Интегрированный урок - экскурсия "Путешествие по Франции" по системе РО Л. В. Занкова. 4 класс
план-конспект по музыке по теме

Санькова Светлана Александровна

Этот урок дает возможность учащимся познакомиться в увлекательной форме с достопримечательностями Франции. На уроке они будут исследователями, музыкантами, художниками, гидами, создателями презентаций с информацией о Эйфелевой башне, соборе Нотр-Дам-де-Пари,Тюильри сад, Лувр и др. Познакомятся с художниками и композиторами - импрессионистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_francii.doc94.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Путешествие по Франции

(интегрированный урок - исследование)

«Ничто по музыкальности не может

сравниться с закатом солнца».

                                                                                                                                                                        К. Дебюсси.

Цель:

Создание условий для формирования художественных компетенций школьников через использование технологий интегрированного обучения и воспитания посредством активизации творческой и познавательной деятельности учеников; повышение общего культурного уровня и эстетических потребностей учащихся.

Задачи:

  1. формировать нравственно – этические переживания учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи, архитектуры;
  2. познакомить с культурой и шедеврами Французского искусства.
  3. совершенствовать навыки анализа музыкальных и живописных произведений;
  4. развивать внутреннюю музыкальную память, внутреннюю музыкальную интонацию;
  5. повышать уровень информационной культуры учащихся;
  6. формировать внимательное отношение к языку произведений искусства.

Формы обучения: групповая, индивидуальная, коллективная.

Музыкальный материал: Видеоролик о Париже, К. Дебюсси «Облака», М. Равель «Игра воды», Д. Шостакович «Вальс-минутка».

Дополнительный материал: репродукции картин художников – импрессионистов: Э. Мане, К. Мане, О. Ренуар, К. Писсарро, Лувр, маршрутный лист, карточки индивидуальных заданий.

Оборудование: Интернет, компьютерный класс, проектор для компьютера, экран, презентации детей, презентация урока, металлофоны, колокольчики, рабочие тетради для 4 класса, компьютерные программы: «Музыкальный класс» - компании New Media Generation , УМК «Мировая художественная культура», «Шедевры русской живописи» - "Кирилл и Мефодий", «Энциклопедия классической музыки» - компания «Новый диск», «Электронное периодическое издание Федерации Интернет Образования «Вопросы Интернет-образования, октябрь/01.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

- Ребята, я предлагаю начать урок с улыбки. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и  поделитесь своей радостью. От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно. Спасибо Вам!

- Наверно каждый человек мечтает побывать в различных городах и странах, чтобы узнать много нового и интересного. А вы любите путешествовать?

 - Мои друзья недавно побывали во Франции и посетили Париж. О своих впечатлениях они рассказали в видеоролике. Давайте его посмотрим!

(Смотрим видеоролик о Париже и его достопримечательностях).

- А вы хотели бы побывать в Париже? Я тоже давно мечтают побывать во Франции и познакомиться с достопримечательностями этой удивительной страны. Не будем печалиться! В наш век информационных технологий можно осуществить любую мечту! Я вам предлагаю совершить виртуальное путешествие.

  1. Работа по теме урока

- Что бы вы хотели увидеть во Франции? Что хотели бы узнать об этой стране? (Ответы учеников). 

Слайд 1.  (Достопримечательности Парижа)

- Прекрасно. Давайте составим наш маршрут путешествия. Он будет выглядеть так:

Слайд 2. (Маршрут путешествия)

  1. Символы Франции.
  2. Географическое расположение.
  3. Достопримечательности страны.
  1. Эйфелева башня
  2. Нотр –Дам – де –Пари
  3. Тюильри сад
  4. Люксенбургский сад
  5. Художники импрессионисты
  6. Композиторы импрессионисты
  7.  Лувр

(Маршрут путешествия проецируется на экране телевизора весь урок)

III. Беседа учителя с классом

- Как же мы назовем наше путешествие? (Путешествие по Франции).

Слайд 3. (Изображение Эйфелевой башни, флага Франции, портрет президента Николя Саркази)

- Знакомство мы начнем с главной достопримечательности страны  - Эйфелевой башни. Она является символом Франции. А вот так выглядит флаг Франции.  Пост президента занимает Николя Саркази.

Слайд 4. (Изображение флага России, Кремль, портрет президента Д. Медведева)

А как выглядит флаг России? Что является ее символом? (Московский Кремль). Кто президент нашей страны? (Д. Медведев).

- Отправляясь в путешествие  турист обязательно берет с собой в путешествие фотоаппарат, камеру.  Для чего? (Ответ учеников).

- Верно, чтобы запечатлеть самые яркие моменты экскурсий. Сфотографироваться возле памятников архитектуры. А в холодные зимние вечера с друзьями вспоминать самые прекрасные минуты отдыха. Итогом нашего путешествия будет тоже видеоролик.  Согласны?  (Ответ).

- У вас на парте лежат маршрутные листы. В них вы будете вносить названия замков, парков, новые слова, термины, т. е. важную для вас  информацию. (Приложение 1).

(Учитель обращает внимание учеников на маршрутный лист)

С символами Франции мы познакомились. Что указано во 2 пункте нашего маршрутного листа? (Географическое положение Франции).

Слайд 6.(Карта Франции)

- Страна находится на крайнем западе Европы. Более половины границ омывает Северное море, пролив Ла-Манш, Атлантический океан и Средиземное море. Разнообразные природные условия. Неподалеку от покрытых снегами остогов Альп можно встретить пальмы на лазурном берегу, а в суровой Бретани – обнаружить средиземноморскую растительность. Запад Франции занимают равнины с неспешно текущими реками. Это Сена, пересекающая столицу страны; Лаура, славящаяся замками на ее берегах; Гарона, воды которой орошают виноградники; а так же Рейн, пограничный с Германией.

Слайд 7. (Изображение экскурсионного автобуса)

 - А,  вот и автобус, на котором мы отправляемся в наше путешествие. Я предлагаю всем вместе сфотографироваться.  Первый кадр есть!

- Помогать нам в пути будут гиды.

- Кто такой гид? (Человек, который сопровождает туристов и знакомит их с местными достопримечательностями). Запишем слово гид в 3 пункте нашего маршрутного листа. Кто хочет быть гидом в нашем путешествии?

(Учитель предлагает ученикам сесть за компьютеры, и выполнить задание, которое написано на карточке у каждого).

- Садитесь за компьютеры. Ваша задача:

  1. В интернете найти информацию, которая указана у вас в задании.
  2. Оформить презентацию.
  3. Ознакомить туристов с достопримечательностями, которые указаны в вашем задании. (Приложение 2).

- Дорога у нас длинная. Какое же путешествие без песни? Давайте приготовим наши голосовые связки к пению.

(Первая группа работает с компьютерами, а  вторая с учителем).

- Я предлагаю вам закрепить наши знания по музыкальной грамоте, ведь в дальнейшем на уроке мы будем играть на металлофонах.

(Вторая группа работает  в Музыкальном классе).

Ход работы:

  1. Вокальные упражнения.
  2. Закрепление длительностей нот.
  3. Выполнение задания на  компьютере.
  4. Пение по ручным знакам.

- Настроение у вас хорошее? Пришло время отправляться.

(Видеоролик с Эйфелевой башней.)

- Мы проезжаем мимо Эйфелевой башни. Слово гиду.

Слайд 8-11.(Эйфелева башня. Портрет Густава Эйфеля).

Гид. Э́йфелева ба́шня всемирно известна как символ Франции. Она  названа в честь своего конструктора Густава Эйфеля. Сам Эйфель называл её просто — 300-метровой башней. Этот символ Парижа задумывался как временное сооружение — башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. Каждый год на нее взбираются 6 миллионов туристов! Ее ненавидела большая часть культурной элиты столицы. Они называли ее  «чудовищный скелет» и мечтали взорвать. Но Эйфелеву башню не тронуло ни время, ни Гитлер - он не смог взобраться наверх, т.к. кто-то предусмотрительно повредил привод лифта. Сегодня башня используется как теле  и радиовышка. Чтобы подняться пешком, нужно пройти  1792 ступенку.

- Спасибо гиду. Сделаем фотографию на фоне Эйфелевой башни.

- Какую новую информацию вы запишете в маршрутном листе? (Ученики записывают имя создателя Эйфелевой башни (Густав Эйфель).

- Наше путешествие продолжается. Чтобы было веселей нам в дороге давайте споем нашу любимую песню «Я могу», муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина.

(Видеоролик с замками. Гид рассказывает о Нотр-Дам-де-Пари)

Слайд 12-14. (Собор Нотр-Дам-де-Пари, витражи собора, орган).

Гид. Собо́р Пари́жской Богома́тери Нотр-Дам-де-Пари географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана. Некоторые люди, например, верят, что подержавшись с минуту за кольцо на одной из трех дверей собора, можно уберечь себя от неприятностей. Зайдите внутрь - там потрясающей красоты витражи, старый как мир орган, больше похожий на Титаник и приятная тишина.

- Каменный собор способен вместить 10 т. человек. Вот он какой, создающий впечатление суровой торжественности.

- Спасибо гиду за работу. Снимок на память.

- Ребята, какую новую информацию мы запишем в маршрутном листе? (Остров Сит, на котором он расположен,  название собора Нотр-Дам-де -Пари).

- Нам немного нужно отдохнуть. Поиграем?

- Вам необходимо быть внимательными во время  выполнения этого задания. Нотную грамоту мы повторили. Ноты вы знаете.

(Проводится игра «Собери кубики» из «Музыкального класса»).

- Наш автобус отправляется дальше на маршруте Тюильри сад. Слово гиду.

Слайд 14-18. (Вид Луврского дворца, Тюильри сад, Лувр, площадь Согласия).

Гид. Сад Тюильри в центре Парижа, занимает территорию между площадью Согласия, улицей Риволи, музеем Лувром и рекой Сеной.  Когда-то здесь находился дворец Тюильри, а теперь — самый значительный и самый старый сад— французский парк. Еще в 14 веке за стенами Луврской крепости была свалка и добывали здесь глину, из которой делали черепицу - тюиль. Отсюда и название Тюильри. Первый парк начали разбивать в 1564 году по приказанию Екатерины Медичи, пожелавшей новый дворец — Тюильри — и сад для прогулок. Поэтому парк был в итальянском стиле: 6 аллей по длине сада и 8 — по его ширине.

(Учитель фотографирует  гид на фоне Тюильри сада).

- Какую новую информацию вы запишете в маршрутном листе? (Дворец Тюирли, Французский парк).

Физкультминутка  (Исполнение 2 куплета песни «Я могу», муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина. )

- Наш автобус проезжает мимо Люксенбургского сада. Слово гиду.

 Слайд 19-23. (Фонтан Медичи, Статуя Свободы)

Гид. Если сад Тюильри – самый знаменитый парк в Париже, то Люксембургский сад - самый любимый у парижан. Бывший королевский, а теперь государственный дворцовый, Люксембургский сад занимает очень большую территорию. Хочешь, корми уток в пруду, хочешь – любуйся знаменитым фонтаном Медичи, играй в теннис, гуляй под стрижеными каштанами или фотографируйся на фоне зеленой Статуи Свободы. Для туристов сад удобен тем, что  здесь в тени можно отдохнуть от туристического гомона Нотр-Дама и утомляющего пафоса Пантеона. От обоих до парка несколько минут ходьбы.

Один из красивейших парков мира, разбит по приказу Екатерины Медичи. Все дороги от городских достопримечательностей ведут к нему - чтобы вы спокойно могли посидеть прямо на траве и подумать, куда двинуться дальше.

(Снимок на память с гидом).

Слайды 24-27. (Репродукции картин Э. Мане, К. Моне, К. Писсарро, Э. Дега).

- Ребята,  в этом парке такие  художники как Э. Дега, К. Мане, К. Писсарр, Э Мане часто создавали свои  полотна.  Посмотрите внимательно, что характерно для этих авторов. Что необычно? (Новое ощущение света и цвета, внимание к фактуре мазка, сосредоточенность на «красоте мига» - «остановись, мгновенье – ты прекрасно!»). Художники стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать мимолетные настроения.

Слайд 28. (Репродукция картины К. Моне «Впечатление. Восход солнца»).

- Обратите внимание на репродукцию картины. Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца». Во второй половине XIX века в европейском искусстве появилось направление импрессионизм (от французского – впечатление).  Впервые этот термин появился в 1874 году, когда состоялась первая выставка импрессионистов. Картину свою  К. Моне назвал так, чтобы избежать монотонности в названиях своих картин. Критик Леруа в сатирическом отчете зло высмеял художников. Назвал их «впечатленщики» (impression). Так и родилось название художников импрессионистов. Запишем слово «впечатление» в маршрутном листе.

- Мы с вами на прошлых уроках говорили об удивительном и закономерном содружестве музыки и живописи – ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира. Вы уже убедились в том, что они дополняют о обогащают наше восприятие. У каждого человека кроме глаз и ушей есть что? (Внутреннее зрение и внутренний слух).

- Проверим, есть ли у вас внутренне зрение.

( Учитель называет названия цветов, дети говорят, что их видят).

- Теперь я уверена, что вы справитесь с заданием.

- У вас на компьютерах есть электронное пособие, которое создали ребята 10-11 классов по МХК. Вам нужно будет одеть наушники, включить музыкальное произведение и прослушать его. Затем вы войдете в пособие. Там очень удобная навигация. Просмотрите его и найдите в этом пособии репродукцию картины, которая не проиллюстрирует прослушанную вами музыку, а расскажет по-своему и дополнит музыкальное произведение.

- Другая группа возьмет металлофоны, и разучит мелодию из оперы «Волшебная флейта». Кто написал это произведение? (В. А. Моцарт).

(Учитель проверяет выполнения задания у каждого ребенка за компьютером. Затем проверяет выполнения задания у второй подгруппы, которая работала с металлофонами).

- Все молодцы. Справились с заданием. А теперь наш оркестр шумовых музыкальных инструментов исполнит фрагмент из оперы «Волшебная флейта В. А. Моцарта.

(Одна группа играет на металлофонах, другая на  колокольчиках).

- Вы хорошо потрудились. Сделаем гимнастику для глаз.

Физкультминутка.

- А вы знаете, ребята, что в Люксенбурском саду отдыхали не только жители города, но часто здесь работали писатели, музыканты.

Слайд 29-30. (Портреты французских композиторов М. Равель, К. Дебюсси).

- Слово гиду о французских композиторах.

Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века, Закончил Парижскую консерваторию. Равель создал фортепианный цикл «Игра воды».

«Игра воды» Написано в 1901 году; посвящено Габриэлю Форе, у которого Равель в то время учился.

Композитор описывал «Игру воды» так: «Эта пьеса, навеянная шумом воды и другими музыкальными звуками, слышными в фонтанах, водопадах и ручьях, построена на двух темах.

На авторской рукописи надписана цитата из Анри де Ренье «Речной бог, смеющийся над щекочущей его водой».

- Ребята ваши глазки устали, они много работали. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Физкультминутка: (Гимнастика для глаз под музыку Д. Шостаковича «Вальс-минутка»).

Гид. Клод-Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года недалеко от Парижа. В детстве он обучался игре на фортепиано. Свою концертную деятельность он начал в 14 лет. В этом же возрасте юноша начинает сочинять музыку. Клод Дебюсси окончил Парижскую консерваторию и выступал как дирижёр и пианист с исполнением собственных произведений.Клод Дебюсси был выдающимся мастером звуковой живописи. Он написал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса.

IV. Изучение нового материала

- Композиторы  - импрессионисты унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.

Слайд 31. (Репродукции картин с изображение воды, ручья, озера, капли воды).

- Послушаем «Игра воды» Мориса Равеля. Вслушаемся в нее: какие звуки природы можно услышать в ней,  и какую картину природы подсказывают эти звуки? (Слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена радостью и светом).

- Давайте послушаем эту музыку еще раз и из картин на слайдах выберем наиболее подходящую к этой музыке, картину, которую мог увидеть композитор перед созданием этого произведения.

(Беседа по репродукциям картин. Повторное слушание с просмотром слайдов).

- Какие впечатления у вас от музыки и картин теперь? (Дети высказывают свои впечатления).

( Одна группа рисует, другая заполняет таблицу с музыкальными инструментами).

- Какую новую информацию запишем в маршрутных листах? (Клод. Дебюсси, М. Равель, «Игра воды», «Облака»).

- Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?  Посмотрим записи маршрутного листа. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик о Франции и, используя свой маршрутный лист, вспомнить те достопримечательности Франции, с которыми мы познакомились сегодня на уроке.

 

(Ученики смотрят  видеоролик о Франции на фоне песни в исполнении французского певца Джо – де Сена. Называют названия замков, парков, музеев, композиторов, художников).

V. Итог.

- Наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за работу. Вы меня сегодня очень порадовали. Я увидела, что вы умеете работать с компьютером, уверенно находите необходимую информацию на электронных образовательных  ресурсах, умеете создавать презентации. Владеете навыком информационной культуры.

Наши гиды прекрасно справились с заданием, и интересно изложили классу информацию о достопримечательностях Франции. Я убедилась в том, что вы прекрасно владеете своим внутренним зрением, и ваше воображение рисует удивительные картины, которые вы сравнивали с репродукциями картин французских художников.

Вы уверенно высказываете свои мысли и убедительно аргументируете свои ответы.

Всего вам доброго! До новых встреч!

Литература

1. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., «Просвещение», 1989 г.

2. Данилова Г.И. «Мировая художественная культура» . От XVII века до современности. 11 класс, профильный уровень. «Дрофа», Москва, 2006 г.

3. «Музыка» - программа для общеобразовательных учреждений, В.В.Алеев, Т.И.Науменко. М., «Дрофа» 2003 г.

4. «Музыка» - программа для общеобразовательных учреждений, В.В.Алеев, Т.И.Науменко. М., «Дрофа» 2003 г.

5. «Музыка» Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 5 класс. М., «Дрофа», 2002 г.

6. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», версия 2004 г., ресурсы Интернет, www.KM.ru

7. Смолина Е.А. «Современный урок музыки». Творческие приемы и задания. Ярославль, Академия развития, 2006 г.

8. «Я познаю мир» Детская энциклопедия, том «Музыка», М., «Астрель» 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Интегрированный урок музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" 6 класс

Проектная деятельность на интегрированном  уроке музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" (по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или приключения воробья")...

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

Конспект интегрированного урока "Глаз как оптическая система"

Данный интегрированный урок физики (интеграция предметов физика-биология) предназначен для учащихся 12 класса коррекционной школы II вида....

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Сценарий урока -квеста (интегрированного урока по математике, русскому языку и литературе) в 6 классе.

В современном мире очень трудно удивить наших детей.А ведь именно удивление часто является мощным толчкомк дальнешему вниманию и ... познанию нового и неиведанного!!Вот я и попыталась объединить забав...

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).

Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...