Прграмма по внеурочной деятельности "Умелые Руки"
рабочая программа по технологии на тему

Коровина Наталья Витальевна

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение не проходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №531 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию

Педсоветом ГБОУ СОШ №531

Протокол № ____ от ____________

«Утверждаю»

Приказ № _______ от _____________

________________________________

Директор ГБОУ СОШ 531 Т.А.Добрунова

Образовательная программа

дополнительного образования детей

кружка: «Умелые руки»

художественно-эстетического направления

   

Программа рассчитана на два года обучения

(для учащихся 4-5 классов)

Составитель:

Коровина Наталья Витальевна

 учитель технологии

                                                           

                                                                     2015год

                                                           Образовательная программа

дополнительного образования детей

кружка: «Умелые руки»

художественно-эстетического направления

Пояснительная записка

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение не проходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. 

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. 

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства и составлена с требованиями ФГОС НОО.  Учащиеся знакомятся в течение года с несколькими видами декоративно-прикладного искусства. Использование инструкционных и технологических карт по выбранному варианту позволяет работать самостоятельно, соединяя работу «ума» с работой рук, при этом учитель или ребёнок в своей группе имеет возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Программа рассчитана на 2 года

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

                                                 Задачи программы

Обучающие:

· закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

· знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

· раскрыть истоки народного творчества;

· формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

· совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

· учить мастерить открытки в различных техниках аппликации;

· приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

· пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

· развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

· формирование творческих способностей, духовной культуры;

· развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

· осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

· воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

· добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

                                     Организация деятельности кружка 

Программа работы творческого объединения рассчитана на два года. Объединение комплектуется из учащихся 4- 5 классов. Количество детей в группе для освоения программы 12 человек.

Режим работы кружка – 2 занятия в неделю

1 год обучения для учащихся 4-х классов (занятия проводятся один раз в неделю);

2 год обучения для учащихся 5-х классов (занятия проводятся один раз в неделю);

                                                           

                                           

                                         

                                      Структура программы

Программа кружка «Умелые руки» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Формы и режим работы

Индивидуальная, групповая.

На занятиях используются различные формы работы. Индивидуальные задания позволяют создать оптимальные условия для развития детей как ярко выраженными художественными задатками, так и с пониженными творческими возможностями.

Если объединить в группу незнакомых между собой учащихся и поручить, им изготовить какую-то поделку, то дети начнут общаться между собой, будут обмениваться информацией, выявлять, кто сможет выполнить ту или иную часть работы. В результате ребята выберут наиболее оптимальные варианты организации совместной деятельности. При непосредственном выполнении совместной работы образуются деловые и межличностные отношения: взаимная помощь, ответственность, контроль и т.д.

Формируя у учащихся устойчивый интерес к поиску и творческому труду в области художественно- прикладного творчества и развивая их стремление к познавательной деятельности необходимо организовать встречи, беседы, экскурсии.

                                                Условия и средства реализации программы

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровье сберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.

Инструменты и приспособления должны размещаться в удобном для детей месте. Должно быть предусмотрено место для выставки, а также необходимый набор инструментов.

Для успешного проведения занятий необходимы:

  • инструменты и приспособления.
  • шаблоны, трафареты, выкройки мягкой игрушки,

-        бумага, картон, пенопласт, проволока, нитки, клей, ткань, мех, бисер, бусины и т.д.

- мука, соль, краски (акварель, гуашь) лак для мебели бесцветный.

   Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:

  1. Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы.
  2. Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления изделий и анализа проделанной работы, демонстрационный материал: модели, схемы, таблицы, показывающие варианты и последовательность изготовления различных изделий

             Формы подведения итогов реализации программы и оценки деятельности учащихся

          Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Основной формой подведения итогов реализации программы является самоанализ обучающимися своих достижений.

          Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 3-бальной системе: репродуктивный, креативный, эвристический уровни усвоения знаний и сформированности умений и навыков. В течение года ребенок принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами.

           Используя различные методы усвоения детьми материала, разнообразные формы работы, педагог предполагает получить определенные результаты.

           У детей на занятиях закрепляются и углубляются знания, полученные на уроках труда, математики, биологии. Ребята овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами и инструментами. У них воспитывается, познавательный интерес к художественно-прикладному творчеству формируется желание и умение трудиться, самостоятельность, инициатива, коллективизм, культура и эстетика труда, происходит первоначальное профессиональное просвещение учащихся.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер.

Необходимо проводить выставки работ в объединении, организовывать демонстрацию наиболее интересных моделей. В конце года следует проводить итоговое занятие в торжественной обстановке, желательно с участием родителей.

Диагностика ЗУН учащиеся проводится 3 раза в год: в начале учебного года, в середине и в конце в виде творческих испытаний.

                                              Уровень результатов работы по программе

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний о взаимодействии в школьном коллективе.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовой ценности общества - труду, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.                                           

                                                   Конкретные знания, ключевые понятия и определения

Знать: Технологическую последовательность изготовления поделок из соленого теста, рецепт и способ приготовления теста.

Правила охраны труда, санитарно-гигиенические требования. Виды ручных и машинных швов, украшающие швы. Технологию изготовления мягкой игрушки из меха, драпа. Технологию изготовления игрушек в технике «Папье-маше». Технологию вышивки бисером. Технологию изготовления изделий в технике «Квиллинг». Технологию выполнения изделий в технике «Канзаши»

Уметь: Соблюдать правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования. Изготовить игрушку с помощью учителя. Выполнять украшающие швы. Изготовить изделия в предложенных техниках. 

                                   

                                           Прогнозируемый результат

- скоординированы движения кистей рук воспитанников;

- развито творческое воображение у воспитанников;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

 - высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.

 -  приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.

- активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на    более высоком уровне.

- использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др.

 - практическое применение своих умений и навыков.

                                                                Формы контроля

Участие в выставках (школьных, городских, областных, всероссийских)

В течение года ребенок принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами

                                           Учебно-тематический план I год обучения

п\п

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Теорети -

ческие

Практи-

ческие

I

Вводное занятие. Правила О.Т. и ППБ.

1

1

II

Соленое тесто

Из истории соленого теста

Правила О.Т. при работе с соленым тестом.

Миниатюрные фигурки

6

1

5

III

Новогодние игрушки из соленого теста

Подсвечники

Снеговики

Гномики

Подготовка к выставке

Выставка работ учащихся

5

1

1

1

1

1

IV

Декоративные игольницы

Из истории игольниц

Игольница - Цветок

Игольница - Божья коровка

Игольница - Шляпа

4

1

1

1

1

V

Мягкая игрушка из меха

Правила О.Т. при изготовлении мягкой игрушки

Выкройка игрушки

Технология раскроя (драпа, меха)

Технология пошива игрушки

Виды швов (ручные, машинные)

Виды отделки, фурнитура

Изготовление мягкой игрушки

Подготовка к выставке

Выставка работ учащихся

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

VI

Папье-маше

Правила О.Т. при работе с клеем, лаками, краской

Из истории папье-маше

Материалы и приспособления

Технология выполнения изделий в технике папье-маше

Оклеивание формы

Изготовление простейших изделий

Шар

Ваза

Подготовка к выставке

Выставка работ учащихся

Итоговое занятие

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

VII

Итого часов

35

6

29


                                      Учебно-тематический план II год обучения

п\п

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Теорети -

ческие

Практи-

ческие

I

Вводное занятие. Правила О.Т. и ППБ.

1

1

II

Вышивка бисером

Из истории вышивки

Правила ОТ при работе с иглой и бисером

Вышивка по собственным эскизам и по готовым картинкам

8

1

1

6

III

Квиллинг

Из истории квиллинга. Материалы и приспособления

Простейшие изделия в технике квиллинг

Технология изготовления открыток в технике квиллинг

8

1

3

4

IV

Канзаши

Из истории техники «Канзаши». Материалы и приспособления.

Различные виды лепестков

Изготовление цветов

«Божья коровка»

Заколки, ободки, броши

10

1

1

3

2

3

VI

Изонить

Из истории изонити. Материалы и приспособления.

Простейшие приемы работы с изонитью

«Сердечко», «Солнышко»

Изготовление открыток по собственным эскизам

8

1

1

1

5

VII

Итого часов

35

6

29

                             Содержание программы. 1 год обучения

1. Тема: «Вводное занятие» (1 час)

Теория: Знакомство   с   правилами   поведения   на   занятиях.   Знакомство   с оборудованием и инструментами, правила работы с ними. Инструктаж по ТБ, ППБ.

Методическое обеспечение: оборудование, инструменты.

Дидактическое обеспечение: Инстр. карты, рисунки, готовые изделия.

2. Тема: Соленое тесто (11 часов)

Теория: Из истории соленого теста, правила О.Т. при работе с соленым тестом, рецепт соленого теста, инструменты и материалы, обжиг и сушка. Раскрашивание изделий.

Практика: Изготовление изделий из соленого теста. Выбрать необходимые    материалы    и    приспособления    для изготовления определенной модели.

Методическое обеспечение: Инструкционные карты выполнения технологических операций при работе с соленым тестом. Соленое тесто, стеки, колышки, вилка, краски, лак мебельный.

3. Тема: Декоративные игольницы (4 часа)

Теория: Из истории игольниц

Практика: Изготовление игольниц: игольница – Цветок,

игольница - Божья коровка, игольница – Шляпа

Методическое обеспечение: кусочки ткани, тесьма, нитки швейные, мулине, бусинки, т.п.

4. Тема: Мягкая игрушка из меха (9 часов)

Теория: Правила О.Т. при изготовлении мягкой игрушки, история развития мягкой игрушки, инструменты и приспособления, выкройка игрушки, технология раскроя (драпа, меха), технология пошива игрушки, виды швов, виды отделки, фурнитура.

Практика: изготовление поделок по выбору обучающихся.

Методическое обеспечение: Выкройки игрушек, кусочки меха, драпа, кожи, карандаши, ножницы, иглы.

Дидактическое обеспечение: рисунки, выкройки, шаблоны.

5. Тема: Папье-маше (10 часов)


Теория:
Правила О.Т. при работе с клеем, лаками, краской, из истории папье-маше, материалы и приспособления, технология выполнения изделий в технике папье-маше, оклеивание формы

Практика: изготовление простейших изделий: шар, ваза

Методическое обеспечение: карандаш, бумага, картон, клей, ножницы, акварельные краски.

                             Содержание программы.  2 год обучения

  1. Тема: «Вводное занятие» (1 часа)

Теория: Знакомство   с   правилами   поведения   на   занятиях.   Знакомство   с оборудованием и инструментами, правила работы с ними. Инструктаж по ТБ.

Методическое обеспечение: оборудование, инструменты.

Дидактическое обеспечение: Инстр. карты, рисунки, готовые изделия.

  1. Тема: «Вышивка бисером» (8 часов) 

Теория: Из истории вышивки. Правила ОТ при работе с иглой и бисером. Подбор правильных игл для вышивки. Расположение бисера на ткани. Основные приемы вышивания бисером по канве. Техника вышивания бисером, стеклярусом, бусинами. Счетная вышивка. Выбор канвы.

Методическое обеспечение: Схемы, бисер, бусины, стеклярус, иглы для вышивания, нитки, ткань, канва, ножницы, пяльца.

  1. Тема: «Квиллинг» (8 часов)

Теория: Из истории квиллинга. Правила ОТ при работе с ножницами. Способы нарезки и скрутки бумаги. Инструменты и материалы. Основные формы и приемы. Формы деталей и техника их исполнения.

Практика: Изготовление простейших изделий (лепестки, цветы и т.п.). Изготовление открыток в технике «Квиллинг». Выбрать необходимые материалы для изготовления открытки, придумать эскиз.

Методическое обеспечение: бумага, пинцет, машинки для скручивания, ножницы, клей ПВА, зубочистки, картон, трафареты.

  1. Тема: «Канзаши» (10 часов)

Теория: Из истории техники «Канзаши». Правила ОТ при работе с огнем, горячим пистолетом, ножницами. Формы и способы складывания лепестков. Инструменты и материалы. Основные виды канзаши.

Практика: Различные виды лепестков. Изготовление цветов. «Божья коровка».

Заколки, ободки, броши.  

Методическое обеспечение: Атласные ленточки разных размеров, оптимально 5 и 2.5 см, линейка, карандаш или мелок для разметки ровных квадратиков, ножницы, зажигалка или свеча, пинцет, клей "Момент-кристалл" или "Супер-момент" (в маленьком тюбике) или клеевой (горячий) пистолет, длинная и нетолстая игла, минимум сантиметров 5-7, прочная нитка, бусины.

  1. Тема: «Изонить» (8 часов)

Теория: Из истории изонити. Из истории изонити. Материалы и приспособления.

Простейшие приемы работы с изонитью. Техника окружности и техника угла.

Практика: Освоение техники окружности по готовым эскизам и техники угла. Создание собственных эскизов для открыток. Изонить на МР3- дисках «Сердечко», «Солнышко». Изготовление открыток по собственным эскизам.

Методическое обеспечение:.Изонить, схемы, картон, бумага или другая твердая основа, ножницы, линейка, игла, циркуль, цветные шерстяные нитки или нитки из набора для вышивания крестиком, мягкий эластичный коврик в качестве подложки под картон и бумагу для более легкого прокалывания шилом отверстий, простой карандаш для переноса картинок, схем и отметок, шило или цыганская игла для прокалывания более твердых оснований для работы (плотный картон, СD диски), клей (ПВА, «Момент», «Дракон», «Титан»)


Литература (для руководителя кружка)

1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов, «Просвещение»,

Москва, 1988 г.

2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад. развития», Ярославль, 2001

3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990

5. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение»,

Москва, 1985

6. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков

7.Учим детей мастерить, Э.К. Гульянс, «Просвещение», Москва

8. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004

9. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов «ЭКСМО» Москва, 2005

10. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок. «ЭКСМО» Москва,2005

11. Пластилиновые картины. «Феникс» Ростов-на-Дону,2006

12.Журнал «Школа и производство»

13. Газета «Делаем сами»

14. Газета «Мастак»

15. Узоры из бумажных лент/ Пер. с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.: ил.

16. Роспись по дереву. – М.: Издательский Дом мсп, 2007. – 96 С.

17. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. –М.6 Изд-во ЭКСМО, 2005. – 64 С., ил.

18. Мягкие игрушки своими руками. Рукоделие в начальной школе–М: тц Сфера, 2005, 192

19. Технология организации кружковой в работе. Конспект. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Просветительская прграмма "Жизнь в твоих руках"

Программа «Жизнь - в твоих руках» предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, про...

Рабочая прграмма по внеурочной деятельности ( ЧЕМПИОН)

Программа направлена на реализацию спортивно оздоровительного направления (1 - 4 класс)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

внеурочная деятельность ФГОС основное общее образование кружок "Умелые руки" (мальчики)

Основным предназначением кружка «Умелые руки» в системе внеурочной деятельности ФГОС основного общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологи...

Прграмма внеурочной деятельности "Волшебный крючок

Занятие по программе "Волшебный крючек" способствует ориентации школьников на профессии народных промыслов, развитию которых в настоящее время уделяется особое внимание....