Рабочая программа по технологии для 10 класса
рабочая программа по технологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №38
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________________ (подпись, ФИО) | УТВЕРЖДАЮ Приказ №____ от «___»____ 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Технологии
для 10 классов
на 2014 – 2015 учебный год
Учитель
Демидова Светлана Николаевна
Рассмотрено на заседании ППЛ Эстетического образования Протокол от _________ № _________ руководитель ППЛ /Н. И. Трушина/ |
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для учащихся 10 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004г. № 1089).
3. Примерной программы по технологии для 10-11 классов, под редакцией А.Т. Тищенко, Н. В. Синица. М.: издательский центр «Вентана – Граф», 2012г.
4. Программы к завершённой предметной линии учебников по «Технология. Базовый уровень. 10 -11 классы». Под редакцией В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш, О. П. Очинин, Д. В. Виноградов, «Вентана – Граф», 2013 г.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой технологической культуры учащихся, совокупности предметных знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение в конкурентных условиях рынка труда для успешной социализации. Она является необходимым компонентом общего образования обучающихся и позволяет им на практике применять знания из различных разделов общеобразовательных дисциплин.
Цель курса - формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве, потенциальных возможностях новых технологий и материалов, перспективах их распространения и внедрения.
Задачи курса:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета технологии в 10 классе в объёме 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.
Тематический план курса
№ | основные разделы | количество часов | количество | ||||
Контрольных работ | Лабораторно-практических работ | Уроков внеклассного чтения | уроков развития речи | Практических работ | |||
Введение | 1 | ||||||
1 | Производство, труд и технологии | 9 | 2 | ||||
2 | Технология проектирования и создание материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность | 11 | 7 | ||||
3 | Информационные технологии | 14 | 2 | ||||
1 полугодие | 16 | 2 | 3 | ||||
2 полугодие | 19 | 6 | |||||
Итого: | 35 | 2 | 9 |
Перечень
учебно-методического и программного обеспечения
образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Программа по учебному предмету «Технология» направление «Технологии ведения дома» 10-11 классы, А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2012 |
Учебник, учебное пособие | Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В., Виноградов Д.В. «Технология. 10-11 классы: базовый уровень». - «Вентана – Граф», 2013 г. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | |
Электронное приложение к УМК | 1. «Технология». Тематическое планирование 5-11 классы по программе В. Д. Симоненко, Изд. «Учитель»; |
Дидактический материал | Раздаточный материал по всем темам курса |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Тесты, самостоятельные работы, кроссворды, электронные образовательные ресурсы - (в тестовой форме) |
Методическое пособие с поурочными разработками | 1. Технология. Проектная деятельность учащихся 5 – 11кл». - «Учитель». Волгоград, 2007; |
Список используемой литературы | 1. М. А. Бендюков, И. Л. Соломин. «Твой компас на рынке труда». – Санкт–Петербург, 2000; 2. С. Э. Макруцкая. «Технология в схемах, таблицах, рисунках 5-9кл.» М.- «Экзамен», 2009; 3. О.И. Нагель «Художественно – лоскутное шитьё», М.: «Школьная пресса», 2004; 4. С. Э. Макруцкая. «Технология: обслуживающий труд». Тесты. М.: «Экзамен», 2006; 5. О.Б. Ставрова «Современный урок технологии с применением компьютера» М.: «Школьная пресса» 2004; 6. В. И. Панов. «Психодидактика образовательных систем. Теория и практика». – Спб.: Питер, 2007; 7. Практическая психология под редакцией И. В. Дубровиной. «Психологическая служба в современном образовании» Рабочая книга. – Изд. «Питер Пресс», 2009. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Презентации, мультимедийные пособия. Сайты: 1. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru 4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/ 5. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/ 6. http: //festival.1september.ru/ |
Требования к результатам обучения
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желаний учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- умение применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основных наук;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
- формирование целостного представления о техносфере; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда;
в трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования и конструирования;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов; соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда;
в мотивационной сфере:
- оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательной деятельности;
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств;
в эстетической сфере:
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования;
- рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований организации труда;
в коммуникативной сфере:
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетенции: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
- установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта; построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителем;
- сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда;
в физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию объекта, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления объекта; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта; • находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии; • читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы; • выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов; • планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда; • представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите. | • организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий; • выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека; • находить и применять в работе дополнительные источники информации (включая Интернет); • планировать профессиональную карьеру; • рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства; • осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда. |
Образовательные технологии, основные формы организации деятельности учащихся на учебных занятиях.
Особенность построения курса состоит в том, что основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно – практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, практические, учебно – практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Для обучающихся 10–х классов предусмотрено выполнение двух лабораторно – практических и 9 практических работ. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков.
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса | Формы контроля |
Метапредметные | оценочные листы, творческие задания для групп |
Предметные | практические работы, самостоятельные, тестирование |
Личностные | наблюдение |
Календарно-тематический план
№ п\п | № в теме | Дата | Тема | Основное содержание урока | Планируемые предметные результаты | Используемые ресурсы | Основные виды учебной деятельности | Объекты и формы текущего контроля; д.з. | |||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||
10А | 10Б | 10 А | 10Б | ||||||||||||||||||
Введение – 1 час | |||||||||||||||||||||
1 | 1 | Вводный инструктаж. Вводное занятие. Первичный инструктаж на рабочем месте | Инструктаж по охране труда. Правила поведения в кабинете, санитарно - гигиенические требования. Курс технологии, его цели, задачи | Соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности | Таблицы по технике безопасности | Соблюдение инструкции | Устный опрос | ||||||||||||||
Раздел 1. «Производство, труд и технологии» - 9 часов | |||||||||||||||||||||
2 | 1 | Технология как часть общечеловеческой культуры | Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характер труда. Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технические достижения. | Подготовка докладов, сообщений об интересующем открытии в области техники и технологий. Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, зарождение металлургии) | Учебник «Технология», 10 класс | Знакомство с понятиями «культура», виды культуры, «технологическая культура» и «технология». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий | Лекция-беседа, конспектирование; работа с текстом учебника; демонстрация видеоматериалов, наглядных пособий. Тестирование по теме « Технологии как часть общечеловеческой культуры» | ||||||||||||||
3 | 2 | Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства | Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоемкость материального производства. | Подготовка докладов, сообщений об интересующем открытии в области науки и техники | Таблица, презентация | Понятия взаимосвязи и взаимообусловленности технологий, науки и производства, роль науки в развитии технологического прогресса; понятия «наукоемкость» | Лекция-беседа с элементами конспектирования; слушание и обсуждение докладов учащихся. Устный опрос; оценка подготовленных учащимися докладов | ||||||||||||||
4 | 3 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества | Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Современная энергетика и ее воздействие на биосферу. Проблема захоронения радиоактивных отходов. Промышленные технологии и транспорт. Материалоемкость современных производств. Промышленная эксплуатация лесов. Проблема загрязнения отходами производства атмосферы. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра». Современные сельскохозяйственные технологии и их негативное воздействие на биосферу | Оценка запыленности воздуха. Л.- пр. р. №1. Определения наличия нитратов в пищевых продуктах | Учебник «Технология», 10 класс, доклады | Проведение мероприятий по озеленению или оценке загрязненности среды. Выявление источников и степени загрязненности окружающей среды | Лекция-беседа; работа с текстом учебника; демонстрация ЦОР, видеофильмов; слушание докладов учащихся; лабораторно -практическая работа. Оценка приготовленных учащимися докладов; контроль по результатам практической работы | ||||||||||||||
5 | 4 | Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду | Природоохранные технологии. Экологический мониторинг. Основные направления охраны среды. Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Очистка естественных водоёмов. | Подготовка докладов, сообщений об использовании альтернативного источника энергии | Учебник, рабочая тетрадь, словарь | Знакомство с понятиями «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов, геотермальных источников энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки | Лекция-беседа; самостоятельная работа с текстом учебника; демонстрация ЦОР, видеофильмов; слушание докладов учащихся; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам слушание докладов и результатам практической работы | ||||||||||||||
6 | 5 | Экологическое сознание и мораль в техногенном мире | Экологически устойчивое развитие человечества. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания | Л.- пр. р. №2. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующих объектах города | Презентация | Контроль по итогам практической работы и оценка подготовки докладов об использовании альтернативного источника энергии | Лекция-беседа; решение ситуационных задач; слушание докладов учащихся; практическая работа | ||||||||||||||
7 | 6 | Перспективные направления развития современных технологий | Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение. Применение лучевых технологий: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошковая металлургия. Технология послойного прототипирования и их спользование. Нанотехнологии. Основные понятия. Технология атомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологий. Информационные технологии, их роль в современной научно-технической революции. Волоконная оптика как новый шаг в развитии информационных технологий. Принцип действия и область применения волоконной оптики | Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. виды современных электротехнологий, примеры их использования; | Демонстрация видеофильмов, иллюстративного материала, образцов изделий | Развитие в области применения лучевых и ультразвуковых технологий; принципы плазменной обработки материалов, примеры использования; сущность понятий « наноматериал» « наночастица» ; перспективы использования нанотехнологий; роль информационных технологий в технологическом развитии общества | Устный опрос; контроль по итогам практической работы | ||||||||||||||
8 | 7 | Новые принципы организации современного производства | Пути развития современного индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства | Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке | Презентация | Знакомство с понятиями «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства; сущностью непрерывного (поточного) производства; что представляют собой гибкие производственные системы; - в чем проявляется глобализация системы мирового хозяйства | Лекция с элементами конспектирования, демонстрация иллюстративного материала | ||||||||||||||
9 | 8 | Автоматизация технологических процессов | Автоматизация производства на основе информационных технологий. Измение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятие «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП). Составляющие АСУТП | Возрастание роли информационных технологий в современном мире. Влияние автоматизации на характеристики производства | Учебник «Технология», 10 класс, рабочая тетрадь, словарь | Знакомство с понятиями «автомат» и «автоматизация производства» гибкая и жёсткая автоматизация; в чем суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП) | Лекция, демонстрация наглядных пособий, схем учебника; практическая работа | ||||||||||||||
10 | 9 | Итоговое занятие по теме «Производство, труд и технологии» | Многообразие сфер профессиональной деятельности. Содержание труда отдельных профессий. Пути профессионального выбора | Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности | Учебник «Технология», 10 класс, рабочая тетрадь | Поиск информации в различных источниках, включая Интернет, о возможностях получения профессионального образования | Итоговый контроль по теме «Производство, труд и технологии» | ||||||||||||||
Раздел 2. «Технология проектирования и создание материальных объектов или услуг» «Творческая проектная деятельность» -11 часов | |||||||||||||||||||||
11 | 1 | Понятие творчества. Введение в психологию творческой деятельности | Понятие «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности | Пр. р. № 1. Решение нестандартных задач, упражнение на развитие мышления | Таблицы, презентации, схемы | Пути повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) | Объяснение, демонстрация упражнений, ЦОР, практическая работа. Приемы поиска дополнительной информации | ||||||||||||||
12 | 2 | Защита интеллектуальной собственности | Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Патент на изобретения. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и обслуживания | Пр. р. № 2. Разработка товарного знака условного предприятия. Составление формулы изобретения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец | Таблицы, презентации, схемы, структура патентной заявки | Знакомство с понятием «интеллектуальная собственность»; Что может являться объектом интеллектуальной собственности; понятие « авторское право»; существующие формы защиты авторских прав; что такое патент. Как осуществляется патентование изделия; суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания. | Лекция, демонстрация иллюстративного материал, диспут. Письменный опрос; контроль по результатам практической работы | ||||||||||||||
13 | 3 | Методы решения творческих задач | Методы активизации поиска решений творческих задач, генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой штурм). Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ, сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциация» | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, овладение элементами организации труда, овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач Пр. р. №3. Проведение конкурса «Генераторы идей». Игра «Ассоциативная цепочка» | Ситуационные задачи | Понятие сущности и особенности методов активизации поиска решения задач; Изучение методов поиска оптимального варианта и их применение. Способы применения ассоциативных методов решения творческих задач. Использование методов решения творческих задач в практической деятельности | Демонстрация трудовых приемов, практическая работа | ||||||||||||||
14 | 4 | Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности | Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учет требований при проектировании. Качество проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании | Планирование технологического процесса и процесса труда | Доклад, проект, презентация | Изучение требований к современному проектированию; «инновация», «проектное задание», «техническое задание» какими качествами должен обладать проектировщик значение эстетического фактора в проектировании законы художественного конструирования | Устный опрос; контроль по результатам самостоятельной и домашней работы | ||||||||||||||
15 | 5 | Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности | Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта | Овладение элементами организации труда, формами деятельности, соответствующей культуре труда, планирование деятельности по выполнению учебного проектирования | Учебник «Технология», 10 класс, рабочая тетрадь | Изучение этапов проектной деятельности, осуществление пошагового планирования проектной деятельности. Знакомство с понятием «алгоритм дизайна». Планирование деятельности по учебному проектированию | Объяснение нового материала; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам практической работы по планированию проектной деятельности | ||||||||||||||
16 | 6 | Источники информации при проектировании | Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на различных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, интернет. Электронные справочники, электронные конференции. Поиск информации по теме проектирования | Ознакомление с источниками информации для проектирования собственного продукта | Учебник «Технология», 10 класс, рабочая тетрадь | Роль информации в современном обществе; - что понимается под научным подходом к проектированию; - источники информации для дизайнера; Нахождение и использование различных источников информации при проектировании; воссоздание исторического пути объекта проектирования | Лекция с элементами конспектирования; практическая работа. Устный опрос; контроль по результатам практической работы | ||||||||||||||
17 | 7 | Создание банка идей продуктов труда | Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование метода ТРИЗ). Графическое представление вариантов будущего изделия. Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования | Пр. р. №4. Формирование банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования проектного изделия. Выбор наиболее удачных вариантов | Учебник «Технология», 10 класс, рабочая тетрадь | Что представляет собой банк идей при проектировании; методы формирования банка идей; формирование банка идей для своего проектируемого изделия; графическое оформление идеи проектируемого изделия; выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа | Объяснение нового материала; решение ситуационных задач; устный опрос; контроль по результатам практической работы | ||||||||||||||
18 | 8 | Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг | Проектирование как отражение общественной действительности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности | Пр. р. № 5. Составление анкеты для изучения потребительского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования | Образец анкеты, структура ее составления | Выявление взаимосвязи и взаимообусловленности общественных потребностей и проектирования; Знакомство с понятием «рынок потребительских товаров и услуг»; методами исследования рынка потребительских товаров (услуг) | Лекция-беседа; конспектирования; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос; контроль по результатам практической работы | ||||||||||||||
19 | 9 | Правовые отношения на рынке товаров и услуг | Понятие «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателями и производителем (продавцами). Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрихкод. Сертификация продукции | Пр. р. № 6. Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию | Учебник «Технология», 10 класс, рабочая тетрадь | Взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг; виды и назначение нормативных актов, регулирующих отношения между покупателем и производителем (продавцами); назначение и виды страховых услуг; способы получения информации о товарах и услугах. Чтение торговых символов, этикеток, маркировок, штрих кодов товаров | Лекция с элементами конспектирования; практическая работа. Устный опрос; контроль по результатам практической работы | ||||||||||||||
20 | 10 | Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план | Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта | Пр. р. № 7. Составление бизнес-плана для проектируемого изделия. Обоснование эффективности своего проект | Учебник «Технология», 10 класс, рабочая тетрадь | Составление экономического обоснования собственного проекта (или условного изделия); Расчет рентабельности производства | Лекция; конспектирование; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам практической работы | ||||||||||||||
21 | 11 | Итоговое занятие по теме «Творческая проектная деятельность» | Критерии оценки творческого проекта. Самоанализ проделанной работы | Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления | Доклад, презентация, ЦОР | Составление доклада для защиты творческого проекта, подготовка электронной презентации | Контроль по итогам «Творческая проектная деятельность» | ||||||||||||||
Раздел 3. «Информационные технологии» – 14 часов | |||||||||||||||||||||
22 | 1 | Информационные технологии | Предмет применения информационных технологий. Основные методы и средства информационных технологий | Средства и технологии обработки текстовой информации | Учебник «Технология» | Владение информационными технологиями | Объяснение нового материала; конспектирование | ||||||||||||||
23 | 2 | Техника для телефонной связи | Аналоговые и цифровые телефоны. Беспроводные телефоны. Автоответчики | Примерная экономическая оценка возможной прибыли на рынке товаров и услуг | Демонстрация видеофильмов, иллюстративного материала. Презентация | Знакомство со стандартами сотовой связи: аналоговой, аналогово- цифровой и цифровой | Лекция с элементами конспектирования; практическая работа | ||||||||||||||
24 | 3 | Мобильные средства связи | Что такое сотовая связь. Общие принципы сотовой связи История развития сотовой связи | Для чего принимают роуминг. Оплата услуг. Тарифы планы | Демонстрация видеофильмов, иллюстративного материала, образцов изделий. Плакаты: - Структурная схема цифрового радиотелефона | Определение влияния мобильных телефонов на организм человека | Объяснение нового материала; конспектирование | ||||||||||||||
25 | 4 | Печатающие устройства, подключаемые компьютером | Типы принтеров. Принципы печати матричного, струйного и лазерного принтеров. | Определение основных характеристик принтеров | Учебник «Технология», 10 класс | Создание текстового документа | Объяснение нового материала; конспектирование | ||||||||||||||
26 | 5 | Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники | Что такое телекоммуникации. Отличия между локальной и глобальной сетью. Типы сетей для соединения компьютеров. Устройства необходимые для соединения компьютеров. Типы связи | Изучение основных термины вычислительных сетей ЭВМ | Учебник «Технология», 10 класс | Периферийное компьютерное оборудование. Изучение соединения компьютеров в сети | Лекция с элементами конспектирования; практическая работа | ||||||||||||||
27 | 6 | Всемирная компьютерная сеть «Интернет» | Что называют доменом. Значение электронной почты. Что такое WWW. Как называют поставщиков сетевых услуг. | Электронная почта, глобальная сеть, база данных, маркетинговая информация | Доклад, презентация, ЦОР | Изучение передачи информации от компьютера к компьютеру; основных возможностей предоставляемых пользователям сети Интерне | Объяснение нового материала; конспектирование? Поиск дополнительной информации | ||||||||||||||
28 | 7 | Компьютерная поддержка предпринимательства | Виды услуг предоставляемые internet. Что такое электронная почта, из чего состоит адрес электронной почты | Изучение основных технологий сети Интернет, а также вопросов компьютерной поддержки предпринимательства | Учебник «Технология», 10 класс | Интерфейс работы в системе WWW; сохранение загруженных страниц на локальный рабочий компьютер | Лекция, демонстрация наглядных пособий, схем учебника | ||||||||||||||
29 | 8 | Информационные технологии в маркетинге | Правовые аспекты реализации маркетинговой деятельности в Интернете | Изучение общих сведений о применении информационных технологий в рекламной деятельности | Учебник «Технология», 10 класс | Изучение роли информации для маркетинговых исследований | Лекция , демонстрация наглядных пособий, схем учебника | ||||||||||||||
30 | 9 | Информационные технологии в швейном производстве и рукоделии | Автоматизированный процесс изготовления одежды в швейном производстве. Этапы автоматизированного конструирования. Использование компьютера в домашнем рукоделии | Пр. р. № 8. Совершенствование умений в работе на компьютере в программе point; Освоение технологии выполнения рисунков для вышивки в программе point | Доклад, презентация, ЦОР | Использование компьютеров и микропроцессорной техники в швейном производстве | Лекция-беседа; демонстрация образцов художественного дизайна | ||||||||||||||
31 | 10 | Возможности использовании компьютерной техники в офисах фирм | Офисные принадлежности которые можно заменить компьютерной техникой. Прикладные программы которые можно использовать в учебной программе | Пр. р. № 9. Разработать план компьютерного обеспечения офиса | Учебник «Технология», 10 класс | Нахождение и изучение информации по проблеме, формирование базы данных | Лекция; конспектирование; практическая работа. | ||||||||||||||
32-33 | 11-12 | Творческий проект «Компьютерная открытка–поздравление» | Осуществлять схему проекта. Технологическую карту выполненной работы | Оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности | Компьютерные приложения | Выполнение проекта | Устный опрос; контроль по результатам самостоятельной и домашней работы | ||||||||||||||
34 | 13 | Защита творческого проекта | Критерии оценки работ и выполнение рекламного проспекта изделия. Защитная речь. Значение и порядок защиты проекта. Защита проекта | Контроль промежуточных результатов труда по установленным критериям, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления | Презентация | Составление доклада для защиты творческого проекта, подготовка электронной презентации | Лекция-беседа; демонстрация презентаций | ||||||||||||||
35 | 14 | Итоговое занятие по теме «Информационные технологии» | Критерии оценки творческого проекта. Самоанализ проделанной работы | Контроль конечных результатов труда по установленным критериям | Доклад, презентация, ЦОР | Составление доклада для защиты творческого проекта, подготовка электронной презентации | Контроль по итогам «Информационные технологии» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...