Главные вкладки

    Позитивный педагогический опыт "Формирование и коррекция трудовых умений и навыков на уроках швейного дела через создание коллекции костюмов"
    опыты и эксперименты по технологии на тему

    Сергеева Елена Николаевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sergeeva.doc82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Материалы на городской конкурс

      «Мой позитивный педагогический опыт »

    учителя трудового обучения

              муниципального казенного специального (коррекционного)   образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальной  (коррекционной ) общеобразовательной  школы VIII вида     города Вятские Поляны Кировской области     ул. Советская, 24. Тел. 6-18-78,  korrectcionvp@mail.ru

    Елены Николаевны Сергеевой.

                     Истоки творческих способностей   дарований детей                                                                                                        на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,                                                                                        идут ручейки, которые питают источник творческой    мысли                                                                   Другими словами: чем больше  мастерства                                                                                                                    в детской ладошке, тем умнее    ребёнок»

                                                                                                                                   Сухомлинский В.А.

    Добрый день,  я хочу представить Вашему вниманию

    мой  опыт   работы по теме  «Формирование и коррекция трудовых умений и навыков  на уроках швейного дела через создание коллекции костюмов»                    

    Слайд № 1

           В настоящее время все чаще говорится  о том, что необходимо как можно больше открывать рабочих профессий. Целью профессионально – трудового обучения в коррекционной школе является подготовка  учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работ.  Профессионально –  трудовая  подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционную направленность в развитии личности школьников с особыми образовательными потребностями.

         Трудовая подготовка в нашем образовательном учреждении  осуществляется  по следующим профилям трудового обучения: столярное дело, обувное дело, цветоводство, швейное дело, бисероплетение.  Работая учителем,  мне бы хотелось свое внимание уделить  профилю трудового обучения, как швейное дело. СЛАЙД № 2. Все рабочие учебные программы по  швейному делу для учащихся  разработаны на основе  программы для  специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: под  редакцией В.В. Воронковой,    допущенной  Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует 1 варианту базисного  плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.                                                                                        

          Данное обучение предусматривает подготовку учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений к самостоятельному  выполнению производственных заданий  по пошиву белья  и легкого платья  со специализацией  по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.  На первый план выступают такие конкретные задачи, как сообщение воспитанникам определенной системы знаний по тому или иному виду труда и формирование соответствующих профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание ряда нравственных, личностных качеств, обеспечивающих успешное включение воспитанников специальной (коррекционной) школы в производительный труд.

            Исправление недостатков трудовой деятельности обучающихся и повышение на этой основе общего уровня их развития являются одной из наиболее важных для специальной (коррекционной) школы проблем. От ее решения зависит продуктивность труда воспитанников в период обучения, а также смогут ли они в будущем работать на массовых производственных предприятиях.                                                                                              На обучение швейному делу в каждом классе отводится немалое количество часов на изучение тем, ассортимент выполнения изделий очень разнообразен.  В рабочую учебную программу   каждого  класса включен раздел «Практическое повторение». Данный раздел предусматривает повторение и изготовление  изделий, ранее уже изученных. Для того  чтобы учащиеся не повторяли одно и тоже изделие, я включаю в учебные занятия  темы  по созданию и пошиву  изделий для мероприятий по заказу школы.        

    Работа по созданию  коллекций костюмов можно отнести к 3 направлениям: СЛАЙД № 3

    - национальные  костюмы

    - танцевальные костюмы.

    - костюмы  различных тематик

    По каждому из направлений создается коллекция моделей одежды, которая демонстрируется на школьных праздниках и мероприятиях на муниципальном уровне.

    СЛАЙД № 4

    1. Направление «Национальные костюмы» -  пошив одежды для школьных мероприятий, связанные с толерантностью. Национальный костюм – это бесценное  достояние культуры народа, накопленное  веками.  Национальный  костюм- это своеобразная книга, учившись читать которую, учитель знакомит учащихся  с традициями, обычаями, обрядами и историей своего народа в целом, формирует толерантное отношение к народу разных национальностей.    Изучая данное направление, мы с учащимися знакомимся с историей наших предков, их традициями и обычаями. При создании коллекций этого направления воспитанницам требуется больше помощи от педагога, т.к. модели более сложны в исполнении и изготавливаются из тканей, требующих аккуратности в обработке. Но, несмотря на трудности, пошив моделей у старшеклассниц вызывает неизменный интерес. При этом формируются такие важные качества личности, как настойчивость, терпение и аккуратность в труде, которые будут способствовать успеху в любой работе. Результат всей  проделанной работы учащимися школы были созданы национальные костюмы: русский, марийский и татарский. В процессе работы  над созданием национального костюма каждый прочувствовал атмосферу быта и жизни нашего многонационального народа.

    Национальные костюмы  используются  педагогами школы в качестве наглядного пособия на уроках истории Отечества, окружающего мира, развития речи, при изучении тем о народах России и Вятского края.  

         Создание   национальных костюмов  приобщает  учащихся  к духовно-нравственным ценностям народа, к национальной культуре, формирует у детей эстетический вкус, воспитывает  чувство  уважения к своему народу и народу, живущему рядом, расширяет  сведения о декоративно-прикладном творчестве и искусстве.

    СЛАЙД № 5                                                                                                                                           2 направление.  «Танцевальные костюмы»- пошив костюмов для мероприятий, связанных с танцевальными постановочными номерами. В этом направлении изделия получаются более легкими,  подбор тканей идёт с учётом прочности, малосминаемости, хорошей гигроскопичности, простотой в уходе. Модели одежды, ткани для выступлений подбираются совместно с руководителями танцевального и музыкального кружков. 

    СЛАЙД № 6                                                                                                                                                    3 Направление «Костюмы различных тематик». В данном направлении изготавливаются костюмы для мероприятий, проводимых в школе, это могут быть костюмы для выступлений учащихся в школе и вне школы.

       Обучение  швейному делу  складывается из последовательных этапов. При обучении швейному делу работа над изделием проводится по общей схеме:

     1.Знакомство с изделием (анализ изделия и запись его характеристики);

     2.Выбор ткани (подбираются образцы для данного изделия);

     3.Снятие мерок (снимаются и записываются мерки, необходимые для построения чертежа);

     4. Построение чертежа (выполняется чертеж изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину);

     5. Изготовление выкройки (изготавливается выкройка в натуральную величину);

     6. Раскрой изделия (раскладка выкройки на ткань и раскрой);

     7.Пошив изделия (составляется план пошива изделия, пошив и окончательная отделка ).

     СЛАЙД № 7    

          Основная задача  швейного дела  - это создание условий для формирования трудовых умений и навыков и применения их в практической деятельности.                                                                                                       Овладевая  трудовыми  навыками, девочки испытывают затруднения, поэтому задача формирования  трудовых  умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся. 

       Для выполнения работ по созданию коллекций одежды  выбираются темы для каждой ученицы индивидуально, с учетом ее уровня развития и способностей.  Учащиеся должны уметь вначале с помощью педагога и в дальнейшем самостоятельно  составлять перечень критериев, которым должно удовлетворять проектируемое изделие. Например,

    - требования к внешнему виду, размеры, материалы, свойства изделия, практичность и т.д.  Конечно учащимся  трудно определять эти критерии, поэтому на уроках использую тренировочные  упражнения по составлению звездочек обдумывания. Центром звездочки является название изделия, а от него отходят лучи, против каждого из которых  учащиеся записывают выделенные ими критерия (требования). СЛАЙД № 8  Трудовая деятельность учащихся направленных на выполнение изделий складывается из 3 частей:

    1. Осознание цели и условий деятельности.
    2. планирование предстоящей деятельности.                                                                               При планировании первостепенное внимание обращается на то, чтобы подвести наиболее целесообразная последовательность обработки воспитанниц к выводу о целесообразности начать пошив изделия с определённой операции.  Обсуждая последовательность пошива какого-либо изделия, я использую  технологические карты  и задаю вопрос: "Можно ли изменить последовательность пошива?" Каждая учащаяся должна  представлять себе, что в одних случаях определённая последовательность выполнения изделия - это необходимость(иначе нельзя), а в других – выбор вариантов пошива.

    В работе над планом приучаю учащихся  обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе, почему нельзя поменять определенный вид операции и что будет.  Такая многообразная работа позволяет им осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно. У учащихся  формируется мыслительный образ изделия; способ его изготовления, порядок выполнения операций.

    1.  Выполнение практической  работы.

        Непременное условие каждого из названных этапов -  контроль за действиями учащихся и умение оценить результат самими  ученицами. Для того чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья  могли полноценно заниматься трудовой деятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными, а мышцы рук развитыми. Поэтому, при обучении швейному делу большое внимание уделяю развитию мелкой моторики рук. Тренирует пальцы рук  работа с иглой при изучении различного вида стежков, вышивании, а также работа ножницами.

    При обучении правильного использования того или иного инструмента, при овладении определённым двигательным приёмам труда тщательно, поэтапно отрабатываю с учениками отдельные движения с многократным закреплением навыка. В противном случае у них может сформироваться неправильный навык работы, что приведёт к некачественному выполнению изделия и нарушению правил безопасности труда.    Для развития  мелкой  моторики в пятом классе применяю такие приёмы, как: нанизывание пуговиц на нитку, вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка.  

         Учитывая в работе такие обстоятельства, как быстрое утомление воспитанников, я переключаю их на другой вид деятельности или делаю перерывы.

    Данные  приёмы совершенствуют двигательные трудовые навыки детей с ограниченными возможностями здоровья. Движения становятся более координированными, укрепляются мышцы рук.

        С девочками мы совместно продумываем образ модели. Более сильные учащиеся зарисовывают модели одежды самостоятельно, а  для слабых учащихся  предлагается использовать трафарет человеческой фигуры, изготовленным учителем. Обе категории учащихся очень трепетно относятся к созданию образов, прорисовывая каждый поузловой элемент.                                                                                                                                         При выборе практического задания каждой учащейся подбирается модель изделия, соответственно уровню знаний, и дополнительно к каждой модели продумывается дополнительная отделка, это необходимо с той целью, чтобы выявить определенные умения, а именно планирования своей деятельности, закрепления технико-технологических знаний, умений и развития профессиональных навыков, необходимых в швейном производстве. В основном технологический процесс изготовления изделий выполняется коллективно. Это необходимо для того, чтобы учащиеся могли помогать друг другу, учатся работать в коллективе, воспитывается чувство ответственности.

     Рассматривая во время практической работы вопрос о назначении изделия, мы с  учащимися попутно повторяем усвоенные прежде знания, которые будут необходимы для выполнения данной работы. Уверенность учащихся в том, что их изделия имеют практическую значимость. Учащиеся должны знать, что выполненные их руками  изделия будут неоднократно использованы на различных родах мероприятий, пополняя материальную базу образовательного учреждения.

    4 Заключительный этап- просмотр выполненных работ, сравнение с задумкой, самооценка работы и оценка работы коллективом. Учащиеся  оценивают  работы по параметрам требований  к работе. Для оценивания  выполненных работ можно использовать  диаграмму «Паутинка». Оценивание идет по 5 бальной системе. Работа каждого учащегося отмечается  определенным цветом, соединяя  точки параметров,  получают паутинку. Далее обсуждаются те моменты, которые прослеживаются в диаграмме.

    СЛАЙД № 9 Таким образом решаются следующие задачи:

    - формирование знаний и представлений об эталоне изделия.

    - составление плана работы по техническому рисунку и эскизу модели.

    - повторение трудовых действий, необходимых для предстоящей задачи

    - формирование у учащихся положительного отношения к трудовому заданию.  

    Итак,  создавая коллекцию костюмов можно сказать,  что все направления отличаются друг от друга.  Одни модели отличаются лаконичностью, другие поражают сложностью дизайна, разнообразием линией кроя.  

        СЛАЙД № 10 Конечный результат:   изготовлены   костюмы. Они  вызывают  у моих учащихся  чувство удовлетворения, радость похвалой окружающих или оценкой учителей. Это способствует воспитанию уверенности в себе, осознанию значимости своего труда для других людей и повышает неизменный интерес к швейному делу.  В процессе обучения развивается внимание, способность терпеливо достигать запланированного результата, формируется умение видеть прекрасное в результатах своего  труда и ценить его, формируются элементы технологической культуры: труда, человеческих отношений, домашнего быта,  обогащается социальный опыт учащихся, пополняется материальная база школы. И наверно самое главное в этой работе является то, что я совместно с учащимися  получают истинное удовольствие от проделанной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"

    В данной работе предсталены  упражнения  на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...

    Методическое пособие «Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения» ( из опыта работы)

    Актуальность проблемы коррекции трудовой деятельности детей с особыми образовательными потребностями обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке п...

    Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного дела через использование приемов проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий

    Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемного обу...

    Доклад "Трудовое и профессиональное обучение на уроках швейного дела в специальных (коррекционных) учреждениях"

    Трудовое обучение – процесс умственных и физических действий, совершаемых учащимися под руководством учителя, благодаря которым учащиеся приобретают знания о предметах, средствах и процессах труда, пр...

    Совершенствование умений и навыков на уроках столярного дела

    Перед школой стоит ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и у...

    Статья «Учет сохранных сторон памяти у обучающихся, с целью успешного усвоения трудовых умений и навыков на уроках профессионально –трудового обучения»

    Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала тесно связаны с особенностями их памяти. Все психические процессы у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ...