Образовательная экскурсия «Путешествие в мир кружев»
материал по технологии по теме

Фоменко Татьяна Михайловна

Кружево — выдающееся явление культуры. Возникло искусство кружевоплетения в Европе в середине XVI века. Именно тогда возникли металлические булавки, без которых невозможно выполнить сложные и тонкие кружевные изделия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный конкурс методических разработок

образовательных экскурсий

«Народные ремесла и промыслы  России»

Образовательная экскурсия

«Путешествие в мир кружев»

Автор: учитель технологии

МБОУ СОШ №2 г. Волгореченска

Фоменко Татьяна  Михайловна

156901, г. Волгореченск,

Костромской обл., ул. 50-летия

Ленинского комсомола, д.39, кВ 55

Тел. (43954) 3-50-60

2015 г.

Содержание                                                                                  стр.

  1. Введение.   История развития русского кружева.             3-4
  2. Вологодский кружевной промысел.                                  4-5
  3. Елецкий кружевной промысел.                                          5
  4. Вятский кружевной промысел.                                          6
  5. Киришский кружевной промысел.                                    6-7
  6. Михайловский кружевной промысел.                               7-8
  7. Галичский кружевной промысел.                                      8-9
  8. Заключение.                                                                        9
  9. Используемая литература.                                                10
  10. Используемые интернет-ресурсы.                                     10

Образовательная экскурсия - «Путешествие в мир кружева».

Введение. История развития русского кружева. (Слайды 3-10)

Кружево — выдающееся явление культуры. Возникло искусство кружевоплетения в Европе в середине XVI века. Именно тогда возникли металлические булавки, без которых невозможно выполнить сложные и тонкие кружевные изделия.

     С XVII столетия кружевоплетение известно в России. Оно отличалось нежностью и изяществом и славилось большим разнообразием. Русское кружево завоевало большую известность не только на родине, но и за рубежом.

     Плели кружево из волоченного золота и серебра, вплетали в него серебряную нить (расплющенную тонкую проволоку), окрашенную в малиновый, зеленый, синий цвета. Украшали кружево звездочками, блестками. Было известно кружево саженное и низанное жемчугом, кружево с пухом и горностаем. Плели кружево из шелка и простой льняной нити.

Воспринятое из Западной Европы, русское кружевоплетение не только сохранило и развило лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным национальным художественным явлением.  

Первые кружева имели форму узкой отделочной полосы, пришиваемой по краю одежды, воротника рукава, вдоль застежки. Они служили обрамлением края одежды.

Такие роскошные ажурные узоры в сочетании с золотной вышивкой и низаньем жемчугом были значительной частью декоративной отделки царской и боярской парадной одежды, а также церковных облачений из драгоценных тканей.

Кружевами издавна украшали одежду. Многочисленные образцы старинных кружев до сих пор хранятся в музеях.         

Позже стали создаваться декоративные кружевные изделия: накидки, шали, платочки, салфетки, которые в кружевном промысле называли штучными.

Воздушные кружевные изделия  из белоснежного льна и хлопка создавали особый уют в доме.

Только благодаря таланту  и кропотливости наших русских кружевниц  могли появиться такие восхитительные декоративные изделия, поражающие своей величиной  и одухотворенностью.

        Поистине стоит рассказать  об истории появления этого вида кружева в России, показать всю красоту и неповторимость коклюшечных узоров.

        Возникновение русского кружевоплетения было связано с различными городами, каждый из которых создавал свою художественную манеру, свою орнаментальность.

      Вологодское кружево, кировское кружево, михайловское цветное кружево и елецкие кружева отличаются друг от друга узором, плотностью и цветом, но все приёмы плетения кружев основаны на переборе - перекладывании в определённом порядке коклюшек с намотанными на них нитками.

         Приглашаю Вас окунуться в мир творческого волшебства. Приобщиться  к  плетению основных узорных элементов сцепного кружева, характерных традиционным кружевным центрам: Елецкому, Вологодскому, Вятскому, Киришскому, Михайловскому,  Галицкому и др.

Следовать можно по маршрутной карте (слайд№11), выбрав один из представленных кружевных промыслов.

Вологодское кружево (Слайды 12-16)

Вологодское кружевоплетение восходит к 16-17 вв., но как промысел сложилось в 1-й четверти 19 в . Согласно старинной русской традиции это были изделия из золотых и серебряных нитей. Первые мастерские появились под Вологдой и в деревнях вокруг Кубейского  озера. Это были помещичьи мастерские, в которых работали крепостные девушки.

        За образец были взяты западные кружева, которые были творчески переработаны. Тогда же родился свой неповторимый вологодский стиль кружевоплетения. Познакомившись с сцепной техникой довольно поздно, русские кружевницы сумели выразить в ней национальный характер.

        Если традиционные русские кружева были цветные, то вологодские – однотонные, как правило, белые или черные, иногда со сканью. В качестве материала для плетения используется преимущественно лен, который здесь же и произрастал.  

        Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева, выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" . В основном используется "сцепная" техника. Плотностью, узорчатостью и белизной северные вологодские кружева напоминают морозные узоры на стекле или заиндевевший зимний лес.

Елецкое кружево. (Слайды 17-19)

.    В Орловской губернии были известны три крупных центра кружевоплетения - Елец, Мценск, Орел. Несмотря на то, что в этой местности  кружевной промысел появился позже, развивался он стремительно и приобрел яркую индивидуальность.

Елецкое кружево славилось своими тонкими шелковыми блондами – рельефными цветочными орнаментами на фоне тончайших прозрачных решеток, выполненными в западноевропейской манере  кружевоплетения. На фоне решеток располагались также  мелкие цветы, которые служили украшением нарядов.

Для подзоров елецкие кружевницы использовали растительный орнамент. Приемы елецкого кружевоплетения со временем менялись. Так для 18 века были типичны полотнянка без скани и слабо развитая решетка. В 19 веке елецкие кружевницы переняли вологодское сцепное кружево, а вилюшка в елецких кружевах из полотнянки перешла в сетку. Сеткой стали выплетать не только елецкий цветок, но и отдельные лепестки.

         Елецкий кружевной узор не похож ни на какой другой. Он отличается мелкими формами, легкостью, ажурностью и разнообразием приемов. Техника исполнения в основном сцепная, реже парная.

   Для елецкого кружевного промысла характерна рельефная скань. Обычно скань прокладывается веревочкой из тех же нитей, что и основной орнамент, в три сложения.

            Кроме беленых в плетении используются серые и серебристые нити. Скульптор Коненков назвал елецкие узоры «кружевной метелью».

Вятское кружево. (Слайды 20-22)

Считается, что вятские кружева появились в начале XVIII в. Во второй половине XIX в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население.  Центр кировского кружевного промысла находится в г. Советске (бывшая слобода Кукарка Вятской губернии), в настоящее время это производство является отделением кировской фабрики строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта.

      Он не так велик, как Вологодский и Елецкий. Однако по художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам этот промысел занимает равное место с остальными центрами.

     Кировское кружево по красоте и узора и набору орнаментальных мотивов близко к вологодскому, по легкости и тонкости разработок – к елецкому.

     Орнамент вятских кружев причудлив по форме, полотнянка  имеет просветы, часто переходит в различного вида тесемки. Насновки (так называемые корченки) часто по середине сетки или по краю изделия.    

     Полотнянка может закончиться на середине решетки, как бы раствориться в ней. Узор решетки чаще бывает активнее орнамента края.

     Основу вятских решеток составляют плотные «звездочки», « двулистники», трилистники», от которых расходятся плетешки.

      Кружево часто плетут черно- белым  из нитей мулине разной толщины. При этом в решетке плетешки получаются смешанными, насновки делаются белыми, « паучки»- черными, а отвивные петельки – белыми нитками.

 Киришское кружево. (Слайды 23-25)

              Киришское кружево менее известно, чем вологодское и вятское. Оно  скромнее и несет в себе традиции крестьянского быта.         Зарождение киришского кружевного промысла отноится к концу 18 столетия. Киришские кружева плели из тонких льняных нитей.

        На орнамент большое влияние оказала близость вологодского центра кружевоплетения. Поэтому крупные формы трилистников с названием «гусиные лапки» и пятилистников с названием «  медвежьи лапки» имеют широкую вилюшку, которая выплетается полотнянкой с перевивом  всех пар, и плавные повороты. Для киришского кружева характерен зубчатый край, который выплетается плетешками.

В Киришах часто используют широкие насновки, почти круглые, так называемые «лепешки». Решеток очень мало, а если и встречаются, обычно это плетешковая квадратная решетка с рядами из насновок.

        Его плетут без скани, а полотнянка при плетении иногда переходит в оригинального вида тесемки.

        Вилюшку при любой возможности украшают плетешковыми треугольниками.         В узорах кружева используют старинные орнаментальные мотивы: 5- и 7- лепестковые «медвежьи лапы» и 3-лепестковую «куриную лапу».                Применяется простая плетешковая решетка - квадратная сетка для заполнения промежутков внутри полотнянки. Для украшения кружева используются звездочки из насновок.

Михайловское кружево. (Слайды 26-29)

Оригинально и самобытно тончайшее многопарное  михайловское  кружево на так называемый  «рязанский манер».

         Льняную узкую полотнянку в Михайлове часто украшали сканью из металлических нитей. А фон и внутреннюю часть фигур кружевницы заполняли коричневыми, охристыми, темно-зелеными шелковыми нитками разных оттенков. Цвета подбирали и распределяли так, чтобы в результате получалась особая, переливающаяся поверхность.

      Со второй половины 19 века на знаменитой нижегородской ярмарке михайловское кружево стало пользоваться необыкновенным спросом. Плотное мерное кружево прекрасно сочеталось с тяжелыми тканями, вытканными  грубым домотканым холстом. В оригинальных цветовых сочетаниях и орнаментах этого кружева наиболее ярко проявился народный стиль михайловских кружевниц.

      Особенность михайловского кружева – счетная (численная) техника плетения. По преданию, она считается самой древней на Руси.

Для счетного кружева не нужны были заранее нарисованные узоры-сколки. Мастерство заключалось в том, что кружевница должна была  по памяти выполнить определенное количество перевивов нитей, которые были необходимы для получения задуманного узора. Отсюда и название кружева - счетное.

     Для плетения михайловского кружева берут цветное мулине в несколько сложений. Из-за толстых нитей один перевив в плетении незаметен, поэтому делают не менее двух-трех перевивов. Количество пар коклюшек зависит от размера рисунка и толщины нитей. Чтобы начинающим кружевницам было удобнее освоить технику михайловского кружева, рекомендуется пользоваться булавками при плетении образцов, кружева-прошвы и кружева-края.

Галицкое (Галичское) кружево. (Слайды 30-32)

В городе Галиче Костромской области выплетали многоцветные кружева, отличающиеся изысканностью колорита и разнообразием орнамента. В восемнадцатом веке кружева плели в купеческих семьях для собственных нужд и на продажу. Широкое многопарное кружево с замысловатым узором  шло для украшения широких длинных полотенец, которые обычно вешали на зеркала.

        К сожалению, в девятнадцатом веке произошло перемещение торговых путей, что привело к обеднению местного купечества и постепенному угасанию промысла.

        Орнамент галицких кружев был весьма своеобразен. Его составляли причудливые фигуры плотного плетения на фоне решетки с ромбовидными ячейками, которые иногда оконтуривались толстой шелковой нитью.

        Другая часть галицких кружев имела цветочный орнамент. Узоры третьей группы – растительные мотивы в стиле рококо и классицизма, навеянные заграничными образцами.

      Галичские мастерицы плели многопарное кружево из льняных и шелковых нитей. Характерные цветовые сочетания шелковых нитей в кружеве делали его узнаваемым. Так, традиционными цветами были кораллово - красный, травянисто-зеленый и ярко-голубой.

     В узорах галичского кружева обычно выплетены птицы, деревья, позднее двуглавые орлы. Почти все галичские кружево шло на отделку декоративных полотенец из тонкой фабричной ткани.

      Наряду с Галичем кружевоплетение развивалось и в городе Солигаличе Костромской губернии. Здесь плели в основном для себя и мелкого обмена.

     Белое солигаличское кружево из льняных нитей было проще галичского. В конце XIXв. в  Солигаличе имелись кружевные изделия с параллельными цепями ромбов. Ромбы поочередно заполняли сеткой, решеткой, сканью и фигурной розеткой, что делало эти кружева особенно эффектными. Для плетения скани использовали шерстяные нити ярких цветов.

     Жаль, но увидеть это кружево можно только в музеях.

Заключение.

Кружевоплетение на коклюшках - один из красивейших видов творчества. Плетение кружев исстари было любимым женским домашним рукоделием. Традиции русских кружевниц хранят и развивают мастера и художники, а также многочисленные любительницы этого вида рукоделия.

Как настоящее искусство никогда не умирает, так и  кружево возрождается в наши дни. Во многих   школах  и  Домах детского творчества помимо  других ремесел ведутся занятия по кружевоплетению. Девочки с большим терпением и прилежанием осваивают старинный промысел.

Задачей наставников в столь добром начинании не только приобщение детей к прекрасному, воспитание терпения и аккуратности, но и  знакомство с практической историей родного края, возрождение забытых узоров и техник, возвращение кружева в современный быт.

Например, сегодня, через много десятилетий забвения и соперничества, в краеведческом музее города Мценска впервые собраны вместе коклюшечные кружева из Орла, Ельца и Мценска. И не просто кружева, а разные миры, разные направления, разные стили. На одной выставке собралось в единое целое мастеровое наследие всей Орловской губернии.

Очень хотелось бы, чтобы знакомство  с различными видами кружевных промыслов (в том числе и галичским), представленных в данной работе, пробудило  хоть в ком то желание возродить и наш Галичский, так печально забытый, промысел и  чтобы прилагаемые  ими усилия не прошли даром.

                     

Используемая литература (слайд  34):

  1. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Ленинград. 1983г
  2. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. Москва. 1993г..
  3. Милославский Александр. Народные промыслы. Москва. 1994г.
  4. Третьякова Е.И. Русское кружево. С-Пб: Лениздат, 1995 г.
  5. Сорокина М.А. Кружево России. Вологодское кружево. Москва, 2001г
  6. Лукашева Р.Русское кружево. Основы художественного ремесла. Москва, «АСТ-ПРЕСС»,1998 г.
  7. Узоры и кружева. Мн.:Харвест, М.: ООО»Издательство АСТ», 2000 г.
  8. Урываева И. Кружевоплетение на коклюшках. М.: Дом РДФ,2001 г.
  9. Пономаренко Л. Старинные секреты плетения кружев. Ростов-н/Д: Феникс, 2001 г.
  10. Рожкова А.И. Кружевные фенечки. Москва: Профиздат,2002 г.

Используемые сайты (слайд 35):

http://klk.pp.ru/2006/06/26/raboty_i_skolki_na_kokljushkakh.html 

http://elezkruzhevo.ru/ 

http://www.kruzhevo.ru/history/orel.shtml 

http://www.garmoniavdome.ru/kruzheva/9.html 

     www.Koklkru.ru

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия. Путешествие в Екатеринбург. (XVIII век)

Презентация знакомит учащихся с памятными местами Екатеринбурга XVIII  века, сравнивая прошлое и настоящее этих мест. Используется интерактивная карта старого Екатеринбурга, фотоматериалы памятны...

Интегрированный урок - экскурсия "Путешествие по Франции" по системе РО Л. В. Занкова. 4 класс

Этот урок дает возможность учащимся познакомиться в увлекательной форме с достопримечательностями Франции. На уроке они будут исследователями, музыкантами, художниками, гидами, создателями презентаций...

ИГРА-ЭКСКУРСИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ОДНОГО СЕЛА», посвященная 170-летию Делу Морозовых на Глуховке

Находимся в Глухове – центре некогда небольшого сельца, которое в начале 19 века также называлось Глухово и принадлежало помещице по фамилии Жеребцова (в народе Жеребчиха). Почему село имело название?...

Виртуальная экскурсия "Путешествие по крестьянской избе"

Целью данной разработки является ознакомление обучающихся с предметами быта и оформлением крестьянской избы....

Творческий проект по истории народных промыслов "Путешествие в мир кружев"

Творческий проект по истории кружевного промысла для дополнительных занятий и внеклассных мероприятий.« Путешествие в мир кружев» Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий....

методическая разработка занятия "Путешествие в страну кружев"

знакомство с особенностями коклюшечного кружева регионов России...