Рабочая программа по швейному делу для 5 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Холодова Елена Анатольевна

Данная рабочая программа разработана последовательно по учебнику "Швейное дело" для 5 кл. спец. (коррекц.) образоват. учереждений VIII вида/ Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая 3-еизд.- М.: Просвещение, 2007г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа  по швейному делу разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл, под ред. В.В.Воронковой.

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией  по профессии швея – мотористка женской и детской лёгкой одежды. Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на  изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности. Рабочая программа  направлено на достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства  и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования  технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

-  развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения,  творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Задачи:

-        приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, технологии обработки ткани, художественной обработке материалов;

-        воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за  результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

•овладеть   способами деятельностей:  умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т. д. Учащиеся на занятиях осваивают компетенции - коммуникативную, ценностно-смысловую, культурно-эстетическую, социально-трудовую,   личностно-саморазвивающую.

          Учатся формировать собственный алгоритм решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями в области технологии.

Учащиеся учатся представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности. На уроках учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари и другие базы данных; в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схемы, инструкционная карта).

Большую значимость на этой ступени образования сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график и др).

Методы преподавания.

Эффективность достижения целей  во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются  познавательные способности.

Вербальные методы- рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек.

Наглядные методы - наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов).

Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.

Современная дидактика рассматривает обучение как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления. Трудовое обучение школьников с особыми образовательными потребностями осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории  с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредствам индивидуального и дифференцированного подхода.

Формы организации трудового обучения.

Трудовое обучение в специальной  (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд, а также кружковая работа.

Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2-4 учебных часа.

Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.

Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду,  состоят в следующем:

1. Целенаправленность занятий.

2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.

3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

5. Рациональное использование учебного времени.

6. Индивидуальный подход в обучении.

Типы занятий

Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.

Теоретические занятия

Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, сельскохозяйственных, технологических и др.).

По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:

1. Изучение устройства орудий труда.

2. Знакомство со свойствами материалов.

3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.

4. Изучение производственных технологических процессов.

Комплексные практические работы

Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.

Самостоятельные и контрольные работы Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.

Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения.

Межпредметная интеграция  занятий по трудовому обучению осуществляется с:

Математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости);

Черчением (основы графической грамоты, построение чертежей одежды и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения);

Письмом и развитием речи  (обогащение словарного запаса, развитие речи);

Естествознанием, ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);

ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для вышивки, аппликации, зарисовка моделей одежды);

Историей (история возникновения вещей, продуктов, костюма и т.д.);

Чтение и развитием речи  (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);

Обществоведением (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина)

                                                     Учебный план

Количество недель

Количество часов

в неделю

Количество часов в четверть

         5   класс    

           5   класс      

I

9

6

54

II

7

6

42

III

10

6

60

IV

8

6

48

год

34

6

204

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В процессе обучения в 5 классе  учащиеся должны знать:    

     основные механизмы швейной машины; иметь представление о волокне, виды волокон, растительные волокна (хлопок); ручные и машинные работы при пошиве изделия; машинные швы: виды(краевой, вподгибку с закрытым срезом, накладной шов, двойной, стачной взразутюжку, взаутюжку), конструкция, применение; правила оформления чертежей.

 Учащиеся должны уметь:  

 

     распознавать виды х/б ткани, качественно выполнять все виды швов ( стачной взаутюжку, вразутюжку, шов вподгибку с закрытым срезом, накладной, запошивочный), обрабатывать  срезы швов, работать на швейной машине с ручным и ножным приводами; выполнять утюжку изделия; ориентироваться по операционной предметной карте, рассчитывать ткань для наволочки, сумки хозяйственной; изготавливать мешочек, салфетку, наволочку, сумку хозяйственную.

         

Тематическое планирование  

1 четверть

п/п

Раздел  программы

Количество  часов

1

Вводное  занятие

2

2

Школьная швейная мастерская

6

3

Волокна и ткани

10

4

Ручные работы

26

5

Ремонт одежды

8

7

Итоговый КИМ

1

8

Самостоятельная  работа

1

Всего часов  в  четверти

54

2 четверть

п/п

Раздел  программы

Количество  часов

1

Швейная машина

12

2

Машинные работы

14

3

Ремонт одежды

8

4

Итоговый КИМ

1

5

Самостоятельная  работа

3

6

Резерв

4

Всего  часов  в  четверти

42

3 четверть

п/п

Раздел  программы

Количество  часов

1

Изготовление головного платка

10

2

Изготовление мешочка

14

3

Изготовление салфетки

14

5

Практическое повторение      

12

6

Итоговый КИМ

1

7

Самостоятельная  работа

5

8

Резерв

4

Всего часов  в  четверти

60

4 четверть

п/п

Раздел  программы

Количество  часов

1

Изготовление наволочки

14

2

Изготовление сумки хозяйственной

16

3

Изготовление футляра для ручек и карандашей

2

4

Изготовление мягкой игрушки

4

5

Изготовление прихватки для кухни

4

6

Итоговый КИМ

2

7

Самостоятельная  работа

4

8

Резерв

2

Всего часов  в  четверти

48


Содержание изучаемого  курса.

Тема

Кол-во часов

Теоретические сведения

Практические работы

I ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

2

Ознакомление с задачами и планом работы на год.

Знакомство с профессиями швейного производства

 Составление таблицы профессий швейного производства

«Школьная швейная мастерская»

6

Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Обязанности дежурного. Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейных работ. Организация рабочего места.

 Оформление альбомного листа для работ.

Волокна и ткани.

10

Растительные волокна (хлопок).

Общее представление о хлопчатнике.

Общее представление о прядении.

Получение пряжи из волокон хлопка.

Лицевая и изнаночная стороны, долевая и поперечная нити в ткани.

Составление коллекций тканей -  гладкокрашеных, с печатным рисунком, с блестящей поверхностью, с ворсовой поверхностью. Определение лицевой и изнаночной стороны тканей. Составление коллекции тканей с полотняным переплетением, зарисовка схемы. Оформление коллекции х/б тканей.

Ручные работы.

26

Подготовка к выполнению ручных швейных работ. ТБ при ручных работах.

Раскрой из ткани деталей изделия. Обработка срезов.

Устройства электрического утюга. Организация рабочего места для выполнения утюжильных работ. ТБ при работе с утюгом.

Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, петельные стежки.

Отделочные стежки: «вперед иголку», стебельчатые, тамбурные.

Ручной стачной шов.

Ручной шов вподгибку с закрытым срезом.

Отмеривание нитки для работы, завязывание узелка на конце. Упражнения по закреплению нитки в ткани в начале работы и в конце. Включение и выключение утюга в электрическую сеть. Выполнение прямых, косых, крестообразных, петлеобразных, петельных стежков на образце.

Выполнение отделочных ручных стежков: «вперёд иголку» с перевивом,  стебельчатых, тамбурных на образце. Выполнение ручного стачного шва, ручного шва вподгибку с закрытым срезом на полотенце.

Ремонт одежды.

8

Сведения о пуговицах.

Ремонт одежды по распоровшемуся шву.

Ремонт одежды в месте разрыва ткани.

Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке.   Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание   срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет).  

Итоговый КИМ

1

Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 1 четверть.

Самостоятельная работа.

1

Пришивание пуговиц со сквозным отверстием.

II ЧЕТВЕРТЬ

Швейная машина.

12

Сведения о швейных машинах. Правила посадки за швейной машиной и правила безопасной работы на швейной машине.

Устройство швейной машины.

Устройство привода швейной машины: винт-разъединитель.

Машинная игла. Устройство машинной иглы. Виды машинных игл. Подбор машинных игл и ниток.

Моталка. Намотка нитки на шпульку.

Заправка верхней нитки; заправка нижней нитки.

Регулятор строчки. Машинная закрепка.

Зигзагообразная строчка.

Правильная посадка во время работы на машине   (положение рук, ног, корпуса), подготовка машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение   машинных строчек с ориентиром на лапу (прямых, закруглённых, зигзагообразных). Положение изделия на машинном   рабочем месте.  Выполнение строчек с различной длиной стежка.   Выполнение машинной закрепки. Выполнение зигзагообразных строчек.

Машинные работы.

14

Стачной шов. Двойной шов. Накладной шов.

Шов вподгибку с закрытым срезом.

Шов вподгибку с открытым срезом.

Обтачной шов. Их конструкция и применение.

Выполнение стачного шва взаутюжку и вразутюжку, выполнение двойного шва, Накладного шва,

шва вподгибку с закрытым срезом,

шва вподгибку с открытым срезом,

обтачного шва на образце.

Ремонт одежды.

8

Изготовление вешалки.

Декоративная заплата аппликация.

Вырезание лоскута 10*4 см для вешалки. Обработка   вешалки косыми стежками. Пришивание вешалки к   изделию.

Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой   заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты.  Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание  вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание места   ремонта.  

Итоговый КИМ

1

Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 2 четверть.

Самостоятельная работа.

3

Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см,   шва вподгибку шириной 3 см.

Резерв

4

III ЧЕТВЕРТЬ

Изготовление  головного платка.

10

Головной платок. Построение чертежа и изготовление  выкройки платка. Подготовка ткани к раскрою. Практические работы по пошиву головного платка.

Заметывание поперечного среза, заметывание   долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к  шитью. Застрачивание  подогнутых краёв платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.

Изготовление мешочка.

14

Мешочек для хранения работ. Название тканей, используемых для изготовления   мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и  применение.

Отделка мешочка отделочными стежками или  аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми  или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку с  закрытым срезом шириной 1,5-2 см. Продергивание тесьмы.

Изготовление салфетки.

14

Салфетка. Построение  чертежа и подготовка выкройки салфетки к раскрою. Раскрой и пошив салфетки. Практические работы по пошиву салфетки

Выполнение чертежа всего  изделия.  Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов.   Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение  выкройки на   ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и  изнаночной стороны.   Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную  на столе  и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб  угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную.  Утюжка изделия.   

Практическое повторение.

12

Выбор изделия по желанию или потребности школы.

Ориентировка по образцу, планировать свою работу, соблюдать технику безопасности, анализировать выполненную работу, сравнивать с образцом.

Итоговый КИМ

1

Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 3 четверть.

Самостоятельная работа.

5

Построение квадрата 12*12 (работа с бумагой).

Выполнение на образце стачного шва взаутюжку и вразутюжку, обработка срезов обмёточными строчками.

IV ЧЕТВЕРТЬ

Изготовление наволочки.

14

Ткани. Фасоны. Стандартные изделия. Применяемые швы. Расчет расхода ткани. Построение чертежа.

Подготовка выкройки наволочки к раскрою.

Подготовка ткани к раскрою.

Раскладка выкройки на ткани и раскрой.

План работы по пошиву наволочки.

Обработка поперечных срезов наволочки.

Выполнение разметки длины клапана. Обработка боковых срезов двойным швом.

Определение размера наволочек по подушке.   Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину  по  заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на  ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы.  Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом.  Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, смётывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение  машинной закрепки.  Утюжка готового изделия.  

Изготовление сумки хозяйственной.

16

Фасоны сумок. Ткани, детали, размеры сумки. Расчет рас хода ткани.

Построение чертежа и подготовка выкроек деталей к раскрою.

Раскрой сумки.

Пошив сумки.

Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами.

Обработка верхних срезов сумки с одновременным втачиванием ручек.

Обработка боковых срезов основной детали, застрачивание углов.

Утюжка готового изделия.

Определение ширины и длины прямоугольной сумки  и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину.  Расчет ткани расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест  прикрепления и приметывания ручек. Обработка верхнего среза сумки швом  вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путём застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка  сумки.  

Изготовление футляра для ручек и карандашей.

2

Форма футляра, ткани, назначение. Обработка футляра ручными стежками.

Раскрой футляра, складывание футляра, скалывание. Обработка боковых срезов и клапана футляра петельными стежками. Отделка футляра вышивкой. Проверка качества работы.

Изготовление мягкой игрушки.

4

Материалы для изготовления игрушек, детали, их название.

Соединение деталей туловища .

 Набивка игрушки ватой.

 Изготовление накладки для носа

 Отделка игрушки

Изготовление прихватки.

4

Историческая справка..

Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку.

Шаблоны для раскроя элементов орнамента.

Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой.

Составление «рисунка» лицевой поверхности прихватки.

Соединение деталей между собой. Разутюживание шва.

Соединение соседних полос и разутюжка припусков.

Собирание рисунка, стачивание и приутюживание.

Соединение деталей и окончательная обработка прихватки.

Сметывание деталей прихватки.

Выполнение окантовки изделия.

Выполнение воздушной петли.

Итоговый КИМ

2

Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 4 четверть.

Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за год.

Самостоятельная работа.

4

Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов, обработка верхнего среза швом вподгибку шириной 2 см. Обработка ручки накладным швом.

 Резерв

2


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  

ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название модулей

Кол-во часов

Тип урока

Вид самостоятельной работы учащихся

Межпредметные связи

Дата

1 четверть 54 часа

1

Введение

2

Вводный  

Пр/р «Составление таблицы профессий швейного производства»

История, чтение

«Школьная швейная мастерская» 6 ч

2

Правила поведения и работы в мастерской

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Составление памятки дежурного»

Развитие речи, чтение

3

Инструменты и приспособления для швейных работ

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Знакомство с инструментами и приспособлениями для швейных работ»

История, чтение

4

Организация рабочего места

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Организация рабочего места и оформление альбомного листа для работы»

Элементы черчения, рисование, чтение

«Волокна и ткани» 10 ч

5

Сведения о волокнах, прядении и тканях

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Составление коллекции тканей»

Природоведение, история, география

6

Полотняное переплетение. Сведения о нитках

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Изготовление макета ткани полотняного переплетения»

История, Развитие речи, чтение

7

Хлопчатобумажные ткани

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Изучение свойств хлопчатобумажных тканей»

Природоведение, история, география, Развитие речи, чтение

8

Составление коллекции-аппликации хлопчатобумажных тканей

2

Повторительно-обобщающий

Пр/р «Выполнение коллекции-аппликации хлопчатобумажных тканей»

Природоведение, рисование, Развитие речи, чтение

9

Изготовление панно из хлопчатобумажных тканей

2

Контрольный

Пр/р «Выполнение коллекции-аппликации хлопчатобумажных тканей»

Природоведение, рисование

«Ручные работы» 26 ч

10

Подготовка к выполнению ручных швейных работ

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение подготовительных швейных работ»

Чтение, Развитие речи, чтение

11

Раскрой из ткани деталей изделия. Обработка срезов ткани

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Определение направления в ткани долевой нити и нити утка»

Природоведение, Развитие речи, чтение

12

Электрический утюг

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение влажно-тепловой

обработки»

Развитие речи, чтение, истрия

13

Сведения о ручных стежках и строчках. Прямые стежки

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение прямых стежков на образце»

История,

развитие речи, чтение,

рисование

14

Косые стежки

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение косых стежков на образце»

История,

развитие речи, чтение,,

рисование

15

Крестообразные стежки

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение крестообразных стежков на образце»

16

Петлеобразные стежки

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение петлеобразных стежков на образце»

17

Петельные стежки

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение петельных стежков на образце»

18

Отделочные ручные стежки

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение отделочных стежков «вперед иголку» с перевивом на образце»

19

Стебельчатые стежки

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение стебельчатых стежков на образце»

20

Тамбурные стежки

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение тамбурных стежков на образце»

21

Ручной стачной шов

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение ручного стачного шва на образце»

22

Ручной шов вподгибку с закрытым срезом

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образце»

«Ремонт одежды» 8 ч

23

Ремонт одежды и белья. Сведения о пуговицах

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Пришивание пуговиц со сквозными отверстиями»

История, развитие речи, чтение,

24

Пришивание пуговиц

2

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Пр/р «Пришивание пуговиц с ушком и на стойке»

История, развитие речи, чтение,

25

Ремонт одежды по

распоровшемуся

шву

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение ремонта одежды по распоровшемуся шву»

развитие речи, чтение,

26

Ремонт одежды в месте разрыва ткани

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение ремонта в месте разрыва ткани»

развитие речи, чтение,

«Самостоятельная  работа» 2 ч

27

Итоговый КИМ

1

Контрольный

Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 1 четверть.

Развитие речи,чтение, математика

28

Самостоятельная  работа

1

Контрольный

Пришивание пуговиц со сквозным отверстием.

Развитие речи,чтение, математика

2 четверть 42 часа (резерв 4ч)

 «Швейная машина» 12ч

29

Сведения о швейных машинах. Правила безопасной работы

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Подготовка к работе на швейной машине»

История, развитие речи, чтение

30

Устройство швейной машины

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Пуск и остановка швейной машины»

Рисование, развитие речи, чтение,

31

Машинная игла и моталка

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Шитье на швейной машине с ножным приводом без ниток»

Рисование, развитие речи, чтение,

32

Заправка верхней и нижней ниток

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение пробных строчек на образцах»

развитие речи, чтение,

33

Регуляторы строчки

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение прямых и зигзагообразных строчек на образцах»

развитие речи, чтение,

34

Работа на швейной машине

2

Повторительно-обобщающий

Пр/р «Выполнение машинных строчек на образцах»

развитие речи, чтение,

«Машинные работы» 14 ч

36

Стачной шов

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение стачных швов взаутюжку и вразутюжку на образцах»

Развитие речи,чтение, математика

37

Двойной шов

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение двойного шва на образце»

Развитие речи,чтение, математика

38

Накладной шов

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение накладного шва на образце»

Развитие речи,чтение, математика

39

Шов вподгибку с закрытым срезом

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом на образце»

Развитие речи,чтение, математика

40

Шов вподгибку с открытым срезом

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение шва вподгибку с открытым срезом на образце»

Развитие речи,чтение, математика

41

Обтачной шов

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение обтачного шва на образце»

Развитие речи,чтение, математика

42

Выполнение машинных швов

2

Контрольный

Пр/р «Выполнение машинных швов на образце»

Развитие речи,чтение, математика

«Ремонт одежды» 8 ч

43

Изготовление вешалки

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Изготовление вешалки»

Рисование, Развитие речи,чтение, математика

44

Изготовление вешалки на образце

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Изготовление вешалки на образце»

Рисование, Развитие речи,чтение, математика

45

Декоративная заплата-аппликация

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Выполнение заплаты-аппликации на образце»

Рисование, Развитие речи,чтение, математика

46

Изготовление декоративной заплаты

2

Контрольный

Пр/р «Изготовление декоративной заплаты»

Рисование, Развитие речи,чтение, математика

«Самостоятельная работа» 4 ч

47

Итоговый КИМ

Самостоятельная работа.

1

1

Контрольный

Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 2 четверть.

Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см

развитие речи, чтение, математика

48

Самостоятельная работа.

2

Контрольный

 Выполнение на образце шва вподгибку шириной 3 см.

3 четверть 60 часов (резерв 4ч)

«Изготовление головного платка» 10ч

49

Построение чертежа и изготовление выкройки

2

Комбиниро-ванный

Графическая работа «Выполнение построений»

Рисование, Развитие речи,чтение, математика

50

Головной платок

2

Комбиниро-ванный

Оформление изделия «Платок» в альбоме

История, Рисование, Развитие речи,чтение, математика

51

Пошив головного платка

2

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Пр/р «Обработка поперечных срезов платка»

Рисование, Развитие речи,чтение, математика

52

Пошив головного платка

2

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Пр/р «Обработка долевых срезов платка краевым швом вподгибку с закрытым срезом»

Рисование, Развитие речи,чтение, математика

53

Пошив головного платка

2

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Пр/р «Обработка углов платка косыми стежками, выполнение отделки платка и утюжка готового изделия»

Рисование, Развитие речи,чтение, математика

«Изготовление мешочка» 14 ч

54

Мешочек для хранения работ

2

Комбиниро-ванный

Оформление изделия «Мешочек» в альбоме

Рисование, Развитие речи,чтение, математика

55

Изготовление мешочка для хранения работ

2

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Пр/р «Выполнение отделки мешочка аппликацией»

Рисование, развитие речи, чтение,

56

Изготовление мешочка для хранения работ

2

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Пр/р «Обработка боковых срезов кроя мешочка стачным швом»

Развитие речи,чтение, математика

57

Изготовление мешочка для хранения работ

2

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Пр/р «Обработка срезов стачного шва обметочными строчками петельных стежков»

Развитие речи,чтение, математика

58

Изготовление мешочка для хранения работ

2

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Пр/р «Обработка верхнего среза мешочка краевым швом вподгибку с закрытым срезом»

Развитие речи,чтение, математика

60

Изготовление мешочка для хранения работ

2

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Пр/р «Продергивание шнура и утюжка готового изделия»

Развитие речи,чтение, математика

«Изготовление салфетки» 14ч

61

Салфетка

2

Комбиниро-ванный

Оформление изделия «Салфетка» в альбоме

История, чтение,

рисование, развитие

речи

62

Построение чертежа, подготовка выкройки салфетки к раскрою

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Построение чертежа, подготовка выкройки к раскрою»

Развитие речи,чтение, математика

63

Раскрой салфетки

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Подготовка ткани к раскрою, раскрой салфетки»

Обработка прямого угла на образце из цветной бумаги.

Развитие речи,чтение, математика

64

Пошив салфетки

2

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Пр/р «Обработка срезов салфетки краевым швом вподгибку с закрытым срезом»

Развитие речи,чтение, математика

65

Пошив салфетки

2

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Пр/р «Обработка углов»

Развитие речи,чтение, математика

66

Пошив салфетки

2

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Пр/р «Выполнение отделки салфетки вышивкой»

Развитие речи,чтение, математика

67

Окончательная отделка салфетки

2

Урок формирования и закрепления умений и навыков

Пр/р «Выполнение отделки салфетки вышивкой, утюжка готового изделия» Анализ изделия

Развитие речи, чтение,

«Практическое повторение» 12ч    

68

Практическое повторение

2

Повторительно-обобщающий

Выбор изделий по желанию или потребностям школы. Составление плана изготовления

Развитие речи,чтение, математика

69

Практическое повторение

2

Повторительно-обобщающий

Рациональная раскладка. Техника безопасной работы.

Развитие речи,чтение, математика

70

Практическое повторение

2

Повторительно-обобщающий

Пошив изделий по индивидуальному плану.

Развитие речи,чтение, математика

71

Практическое повторение

2

Повторительно-обобщающий

Пошив изделий по индивидуальному плану

Развитие речи,чтение, математика

72

Практическое повторение

2

Повторительно-обобщающий

Пошив изделий по индивидуальному плану

Развитие речи,чтение, математика

73

Практическое повторение

2

Повторительно-обобщающий

Пошив изделий по индивидуальному плану

Развитие речи,чтение, математика

«Самостоятельная работа» 6 ч

74

Итоговый КИМ

Самостоятельная работа.

1

1

Контрольный

Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 3 четверть.

Построение квадрата 12*12 (работа с бумагой).

Развитие речи,чтение, математика

75

Самостоятельная работа.

2

Контрольный

Выполнение на образце стачного шва взаутюжку, обработка срезов обмёточными строчками.

Развитие речи,чтение, математика

76

Самостоятельная работа.

2

Контрольный

Выполнение на образце стачного шва вразутюжку, обработка срезов обмёточными строчками.

Развитие речи,чтение, математика

4 четверть 48 часов (резерв 2ч)

«Изготовление наволочки» 14ч

77

Наволочка

2

Комбиниро-ванный

Оформление изделия «Наволочка» в альбом. Выполнение расчёта ткани на наволочку.

История, Развитие речи,чтение, математика

78

Построение чертежа наволочки

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Построение чертежа и подготовка выкройки наволочки к раскрою»

Развитие речи,чтение, математика

79

Раскрой и пошив наволочки

2

Повторительно-обобщающий

Пр/р «Подготовка ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани и раскрой наволочки»

Развитие речи,чтение, математика

80

Пошив наволочки

2

Повторительно-обобщающий

Пр/р «Обработка поперечных срезов наволочки краевым швом вподгибку с закрытым срезом»

Развитие речи,чтение, математика

81

Пошив наволочки

2

Повторительно-обобщающий

Пр/р «Выполнение разметки для клапана, обработка боковых срезов наволочки двойным швом»

Развитие речи,чтение, математика

82

Пошив наволочки

2

Повторительно-обобщающий

Пр/р «Обработка боковых срезов наволочки двойным швом»

Развитие речи,чтение, математика

83

Окончательная отделка изделия

2

Повторительно-обобщающий

Пр/р «Утюжка готового изделия»

Развитие речи,чтение, математика

«Изготовление сумки хозяйственной» 16ч

84

Сумка хозяйственная

2

Комбиниро-ванный

Оформление изделия «Сумка хозяйственная» в альбом. Выполнение расчёта ткани.

История, Развитие речи,чтение, математика

85

Построение чертежа сумки хозяйственной

2

Комбиниро-ванный

Пр/р «Построение чертежа сумки хозяйственной»

Развитие речи,чтение, математика

86

Подготовка деталей выкройки сумки к раскрою

2

Комбиниро-ванный

Пр/р « Подготовка деталей выкройки сумки к раскрою»

Развитие речи,чтение, математика

87

Раскрой сумки

2

Повторительно-обобщающий

Пр/р «Подготовка ткани к раскрою, раскладка деталей выкройки на ткани и раскрой деталей сумки»

Развитие речи,чтение, математика

88

Пошив сумки

2

Повторительно-обобщающий

Пр/р «Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами»

Развитие речи,чтение, математика

89

Пошив сумки

2

Повторительно-обобщающий

Пр/р «Обработка верхних срезов основной детали сумки с одновременным втачиванием ручек»

Развитие речи,чтение, математика

90

Пошив сумки

2

Повторительно-обобщающий

Пр/р «Обработка боковых срезов основной детали сумки»

Развитие речи,чтение, математика

91

Окончательная отделка изделия

2

Повторительно-обобщающий

Пр/р «Утюжка готового изделия»

Развитие речи,чтение, математика

«Для умелых рук» 10ч

92

Изготовление футляра для ручек и карандашей

2

Контрольный

Пр/р «Изготовление футляра для ручек и карандашей»

Развитие речи,чтение, математика

93

Изготовление мягкой игрушки

4

Контрольный

Пр/р «Соединение деталей туловища

 Набивка игрушки ватой.

 Изготовление накладки для носа

 Отделка игрушки».

Развитие речи,чтение, математика

94

Изготовление прихватки для кухни

4

Контрольный

Пр/р «Соединение деталей между собой. Разутюживание шва.

Соединение соседних полос и разутюжка припусков.

Собирание рисунка, стачивание и приутюживание.

Соединение деталей и окончательная обработка прихватки.

Сметывание деталей прихватки.

Выполнение окантовки изделия.

Выполнение воздушной петли.»

История, Развитие речи,чтение, математика

        «Самостоятельная работа» 6 ч

95

Итоговый КИМ

Итоговый КИМ

1

1

Контрольный

Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за 4 четверть.

Развитие речи,чтение, математика

Проверка и закрепление знаний по пройденным темам за год.

Самостоятельная работа.

4

Контрольный

Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов, обработка верхнего среза швом вподгибку шириной 2 см. Обработка ручки накладным швом.

Развитие речи,чтение, математика


Ресурсное обеспечение программы.

1. Швейное дело: учеб, для 5 кл. спец. (коррекц.) образоват. учереждений VIII вида/ Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая 3-еизд.- М.: Просвещение, 2007г.

2. Рабочая тетрадь по швейному делу. 5 класс.Москва «Просвещение», 2007

3. Трудовое обучение. Швейное дело. 5-9 классы : контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания / Н.А.Бородкина. – Волгоград : Учитель, 2011.

Демонстрационный материал

ПЕРВАЯ   ЧЕТВЕРТЬ

 Вводное  занятие

  1. Правила внутреннего распорядка. Обязанности дежурного
  2. Хлопчатобумажное волокно и ткани. Стороны ткани.
  3. Инструменты и приспособления для ручной работы.

 Швейная  машина (с ручным приводом)

  1. Швейная машина с ручным приводом (плакат).
  2. Образцы машинных строчек.

Работа  с  тканью

  1. Образца платков, обработанных краевым швом вподгибку с закрытым срезом.
  2. Коллекция волокон (хлопчатобумажное).
  3. Ткани для платков (хлопчатобумажные: ситец, батист).
  4. Демонстрационная инструкционная карта-макет «Шов вподгибку…»
  5. Образцы шва вподгибку с техническими требованиями (индивид.)
  6. Электроутюг. Правила безопасной работы.        

Ремонт  одежды

  1. Образцы и рисунки пришивания пуговиц в зависимости от вида пуговицы.
  2. Технология выполнения ручных швов: ручной стачной, косые обмёточные.

Практическое  повторение

  1. Ручные украшающие стежки (образцы и схемы).

Самостоятельная  работа

  1. Образцы: шов вподгибку с закрытым срезом шириной 1 см и пуговица      

со сквозными отверстиями,  пришитая на стойке.

ВТОРАЯ   ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие

  1. Инструкция о правилах поведения в мастерской, БР ножницами и иглой.
  2. Образцы: мешочек, повязка, вешалка к одежде, заплата-аппликация.

Работа с тканью

  1. Мешочек для хранения изделий.
  2. Повязка для дежурного с завязками из тесьмы и основной ткани.
  3. Образцы видов машинного стачного шва.
  4. Слова-термины: обтачать, стачать.

Ремонт  одежды

  1.    Образец вешалки в одежде и белье косыми стежками и машинной строчкой.

           2.     Образец  вешалки, втачанной в шов вподгибку с закрытым срезом.

 3.     Образец аппликации косыми и петельными стежками.

Самостоятельная работа

  1. Образец обработки вешалки, втачанной в шов вподгибку с закрытым срезом.

ТРЕТЬЯ   ЧЕТВЕРТЬ

Вводное  занятие

        Правила безопасной работы в мастерской.

Швейная машина с ножным приводом.

        1.     Образцы машинной закрепки.

        2.     Регулятор строчки (Технология изготовления одежды).

        3.     Машинная игла

        4.     Образцы машинных игл и швейных ниток.

Построение чертежа изделия в натуральную величину.

Шитьё на швейной машине по прямым срезам ткани.

  1. Инструменты и материалы для изготовления выкройки.
  2. Сантиметровая лента.
  3. Образец оформленного альбомного листа.
  4. Электроутюг . Правила безопасной работы.
  5. Образцы тканей гладкокрашеных и с рисунком.
  6. Дидактический материал для определения нитей и срезов в ткани: долевой и поперечной.
  7. Макет подгиба угла салфетки по диагонали.

          Двойной  шов

  1. Образцы двойного шва (раздаточный материал).
  2. Предметные инструкционные карты «двойной шов» (индивидуальные).

         Построение чертежа по заданным размерам.

         Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.

  1. Предметная карта на изготовление наволочки с клапаном с применением    

        двойного шва.

  1. Образцы наволочек.

         Практическое  повторение.

                          Инструкционные карты, используемые в четверти, для изготовления        

                          салфетки  и наволочки.

Самостоятельная  работа

                          Образец двойного шва шириной 0,7 см;  

                          Шва вподгибку шириной 3 см.

 ЧЕТВЁРТАЯ   ЧЕТВЕРТЬ

Вводное  занятие

  1. Инструкции правил безопасности при шитье.

Накладной  шов

  1. Образцы накладного шва с открытыми и закрытыми срезами (раздаточный материал).

2.   Предметная индивидуальная карта «Накладной шов». 

                    3.   Макеты накладного шва с закрытым срезом; с двумя открытыми срезами с  

                          изнанки, направленными в одну сторону и в разные стороны.  

Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам.

Применение двойного и накладного швов.

  1. Образец сумки хозяйственной хлопчатобумажной с ручками из                  

      двух слоёв ткани.

  1. Пособие «Хлопчатник». Получение пряжи из волокон.
  2. Образец чертежа и выкройки в натуральную величину.
  3. Предметная карта пошива сумки.

Практическое повторение.

  1. Предметные карты на пошив ранее выполненных изделий ( при    

  необходимости) подходящие для изготовления изделий по выбору:  наволочки, сумки, футляра для хозяйственных предметов, повязки для дежурного.

Самостоятельная  работа

                   Образцы отдельных операций по изготовлению сумки из готового кроя  

                   (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом  

                   шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным  швом).

Список литературы.

  1. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1981
  2.  Крылов А.М.   Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. // Дефектология. 1993, №5.
  3. Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства. – М., Легкая и пищевая промышленность, 1982
  4. Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 5-7 классы. – издательство  «Экзамен», Москва – 2006
  5. Мирский  С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.
  6.  Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1966.
  7. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – Просвещение, 1988.
  8. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.
  9. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах.// Дефектология, 1986, №1.
  10.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998.
  11. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. – М., Высшая школа,   1978.

        


                             






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по столярному делу 8 класс Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

Содержание 1. Паспорт рабочей программы 2. Пояснительная записка 3. Содержание программы учебного предмета 4. учебно – тематический план 5. Требования к уровню подготовки учащихся 6. Календарно – тема...

Адаптированная рабочая программа по швейному делу 7 класса для обучающихся с ОВЗ 8 вида

паспорт программы, пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по швейному делу для 5 спец. коррекц. класса

         Программа и тематическое планирование ориентированы на учебник авторов Швейное дело: учебник для  5 класса специальных (коррекционных) образовательных учр...

Рабочая программа по швейному делу для 6 спец. коррекц. класса

Рабочая программа по  учебному  предмету швейное дело для учащихся 6 «а» специального (коррекционного) класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:...

Рабочая программа по швейному делу для 7 спец. коррекц. класса

       Рабочая программа по  учебному  предмету швейное дело для учащихся 7 специального (коррекционного) класса составлена на основании следующих нормативно-право...

Рабочая программа по швейному делу для 8 спец. коррекц. класса

          Рабочая программа по  учебному  предмету швейное дело для учащихся 8 специального (коррекционного) класса составлена на основании следующих норматив...

Рабочая программа по швейному делу для 9 спец. коррекц. класса

         Рабочая программа по  учебному  предмету швейное дело для учащихся 9 специального (коррекционного) класса составлена на основании следующих нормативн...