализованной деятельности.  Автор: Бахаева Татьяна Геннадьевна, руководитель кружка театрализованной деятельности «Музыкальная сказка» Я хочу ...

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОЙ НА УРОКАХ трудового обучения по профилю «Штукатурно - малярное дело»

В материале освещаются вопросы связанные с развитием познавательной деятельности на урока профессионально-трудового обучения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью....