Главные вкладки

    Конкурс " История обычных вещей " . Экскурсия " Путешествие во времени с обычными вещами..."
    методическая разработка по теме

    Колотилова Светлана Юрьевна

    История о вещах военной поры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Экскурсия  « Путешествие во времени с обычными вещами…»

    ПРОЛОГ

    (Занавес закрыт. Основной экскурсовод  начинает экскурсию , предварительно прозвенев 3 раза колокольчиком.)

    Добрый день , уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас в нашем музее. Мы приглашаем Вас в путешествие – путешествие во времени с обычными вещами … Время , которое перевернуло жизнь миллионов людей и разделило их жизнь на две половины – война и мир!

    Мы расскажем истории вещей и истории о вещах , основанные на реальных воспоминаниях очевидцев тех страшных военных лет…

    Мы приоткроем завесу времени и вернемся в те далекие годы !                  1941-1945 годов…

    Итак мы начинаем …( Занавес открывается) .                                

    ПУТЕШЕСТВИЕ

    Слова : ВОЙНА , ТЫЛ , ВРАГ , ФРОНТ , КОНЦЛАГЕРЬ , ЭВАКУАЦИЯ , БЛОКАДА , ПИСЬМО , ПОХОРОНКА … Прочно войдут в жизнь мирных людей ,а пока …

    (Звучит фонограмма голоса Левитана о начале войны )

    Современному человеку, живущему в эпоху мобильной связи и Интернета, сложно представить, что в  годы войны для многомиллионного населения нашей страны основным, а подчас и единственным источником информации о событиях на фронте был репродуктор «Рекорд». Этот небольшой прибор имел огромное значение для поддержания духа людей, ожидавших возвращения с войны своих родных и близких, вселял в их сердца надежду на победу над врагом. Абонентский громкоговоритель "Рекорд-3"
    Репродуктор ,  в народе именуемый тарелкой выпускался с 1924 года Ленинградским заводом имени Калинина.

    Именно эти "тарелки" оповестили советских людей о начале войны. В 41-ом году они висели на стенах квартир, домов, изб, на уличных столбах. Из воспоминаний Колотиловой Эльзы Сергеевны: "Черные тарелки репродукторов голосом Левитана ( показать портрет Левитана) в тот день оглушили страну страшным известием. Тяжелое слово «война» поселилось в каждой семье, принеся в привычную жизнь смятение, предчувствие беды, неизбежность разлук и потерь. Только подростки довоенной поры по недомыслию, сбиваясь в стайки,  оживленно обсуждали событие, за один день так изменившее взрослых."

    «Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат(показать плакат ) времён Великой Отечественной войны .Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941г. А в середине  июля- плакат был известен уже всей стране... 
    Автор плаката «Родина-мать зовет» – Ираклий Моисеевич Тоидзе. Позировала для образа Родины-матери жена художника, Тамара Теодоровна.

     Из воспоминаний сына художника:  « К утру плакат был готов. Через пять дней плакат уже вышел из типографии. Только первый тираж зашкалил за миллион.»

    Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовет!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах – на дощатых заборах и кирпичных стенах.

    С первых же дней военная машина сметала все на своем пути , оставляя пепелища ,  разоренные города и села , теряя людей , угоняя на работу  в Германию , уничтожая в концлагерях …Маленькая , обычная  школьная тетрадь  и маленький блокнот, состоящий из нескольких страничек  принадлежали двум девочкам со схожей трагической судьбой — обе они погибли в годы войны и обе стали известны благодаря своим дневникам, один из которых появился на свет в оккупированном Амстердаме, а второй в замерзающем окруженном Ленинграде. Эти дневники были написаны советской школьницей Таней Савичевой и еврейской девочкой Анной Франк. Их истории похожи друг на друга, они стали символом борьбы против фашизма и отражением судеб миллионов людей, убитых в ходе войны руками гитлеровских палачей.( показать дневники и портреты девочек )

    Дневники стали обвинительными документами  против фашизма на Нюренбергском процессе в 1945 году.

     Страшные тяготы войны , круто изменившие жизнь людей не изменили главного – желания жить и бороться.  1 сентября 1941 года школы вновь распахнули свои двери для учеников, жизнь продолжалась…Из воспоминаний Колотиловой Эльзы Сергеевны : « Школьной формы почти ни у кого не было , ходили все бедно одетые. Писали мы на газетах в промежутках между текстами , покупали на рынке самодельные тетради         ( показать тетради из бумаги и газеты ) , писали чернилами , которые промокали на тетрадной бумаге. Писали деревянной ручкой с вставленным 86 перышком ( показать ручку и перо ), выписывали буквы от тонкой до толстой линии с нажимом. Зимой писали простым карандашом , потому что чернила замерзали. Был один учебник на весь класс – русский язык , математика и чтение. Чернильницу непроливайку ( показать чернильницу ) в мешочке носила в школу каждая из учениц. Когда меня приняли в октябрята , на фартуке школьном мама вышила мне звездочку. В раннее весеннее , осеннее и зимнее время в школе было холодно. Мы в классе сидели одетыми в пальто и шапки , а ноги стояли на сидении. В теплое время года я была обута в босоножки на деревянной подошве с брезентовым верхом , а зимой ходила в валенках – самовалах. В школе каждый день обязательно давали на завтрак сахарный песок. Мы выстраивались в очередь к учительнице. Я стояла со свернутым из бумаги маленьким кулечком , в который мне сыпали одну чайную ложку сахарного песка( показать кулечек и всыпать сахарный песок ) , я бережно кулечек закрывала и несла домой. С мамой и сестрой мы пили кипяток с этим сахарным песком. ( показать фото школы военных лет).  В школе № 115 был расположен госпиталь. Мы , ученицы 1-2 класса , ходили в этот госпиталь с концертами для раненых . В подарок раненым мы носили свои рисунки и что-нибудь из дома. Мама резала на несколько кусочков кусок мыла и этими кусочками я одаривала раненых. Нас раненые солдаты благодарили , как могли , даже угощали кусочками колотого сахара»  ( показать кусочек мыла и сахар комовой )

    В годы войны хлеб , сахар , мыло имели особое значение…Это  были вещи далекого мирного времени. Женщины старались обустроить быт. Выживали как могли. «Эвакуированным семьям военнослужащих завод выделил железную кровать , две раскладушки на крестообразных деревянных ногах , обтянутых брезентом , глиняные три глубоких и три мелких тарелки , три кружки , деланные из консервных банок , алюминиевый чайник , ведерко для воды , сделанное из большой консервной банки , три алюминиевых ложки и вилки , две алюминиевых кастрюли ( одна жива до сих пор ) ( показать кастрюлю) , три ватных матраца и три ватных подушки , три ватных одеяла , самодельный стол и три табуретки. Было очень холодно зимой, осенью и ранней весной. Мама вынуждена была купить железную печку- буржуйку. Установили  её в комнате , с выводом трубы через форточку. Топили печку чем придется : собирали по поселку щепки , бумагу».                   ( показать печь) Печь быстро прогревает помещение, однако при прекращении топки помещение очень быстро остывает. Название «буржуйка» произошло, по-видимому, именно от этой характеристики печи — она в целом является неэкономичной, «пожирает» топливо..Подобные печи, преимущественно кустарного изготовления, широко применялись в годы войны .

    Вечерами сидели при свете керосиновой лампы ( показать лампу ) , а если было электричество , комната освещалась лампочкой очень маленькой мощности.( показать на абажур)

    Оконные стекла были оклеены бумажными полосками ( показать окно), предохраняя их от разбивания во время налетов самолетов. В вечернее время окна закрывали одеялами , чтобы не проникал свет. За светомаскировкой строго следили специальные службы противовоздушной обороны . За нарушение светомаскировки можно было попасть под трибунал- военный суд. Поселок был погружен в темноту.

     Готовили пищу на керосинке.( показать керосинку ) Положительными качествами керосинок были чрезвычайная простота, удобство зажигания и широкий диапазон регулирования степени нагрева подкруткой фитилей. Минусы - повышенный расход керосина, вонючесть и копоть в силу неполного сгорания керосина. Состояла она из нескольких частей : емкости для керосина , фитильного отделения и нескольких мест для кастрюль разного диаметра. У нас вы видите трехфитильную керосинку.

    Мерилом ценностей и человеческих отношений в годы войны  стал ХЛЕБ …

    Его катастрофически не хватало , правительство ввело карточную систему в 1941 году     ( показать карточки)  для регламентированного обеспечения хлебом населения , в которых устанавливались нормы выдачи хлеба                        ( показать нормы выдачи ). Люди часами стояли в очередях за хлебом , а многие не дожидаясь очереди падали и умирали от истощения. В музеях мало сохранилось карточек на хлеб , а если и сохранились лишь потому, что их не удалось отоварить. Карточки были отменены лишь только в 1947 году , Советский Союз первым из европейских стран отменил карточки.  Цена  жизни и смерти – это блокадный хлеб ( показать на весы с кусочком хлеба )

    …От имени голодавших ,

    Но выживших живых,

    От имени честно павших ,

    Чей голос вошёл в мой стих ,

    Спасителю , Благодетелю ,

    Чьим чудом и я дышу ,

    Блокадной страды свидетелю

    Оду мою пишу !

    Примите её вы , зрячие ,

    И все , кто глух , и слеп,

    В слове моем горящую ,

    Славящую ,

    Ввозносящую

    Хлеб,

    Блокадный хлеб!

    ( Николай Леопольдович  отрывок из стихотворения « Ода блокадному хлебу !...)

    - Ах , как хотелось есть !  - это была навязчивая мысль для всех. Борьба с голодом стала смыслом существования.   

    Долгими зимними вечерами женщины шили  и вязали для фронта необходимые бойцам вещи. Собирая готовые изделия , они формировали посылки для бойцов. Шерстяные носки , варежки ,

    Бабушке , Варварушке

    Я вязала варежки.

    Думала , подумала

    Ей дарить раздумала.

    Я пошлю на фронт бойцу

    Вдруг достанется отцу.

    Будет рад и он , и я

    И Варварушка моя.

    ( Так говорилось в детской песенке военных лет)

    мыло , кисет и обязательно письмо!
    Особо хотелось бы рассказать про военный кисет ( показать кисет )

    Кто этого сам не пережил, тот не может себе представить, как и не может представить "самокрутку". Махорку ( табак ) из пачки пересыпали, а затем хранили в специальных кисетах, а в лучшем случае в портсигарах. Кисеты специально для фронта шили все женщины, от малой до большой, с любовью вышивали и отсылали солдатам в армию. Они были разные: от тряпичных до кожаных, но все представляли собою мешочек, на горловине которого был закреплен шнур, затягивающий кисет. В художественном фильме « В шесть часов вечера после войны» главная героиня поет в песне такие строки : « Дарю я тебе на прощанье кисет , сама я его вышивала…»

    Но самым желанным предметом на фронте и в тылу было письмо. Фронтовые письма , сколько счастья и горя они несли с собой … ( показать письма )

    Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты, кажется, тоже треугольной формы. Это было не только из-за нехватки конвертов, но и из-за того, что военной цензуре было намного легче развернуть "треугольник". Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. Письма обязательно просматривались военной цензурой, чтобы не дать возможности врагу по содержанию личной переписки получить сведения о дислокации частей, их вооружении и т.д. Строчки с важной информацией, военными данными вымарывались чёрной краской Ставился штамп: "Проверено военной цензурой" или "Просмотрено военной цензурой".( показать письмо с печатью цензуры ) Шесть миллиардов писем было написано в годы войны, ежемесячно только в действующую армию доставлялось 70 млн писем. Пересылка корреспонденции с фронта и на фронт (кроме посылок) была бесплатной.

    Но была корреспонденция особого рода – это служебные письма . Письма – похоронки.( показать похоронку ), краткая разговорная форма определения официального извещения о гибели военнослужащего, присланного из войсковой армейской части. Наибольшее распространение получило в годы массовой гибели советских военнослужащих частей Советской Армии в годы Отечественной войны 1941—1945. Похоронка служила документом для обращения в военкомат с целью получения семьей погибшего военнослужащего пособий от государства. Оформлялась в войсковой части, к которой был приписан военнослужащий, и отправлялась по месту жительства его семьи..

    В годы войны люди не всегда грустили , сгорбленные печалями и заботами о хлебе насущном они не утратили способности радоваться  , а поддерживала в трудную минуту музыка… Много военных песен написано в годы войны . Но хотелось бы остановиться на двух. Две певицы , две песни – стали символами эпохи ! Их с равным удовольствием слушали как на фронте , так и в тылу.

    Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками „Идет война народная, священная война“ в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки „Синенький скромный платочек“. Так и было.        ( фонограмма песни ) Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет  после войны Клавдия  Ивановна Шульженко  ( показать портрет ) не снимала ее с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным.

    Лидия Андреевна Русланова( показать портрет певицы ) с песней «Валенки» вошла в историю Великой войны. Выступая в составе фронтовых концертных бригад на всех концертах Лидия Русланова пела эту незамысловатую цыганскую песню , ставшую вскоре русской народной.                 ( фонограмма песни) . Песня стала не просто знаменитой, она стала для Лидии Руслановой своеобразной «визитной карточкой». С этого времени не было такого концерта, на котором бы не просили исполнить «Валенки».

    В глубоком тылу с патефонных пластинок звучал голос этих удивительных женщин! Патефон выносили на улицу , ставили на табуретку , крутили ручку и пластинки начинали издавать чарующие звуки с характерным поскрипыванием…( показать патефон и пластинки )

    Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов. ( завести патефон )
    Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона, который был стационарный. Звук с пластинки снимался посредством иглы. Иглу приходилось часто менять, да и пластинки изнашивались, бились. В чемоданчике предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл. Иглы можно было покупать на - вес ,   они были дешевыми.

    Во время Великой Отечественной войны Новый год был символом мирной жизни , к которой мечтали вернуться все и как можно скорее. Праздник , который внушал надежду на то , что в новом году война наконец закончится. Для всех тех , кто встречал Новый год в окопах , или тех , кто их ждал в тылу , это был тот же семейный праздник , но в период расставания – со слезами на глазах. И также как и вирное время люди слали друг другу новогодние открытки с поздравлениями. Но война накладывала свой отпечаток. Главное пожелание – это Победа над врагом и скорейшее возвращение домой к своим семьям.( показать новогодние открытки )

    А вот по домашнему, в кругу семьи и друзей Новый год по прежнему отмечался , пусть это было и не очень похоже на довоенные праздники. Ощущение праздника было важно и взрослым, и детям, потому что хоть ненадолго, но создавало иллюзию мирной жизни, потому что по своему врачевало душу, искалеченную ужасами войны. Украшение ёлки к Новому году во время войны было обязательным – этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. В дома часто приносили живую ёлку. Так как жили очень бедно, то украшали её тем, что было под рукою. Чаще всего это были самодельные игрушки из бумаги, ваты, дерева. Электрических гирлянд тогда не было, поэтому вместо них использовали свечи. Их ставили в специальные подсвечники, похожие на бельевые прищепки. Иногда на ёлку вешали маленькие кусочки хлеба , кускового сахара, орехи, завёрнутые в фольгу. ( показать новогодние игрушки на ёлке ) В Москве во время войны работало 14 предприятий, выпускавших разнообразный ассортимент изделий! Например, артель «Художественная игрушка» и «Промхудожник» – ватных Дедов Морозов, игрушки из проволоки. Во время Великой Отечественной войны люди праздновали Новый год и были объединены общим желанием – победой над врагом. После окончания войны в связи с разрухой и суровым временем ёлочные игрушки практически не выпускались, поэтому в магазинах продавались листы бумаги с нарисованными животными. Можно было их вырезать, склеивать и вешать на ёлку. Но какими ни были предпочтения, какие бы ёлочные игрушки ни повесили на ёлку, всё это делалось для того, чтобы с хорошим настроением встретить самый лучший праздник в году. И прекрасная сияющая ёлка озаряла своим светом всё вокруг , дарила надежду на исполнение самых заветных желаний!

    А самым заветным желанием тех лет для всех была – ПОБЕДА !

    И она пришла - долгожданная Победа!

    «Я помню, мы сидели на кухне у чёрной бумажной тарелки репродуктора (теперь такой нигде и не найдёшь, почти музейная вещь) и слушали ликующего Левитана, который рассказывал нам и всему миру о разгроме немцев , а потом передавали марши, и мама моя плакала от радости…»

    ( фонограмма о капитуляции германии )

    Зачитать Указ Президиума Верховного Совета СССР

          Физико-Механический факультет СПбГПУ - Поздравляем с праздником 60-летия Великой Победы!

    ЭПИЛОГ

                                                    Где-то в братских могилах великой войны

                                                    Наши детские игры погребены.

                                                    Безмятежные сны … Безмятежные дни …

                                                    Мы в двенадцать забыли , какие они.

                                                    Мы отцов провожали в походы без слез.

                                                    Нас полуторки мчали в притихший колхоз.

                                                    Мы долбили траншеи в промерзшей земле ,

                                                    Обдирая ладони на грубом кайле.

                                                    На газетных полях в этот тягостный год

                                                    Упражненья писали мы :

                                                    « Враг не пройдет !»  

    ( занавес закрывается )        

    Вот и закончено наше  путешествие во времени с обычными вещами … Время , которое перевернуло жизнь миллионов людей и разделило их жизнь на две половины – война и мир!

    В нашем путешествии мы использовали воспоминания очевидцев тех военных лет : Колотиловой Эльзы Сергеевны , Соколовой Александры Александровны , Миняевой Нины Алексеевны .

    Спасибо за внимание !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    экскурсия к конкурсу "История обычных вещей" - "мягкое чудо" о истории подушки

    краткий 20 минутный экскурс в историю привычных предметов - подушки....

    Экскурсия к конкурсу "История обычных вещей" - "Что за чудо деревянная ложка"

    Краткий 20 минутный экскурс в историю деревянной ложки....

    экскурсия к конкурсу "История обычных вещей" - "Эх,валенки.."

    Краткий экскурс в историю уникальной обуви - валенок....

    Сценарий познавательной игры - викторины по истории Древнего мира для учащихся 5 класса «Путешествие во времени»

    Предлагаемая викторина может быть использована в качестве итогового повторения в 5 классе или в 6 классе для входного контроля....

    Открытый урок английского языка в 5 классе по учебнику "New Millennium English" на тему: "Путешествие во времени. Ролевая игра "Машина времени"

    План-конспект открытого урока английского языка в 5 классе по учебнику "New Millennium English" на тему: "Путешествие во времени. Ролевая игра "Машина времени". Предусматривает подготовку презентации,...

    Урок истории в 7 классе "Путешествие из Смутного времени в Бунташный век"

    Тема: «Путешествие из Смутного времени в Бунташный век».Цель: 1.     Сформировать представление о народных движениях XVII века.2.     Развивать мыслительные нав...

    "Путешествие во времени. История Британии." Внеклассное мероприятие.

    Технологическая карта занятия внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....