Техника выполнения контурных швов
методическая разработка по технологии на тему

Ятманова Альбина Васильевна

Цель: познакомить воспитанников с одним из наиболее распространенных видов контурных швов чувашской вышивки, научить самостоятельно применять на практике, приобретенные умения и навыки. 

Задачи:

· Научить отличать разновидности контурных швов

·  Развивать у воспитанников художественный вкус, творческое воображение, эстетическое восприятие искусства вышивания.

·  Создать условия воспитания интереса и любви к декоративно-прикладному искусству.

                    Воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnika_vypolneniya_konturnyh_shvov1.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеклассного занятия:

Техника выполнения контурных швов

Цель: познакомить воспитанников с одним из наиболее распространенных видов контурных швов чувашской вышивки, научить самостоятельно применять на практике, приобретенные умения и навыки.

Задачи: 

  • Научить отличать разновидности контурных швов
  • Развивать у воспитанников художественный вкус, творческое воображение, эстетическое восприятие искусства вышивания.
  • Создать условия воспитания интереса и любви к декоративно-прикладному искусству.
  • Воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости.

Тип занятия:  Комбинированный  

Оборудование для учащихся: пяльцы, ножницы, иголки, ткань (размер 15х 15см), карточки с образцами тканей, набор ниток мулине

Оборудование для учителя: наглядные пособия (таблицы по теме занятия), карточки, готовые изделия, технологическая карта.

План занятия:

  1. Организационный момент
  2.  Изучение новой темы
  3. Практическая работа учащихся
  4. Подведение итогов

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к занятию

II. Изучение новой темы

Один стежок, другой стежок,

Не спи моя иголка,

Раскрылся лист, расцвел цветок

Лазоревого шелка.

К себе я птиц веселых жду,

Они вернутся к маю,

И это дерево в саду

Для них я вышиваю.

    Педагог: Здравствуйте, ребята. Вышивание это творческий труд. Вы держите в руках пяльцы, пусть не серебряные, а деревянные или пластмассовые, настройте душу на радость и попробуйте выразить себя. И произойдет чудо, как в сказке: «Вышьете цветы – будто живые цветут, листья зеленью распускаются, а птицы вот сейчас вспорхнут стайкою, в дальней роще скроются, и огласится она песней веселою». (Исполнение чувашской народной песни детьми).

- А вы хотите попробовать? Теперь приступим к работе.

Перед каждым ребенком приготовлены к работе пяльцы, но нет иголок.

  Педагог: Ребята, проверьте, все ли мы приготовили к работе? По-моему, мы забыли приготовить иголочки.

Дети обнаруживают, что для работы им не хватает иголок. Дежурный вместо игольницы на привычном месте вдруг находит конверт. Педагог и дети с интересом рассматривают его. На конверте надпись “Ребятам из детского объединения “Волшебный стежок” и Альбине Васильевнеот Иголочки”. Дети раскрывают конверт и читают письмо:

"Дорогие ребята! К сожалению, я не смогу вам помочь выполнить чудесные чувашские узоры. Меня заперли за семью замками. Вы освободите меня, если выполните два задания. Я верю, что у вас все получится, и мы опять будем вместе

Ваша Волшебная Иголочка"

Раздается стук в дверь, и детям передают коробку, в которой за семью печатями заперта Иголочка. Дети рассматривают коробочку и видят, что около каждой печати прикреплен небольшой свиток

С интересом разворачивают первый свиток, а в нем – задание от Иголочки.

Задание № 1. Ребята, без этих верных моих друзей вы не смогли бы сделать ни одной работы. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто мои верные друзья!

Загадки:

- Конь стальной, хвост льняной.

- Зверок с вершок, а хвост семи верст.

Дети дружно отгадывают загадки.

    Педагог: Правильно ребята. Это ниточки - верные друзья Иголочки. Ведь не даром говорят: “Куда иголочка, туда и ниточка”.

Задание № 2. Ребята, а сейчас возьмите пяльцы и правильно заправьте в них ткань. Не волнуйтесь, у вас все получится!

Дети выполняют задание. Педагог выбирает помощника, который следит за правильностью выполнения задания.

Задание № 3. Ребята, вспомните самое главное правило вышивальщиков, сосчитайте до трех и скажите его хором в слух.

Дети хором проговаривают это правило. (Чтобы руки были чистыми)

Задание № 4. Ребята, я очень волнуюсь, ведь осталось всего одно задание. Выполните его, и я свободна. Скажите, как называются нитки для вышивки? (мулине).

Ответив на вопросы, ребята снимают с коробочки все печати. В коробочке – игольница с Волшебной Иголочкой, украшенной бантом из золотой тесьмы. Иголочка свободна.

    Педагог: Если бы Иголочка могла говорить, то она сказала: “Спасибо, ребята, за ваши добрые сердца и золотые ручки”.

Педагог передает игольницу с Иголочкой учащимся.

  1. Практическая работа учащихся

Педагог. В чувашской вышивке для выразительности узора, его цельности  четкости используется окантовка рисунка контурными швами: йĕпкĕн (контурный шов, роспись), сиктерÿллĕ (пунктир, набор), сайра чикĕм (шов за иголку),  каялла (назад иголку или строчка), хăю хантăс (стебельчатый шов, шов веревочкой), хура кар тĕрри (окантовочный шов). В большинстве случаев рисунок заполняется красными нитками, а контурные швы выполняются черными.

Сегодня мы научимся выполнять йĕпкĕн (контурный шов, роспись).

Но перед работой давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой.

Далее педагог показывает на натянутом холстом подрамнике операцию по выполнению шва. Дети с помощью педагога выполняют контурный шов. Точно также они учатся выполнять еще два шва: сиктерÿллĕ (пунктир, набор) и сайра чикĕм (шов за иголку)  

Домашнее задание

Педагог. По мотивам чувашских швов создайте эскиз (или несколько эскизов) современной салфетки, для того, чтобы в дальнейшем изготовить его в нашу коллекцию, а так же продумайте материалы необходимые для реализации вашей идеи, по возможности составьте смету расходов

  1. Подведение итогов

Организация выставки работ практического задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИЁМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ НАСТРОЧНЫХ ШВОВ

получить представление о назначении и приёмах выполнения настрочных швов....

технологическая инструкционная карта: Выполнение бельевых швов на промышленной машине (без предварительного смётывания срезов) Выполнение двойного шва

Технологическая инструкционная карта: Выполнение бельевых швов на промышленной машине (без предварительного смётывания срезов) Выполнение двойного шва;  в 7 классе специальной (...

Технологическая инструкционная карта: Выполнение бельевых швов на промышленной машине (без предварительного смётывания срезов) Выполнение запошивочного шва

Технологическая инструкционная карта: Выполнение бельевых швов на промышленной машине (без предварительного смётывания срезов) Выполнение запошивочного шва,  в 7 классе специальной (к...

Технологическая инструкционная карта: Выполнение бельевых швов на промышленной машине (без предварительного смётывания срезов) Выполнение соединительного шва в подгибку с закрытым срезом

Технологическая инструкционная карта: Выполнение бельевых швов на промышленной машине (без предварительного смётывания срезов) Выполнение соединительного шва в подгибку с закрытым срезом в 7 кла...

Методическая разработка урока«Оформление вещи вышивкой. Выполнение украшающих швов.» 5 класс

Методическая разработка урока-Офорсление вещей вышивуой,выполнение украшающих швов. 5 класс...

Выполнение простейших швов

Выполнение ручных швов...

Методическая разработка урока на тему: "Композиционное построение узоров. техника выполнения счетных швов: шов "крест" и гобеленовый шов".

 Вышивка, одно из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе  первобытной культуры и связана с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных....